Из чего состоит земля
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Свойникова Антонина Юрьевна
Программное содержание: Познакомить детей с составом земли. Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам. Тренировать навык проведения простых экспериментов, умение пользоваться простейшим лабораторным оборудованием. Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать любовь и уважение к родной земле. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, тренировать усидчивость. Материал: тарелочки с комочками земли, лупы, ложечки, стаканчики с водой, трубочки наполненные землёй, стаканы с песком и глиной, салфетки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ  СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ:

«ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЗЕМЛЯ?»

Образовательная область «Познание».

с использованием современной образовательной технологии: исследовательская деятельность.

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах земли.

Программное содержание:

  • Познакомить детей с составом земли.
  • Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам.
  • Тренировать навык проведения простых экспериментов, умение пользоваться простейшим лабораторным оборудованием.
  • Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитывать любовь и уважение к родной земле.
  • Воспитывать аккуратность при выполнении работы, тренировать усидчивость.

Материал: тарелочки с комочками земли, лупы, ложечки, стаканчики с водой, трубочки наполненные землёй, стаканы с песком и глиной, салфетки.

ХОД:

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

  • Ребята, о чём говорится в этой загадке?

 Меня бьют, колотят,

 Ворочают, режут –

 Я всё терплю

 И всем добром плачу. (земля)

  • Мы ходим по ней, играем с ней, сажаем в неё растения. Что же такое земля? (дети высказывают свои предположения)
  • Мы сегодня узнаем много интересного об этом веществе.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

 Опыт 1: «Что это такое ?»

  • У вас на тарелочках лежат комочки земли. Рассмотрите землю с помощью лупы, перемешивая её палочкой.
  • Что вы увидели? (камешки, песчинки, веточки, мелких животных) Рассмотрите землю у своего соседа. Одинаковая ли она? (отличается по цвету, по составу)

Вывод: Земля из разных мест отличается по внешнему виду и составу.

  • Как вы думаете, что ещё может находиться в земле? (дети высказывают свои предположения)
  • Давайте попробуем ответить на этот вопрос, проведя эксперименты.

 Опыт 2 «Воздушные пузырьки»

  • Возьмите ложечкой небольшой комочек земли и опустите в воду.
  • Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха поднимаются на поверхность)
  • А где воздух «прячется» в земле? (между мелкими частицами )

 Вывод: В земле содержится воздух.

 Опыт 3: «Есть ли в земле вода?»

  • Потрогайте землю на тарелочках на ощупь. Мокрая ли она? В ложечку я накладываю эту почву и нагреваю на пламени, над почвой я держу стёклышко. Что происходит со стёклышком? Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле? (дети высказывают свои предположения)

 Вывод: В земле содержится вода.

  • Вода в земле может путешествовать между частицами. Возьмите трубочки, заполненные песком, и опустите их в ложечку с водой.  Что наблюдаем? Почему земля темнеет снизу вверх? (вода смачивает землю)
  • Капните воду сверху в отверстие трубочки.
  • Что увидели? (земля пропускает воду вниз)

 Вывод: Земля смачивается водой.

 Физкультминутка:

 Мы к лесной лужайке вышли,

 Поднимая ноги выше,

 Через кустики и кочки,

 Через ветви и пенёчки.

 Кто высоко так шагал ─

 Не споткнулся, не упал.

 Опыт 4: «Растворимость земли».

  • Землю в стакане с водой хорошо перемешайте стеклянной трубочкой, подождите немного.
  • Растворилась ли земля в воде?

 Вывод: Земля в воде не растворяется.

 Опыт 5: «Определение перегноя»

  • Землю в металлической ложечке я хорошо прогреваю над пламенем. Что мы чувствуем? (появляется белый дым и неприятный запах)
  • А теперь я положу в ложечку сухой листик, хвоинки, останки древесины, хорошо прогрею.
  • Что наблюдаем?
  • Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений, которые делают землю более полезной для растений. Чем больше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай. Землю, содержащую перегной, называют почвой.

 Опыт 6: «Сравнение свойств песка и глины»

  • Почему же частички почвы не рассыпаются как пыль, а склеиваются между собой?
  • В почве есть не только песок, перегной, но и особое вещество – глина.
  • Рассмотрите песок и глину в стаканчиках, потрогайте их на ощупь.
  • Какие они? ( песок рыхлый, глина твёрдая)
  •  Теперь капните в них немного воды.
  • Где вода впитывается быстрее? (В песке, а глина плохо пропускает воду)
  • Возьмите в руки немного сырого песка и сырой глины. Чем они отличаются?

Вывод: Глина и песок разные по свойствам.

 Игры с песком

 А сейчас давайте поиграем с песком. Возьмите горсть песка и сильно сожмите его в кулачке, сделайте вдох; удерживайте песок в руке и задерживайте дыхание. Затем медленно высыпайте песок в стаканчик и делайте медленный выдох. Стряхните песок с пальцев, расслабляя кисти рук.

 Воспитатель благодарит детей за старания.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Н.О.Д. с экспериментированием на тему: «Для чего проветривают комнату или из чего состоит воздух».

Одно из моих приоритетных направлений, это экспериментирование. В процессе этой работы ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, очувствовать себя ученым- исследо...

Конспект занятия в подготовительной группе «Из чего состоит тело человека»

Формировать представления детей об организме человека, о своем здоровье, о строении и функциях тела....

Дидактическая игра "Из чего состоит оттенок"?

Цель: Закрепление знаний детей о смешивании цветов.Задачи:- Развивать умение самостоятельно комбинировать цвета (красный, желтый, синий) и создавать новые (оранжевый, зеленый, фиолетовый) и оттенки (р...

Конспект занятия на тему "Из чего состоит наше тело"

Авторскую презентацию "Клетки тела" можно скачать по ссылке: http://luchik116.ru/2778268403/6901091149.html...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Из чего состоит земля» (экспериментальная деятельность)

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Из чего состоит земля" (экспериментальная деятельность)...