Образовательная деятельность в средней группе. Тема: "Дикие животные зимой".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Шульженко Наталья Васильевна

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

I.                  Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

Согласно ФГОС ДО

2.

Вид деятельности детей

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная,  двигательная активность, конструктивно – модельная

 

II.               Методическая информация

 

1.

Тема образовательной деятельности

«Дикие животные зимой»

 

 

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

- игра (игровые ситуации, физкультурная минутка «На водопой», «Закончи предложение»);

-  беседа, разгадывание загадок, чтение стихотворения,  ситуативный разговор;

- дидактическая игра «Кто, где живет?»;

- слушание  (Музыкальное произведение «Шум леса»);

- конструирование из геометрических фигур (модель – «лиса»)

 

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие – расширение опыта и представлений об окружающем мире;

Речевое развитие – обсуждение с детьми информации об объектах, явлениях, событиях ближайшего окружения, активизация словаря детей на основе знаний об окружающей действительности;

Художественно-эстетическое развитие – воспитание эмоциональной отзывчивости при воспроизведении музыкальных произведений

Физическое развитие – развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности

 

4.

Возрастная группа:

Средняя группа (4 – 5 лет).

 

5.

Цель:

формировать представления детей о диких животных в зимний период времени года  в процессе познавательной активности  посредством игровых ситуаций

 

6.

Задачи:

 

6.1

формировать  представления  о жизни диких  животных (заяц, лиса, белка) в зимний период (внешние характерные особенности, повадки, среда обитания);

 

6.2

формировать умение слушать ответы друг друга, рассуждать, обогащать словарный запас («гайно», «мышкует», «линька»);

 

6.3

развивать наблюдательность, активные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение);

 

6.4

воспитывать любовь к окружающей природе (живая, неживая)

 

 

7.

Планируемые результаты:                

 

7.1

сформированы представления о жизни диких  животных  в зимний период (внешние характерные особенности, повадки, среда обитания);

 

7.2

сформированы умения слушать ответы друг друга, рассуждать, задавать вопросы; знают понятие новых слов «гайно», «мышкует», «линька»;

 

7.3

развита наблюдательность, активные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение);

 

7.4

испытывает потребность в эстетическом восприятии  окружающей природы

 

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Слайды к играм «Кто, где живет?», использование ИКТ; фонограмма «Шум леса», набор треугольников на каждого ребенка для игры «Собери животное».

 

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Наблюдения в природе, оформление в группе альбома “Дикие животные”, беседа о повадках животных зимой, игры «Кто, где живет?», «Собери животное».

 

Конспект занятия (образовательной деятельности)

20 мин

I.

Вводная часть

 

2 мин.

1.1

 

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель акцентирует внимание детей  на изменения, происходящие в жизни диких животных зимой.

Вхождение в игровую ситуацию.

Использование ИКТ, слайд 1-2

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель:Послушайте, как шумит лес.

-Я приглашаю Вас прогуляться по зимнему лесу.

Звукозапись «Шум леса»

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Дети испытывают потребность узнать о том, как дикие животные зимуют в лесу.

 

 

II.

Основная часть:

15 мин.

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Воспитатель: Ребята, какие звери живут в лесу? ( Ответы детей)  Как их можно назвать одним словом? (Дикие животные)  Почему их называют дикими? (Они сами добывают себе корм, строят жилища, заботятся о детенышах.)

-А как же животные живут в зимнее время?Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим. Предлагаю посмотреть все своими глазами.

 

Далее воспитатель предлагает отгадать детям загадки о диких животных и рассказать,  как они зимуют в лесу.

 

2.2

Обобщение и систематизация знаний

Беседа с детьми об  особенностях внешнего вида, поведения и жизни зимой диких животных.

Дать детям новое понятие слов:

- Гнездо у белки получается очень теплое. Сначала белка ищет укромное место на хвойном дереве. И сплетает из тонких веточек гнездо. Передними лапками она аккуратно складывает прутик за прутиком, плотно прижимая прутья, друг к другу. Потом белочка загибает концы прутьев и сплетает их в большой шар. А сбоку оставляет отверстие для входа. Такое беличье гнездо называют “гайно”.

- К зиме у зайцев сменяется цвет шубки, серой на белую,  – происходит линька. Белый цвет не виден на снегу, спасает зайца от хищников.

-  Когда лисичка охотиться на мышку, говорят, что она “мышкует”.

Проведение игр:  «Где, чей дом?»;  «На водопой»;  «Сложи животное»; « Закончи предложение».

Использование ИКТ, слайд 3-7,9

2.3

Самостоятельная деятельность детей по уточнению ранее приобретенных знаний

- А сейчас я предлагаю поиграть в  игру «Собери животное»

Проверка результатов детей - слайд 8

III.

Заключительная часть

3 мин.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

-Мы сегодня с Вами совершали прогулку. Куда мы ходили? Кого повстречали? Что интересного и нового узнали? Что интересное было? Что понравилось? Что не понравилось?

Ответы детей

IV.

Дальнейшая разработка темы

 

4.1

«Животные нашего края»

Создание и просмотр презентаций (слайды)

Образовательная деятельность

4.2

«Дикие животные»

Рассматривание сюжетных картинок о жизни животных зимой (альбом)

Детский сад

4.3

«Дикие животные»

  Выставка детских работ (рисование)

Детский сад

      

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

Тема: «Дикие животные зимой»

Образовательная область: Познавательное развитие

  (согласно ФГОС)

Подготовила:

Шульженко

НатальяВасильевна

воспитатель МДОАУ

ДС «Тополек»

г. Ясный, 2023 год

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

Согласно ФГОС ДО

2.

Вид деятельности детей

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная,  двигательная активность, конструктивно – модельная

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Дикие животные зимой»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

- игра (игровые ситуации, физкультурная минутка «На водопой», «Закончи предложение»);

-  беседа, разгадывание загадок, чтение стихотворения,  ситуативный разговор;

- дидактическая игра «Кто, где живет?»;

- слушание  (Музыкальное произведение «Шум леса»);

- конструирование из геометрических фигур (модель – «лиса»)

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие – расширение опыта и представлений об окружающем мире;

Речевое развитие – обсуждение с детьми информации об объектах, явлениях, событиях ближайшего окружения, активизация словаря детей на основе знаний об окружающей действительности;

Художественно-эстетическое развитие – воспитание эмоциональной отзывчивости при воспроизведении музыкальных произведений

Физическое развитие – развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности

4.

Возрастная группа:

Средняя группа (4 – 5 лет).

5.

Цель:

формировать представления детей о диких животных в зимний период времени года  в процессе познавательной активности  посредством игровых ситуаций

6.

Задачи:

6.1

формировать  представления  о жизни диких  животных (заяц, лиса, белка) в зимний период (внешние характерные особенности, повадки, среда обитания);

6.2

формировать умение слушать ответы друг друга, рассуждать, обогащать словарный запас («гайно», «мышкует», «линька»);

6.3

развивать наблюдательность, активные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение);

6.4

воспитывать любовь к окружающей природе (живая, неживая)

7.

Планируемые результаты:                

7.1

сформированы представления о жизни диких  животных  в зимний период (внешние характерные особенности, повадки, среда обитания);

7.2

сформированы умения слушать ответы друг друга, рассуждать, задавать вопросы; знают понятие новых слов «гайно», «мышкует», «линька»;

7.3

развита наблюдательность, активные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение);

7.4

испытывает потребность в эстетическом восприятии  окружающей природы

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Слайды к играм «Кто, где живет?», использование ИКТ; фонограмма «Шум леса», набор треугольников на каждого ребенка для игры «Собери животное».

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Наблюдения в природе, оформление в группе альбома “Дикие животные”, беседа о повадках животных зимой, игры «Кто, где живет?», «Собери животное».

Конспект занятия (образовательной деятельности)

20 мин

I.

Вводная часть

2 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель акцентирует внимание детей  на изменения, происходящие в жизни диких животных зимой.

Вхождение в игровую ситуацию.

Использование ИКТ, слайд 1-2

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель:Послушайте, как шумит лес.

-Я приглашаю Вас прогуляться по зимнему лесу.

Звукозапись «Шум леса»

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Дети испытывают потребность узнать о том, как дикие животные зимуют в лесу.

II.

Основная часть:

15 мин.

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Воспитатель: Ребята, какие звери живут в лесу? ( Ответы детей)  Как их можно назвать одним словом? (Дикие животные)  Почему их называют дикими? (Они сами добывают себе корм, строят жилища, заботятся о детенышах.)

-А как же животные живут в зимнее время?Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим. Предлагаю посмотреть все своими глазами.

Далее воспитатель предлагает отгадать детям загадки о диких животных и рассказать,  как они зимуют в лесу.

2.2

Обобщение и систематизация знаний

Беседа с детьми об  особенностях внешнего вида, поведения и жизни зимой диких животных.

Дать детям новое понятие слов:

- Гнездо у белки получается очень теплое. Сначала белка ищет укромное место на хвойном дереве. И сплетает из тонких веточек гнездо. Передними лапками она аккуратно складывает прутик за прутиком, плотно прижимая прутья, друг к другу. Потом белочка загибает концы прутьев и сплетает их в большой шар. А сбоку оставляет отверстие для входа. Такое беличье гнездо называют “гайно”.

- К зиме у зайцев сменяется цвет шубки, серой на белую,  – происходит линька. Белый цвет не виден на снегу, спасает зайца от хищников.

-  Когда лисичка охотиться на мышку, говорят, что она “мышкует”.

Проведение игр:  «Где, чей дом?»;  «На водопой»;  «Сложи животное»; « Закончи предложение».

Использование ИКТ, слайд 3-7,9

2.3

Самостоятельная деятельность детей по уточнению ранее приобретенных знаний

- А сейчас я предлагаю поиграть в  игру «Собери животное»

Проверка результатов детей - слайд 8

III.

Заключительная часть

3 мин.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

-Мы сегодня с Вами совершали прогулку. Куда мы ходили? Кого повстречали? Что интересного и нового узнали? Что интересное было? Что понравилось? Что не понравилось?

Ответы детей

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

«Животные нашего края»

Создание и просмотр презентаций (слайды)

Образовательная деятельность

4.2

«Дикие животные»

Рассматривание сюжетных картинок о жизни животных зимой (альбом)

Детский сад

4.3

«Дикие животные»

  Выставка детских работ (рисование)

Детский сад

Дикие животные зимой.

Цель:Систематизировать знания и представления детей об особенностях внешнего вида, поведения и жизни зимой диких животных – белки, зайца, лисы.                                                                                                                                      Задачи:

  • обобщить и систематизировать  представления  о жизни диких  животных (заяц, лиса, белка) в зимний период (внешние характерные особенности, повадки, среда обитания);
  • формировать умение слушать ответы друг друга, рассуждать, обогащать словарный запас («гайно», «мышкует», «линька»)
  • развивать наблюдательность, активные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение);
  • воспитывать любовь к живой  природе

Материал и оборудование: Слайды к играм «Кто, где живет?», использование ИКТ; фонограмма «Шум леса», набор треугольников на каждого ребенка для игры «Собери животное», мяч для игры «Закончи предложение».

Предварительная работа: наблюдения в природе, оформление в группе альбома “Дикие животные”, беседа о повадках животных зимой, работа  с календарем природы

Последующая работа: рассматривание картинок о жизни животных зимой, продолжать знакомить с другими дикими животными, подобрать книги и стихи о животном мире, создание и просмотр презентации “Животные нашего края”.

Ход образовательной деятельности:

Вводный этап. Вхождение в игровую ситуацию

-Здравствуй лес, чудесный лес 
Полный сказок и чудес. 
Кто в глуши твоей таится, 
Что за зверь, какая птица?   (Слайд зимнего леса)

-Что мы видим на экране?   (Лес).   Какое время года изображено в лесу?  (Зима).  Как догадались?  (лежит много снега).

- Послушайте, как шумит лес.   (Звукозапись «Шум леса»)
-Я приглашаю Вас прогуляться по зимнему лесу.
- Тихо – тихо мы встаем, 
В зимний лес гулять идем. 
Мы тихонько в лес зайдем.   (Ходьба на месте) 
Что же мы увидим в нем?   (Повороты головы влево и вправо) 
Там деревья подрастают,   (Плавно через стороны поднимают) 
К солнцу ветки направляют.    (Руки вверх) 
Ветер сильный налетает 
И деревья он качает.   (Покачивание рук, поднятых вверх) 
Тише, тише не шуми, 
Лесных зверей хотим найти. 

Беседа на обобщение и закрепление знаний детей о животных (белка, заяц, лиса) с параллельным применением презентационного материала).  Знакомство с новыми словами, словарная работа.

- Ребята, какие звери живут в лесу? ( Ответы детей)  Как их можно назвать одним словом? (Дикие животные)  Почему их называют дикими? (Они сами добывают себе корм, строят жилища, заботятся о детенышах.)

-А как же животные живут в зимнее время?Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим. Предлагаю посмотреть все своими глазами. Но для начала нам нужно отгадать загадки, чтобы узнать, к каким животным мы сегодня попадем в гости.

-Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по веткам ловко скачет
Кто в дупле орешки прячет? (Слайд  - белка)

-Как белка выглядит? Чем питается? Где берет еду? Почему белка легко находит шишку под снегом? (Сама ее спрятала).Куда белка прячется в сильные морозы? Чем утепляет свое гнездо, дупло? (дети высказывают свои мысли, воспитатель подводит к правильным ответам, обращает внимание на правильные ответы) 

- Да, гнездо у белки получается очень теплое, а я вам сейчас расскажу, как она его строит:
Сначала белка ищет укромное место на хвойном дереве. И сплетает из тонких веточек гнездо. Передними лапками она аккуратно складывает прутик за прутиком, плотно прижимая прутья, друг к другу. Потом белочка загибает концы прутьев и сплетает их в большой шар. А сбоку оставляет отверстие для входа. Такое беличье гнездо называют
“гайно”. Как можно по  другому назвать гнездо белки? Кто запомнил?  ещё раз повторим – “гайно”. Иногда белка живет в старом гнезде вороны или сороки, часто зимует в глубоком дупле старого дерева.    (Слайд – беличье гнездо)

- Слушайте следующую загадку:
У косого нет берлоги.
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от холода – кора (Слайд - заяц)

- Скажите, как заяц готовится к зиме? Почему заяц меняет окраску на зиму? Как заяц спасается от врагов? А что же заяц кушает в лесу зимой? (ответы детей).

- К зиме у зайцев сменяется цвет шубки, серой на белую,  – происходит линька. Белый цвет не виден на снегу, спасает зайца от хищников. А еще ему помогают спастись - длинные ноги. Заяц быстро убегает, путая следы.  Еды для зайчика в лесу маловато. Поэтому зайцы подбираются к стогам и лакомятся сеном, иногда приходят на огороды и обгрызают старые капустные кочерыжки, могут погрызть стволы яблонек. В лесу зайцы объедают ветки кустов.

- Где же заячий домик? (ответы детей). Днем заяц спит в снежной ямке. В морозы зарывается в снежный сугроб. Питается заяц корой деревьев.

-Ребята, интересно Вам в зимнем лесу? Предлагаю немножко отдохнуть и поиграть.

Физкультурная минутка «На водопой».

Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом)

За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая),

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках),

За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед),

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку),

За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку)

За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах),

Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках),

Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают)

- Есть у меня еще одна загадка: Рыжий клубок за белым – скок. (Слайд лиса) 
– Как меняется лисий наряд к зиме? Как называется жилище лисы? Чем питается лиса зимой?(ответы детей)

-К зиме лиса тоже линяет, ее летняя серая шубка становится рыжей. От вьюги и стужи прячется лиса в своей норе. Главным кормом лисички становятся мыши–полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норах. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами. А бедные мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из норы. А лисичке только того и надо. Когда лисичка охотиться на мышку, говорят, что она “мышкует”.  (Слайд – «мышкование»  лисы). Что наша лисичка делала сейчас? Правильно – “мышковала”.

-А сейчас я предлагаю поиграть в  игру «Собери животное»  (Дети собирают на столах из треугольников лису  - http://st.depositphotos.com/1412055/4336/i/170/depositphotos_43363199-Fox-of-geometric-figures.jpg ).

-Ребята, послушайте стихотворение  «Есть у каждого свой дом»:
У лисы в лесу глухом
Есть нора - надежный дом.
Под кустами еж колючий -
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге  косолапый, 
До весны  сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем.

-Вспомним, как называются дома животных.

Дидактическая игра « Кто, где живет?» (Соединить жилище зверей с изображением  зверя.  На слайде.)

- Не устали? Тогда предлагаю поиграть в еще одну игру  « Закончи предложение». Начало предложения говорю я, а вы его заканчиваете, называя нужное  по смыслу слово.
Заяц зимой  белый, а летом …
У зайца хвост  короткий, а уши …
Еж маленький, а медведь…
Белка зимой серая, а летом…
У белки хвост длинный, а у зайца…
Белка живет в дупле, а лиса в …
Лиса хитрая, а заяц…
Заяц пушистый,а еж…

Заключительный этап:                                                                                    -Мы сегодня с Вами совершали прогулку. Куда мы ходили? Кого повстречали? Что интересного и нового узнали? Что интересное было? Что понравилось? Что не понравилось?

-Нам с вами пора возвращаться  в детский  сад. Скажем волшебные слова.
1,2,3,4,5- в группу мы пришли опять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Дикие животные»

Конспект непосредственно образовательной деятельностив средней группе.Тема: «Дикие животные»Задачи:Образовательные: - закрепить знания детей о животных, их среде обитания; учить пользоваться заменител...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе Тема «Дикие животные»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группеТема «Дикие животные»Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Дикие животные»

Обобщить и закрепить знания детей о диких животных, их среде обитания. Учить рисовать ежика вилкой, развивать творческие навыки....

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию познавательно – исследовательской деятельности в средней группе. Тема: «Дикие животные в лесу»

Цель: Создание условий для расширения представления детей о жизни диких животных в лесу.Задачи:Обучающая: продолжать знакомить детей с обобщающим понятием "дикие животные", учить узнавать и ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ с детьми средней группы. Тема: « Дикие животные»

Конспект непосредственой образовательной деятельности по ФКЦМ  с детьми среней группы....

НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) средняя группа Тема: «Дикие животные и их детеныши» «Заколдованные животные»

НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) средняя группа Тема: «Дикие животные и их детеныши» «Заколдованные животные»...

Конспект образовательной деятельности с детьми логопедической средней группы. Тема "Дикие животные"

Способствовать активизации и актуализации словаря по теме «Дикие животные» (лев, волк, тигр, медведь, лисица, кабан); совершенствованию грамматического строя речи, употреблению существител...