Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Чудесный и неизвестный песок» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кляйн Виктория Викторовна

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности

«Чудесный и неизвестный песок»

 для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_klyayn.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности

«Чудесный и неизвестный песок»

 для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила: Кляйн В.В. / 1кв.категория/

Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательской интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.

Задачи:

- систематизировать знания детей о песке и его свойствах;

- развивать память, логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику;

-развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использование схем;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать чувства ответственности и работы сообща.

Методы и приемы:

- беседа, наблюдение, создание проблемной ситуации, экспериментально-опытный, объяснительно-иллюстративный, игровой, совместная деятельность с детьми.

Оборудование и материалы:

Стаканчики, песок, вода, пробирки, губки, воронки, салфетки, одноразовая посуда, схемы, лупы, очки, игровая атрибутика, наборы для игр с песком, бросовый материал.

Ход:

  1. Постановка проблемы. Вхождение в игровую ситуацию. Обсуждение проблемы и постановка задачи.

Дети находят письмо, в котором Петя Неумейкин просит ребят помочь разобраться с «непонятными рисунками» (схемами) и пишет  о том, что слышал  об удивительном песке. Вот только почему он удивительный, не знает. И просит помочь провести исследование. Детям будет он очень благодарен.

 Воспитатель: - А, как вы думаете, кто такие исследователи?

 Дети: (предполагаемые ответы). Люди, ученые..

Воспитатель: -А что мы с вами планируем исследовать, по просьбе Неумейкина?

Дети: песок.

Воспитатель: - Давайте превратимся в исследователей, а для этого нам надо одеть защитные очки, без которых нельзя проводить исследования.

Воспитатель предлагает детям превратиться в исследователей и Профессора- Воспитателя, а также помочь Неумейкину узнать, как же можно больше о свойствах песка.

  1. Опытническая деятельность.

Воспитатель: - А теперь давайте будем искать в песке что-то удивительное?!!!

Опыт 1

Воспитатель: - Возьмите мерной ложкой и насыпьте песок на тарелку.

-Легко ли сыпется песок?

Дети: Легко, свободно..

Воспитатель: - А почему, как вы думаете?

Дети: Песок сухой, рассыпается.

Работа с лупой.

Воспитатель: - Ребята, давайте возьмем в правую руку лупу и внимательно рассмотрим песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются?

Дети: (индивидуальные ответы): по размеру (большие - маленькие), по форме (круглые, квадратные, овальные и т.д.), по цвету (светлые-темные, белые, коричневые, желтые).

Воспитатель: - А, как вы думаете они скреплены между собой???

Дети: нет, он сыпучий, их можно разделить по одной.

Воспитатель: - Уважаемые исследователи, а давайте понюхаем песок?

Дети: песок не пахнет.

Воспитатель: -Правильно, сухой песок не имеет запаха.

-А теперь, давайте обратим наше внимание, на размер песчинок… они одинаковые?

Работа с ситом. (предлагается детям индивидуальная работа с песком и ситом, на проверку свойств).

Воспитатель: - Если песок сыпется, то он какой??

Дети: сыпучий, легкий, рассыпающийся.

Опыт 2.

Воспитатель: -Продолжаем изучать свойства песка. Юные мои исследователи, а как вы думаете, где мы можем найти песок в окружающем нас мире?

Дети: -на прогулочном участке, в песочнице, во дворе, на пляже, на стройке.

Воспитатель: -А на обеденном столе мы можем встретить песок?

Дети: да, сахарный.

Воспитатель: -А как вы думаете, в чем отличие?

Дети: цветом, из сахарного песка не сделать куличик (он развалится), песок с улицы есть нельзя.

Воспитатель: - А у меня возник такой вопрос: «Какой песок быстрее растворяется в воде??»

Дети: сахарный песок растворяется быстрее.

Воспитатель: -Необходимы доказательства наших слов…

Детям предлагается продолжить исследовательскую деятельность. Индивидуальная работа с 2 стаканчиками, изготовление детьми растворов речного и сахарного песка (с пояснениями воспитателя походу опыта).

Вывод: сахарный песок растворяется быстрей и вода остается светлая (а на вкус сладкая).. а речной песок полностью не растворяется в воде (образует на дне осадок) и вода становиться мутной.

Физкультминутка «Буратинка» (дети выходят из-за стола и становятся в круг)

Опыт 3.

Воспитатель: Рассаживайтесь на свои рабочие места, уважаемые исследователи и продолжаем. Как замечательно у нас получается изучать свойства песка. Теперь давайте попробуем очистить воду от песка, как вы думаете, что для этого надо сделать??

Дети: надо слить воду и останется песок..

Воспитатель: - Можно и так сделать…. А для чего нам губка??

Дети: вымыть стаканчики.

Воспитатель: - Она сможет нам помочь очистить воду от песка. Давайте попробуем вылить раствор с песком через губку в чашу. Как изменилась вода?

Дети: вода стала светлая, а песок остался на губке.

Вывод: губку можно использовать как самый простой фильтр, чтобы очистить воду от примесей песка. НО ПИТЬ ЕЕ ВСЕ равно НЕЛЬЗЯ!!

Опыт 4.

Опыт по схеме. Детям предлагается действовать по определенному алгоритму.  Выполнение самостоятельно.

Дети самостоятельно выполняют задание, используя приборы и материалы указанные на схеме.

Воспитатель: - дополнительное Задание, внимание…  пробирки с водой брать только маленького размера с голубыми и сиреневыми крышками..

Дети выполняют опыт.

Воспитатель: -Какой песок стал??

Дети: мокрый, влажный, темный.

Воспитатель:  -А что происходит с мокрыми песчинками??

Дети: они слипаются.

Воспитатель: - А как, наши исследователи, думают…. А какой песок тяжелей?

Дети: мокрый.

Воспитатель: -А что можно делать из мокрого песка??

Дети: играть в песочнице, строить фигурки.

Воспитатель: -Теперь кончиком ложки нарисуйте на мокром песке, какой-нибудь знак или картинку…

Воспитатель: Получилось… Попробуем, легонько потрясти тарелку… Рисунок исчез??

Дети: нет

Воспитатель: А почему он сохранился на мокром песке??

Дети: тяжелый и не двигается.

Воспитатель подводит детей к выводу: Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, а мокрые грани песчинок слипаются и удерживают форму…

ИТОГ (рефлексия):

Воспитатель: -Давайте вспомним, что мы хотели сделать в начале нашего занятия??

Дети: Помочь Пете Неумейкину.

Воспитатель: -Итак, мы помогли Неумейкину узнать удивительные свойства песка?

Дети: да

Воспитатель: -Рассказали и показали, как пользоваться схемами??

Дети: да, теперь Неумейкин знает….

Воспитатель: -И каковы же свойства песка???

Дети: Песок сыплется, мокрый становится тяжелым и из него можно лепить, если опустить в воду и размешать, осадок опустится на дно, песок пропускает воду.

Воспитатель: -Как сделать одинаковые горстки песка разными по весу??

Дети: намочить песок водой, он станет тяжелым.

Воспитатель: -Если мы сделаем бумажный домик, а для защиты от дождя посыплем крышу песком, защитит ли он нас??

Дети: нет, так как песок пропускает воду и бумага намокает.

Воспитатель: Молодцы!!!  А теперь я предлагаю всем вместе построить из нашего чудесного песка большую и красивую постройку! Для нее у нас есть формочки, ведерки, лопатки, бросовый материал для обыгрывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-беседа «День Неизвестного Солдата» ( для детей старшего дошкольного возраста).

Цель: Увековечивание памяти, воинской доблести и бессмертный подвиг российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за её пределами, чьё имя осталось неизвестным.За...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел:  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...

Методическая разработка непрерывной – образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности математической направленности на игровой основе для детей старшего дошкольного возраста «На День рождения к осли

В ходе образовательной ситуации в игровой форме дети осваивают порядковый счёт, счёт двойками, выполняют задания на развитие внимания, логического мышления с использованием интерактивной компьютерной ...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым.  Именно этот возраст является наиболее благоприятным...

Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ по теме ""Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции "

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Гуляй, но проверяй!» для детей старшего дошкольного возраста

Цель – продолжить формирование культуры безопасного поведения детей во время прогулки в зимнее время года.Задачи:Образовательные:1.    Расширить представления детей о правилах без...

Конспект познавательно- исследовательской деятельности в рамках образовательной области «безопасность» для детей среднего дошкольного возраста. «Путешествие в страну дорожных знаков».

Цель:Закрепить и систематизировать знания детей по теме: «Азбука безопасности на дороге».Задачи:1. Активизировать словарный запас детей по данной теме2. Развивать умение детей примен...