Конспект ООД в группе для детей от 5 до 6 лет «Из чего состоит земля?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Анопченко Татьяна Геннадьевна

Знакомство со свойствами земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_2.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в группе для детей от 5 до 6 лет

«Из чего состоит земля?»

Задачи:

1. Воспитывать любовь и уважение к родной земле. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, тренировать усидчивость.

2. Познакомить детей с составом земли.

3.Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам.

4. Тренировать навык проведения простых экспериментов, умение пользоваться простейшим лабораторным оборудованием.

5. Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи.

 

Оборудование: тарелочки с комочками земли, лупы, ложечки, стаканчики с водой, трубочки наполненные землёй, стаканы с песком и глиной, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, о чём говорится в этой загадке?

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут –

Я всё терплю

И всем добром плачу. (земля)

Мы ходим по ней, играем с ней, сажаем в неё растения. Что же такое земля? Мы сегодня узнаем много интересного об этом веществе.

Опыт 1: «Что это такое?»

Воспитатель: У вас на тарелочках лежат комочки земли. Рассмотрите землю с помощью лупы, перемешивая её палочкой.

-Что вы увидели?

Дети: Камешки, песчинки, веточки, мелких животных)

Воспитатель: Рассмотрите землю у своего соседа. Одинаковая ли она? (отличается по цвету, по составу)

Вывод: Земля из разных мест отличается по внешнему виду и составу.

Воспитатель: Как вы думаете, что ещё может находиться в земле? (предположения детей)

Давайте попробуем ответить на этот вопрос, проведя несколько экспериментов.

Опыт 2 «Воздушные пузырьки»

Воспитатель: Возьмите ложечкой небольшой комочек земли и опустите в воду. Что вы наблюдаете?

Дети: Пузырьки воздуха поднимаются на поверхность

Воспитатель: А где воздух «прячется» в земле?

Дети: Между мелкими частицами.

Вывод: В земле содержится воздух.

Опыт 3: «Есть ли в земле вода?»

Воспитатель: Потрогайте землю на тарелочках на ощупь. Мокрая ли она? В ложечку я накладываю эту почву и нагреваю на пламени, над почвой я держу стёклышко. Что происходит со стёклышком?

Дети: Стекло запотело.

Воспитатель: Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле?

Дети: На стекле появились капельки воды.

Вывод: В земле содержится вода. Вода в земле может путешествовать между частицами. Возьмите трубочки, заполненные песком, и опустите их в ложечку с водой.

- Что наблюдаем? Почему земля темнеет снизу вверх? (вода смачивает землю)

Капните воду сверху в отверстие трубочки.

–Что увидели?

Дети: Земля пропускает воду вниз

Вывод: Земля смачивается водой.

Физкультминутка

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал ─

Не споткнулся, не упал.

Опыт 4: «Растворимость земли».

Воспитатель: Землю в стакане с водой хорошо перемешайте стеклянной трубочкой, подождите немного. Растворилась ли земля в воде?

Дети: Земля в воде не растворилась.

Вывод: Земля в воде не растворяется.

Опыт 5: «Определение перегноя»

Воспитатель: Землю в металлической ложечке я хорошо прогреваю над пламенем.

-Что мы чувствуем?

Дети: Появляется белый дым и неприятный запах.

Воспитатель: А теперь я положу в ложечку сухой листик, хвоинки, останки древесины, хорошо прогрею. Что наблюдаем?

Дети: Появляется запах.

Воспитатель: Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем дольше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай. Землю, содержащую перегной, называют почвой.

Опыт 6: «Сравнение свойств песка и глины»

Воспитатель: Почему же частички почвы не рассыпаются как пыль, а склеиваются между собой?

Дети: Почва похожа на пластилин.

Воспитатель: В почве есть не только песок, перегной, но и особое вещество – глина.

Рассмотрите песок и глину в стаканчиках, потрогайте их на ощупь.

-Какие они?

Дети: Песок рыхлый, глина твёрдая

Воспитатель: Теперь капните в них немного воды.

-Где вода впитывается быстрее?

Дети: В песке, а глина плохо пропускает воду

Воспитатель: Возьмите в руки немного сырого песка и сырой глины. Чем они отличаются?

Дети: Песок сыпется, а глина нет.

Вывод: Глина и песок разные по свойствам.

Игры с песком.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с песком! Возьмите горсть песка и сильно сожмите его в кулачке, сделайте вдох; удерживайте песок в руке и задерживайте дыхание. Затем медленно высыпайте песок в стаканчик и делайте медленный выдох. Стряхните песок с пальцев, расслабляя кисти рук.

Подведение итога занятия.

МБДОУ «ДС №5 Крепыш»

Анопченко Т.Г. Приложение к проекту «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в группе для детей с ОНР по теме "Весна

Развитие связной речи детей с опорой на схему....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Из чего состоит земля» (экспериментальная деятельность)

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Из чего состоит земля" (экспериментальная деятельность)...

КОНСПЕКТ НОД Для детей 6-7 лет «Из чего состоит тело человека» с использованием здоровьесберегающей технологии

Познакомить детей с внешним строением, возможностями тела человека. Воспитывать чувство гордости, что ты человек. Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя, желание больше узнать о своем организме....