Конспект НОД в старшей группе на тему «Путешествие по карте. Необычные дома».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Продолжать знакомить детей с многообразием Земли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

на тему «Путешествие по карте. Необычные дома».

        Цель:

        Продолжать знакомить детей с многообразием Земли.

        Программные задачи:

  1. Познакомить детей с жилищем и их названием, одеждой, климатическими условиями жителей Нигерии, севера России, Монголии, США.
  2. Познакомить детей с понятием север, юг, запад, восток.
  3. Познакомить и разучить с детьми монгольскую игру.
  4. Развивать познавательные процессы: внимание, память, воображение, целостное восприятие, речь.
  5. Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре разных народов, живущих на земле.

Оборудование:

Карты, флажки, проектор и экран, презентация с картинками домов, картинки домов, национальная музыка, замороженные ягоды, ложки, блюдца, бэйджики двух цветов, разрезные картинки домов.

Ход занятия:

        Стоя на ковре.

- Скажите ребята, кто такие путешественники?

- Я вам предлагаю сегодня стать путешественниками.  Хотите?

- Что помогает путешественникам не потеряться, не заблудиться в дороге?

- Карта. А в нашей группе есть карты? (вспоминают все карты в группе).

- В нашем путешествии нам поможет наша карта Земли, мира. (Приглашаю детей подойти к карте).Нашу Землю населяют разные народы: у них разный цвет кожи и глаз, они носят разную одежду, живут в разных домах, едят разную пищу и культура у них разная. Они не похожи на нас. А вы, хотите узнать, как они живут?

- Сначала мы отправляемся на юг, в Африку. В Африке есть страна Нигерия. Вот она, я ее отмечу на карте флажком.

- В Африке круглый год лето, там нет зимы. Солнце светит высоко, дни длинные, очень жаркие. Как вы думаете из чего можно построить дом в Африке?

(Предлагаю детям сесть и посмотреть на экран).

Слайд с изображением дома из пальмовых листьев.

- В Нигерии дома строят из пальмовых листьев. Каркас дома делают из толстых палок. И обкладывают палки пальмовыми листьями. Делают много слоев листьев, чтобы дождь и ветер не проникли в дом. Видите и крыша и стены сделаны из пальмовых листьев. От мороза такой дом не спасет, но в Африке нет морозов. Такой дом спасает от жары, в нем прохладно. У африканцев темный цвет кожи, который спасает их от солнечных ожогов. На них мало одежды, потому что жарко. А хотите послушать африканскую музыку.

Звучит запить национальной африканской музыки.

- В африканской музыке всегда присутствуют барабаны. Музыка энергичная, ритмичная, веселая, если даже рассказывает о грустном.

Картинка африканского дома ставится на карту.

- Давайте попрощаемся с Африкой и снова подойдем к карте. Мы из жаркой Африки отправляемся на север России, где живут чукчи и эскимосы. На севере практически круглый год зима и очень короткое лето, короткие дни и длинные ночи,  везде лежат снега и льды. Интересно, из чего же здесь делают дома?

- Присаживайтесь к экрану, я вам покажу эти дома.

Слайд с изображением иглу.

- Делают такой полукруглый дом из снежных глыб. Этот дом называют «иглу». Он складывается из снежных глыб как из кирпичей, в нем нет окон и дверей, есть только маленький вход. Вход делают маленьким для сохранения тепла в доме. В таком доме, конечно, нельзя раздеться, но снежные стены могут укрыть от мороза и ветра, в нем не замерзнешь.

- Про одежду северных народов нам расскажет… (одежда северных народов - шапки, рубашки, штаны, обувь, шубы -  шьется из оленьих шкур).

- Олени очень важны в жизни северных народов. Олень не боится морозов. Олень в отличие от машины не ломается от мороза, не застревает в снегу. Еще северные олени едят мясо оленей и китов.

- А сейчас мы послушаем музыку северных народов. Звучит запись.

- Горловое пение северных народов сопровождалось бубном. Это музыка монотонная, однообразная, бесконечная, как снежные просторы этих народов и как бесконечная зима.

Предлагаю детям снова подойти к карте. Картинка иглу ставится на карту. Кто запомнил как называется дом северных народов?

- А мы с вами продолжаем путешествовать по планете земля, отправляемся в другую часть света – на Восток. Восток – это место, где просыпается солнце. У народов, живущих на востоке день начинается раньше всех. У них уже утро, а у нас еще ночь. И попадаем мы в страну Монголию. Ставится флажок на карте на Монголию. Монголия славится своими пастухами, которые пасут отары овец. Хотите посмотреть, где живут монголы? Дети присаживаются перед экраном. Живут пастухи в юртах. А что же это дом такой – юрта, нам расскажет… (юрта похожа на палатку, каркас юрты делают из палок, на который натягивается овечья шкура, юрта легко собирается и разбирается, т.к. пастухам постоянно приходится переезжать с одного пастбища на другое, вверху юрты есть отверстие для выхода дыма и поступления света в юрту, в юрте разводят костер, на котором готовят).

Овечки и бараны важны в жизни монгол: из них делают дома, их едят, из овечьей шкуры шьют  зимнюю одежду, монголы носят кафтан – это длинная рубашка, юбки у женщин и брюки у мужчин. Раньше мужчины и мальчики заплетали волосы в косички, В наше время только мальчики заплетают себе косы.

- Итак, кто запомнил, как называется жилище у монгол?

- А хотите, я вас научу играть монгольскую игру? Дети встают в круг. Игра называется

«Иголка, нитка, узелок». ( выбираются три ведущих - иголка, нитка, узелок, они под музыку бегают взявшись за руки – цепочкой через воротики, которые делают остальные дети в кругу, музыка заканчивается, ворота закрываются. Задача играющих – разбить тройку ведущих, если это получается – выбирается новый ведущий).

Приглашаю детей к карте. На нее ставлю картинку юрты.

- А теперь мы отправимся в другую часть света – на Запад. (показываю на карте). И окажемся мы с вами в стране США – Соединенные Штаты Америки ( ставлю флажок на этой стране).

- Если на востоке солнышко просыпается, то на Западе солнце засыпает. И если у нас с вами ночь, то в Америке еще  - день. Я вам предлагаю посмотреть, какие здесь строят дома.

Дети снова садятся перед экраном.

Слайд вигвама с индейцем.

- В Америке дома похожи на шалаши. Такой дом называют «Вигвам». В нем живут индейцы. Каркас такого дома сделан из гибких стволов деревьев, которые связаны березовой корой, как веревкой, чтобы не рассыпались. Сверху такой шалаш покрыт шкурами животных или толстой плотной тканью. Сверху есть отверстие для выхода дыма и когда становится холодно, внутри дома можно развести костер и согреться.

- Рядом с домом вы видите индейца. Женщины носили рубашки и юбки из кожи животных, а мужчины – брюки без рубашек. Когда же становилось холодно мужчины одевали плащ из кожи животных. У индейских мужчин принято носить длинные волосы, которые они заплетали в косичку или хвост. У них очень красивый головной убор, который называется «солнечный головной убор». Делался он из перьев орлов или воронов, орлы символизировали бесконечную жизнь, а ворон – мудрость. Индейцы охотились на животных, чтобы выжить – на слонов, медведей, ягуаров. Кого поймают, того и едят, из него делают одежду и дом.

Дети приглашаются к карте. На карте ставится картинка вигвама.

- Наше путешествие закончилось, и мы с вами снова оказались в России. Ставлю флажок на территории России. Нам с вами повезло. У нас есть и лето, и зима, а еще осень и весна. У нас много рек, морей и океанов, гор, степей, лугов и еще очень много лесов. Как думаете, у нас из чего делают дома? У нас много лесов, поэтому дома у нас делают из деревьев.

Присаживайтесь к экрану. Полюбуемся на наши дома.

Слайд с деревянным домом.

- Вот такой деревянный дом делают из бревен. А бревна – из деревьев, Бревна кладутся друг на друга – получается сены, пол, потолок. У наших домов есть окна и двери.  В жару в таком доме прохладно, а в мороз можно затопить русскую печь и будет в доме тепло.

Питались люди тем, чем богат лес – грибами, ягодами, орехами, медом. Я вас хочу угостить ягодами, которые выросли у нас.

Дети угощаются замороженными свежими ягодами, угадывают на вкус название ягоды. (ягоды находятся в тарелках на столе, дети пробуют ложками).

- Давайте вспомним, где мы с вами побывали, как называются дома.

Предлагаю поиграть. Для игры вам нужно разделиться на пары (по цвету бэйджика).

В парах нужно собрать разрезанную картинку домов, которые мы сегодня видели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в сказку» ( Детям о правах )

Конспект занятия в старшей группена тему:«Путешествие в сказку»( Детям о правах )...

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Путешествие в Носандию»

Конспект занятия  по ознакомлению детей с  фразеологизмами с ключевым  словом "нос"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в старшей группе На тему: «Путешествие по стране дорожных знаков"

Правила безопасного движения при выходе из траспорта. Закрепить все знания полученные по этой теме....

Конспект НОД в старшей группе на тему " Путешествие по стране геометрических фигур"

Содержание этого конспекта позволяет в интересной, занимательной форме обобщить и уточнить знания детей об основных геометрических фигурах, их свойствах, развивать умение детей выделять характерные пр...

Конспект НОД в старшей группе на тему " Путешествие по стране геометрических фигур"

Содержание этого конспекта позволяет в интересной, занимательной форме обобщить и уточнить знания детей об основных геометрических фигурах, их свойствах, развивать умение детей выделять характерные пр...

Конспект НОД в старшей группе на тему: « Путешествие в деревню Простоквашино»

Конспект НОД в старшей группе на тему:« Путешествие в деревню Простоквашино»...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Путешествие по карте России»

Развитие познавательной активности детей в процессе исследования,  через знакомство с историческими материалами, формировать гражданско-патриотическую позицию, достойную будущих граждан России, п...