Конспект НОД "Бабочки и жучки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Никитина Татьяна Геннадьевна

НОД "Бабочки и жучки ". Познавательное развитие. Средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okonchatelnyy_konspekt_nod_babochki_i_zhuki.docx315.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Представленный конспект разработан для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Образовательная программа: «Детский сад 2100»

Тема НОД: Бабочки и жуки

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие

Вид деятельности детей: поисково-исследовательская, коммуникативная, игровая, изобразительная.

Цель воспитателя: Создать условия для поисково-исследовательской деятельности для формирования  представлений детей о насекомых.

ПР. Стимулировать познавательную мотивацию, развивать любознательность посредством закрепления представлений детей о  насекомых, их характерных признаках, умении видеть признаки сходства и различия. Дать понятия об умении насекомых  приспосабливаться   к условиям жизни( защитная маскировочная окраска, отпугивающая врагов окраска, длинных хоботок для добывания нектара и пр.)

РР.  Формировать умение использовать полные, простые распространённые предложения
с однородными членами и сложноподчинённые предложения для передачи основной мысли.
 Употреблять в речи слов во множественном числе в родительном падеже. Активизировать словарный запас слов: улей, муравейник.

СКР. Развитие социально-коммуникативных умений общения и взаимодействие при принятии простейшей задачи в рабочей группе, стремиться к достижению, делиться своим познавательным опытом в процессе исследования насекомых. Формировать убеждение значимости насекомых для жизни на Земле.   Создать условия для возникновения  бережного отношения к насекомым.

ХЭР.  Создать условия для становления эстетического отношения к окружающему миру в процессе воспитания объектов  природы - различных насекомых

ФР.  Развивать крупную моторику рук и ног в процессе выполнения взмахов и приседаний; развитие мелкой моторики пальцев в процессе орудийных действий с карандашом.

Предполагаемая цель ребенка: научить  Муху Жужжу  отличать  насекомых от других живых обитателей леса.

Оборудование: Игрушка Муха Жужжа; картинки с изображением  бабочки, комара, божьей коровки, мухи, пчелы, муравья, гусеницы, птицы, муравейника; дрозда на муравейнике, листочки с задание «Четвертый лишний», карандаши, магнитофон, звуки «волшебства».

         

                                               

Этапы НОД

Действия педагога

Действия

детей

Мотивационно-ориентировочный этап (4 мин)

(Звучит тихая мелодия волшебства) Педагог сообщает, что наступила весна, наконец солнышко согрело землю, стало тепло и проснулись насекомые. К ребятам прилетела муха Жужжа. Она рассказывает, что очень рада нас видеть, но ее мама разрешает  дружить только с насекомыми. Да вот беда, за зиму Жужжа забыла, кто такие насекомые и как их можно узнать. Вы готовы ей помочь?

Организация затруднения.

 Для этого предлагает  вместе с Жужжей сыграть в игру «Летает и не летает» Может тогда мы вместе сможем   разобраться, кто такие насекомые и как их отличить. Объясняет правила игры: Я буду показывать картинку,  а вы, если тот, кто изображен на ней летает -машите руками, если не летает - приседайте.

Педагог показывает изображение бабочки, комара, божьей коровки, мухи, пчелы, муравья, гусеницы, птицы.

Кто у нас летает? Значит, все, кто летает-птицы?

А кто же они? Давайте вместе разберемся!

Дети заинтересованы.

Дети делают свои предположения

Дети выполняют движения

Высказывают свои предположения.

Исполнительский

этап (15мин)

Чтобы лучше рассмотреть всех жучков и бабочек предлагаю немного уменьшиться в размере!

 Что вы теперь вокруг себя видите?

Кто это идет? Спинка красная с черными пятнами!

- Ребята, а вы знаете, почему  божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листочке, любая птица может заметить. Оказывается, эта малышка  умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, очень похожую на молоко, которая очень плохо пахнет. Вот божья коровка и отпугивает врагов. Почему ее назвали коровкой?

Божья коровка помогает людям бороться с вредителями, ведь она питается тлей.  Тля наносит огромный вред растениям, питаясь соком листьев.

Давайте рассмотрим божью коровку.

- Какая она? (Маленькая, яркая)

- Какие части у нее есть? (Голова, брюшко, крылья, надкрылья, глаза, 6 лапок).

- Вот перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количество рыжих «лошадок». Кто тащит «бревно» - иголку от ёлки, кто гусеницу.

- Как вы думаете, кто это? (Муравьи)

В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядышком не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилили и лежат, не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошенных гостей муравьиной кислотой. Но пройдет несколько дней, и муравьи примутся за работу.

-А вот по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в сторону свои крылья и сидит так минут десять. Муравьи залезают ему под крылья и быстро «вычесывают» все, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.

Давайте рассмотрим муравья.

- Какая он? (Маленький, коричневый)

- Какие части у нее есть? (Голова, грудь, брюшко, усики, глаза,6 лапок)

-Продолжаем наш путь

Дети подходят к поляне с цветами, на которых спят бабочки.

- Посмотрите, сколько красивых цветов на полянке! А кто это спит на цветах? (Бабочки)

- Ребята, а вы знаете, где у бабочки дом?

- У бабочки нет дома, дом для нее – каждая травинка, дупло, удобная ветка. Да и зачем ей дом, если она живет всего 2 недели. И за такое короткое время ей надо узнать целый мир. Бабочка любит открытые цветки, на них можно сесть и увидеть, что происходит вокруг. А еще бабочка любит пить сладкий цветочный сок-нектар. У нее длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и так добывает нектар.

Предлагаю рассмотреть бабочку внимательно! (демонстрирует детям картинку с изображением бабочки).

- Какая она? (Маленькая, красивая, яркая)

- Какие части у нее есть? (Голова, грудь, брюшко, крылья, 6 лапок, усики, глаза)

Дыхательная гимнастика «Сдуй бабочку с цветка»

Предлагаю осторожно взять цветы в руки и осторожно подуть на бабочек, чтобы они проснулись и улетели.

- Ребята, слышите, вдалеке слышен какой-то странный звук «ж-ж-ж». Кто это летит сюда?

-Верно-это пчела! Как вы думаете для чего она прилетела на цветочную полянку?

Педагог подытоживает предположения детей.

--Пчела с цветов собирает пыльцу и нектар, а потом в своем домике-улье перерабатывает их в полезный и вкусный мед.

-Предлагаю рассмотреть внимательно пчелу. Обратите внимание на ее окраску!

Педагог подытоживает ответы детей:

- Да! Пчела тоже ярко окрашена: яркая желтая, полосатая. Как вы думаете, почему? (Пчела предупреждает: «Не подходи! Ужалю!»)

- Какие части у нее есть? (Голова, грудь, брюшко, крылья, 6 лапок, усики, глаза) Педагог акцентирует  на количество лапок. Посмотрите, какие у пчелы мохнатые лапки. На этих лапках она переносит пыльцу с цветка на цветок, тем самым опыляя их.

Сейчас наша Жужжа  предлагает вам подойти к столам и выполнить задание на листах пособия. Необходимо  найти  лишний объект и зачеркнуть его. «Четвертый лишний»  А Жужжа проверит результат.

Дело сделано! Нам пора превращаться в обычных ребят и возвращаться  в садик.

Вывод:

 Предлагаю вам вместе с Жужжей  вспомнить кого мы встретили в лесу.

-Как этих жителей назвать одним словом? (насекомые)

- Что общего есть у всех насекомых? ( Голова, брюшко, усики, глаза, 6 лапок. Они все маленькие). А еще все они называются насекомые.

- Чем отличаются? (Цветом, у некоторых есть крылья и они могут летать)

-Замечательно! Все правильно. Как вы думаете помогли ли мы Жужже  запомнить кто такие насекомые? Да, нашей Жужже теперь все понятно. Она прощается с нами и летит к своим друзьям.

Ответы детей

Дети внимательно слушают.

Ответы детей

Дети внимательно слушают.

Ответы детей

Дети отвечают на вопрос

Ответы детей

Ответы детей

Дети выполняют задание

Ответы детей

Дети рассматривают, отвечают на вопросы.

Дети выполняют задание

Ответы детей

Дети выполняют задание за столами

Отвечают на вопросы


Рефлексивный

этап (1мин)

-Понравилось ли вам наше путешествие в лес к насекомым?

- Кто из насекомых  понравился больше всего? Почему?

- О ком расскажете дома родителям?

Делятся своими эмоциями.

Перспективный

этап (1мин)

А я предлагаю вам дома вместе с родителями нарисовать насекомых, которых вы знаете.

https://raskrasil.com/wp-content/uploads/raskraska-nasekomie-44.jpg

https://vospitatel-sada.ru/kartinki/2020/07/18-1.jpghttps://funforkids.ru/paint/butterfly/butterfly062.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=44ca327868426eeb5a77db3368f96344-6356719-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=128&h=150


https://3.bp.blogspot.com/-DZufXl03UR8/X0Wl13dyfjI/AAAAAAACV2s/m-rYXFVv8zEMXTAEkRoHrPghDSA2ftAZQCLcBGAsYHQ/s1600/Raskraski-Nasekomye-Dlia-Detei-4-5-Let-1587.jpg           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-исследовательской деятельности в 1 младшей группе. "Покажем Жучке, как мы играем с песком".

Конспект опытно-исследовательской деятельности в 1 младшей группе. Тема: "Покажем  Жучке, как мы играем с песком"....

Конспект занятия по практико-познавательной деятельности в 1 младшей группе "Вот собачка Жучка..."

Живой объект -щенок,вызывает неподдельный интерес у малышей.С помощью практических действий дети исследуют щенка,его повадки,признаки....

конспект НОД с использованием нетрадиционной техники рисования на тему: "Веселые жучки"

конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования на тему: " Веселые жучки" во 2-ой младшей группе....

Конспект НОД "О Жучках и Мурках"

Конспект НОД по окружающему миру на тему: “О Жучках и Мурках” в подготовительной группе ...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по аппликации на тему: "Забавные жучки ".

Занятие аппликацией  способствует развитию творческого воображения и чувства юмора. Занятие предполагает успех каждого ребенка, повышает уверенность себе, в своих силах....

конспект интегрированного занятия с элементами исследовательской деятельности «Кораблик для жучка» во второй младшей группе №10

интегрированного занятия с элементами исследовательской деятельности «Кораблик для жучка»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога и детей 6-7 лет (ООД) по теме «Мы в ответе за тех, кого приручили. О Мурках и Жучках» (чтение (восприятие) рассказа Н.Гарина-Михайловского «Тема и Жучка» в форме диафильма)

Конспект разработан в соавторстве с А.Л.Размоскиной. Технология "культурных практик" разрабатывается и реализуется на базе с/п д/с "Тополек" МБУ "Школы №26" г.о.Тольятти....