Проект по экологическому воспитанию для второй младшей группы «Тропинка в природу»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Краткая аннотация проекта.
Реализация данного проекта предусматривается в младшей группе нашего дошкольного учреждения. Основными участниками проекта являются дети, их родители, педагоги.
В данном долгосрочном проекте рассказывается о работе по воспитанию экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста через осознание значимости природы в жизни человека, приобщение их к таинствам природы, желание заботиться и охранять ее.
В проекте «Тропинка в природу», отображена работа с детьми, их родителями, в которой даются наиболее полные рекомендации разных видов деятельности. Для систематизации проведения данного проекта был составлен план работы. В данный план включены мероприятия, проводимые со всеми участниками проекта в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropinka_v_prirodu.docx | 74.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №93»
Проект
по экологическому воспитанию
для второй младшей группы
«Тропинка в природу»
Разработали:
воспитатели гр. №6
Кольцова Т.С.
Прончатова Н.Г.
2022 – 2023 уч.г.
Краткая аннотация проекта.
Реализация данного проекта предусматривается в младшей группе нашего дошкольного учреждения. Основными участниками проекта являются дети, их родители, педагоги.
В данном долгосрочном проекте рассказывается о работе по воспитанию экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста через осознание значимости природы в жизни человека, приобщение их к таинствам природы, желание заботиться и охранять ее.
В проекте «Тропинка в природу», отображена работа с детьми, их родителями, в которой даются наиболее полные рекомендации разных видов деятельности. Для систематизации проведения данного проекта был составлен план работы. В данный план включены мероприятия, проводимые со всеми участниками проекта в детском саду.
Актуальность проекта
Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребёнку увидеть красоту, научиться ценить её. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Новизна проекта.
Экологическое воспитание представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.
Оригинальность: приобщение детей к изучению растительного и животного мира, формирование представлений о неживой природе происходит в ходе наблюдений, экспериментирования, посредством театрализованной деятельности.
Основная цель проекта: заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, формировать элементарные экологические знания и представления.
Задачи проекта:
образовательные:
– формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка;
– формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
– формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;
– вовлечение детей в разнообразные виды творческой деятельности.
воспитательные:
– воспитание любви и уважения к природе, восприятие её красоты и многообразие;
– воспитание чувства сопереживания ко всему живому.
развивающие:
– развитие познавательного интереса к миру природы;
– развитие трудовых умений и навыков;
– развитие эстетических представлений.
оздоровительные:
– укрепление здоровья детей.
Вид проекта:
по продолжительности – долгосрочный;
по доминирующей деятельности – игровой, познавательный, творческий;
по количеству участников – групповой.
Продолжительность: 2022-2023 учебный год.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Методы обучения.
В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).
Словесный метод: беседа (опирается на сведения, уже известные детям); рассказ, объяснения (используется, когда излагаются сведения, не опирающиеся на предыдущие знания детей); обсуждение (впечатлений от прогулок, о ролевых и познавательных игр); сравнивание (участие в выставках, конкурсах); привлечения индивидуального опыта ребёнка; чтение художественной литературы.
Наглядный метод: наглядные материалы; демонстрационные материалы; демонстрация голосов птиц, звуков природы с применением аудиотехники.
Практический метод: познавательно-исследовательские работы, экспериментирование; изготовление рисунков; изготовление кормушек, подкормка зимующих птиц.
Формы работы с родителями:
– анкетирование, проведение опросов с целью выявления экологической компетентности родителей;
– беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка;
– совместное творчество родителей с детьми из природного материала;
– участие в выставках, акциях, смотрах-конкурсах и т. д. ;
– использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания;
– выпуск плакатов, папок-передвижек.
Основное содержание проекта.
Этапы реализация проекта.
Первый этап – подготовительный
– Создание проблемы, постановка цели и задач;
– Подбор методической литературы для реализации проекта;
– Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация предметно-развивающей среды в группе;
– Предварительная работа с детьми и их родителями.
Второй этап – основной
– Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
– Проведение тематического занятия;
– Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей;
– Труд в природе.
Третий этап – заключительный
– Подведение итогов работы над данным проектом;
– Выставка творческих работ детей.
– Анализ результатов проекта.
Ресурсы:
Материально-техническая база:
1) предметно-развивающая среда;
2) наглядный и демонстрационный материал;
3) бумага, цветные карандаши, кисти, акварельные краски, пластилин, клей, салфетки, цветная бумага;
4) мультимедийный проигрыватель; музыкальное оформление (аудиозаписи «Голоса птиц», «Голоса весеннего леса»);
5) «волшебная» корзиночка, маски-шапочки для каждого персонажа сказки «Репка»;
6) домик-теремок, шапочки для персонажей сказки «Теремок» (мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя);
7) баночки с водой, тарелочки со льдом и снегом, полотенце;
8) иллюстрации к русской народной песенке «Два весёлых гуся»; платочек, фартук для бабуси, шапочки гусей;
9) мыльные пузыри.
СЕНТЯБРЬ
Неделя | Тема | Задачи | Форма проведения | Ответственный |
1 | Прогулка по участку детского сада. Листопад. | Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету. | Наблюдение за изменениями в природе; игра малой подвижности: «Листопад»; эксперимент с листиком (утонет или нет в воде); подвижная игра «Воробышки и автомобиль». | Кольцова Т.С. |
2 | Осмотр цветника детского сада. | Познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы. Рассказать детям для чего нужены корень и стебель для цветка. | Наблюдение за цветами на клумбе. | Кольцова Т.С. |
3 | Овощи. | Познакомить детей с овощами (морковь, капуста, огурец, помидор, кабачок, редис, репа, баклажан). Учить различать овощи по вкусу, виду, форме. Рассказать о значении овощей в жизни животных и человека. | Беседа, Наблюдение | Кольцова Т.С. |
4 | Фрукты. | Познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград, черешня, абрикосы). Учить различать фрукты по вкусу, виду, форме. Рассказать о значении фруктов в жизни животных и человека. | Кольцова Т.С. |
ОКТЯБРЬ
Неделя | Тема | Задачи | Форма проведения | Ответственный |
1 | Комнатные растения. | Познакомить детей с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями. | Дидактическая игра «От какого растения листья?» ( с использованием моделей). Экскурсия по экологической тропинке; Беседы о рыбках. Чтение И. Токмаковой «Где спит рыбка», Дидактические игры: Т. Потапенко. Подвижная игра «Солнышко и дождик»; | Кольцова Т.С. |
2 | Аквариум. | Познакомить детей с мини-водоемом – аквариумом. Дать представление, что аквариум – это дом для рыбок и водных растений. Рыбы – дети. Рыбы – живые существа (они плавают, дышат, едят, растут, размножаются). У рыбок есть плавники. Без воды рыбы не смогут жить. | Прончатова Н.Г. | |
3 | Хомячок - хороший друг. | Познакомить детей с хомячком. Формировать представления о том, что все живые существа нуждаются в определенном уходе, условиях жизни, которые создает человек и делает их похожими на естественные природные условия, к которым хомячок приспособлен своим строением и поведением. | Кольцова Т.С. | |
4 | Покажем Мишке наш участок. | Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми; дать понятие, что для роста растений необходимы почва, вода, тепло, свет, воздух. Воспитывать желание заботиться о растениях и птицах. | Прончатова Н.Г. |
НОЯБРЬ
Неделя | Тема | Задачи | Форма проведения | Ответственный |
1 | Водичка, водичка... | Познакомить детей с водой, дать понятие, для чего она нужна человеку. Познакомить со свойствами воды (не имеет запаха, прозрачная, течет, растекается, льется; бывает холодная, теплая, горячая). Рассказать о взаимосвязи воды и живых организмов. Воду надо беречь! | Потешка «Водичка, водичка». Загадывание загадок; рассматривание картины «Золотая осень»; беседы;
| Кольцова Т.С. |
2 | Домашние животные (собака). | Познакомить детей с внешним видом собаки, с особенностями поведения; показать, что жизнь собаки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними. | Прончатова Н.Г. | |
3 | Комнатные растения (фикус) | Познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями. | Кольцова Т.С. | |
4 | Дикие животные. Что растет в лесу, кто живет в лесу? | Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Прончатова Н.Г. |
ДЕКАБРЬ
Неделя | Тема | Задачи | Форма проведения | Ответственный |
1 | Как живут лесные звери зимой? | Познакомить детей с внешним видом, с некоторыми особенностями образа жизни зимой зайца, лисы, волка, медведя (что едят, как добывают корм, как спасаются от врагов); с моделью маскировки; воспитывать доброжелательное отношение к лесным зверям. | Беседы; потешки «Котик, коток», «Ты, собачка, не лай». | Кольцова Т.С. |
2 | Попугай - веселый друг. | Познакомить детей с тем, что попугаи – живые существа. За попугаями ухаживает человек: чистит и моет клетку, выпускает их полетать, кормит их. Дать знания о внешнем виде птиц, функциях некоторых частей их тела. Воспитывать желание ухаживать за птицами. | Прончатова Н.Г. | |
3 | У меня живет котенок... | Продолжать знакомство с домашними животными.Учить делиться полученными впечатлениями. Формировать умение правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за котенком. Воспитывать доброе отношение к домашним питомцам. | Кольцова Т.С. | |
4 | Ели и сосны в лесу. | Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства. | Прончатова Н.Г. |
ЯНВАРЬ
Неделя | Тема | Задачи | Форма проведения | Ответственный |
2 | В январе, в январе много снега во дворе... | Уточнить знания о зимних явлениях природы (снег идет, намело сугробы, мороз на улице, лед на реке). Снег очень нужен природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. | Путешествие в Зимний сказочный лес. Загадки о животных. Дидактические игры: «Чей детёныш», «Кто как кричит», «Назови ласково» Подвижная игра «Воробышки и кот». Беседы, рассматривание фотографий, рассматривание картинок с изображением морской свинки. | Кольцова Т.С. |
3 | Поможем птицам зимой. | Познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям. | Прончатова Н.Г. | |
4 | Морская свинка живет у нас. | Познакомить детей с морской свинкой, ее внешним видом, характерными особенностями (грызун – наземные животные, приспособлены к жизни в норе); с тем, чем питается морская свинка (травой, овощами). | Ко Кольцова Т.С. |
ФЕВРАЛЬ
Неделя | Тема | Задачи | Форма проведения | Ответственный |
1 | Мы посадим лук. | Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным. | Чтение Л. Воронкова «Снег идёт», | Прончатова Н.Г. |
2 | В гостях у бабушки. | Познакомить детей с тем, что курица – домашняя птица, куры дают человеку также мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может. Рассказать о цыплятах (маленькие, беспомощные, громко пищат). Воспитывать у детей желание ухаживать за цыплятами. | Кольцова Т.С. | |
3 | Экскурсия по участку детского сада. | Наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед) и наблюдение за воробьями. Дать понятие, что зимой птицам тяжело, холодно и голодно. Воспитывать у детей желание помогать птицам (подкармливать). | Прончатова Н.Г. | |
4 | Поможем Незнайке. | Расширять представления детей о комнатных растениях. Познакомить с бальзамином. Закреплять умение поливать растение из лейки. Воспитывать желание ухаживать за растениями, радоваться их хорошему виду. | Кольцова Т.С. |
МАРТ
Неделя | Тема | Задачи | Форма проведения | Ответственный |
1 | Весна пришла. | Познакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. | Чтение: стих-я М.Клоковой «Зима прошла». А. Плещеев «Весна», | Прончатова Н.Г. |
2 | Я – человек. | Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрана и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств. | Кольцова Т.С. | |
3 | Береги живое | Рассказать детям о том, как люди помогают природе, вспомнить как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым, беззащитным, бережно относится к природе. | Прончатова Н.Г. | |
4 | Неживая природа (знакомство с песком и глиной). | Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе. | Кольцова Т.С. |
АПРЕЛЬ
Неделя | Тема | Задачи | Форма проведения | Ответственный |
1 | Экологическая тропинка | Расширить знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе. | Беседы. Целевая прогулка по объектам экологической тропинки; | Прончатова Н.Г. |
2 | В гости к весеннему солнышку. | Знакомить детей с временами года используя мнемотаблицы. Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «весна». Развивать речевую активность. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое время года. | Кольцова Т.С. | |
3 | Насекомые – маленькие помощники. | Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы. | Прончатова Н.Г. | |
4 | День Земли (22 апреля) | Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле. | Кольцова Т.С. |
МАЙ
Неделя | Тема | Задачи | Форма проведения | Ответственный |
1 | Рассказ воспитателя о жизни лесных зверей весной. | Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде взрослых животных и их детенышах (заяц, медведь, белка, лиса, волк), некоторых особенностях их образа жизни весной и летом; познакомить с двумя-тремя правилами поведения в лесу; формировать бережное отношение к лесным обитателям, выполнять правила поведения в лесу. | Беседа о жизни лесных зверей весной. | Прончатова Н.Г. |
2 | Огород на подоконнике. | Наблюдения за ростом и развитием фасоли, гороха, ухода за ними. Формировать представления детей о значимости ухода для растений. Прививать элементарные трудовые навыки по уходу за ними. Желание ухаживать за растениями. | Кольцова Т.С. | |
3 | Наблюдение за дождем и радугой. | Учить устанавливать простейшие связи: идет дождь — на земле лужи. Дождь нужен всему живому и растениям и животным. Без воды растения погибнут. Воспитывать умение радоваться дождю, любоваться радугой. | Прончатова Н.Г. | |
4 | Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик | Уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья), об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Кольцова Т.С. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект во второй младшей группе «Юные друзья природы»
Цель проекта – Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей второй младшей группы....
Презентация к экологическому проекту во второй младшей группе «Юные друзья природы»
Презентация к экологическому проекту во второй младшей группе «Юные друзья природы»...
Педагогический проект по экологическому воспитаниюдля детей старшей группы «Вода – самый удивительный минерал Земли»
исследовательский экологический проект для реализации в детском саду...
Долгосрочный проект во второй младшей группе «Тропинка в природу»
Реализация данного проекта предусматривается в младшей группе нашего дошкольного учреждения. Основными участниками проекта являются дети, их родители, педагоги.В данном д...
Проект по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Лаборатория неживой природы»
Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, принятие активного участия в продуктивной деятельности, проявление эмоциональной отзывчивости....
Конспект занятия по экологическому воспитанию (вторая младшая группа) «Красная книга Природы»
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Красная книга Природы», разработан для подготовительной группы (дети 6-7 лет). Цель конспекта - формирование экологической кул...
Конспект итогового НОД по развитию речи с элементами экспериментирования во второй младшей группе «Тропинка здоровья»
Конспект итогового НОД по развитию речи с элементами экспериментирования во второй младшей группе «Тропинка здоровья»Интеграция образовательных областей:речевое развитие; познание; фи...