Перспективный план по самообразованию: Экологическое воспитание дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Михайлова Александра Александровна

Воспитание экологической культуры в доу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_samoobra.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по самообразованию
«Экологическое воспитание дошкольников»

 

Месяц

Источники

Цель

Результат

Формы работы

Сентябрь

С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте».

 

Выявление знаний и умений у детей по данной теме.

Подбор методической и детской литературы.

Составление перспективного плана работы.

Мониторинг знаний и умений по воспитанию экологической культуры в дошкольном возрасте.

Анализ мониторинга.

Анкетирование родителей по экологическому воспитанию.

Анализ анкет.

 

1. Мониторинг знаний и умений детей по данной теме.

2. Обогащение условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.

3. Разработка содержания наблюдений, экскурсий, походов, составление маршрутов в природу.

Октябрь

Коломина Н.В

«Воспитание основ экологической культуры в детском саду»

(Неживая природа- среда жизни растений, животных, человека).

 

Познакомить детей с видимыми явлениями Вселенной (звезды, солнце, планеты, спутники.

Воспитывать у детей любовь к природе, стремление изучать её, правильно обращаться с ней.

Непрерывная образовательная деятельность «Планета земля в опасности!».

Досуг: «Ждут нас быстрые ракеты для полетов по планетам».

1. Беседа о планетах, о планете – Земля, о ближайшей звезде к планете Земля -_солнце; о спутнике Земли – Луне; о космическом телескопе, орбитальной станции, о космонавтах.

2. Рассматривание иллюстраций из серии «Космос», глобуса.

3. Наблюдение звездного неба.

4. Загадывание загадок о небесных телах .

5. Чтение художественной литературы о космосе.

6. Экскурсия в мини-музей «Космос».

7. Рисование на тему «Космос».

Ноябрь

С.Н.Николаева

«Юный эколог»

(Неживая природа- среда жизни растений, животных, человека).

Н.А. Рыжова «Волшебница вода».

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни..

Закреплять свойства воды, знания о разных состояниях воды, о круговороте воды в природе, делать выводы.

Расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края.

Непрерывная образовательная деятельность

«Ходят капельки по кругу».

Инсценировка «Отдых на реке».

Праздник «Волшебница вода».

 

1. Рассматривание глобуса: каким цветом изображена вода на нем; путешествие по глобусу по океанам, морям, рекам, озерам и т.д.

2. Беседа по теме «Для чего нужна вода?» «Как она помогает нам?»,

3. Чтение художественной литературы: «Э. Мошковская «Речка», «С. Жупанин «Прыг да прыг…», О. Григорьев «Какой дождь?», А Тараскин «Сколько знаю я дождей», С. Махорина «Первый мороз» , загадывание загадок о природных явлениях.

4. Наблюдения: «Облака», «Дождь».

5. опыты «Какой бывает вода».

6.рисование – «Облака», «Туча и дождь», «Река», «Аквариум», «Что растет в воде», «Кто живет в реке» и др.

7 Подвижная игра «Мы -капельки». «Мы - чайки», «Мы – стайка рыбок» и др.

8 Оформление информационных листов для родителей

 «Берегите воду».

Декабрь

Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка».

Познакомить детей с органами слуха, органами дыхания человека и животных.

Познакомить с при-родным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов.

Проявлять познавательный интерес в проведении опытов с воздухом.

Познакомить детей с животными, приспособленными к обитанию в воздушной среде.

Разбудить в детях эмоциональное отношение к животным, подвести их к пониманию необходимости бережного к ним отношения.

Непрерывная образовательная деятельность «Воздух, ветер, человек».

Непосредственно-образовательная деятельность

«Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем».

 

1. Непрерывная образовательная деятельность «Как увидеть воздух», «Как услышать воздух».

2. Беседа: «Воздух поет и свистит», «Уши разные нужны, уши разные важны», «Как мы дышим»,» Как мы чувствуем запах», «Летающие семена».

3. Чтение художественной литературы: загадок про воздух, А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», С.Маршак «Мяч», Г. Юдин «Главное чудо света», О. Кургузов «По следам «Почемучки», А. Барто «Жарко»,И. Токмакова «Ветрено», С. жупанин «Нарисую ветер», С. Михалков «Три ветра».

4. Экскурсии, наблюдения и опыты с воздухом.

5. Подвижная игра «Раздувайся, пузырь», игры с мячом, Игры-превращения» и др.

6. Анкетирование родителей «Курение и воздух».

Январь

С.Н.Николаева

«Юный эколог»

(Многообразие растений и их связь со средой обитания).

С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте».

 

Познакомить детей с некоторыми видами комнатных растений, с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада огорода.

Познакомить с характерными особенностями, строением, определенными условиями жизни.

Учить детей ухаживать за ними, замечать их неблагополучное состояние, обнаруживать недостаточность условий для их жизни.

Развивать эмоциональное и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни.

Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Непрерывная образовательная деятельность «Через добрые дела можно стать юным экологом», «Лес в жизни человека».

Изготовление плакатов на тему

«Берегите лес!» и установка плакатов в лесу.

Развлечение

«Мой край родной: заповедные места и памятники природы».

Оформление альбома «Цветы».

 

Беседа «комнатные растения», «Лес», «Деревья на нашем участке», «Лес в жизни человека», «Как лесник заботится о лесе». «Как вести себя в лесу».

Рассматривание книги «Национальный парк «Завидово».

Рассматривание березы, ели, ясеня, сосны и беседа о деревьях.

Рассматривание модели дерева (строение), репродукции картин художников И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», И.И. Левитана «Березовая роща», В.М. Васнецова «Дубы» и др.

Экскурсия в лес любого состава (смешанный, хвойный, березовый), в зимний лес .

Рассматривания гербария

Чтение художественной литературы: загадки, стихотворения, рассказ В. Такасийчук «Удивительная прогулка», С.А. Есенин «Березка»,Е. Трутнева «Елка» и др.

Подвижная игра: «Раз, два, три – к дереву беги».

Дидактическая игра «Повтори, не ошибись», «Собери дерево», «Угадай, с какого дерева лист и плод», «Назови ласково»,

« Составь рассказ-описание по плану» и др.

Февраль

Л.Г.Селихова «Интегрированные занятия: ознакомление с природой и развитие речи».

И.А. Морозова,

М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром».

 

Закреплять знания детей о видах животных, о внешнем виде, пище, жилище.

Умение узнавать и называть животных и их детенышей.

Упражнять в составлении рассказов о жизни домашних и диких животных.

Воспитывать бережное отношение к животным.

Театрализация: «Утренние лучи» по мотивам рассказов К.Д. Ушинского.

 

1. НОД:«Домашние животные», «Дикие животные», «Как зимуют звери».

2. Рассматривание иллюстраций и беседа «Животные жарких стран», «Животные Севера», «Что такое Красная книга».

3. Наблюдение за домашними животными.

3. Дидактическая игра: «Кто как голос подает? «Кто где живет?», «Узнай зверя по описанию», «Кто у кого?», «Четвертый лишний», «Сложи картинку»,

4. Чтение художественной литературы: загадывание загадок, В. Танасийчук «Экология в картинках («Олени и хищники», «Что делать с кроликами», «Почему белые медведи не живут в лесу», Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб» и др.

5. лепка зверей,

аппликация «Пингвин на льдине», оригами «Зайчик на лужайке».

Март

С.Н.Николаева

«Юный эколог»

(Многообразие животных и их связь со средой обитания – перелетные и зимующие птицы).

Л.Г.Селихова «Интегрированные занятия: ознакомление с природой и развитие речи».

И.А. Морозова,

М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром».

 

Познакомить с конкретными видами птиц нашего края, с характерными особенностями внешнего облика, поведения, выделять существенные различия.

Уточнить название перелетных и зимующих птиц.

Закрепить представления о пользе птиц.

Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

Непосредственно-образовательная деятельность «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».

Изготовление родителями скворечников

и развешивание их на участке детского сада.

Праздник, посвященный Международному дню птиц.

«В звонких птичьих голосах к нам идет весна-красна».

 

1. Рассматривание иллюстраций по теме «Мир птиц».

2.Просмотр слайдов из серии «Птицы нашего края», аидизапись «Пение птиц».

3. Наблюдение птиц на прогулке.

4. Беседа «Что мы знаем о птицах», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Как мы заботились о птицах зимой».

5. Чтение художественной литературы: Б. Коваль «Грач», В. Флинт «Скворец», О Высотская «Мастерица зима», Н. Сладков «Воробей», А. Барто «Вороны» и др.; загадывание загадок, использование считалок, песенок.

6. Художественное творчество: лепка, рисование, аппликация птиц.

7. Дидактическая игра: «Кого не стало», «Назови птиц», «Составь рассказ-описание про птицу».

8. Подвижная игра «Перелет птиц», Гуси-лебеди», «Птички и кошка».

Апрель

С.Н.Николаева

«Юный эколог»

(Взаимодействие человека с природой).

Дать представление о том, что человека –живое существо, ему необходима хорошая пища, чистая вода, чистый и свежий воздух, тепло, доброжелательное отношение людей, пространство для свободных движений и деятельности, чистота, порядок и красота в окружающей обстановке.

Познакомить детей с тем, как человек использует природное богатство для хозяйства: как охраняет природу (создает заповедники, охраняет памятники природы, заносит редкие виды растений и животных в Красную книгу.

Проявлять интерес к природоохранной деятельности человека.

Выставка детских творческих работ совместно с родителями на тему «Край любимый и родной – нет тебя красивей!».

Досуг «Любимый край, моя земля, родимые просторы».

Участие детей и родителей в акции «Юный эколог».

(Посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада).

Участие родителей проведения субботника «Сделаем город чище».

 

1. Непрерывная образовательная деятельность «Я и мой организм», «Изменения в природе», «Наш поселок»,

«Страна – Россия, столица – Москва».

2. Беседа: «Я и моя семья», «Заповедные места», «Из чего делают бумагу, фанеру, мебель, игрушки, дома», «Как правильно вести себя в природе», Лес нужно беречь от пожара».

3. Экскурсии по улицам города, в лес, парк, к водоему.

4. Просмотр видеофильма «Красная книга».

5. Ежедневные наблюдения в природе.

6. Чтение художественной литературы; использование загадок, пословиц, поговорок, песен; рассматривание иллюстраций и картин известных художников.

7. Творческие работы детей на тему «Край любимый и родной – нет тебя красивей!»

Май

 

С.Н.Николаева

«Юный эколог»

(Многообразие растений и их связь со средой обитания).

С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте».

И.А. Морозова,

М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром».

Л.Г.Селихова «Интегрированные занятия: ознакомление с природой и развитие речи».

 

Выяснение знаний и умений детей в области экологии, полученных в подготовительной группе.

Составление плана работы с детьми в летний период.

Мониторинг знаний и умений по воспитанию экологической культуры в дошкольном возрасте.

Анализ мониторинга.

Создание

альбома «Панорама добрых дел»».

Сбор природного материала для поделок.

Праздник «Здравствуй, солнце красное».

1. Мониторинг знаний и умений детей по освоению основной образовательной программы по разделу

«Социально-коммуникативное развитие» (Экологическое воспитание).

2. Наблюдения за насекомыми, животными, цветами, изменениями в природе.

3. Работа в цветниках (посадка, прополка, полив цветов).

4. Создание альбома «Цветы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"

Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников" для работы в старшей группе...

Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"

Перспективный план  самообразования по теме:«Экологическое воспитание дошкольников»           Составила:...

Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"

Перспективный план  самообразования по теме:«Экологическое воспитание дошкольников»           Составила:...

Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"

Перспективный план  самообразования по теме:«Экологическое воспитание дошкольников»           Составила:...

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»...

План по самообразованию"Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"...