Роль опытов и экспериментов в познавательном развитии дошкольников
опыты и эксперименты по окружающему миру

Лохова Наталья Ивановна

Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать и развить её, необходимо опираться на познавательный  интерес детей. Экспериментирование является  эффектным средством формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль опытов и экспериментов в познавательном развитии дошкольников.

Ребенок дошкольного возраста -  любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая  личность. Познавая мир, исследуя его, он делает множество открытий и изобретений , проявляя интерес к разным областям окружающей действительности. Экспериментирование является эффектным средством интеллектуального развития дошкольников.

Процесс познания - творческий процесс,  необычно важный в личностном становлении ребенка - дошкольника. Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности ребенка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. Любой ребенок вовлечен в непостоянно, это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме. Изучать поведение синицы за окном, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство.

Наша задача - помочь ему в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета, и при доведении полученного продукта до логического завершения - представления и защиты результатов, полученных при эксперименте. В  современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому,  что сами считаем важным. А он сам хотел бы исследовать практически всё.     Не замечая этого, мы прерываем его исследовательские порывы. Пытаясь направить его  познавательную деятельность в то русло, которое сами считаем наиболее важным.   Стремясь сделать благое дело - научить, мы, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности.

         Исследовательское  поведение дошкольника -  главный источник получения представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин - «исследовательское обучение».Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного  стремления к изучению окружающего мира. Главная цель экпериментирующего обучения - формирование у ребенка  способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Экспериментирование  побуждает творческую и познавательную активность детей, стимулирует воображение ребенка, включая его в творческую деятельность. Оно позволяет насытить атмосферу группы детского сада разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии. Кроме того, экспериментирование - это естественная, закономерная форма познания окружающего мира, соответствующая его  возраста, которой пронизана сама жизнь ребенка-дошкольника. Соприкасаясь с окружающим миром, он ежеминутно, ежечасно  исследует, экспериментирует , и в итоге познает мир.

         Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать и развить её, необходимо опираться на познавательный  интерес детей. Экспериментирование является  эффектным средством формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Именно поэтому уделяю большое значение  практической организации экспериментирования с детьми дошкольного  возраста.  В группе  оборудована минилаборатория, которая укомплектована  необходимым оборудованием (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы, тазы с песком, водой и сыпучими продуктами, то есть всем необходимым, что может стимулировать познавательную деятельность дошкольников).Зона экспериментирования   расположена в удобном для детей месте и всегда открыта для свободного доступа. В неё постоянно вносятся элементы новизны, что стимулирует познавательную активность. Для более эффективной работы на первых этапах стараюсь  регулировать отношения  и организовывать экспериментальную деятельность ребят.  В дальнейшем, дети самостоятельно занимаются, руководствуясь выработанными правилами.

В центре экспериментирования организовываются познавательные занятия для детей. Каждое занятие тщательным образом   готовится, обязательно  определяют цели, задачи эксперимента или элементарного опыта. Учитывая  то, что для дошкольников доступны три типа экспериментальных задач, нужно постепенно вводить их в практику экспериментирования с детьми. Например ,при изучении свойств воздуха, воды, а также свойств и качеств предметов перед детьми ставятся следующие задачи:

-Как доказать, что …(воздух может передвигать предметы и т.п….)

-Сколькими способами можно осуществить это действие ….(потушить свечу, перенести воду из одной банки в другую, сдвинуть предмет со стола и т.п.)

-Предскажите, что получиться ,если….(положим иголку на поверхность воды, положим монету в блюдце, заполненное водой, до самых краев; какой  из предметов покатиться дальше, проникнет в песок на большую глубину, не сгорит  и т.п.)

      Решение задач осуществляется в двух  вариантах: а) дети проводят эксперимент, не зная его результата и, таким образом ,приобретают новые знания;  б)дети вначале предсказывают результат ,а затем проверяют, правильно ли они мыслили. Иногда я старалась допускать  неточности в работе ,давая тем самым детям возможность внести исправления. Так, воспитатель иногда выполняет неверные рекомендации детей, давая им возможность заметить свои ошибки.

       Рекомендованные приемы позволяют имитировать свойственный детям способ обучения путем проб и ошибок, а также одновременно подчеркнуть те нюансы экспериментальных  процедур, которые  часто выполняются неверно.

      В заключение проведения опыта или эксперимента нужно стремиться к тому, чтобы дети сами делали выводы и подводили итоги собственной деятельности.

      Иногда специально организованному экспериментированию предшествует наблюдения, которые нередко являются стимулом проявления любознательности и познавательной активности ребенка. Поэтому при организации наблюдений нужно соблюдать  необходимые требования, предъявляемые к наблюдения. Очень важно правильно  выбрать объект  для наблюдения.   Если это условие не соблюдается, то познавательная ценность эксперимента снижается. Главное внимание обращается на требование максимального соответствия избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента. Выбирая объект, нужно стараться отдать предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. Вторым, по важности, требованием является безопасность объекта для детей. Эксперименты  с незнакомыми объектами необходимо проводить только под своим руководством, подбирать объекты таким образом, чтобы был типичным для данной группы объектов и содержал все необходимые части.

Независимо от выбранной формы проведения экспериментирования, стараюсь постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построений предложений, в то же время  не подменяя их и не формулируя выводов самостоятельно.

В процессе экспериментирования  идет   обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа  и синтеза, сравнения и квалификации, обобщения и экстраполяции. Необходимо, чтобы ребенок воспроизводил в речи увиденное ,формулировал обнаруженные закономерности и делал выводы. Всему этому в процессе организации экспериментирования учились наши дети.  В процессе  экспериментирования дети не только знакомились с новыми факторами,  но и шло накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматривают как умственные умения.

Экспериментирование можно включать в разнообразную самостоятельную деятельность детей: в игру, прогулки, игры с песком и водой и т.д. Это важнейшее условие развития познавательного интереса у детей. Полученные в процессе экспериментирование  экспериментирования наблюдения,  впечатления и эмоции дети отражают в продуктивных видах деятельности, лепке и рисовании.

Таким образом, проведенная целенаправленная работа позволяет выявить следующие педагогические условия для формирования и развития познавательного интереса дошкольников:

-целенаправленная организация среды;

-создание условий для активных действий;

-вовлечение в процесс самостоятельного поиска;

-вопросы проблемного характера;

-разнообразие организуемой интересной деятельности;

-демонстрация нужности и важности изучаемого материала («личностный смысл»)

-предлагаемая система заданий должна быть трудной, но посильной;

-положительная оценка результатов деятельности;

-учебный материал должен подаваться эмоционально;

- укреплять в каждом  ребенке веру в свои силы, поощрять его ,не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;

-развивать у детей чувство собственного достоинства;

-позиции воспитателя и ребенка являются равными, партнерскими;

-развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;

-использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии. Соблюдение перечисленных педагогических условий способствует эффективности  проводимой работы.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Создание условий для экспериментирования в группе»

Слайд 2

Образовательная область «Познавательное развитие» Цели: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач: – сенсорное развитие; – развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; – формирование элементарных математических представлений; – формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Слайд 3

Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Познавательное отношение к миру формируется во время «экспериментирования» и «исследования».

Слайд 4

Самое лучшее открытие – то, которое ребенок сделал сам. Ральф. У. Эмерсон

Слайд 5

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ Метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. Является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Слайд 6

«СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ Наблюдение Труд Развитие речи Изобразительная деятельность Формирование элементарных математических представлений Чтение художественной литературы Музыкальное воспитание Физическое воспитание

Слайд 7

Старший возраст Опыты в уголке экспериментирования «Неизведанное рядом»; Осуществление исследований; «Путешествие во времени»; Коллекционирование; Наблюдения, опыты в живой и неживой природе.

Слайд 8

Уголок экспериментирования

Слайд 9

Коллекция насекомых

Слайд 10

Коллекция ракушек

Слайд 11

Коллекция семян

Слайд 12

Материалы для экспериментирования

Слайд 13

Свойства воздуха

Слайд 14

Эксперименты с магнитами

Слайд 15

Увеличение предметов

Слайд 16

Растворимые и нерастворимые вещества

Слайд 17

Ньютоновская жидкость

Слайд 18

Сколько воды в снеге?

Слайд 19

Условия для экспериментирования целенаправленная организация среды; создание условий для активных действий; вовлечение в процесс самостоятельного по вопросы проблемного характера; разнообразие организуемой интересной деятельности; демонстрация нужности и важности изучаемого материала («личностный смысл»); предлагаемая система заданий должна быть трудной, но посильной; положительная оценка результатов деятельности;

Слайд 20

Условия для экспериментирования учебный материал должен подаваться эмоционально укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интерес недоверием, негативными оценками; развивать у детей чувство собственного достоинства; позиции воспитателя и ребенка являются равными, партнерскими; развивать творческие силы детей, создавать для этого условия; использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.

Слайд 21

«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ» 1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала занятий, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени. 2. Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом. 3. Помните паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины. 4. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия. 5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям. 6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук – Тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя! » (варианты – Незнайка, Мишка, Карлсон ; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Роль экспериментально – опытной деятельности в познавательном развитии дошкольника

Зарожденная в детстве тяга к знаниям и наукам, вовремя и правильно сформированная и поддерживаемая как воспитателями так и родителями, даст нам возможность воспитать в нашем будущем поколении правильн...

Опыты и эксперименты как средство познавательного развития дошкольников

           Опыты и эксперименты для дошкольниковПознавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формиро...

Отчёт по годовому проекту "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"

Годовой проект на тему: "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"...

Деловая игра с родителями в ДОУ «Роль взрослого в умственном и познавательном развитии дошкольников с ОНР»

Обогащать знания родителей об особенностях воспитания конкретного ребенка с опорой на его индивидуальность, важная часть работы современного педагога. А так же необходимо формировать у родителей систе...

Из опыта работы по теме:«Познавательное развитие дошкольника в процессе поисково-исследовательской деятельности».

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности....

Использование опытов и экспериментов в познавательном развитии дошкольников.

Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечателений об окружающем мире.Познавательное отношение к миру формируется во время экспе...