Читательский опыт ребенка или гаджет?
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Мутина Елена Владимировна

Читательский опыт ребенка или гаджет?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskiy_opyt_rebenka_ili_gadzhet.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Читательский опыт ребенка или гаджет?

Современное поколение не интересуется книгами, они предпочитают играть в гаджеты, смотреть телевизор, компьютерные игры. Современные дети слишком мало читают, но уже с раннего дошкольного возраста им  необходимо прививать любовь к  книгам, как к источникам знаний. Открытием стал тот факт, что важная часть функций родительского воспитания сегодня «переложена» на электронные девайсы и гаджеты. О вреде гаджетов для детей не говорит только ленивый, но при этом взрослые сами постоянно отдают их в детские руки. И вот это уже не мама и папа рассказывают ребенку на ночь сказку, а чужой голос из телефона, планшета, под звуки которого он засыпает. Ничего плохого в гаджетах нет. Современные дети - это поколение визуалов, которые легко воспринимают информацию через картинки, схемы и видео, но с трудом вникают в смысл прочитанного. Но все хорошо в меру. Может, дело в том, что книжка-картинка - это всегда взаимодействие родителя и ребенка? Нужно найти время, чтобы сесть и начать вместе с ним разглядывать картинки, сочинять свои истории. Любой родитель, используя нехитрые программы, может дозировать время, проведенное ребенком перед экраном, и проследить, чем он там будет заниматься. Но чаще бывает, что родители сами толкают детей в объятия гаджетов. Плачешь - вот тебе планшет, не хочешь есть - вот тебе мультики…Это всем удобно и становится системой. И вскоре редкие попытки родителей посадить и почитать вслух ребёнку книжку уже вызывают у него бурю протеста и отрицательных эмоций. Взамен он агрессивно требует дать ему телефон и включить очередной мультфильм. Это картинка из реальной повседневной жизни наводит на серьезные размышления. Слушая «живое» чтение, рассказ, ребёнок восстанавливает в воображении живой образ, факты, события, он учится видеть невидимые предметы, явления, оценивать их, определять к ним своё отношение, учится сопоставлять факты, анализировать делать несложные умозаключения и выводы. Ребенок воспринимает различные модели поведения: как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты, которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях.  Одним словом, книга – является одним из инструментов, помогающего познать ребенку окружающий  мир и научится взаимодействовать с ним. Важно знать, что процесс формирования правильного звукопроизношения у детей начинается именно с младшего дошкольного возраста. Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, языка.

Важную роль в формировании у ребенка интереса к чтению играет чтец. Взрослые, читающие детям книги вслух,  должны знать, что текст,  нужно обыгрывать, создавать голосом образы героев. Читать нужно  ярко и выразительно, соблюдать ритм, следить за реакцией ребенка. Речь чтеца должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной. Кроме того, особое внимание необходимо уделить иллюстрациям, они помогают малышу понять прочитанный текст

Взрослеет ребёнок и  усложняется его читательский опыт.                              Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. 

В своей работе воспитателя в дошкольном учреждении уделяю особое внимание совместному с детьми прочтению книг. После мы обсуждаем услышанное, каждый выражает свое мнение, впечатление от услышанного.  

Рекомендуется родителям знакомить ребенка с детской литературой ежедневно в свободной форме. В среднем в день уделять этому порядка тридцати минут. Это позволит малышу научиться  бережно относиться к книге, осознать ее ценность, правильно держать её в руках, перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора.

Дома важно не просто иметь в арсенале детские книжки, но и необходимо организовать книжный уголок, где  ребенок может в любое время самостоятельно взять книгу, рассмотреть ее, остаться с  ней один на один.

И конечно же личный пример родителей. Видя их регулярно с книжкой в руках ребенок быстрее проявит интерес к чтению.  Родители также могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

Задача взрослых  ввести ребёнка в мир словесного искусства - познакомить его с существованием этого искусства, как неотъемлемой части жизни каждого человека. Показать многообразие жанров художественной литературы, воспитывать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание                           и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»

Опыт работы на тему:«Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»...

Как развить читательский интерес ребенка.

Рекомендации для родителей....

Опыт работы «Формирование читательской компетентности у детей»

Под читательской компетентностью детей дошкольного возраста мы понимаем определённый уровень культуры общения ребёнка с книгой - наличие представлений о книге и её назначении, ценностное отношени...

Почему опять ребенок демонстрирует "плохое"поведение?

Ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное  непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жесткость,  злоупотребляет своими способностями. Как быть ......

«Культурно-образовательные практики детского сада и библиотеки, как способ развития читательской культуры ребенка»

 Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, которые в свою очередь обусловливают как позитивные тенденции его развития, так и сложные проблемы, связанные с...

опыт работы. Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

материал о работе, котрая проводилась в группе по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста....

Формирование читательской культуры дошкольников в соответствии с ФГОС Личный опыт

Формирование читательской культуры дошкольников в соответствии с ФГОСВо 2младшей группе:   1  Знакомство с книгой   2 Знакомство с книжным уголком в группе   3 Проек...