Использование опытов и экспериментов в познавательном развитии дошкольников.
опыты и эксперименты по окружающему миру

Дё Светлана Васильевна

Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечателений об окружающем мире.Познавательное отношение к миру формируется во время экспериментирования и исследования свойств и качеств отдельных предметов.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  опытов и  экспериментов   в познавательном развитии  дошкольников

                        

Самое лучшее открытие – то, которое ребенок сделал сам.

                                               

                                                                                             Ральф.У.Эмерсон.

Одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной  сферы.         

Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, труде, на прогулке, занятиях, в общении со сверстниками, со взрослыми.  Задача взрослого не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему?» и «как?».

Развитие познавательной активности проявляется у детей  в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Познавательное отношение к миру формируется во время «экспериментирования» и «исследования» свойств и качеств отдельных предметов.

 Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности и самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания, особенно, если взрослый не учитель - наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности.

Развивая познавательную сферу воспитанников,  стараюсь создать такие условия для его развития и обучения, чтобы ребенок через собственные наблюдения, впечатления и размышления сохранил свое видение мира, приобрел способность к самостоятельным открытиям. В группе создан  центр экспериментирования, где помещаются материалы для изучения разделов «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина», карточки – схемы проведения экспериментов. Название опыта, дата его проведения, краткие выводы заносятся в «журнал экспериментов». Обязательно помечается самостоятельно или совместно проведен эксперимент.

Самое элементарное экспериментирование доступно уже детям младшего возраста. Объектом познания малыша является богатое, многообразное  предметное содержание его ближайшего окружения. В этот период идет знакомство с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), их использование для анализа окружающих предметов  через слух, зрение, обоняние, осязание. Они с удовольствием обследуют песок, познавая его свойства; плещутся в воде, открывая её тайны; превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают мыльные пузыри. В уголке природы наблюдают и ухаживают за растениями, рыбками.

4-5 лет – это период, когда ребенок понимает, что мир, в котором он живет, вовсе не такой уж маленький – он огромный, многообразный и … незнакомый, что в нем все существует не обособленно друг от друга, а находится в определенных связях и зависимостях.

На этом этапе моей задачей является дать определенный багаж знаний, представлений о мире, являющихся своеобразной «материальной базой », на основе которой происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов. Важно научить детей сравнивать, сопоставлять те представления, понятия о мире, которые уже имеются в сознании ребенка или приобретаются им. Поэтому в среднем возрасте опыты усложняются. В  центр экспериментирования   вносится набор предметов из разных материалов, разного размера, в значительно большем количестве. Детям предлагаются для исследования различные растворимые и нерастворимые вещества – песок, глина, сахар, соль, гуашь, мука и т.д. Совместно с воспитателем дети проводят опыты в живой и неживой природе (например, на выявление зависимости роста и развития растения от влаги). В ходе наблюдения побуждаем детей задавать вопросы о ходе опыта друг другу. В конце подытоживаем правильные выводы детей.  

Эксперименты и опыты в природе, с различными материалами, коллекционирование, чтение рассказов о вещах, предметах, животных, дидактические игры познавательного содержания помогают расширить кругозор детей, упорядочить полученные сведения о мире, выявить и поддержать первые избирательные интересы детей.

В 6-7лет продолжаю знакомить детей с причинно – следственными связями как одним из жизненно – важных и необходимых условий целостности нашего мира. Большое внимание уделяю обогащению сознания детей интересными содержательно-упорядоченными сведениями из разных областей наук, на основе научных исследований.

В старшем возрасте любой ребенок – исследователь должен уметь задавать вопросы:

  1. уточняющие;
  2. восполняющие (неопределенные, непрямые).

В группе мы решили апробировать серию игр, которые условно были названы «тренингом умения задавать вопросы». Работа строилась в три этапа:

1 этап – описательные вопросы ( «кто?», «как?», «где?», «когда?»). Здесь учили ребенка наблюдать, описывать, осмысливать.

2 этап – каузальные вопросы («почему?», «отчего?»). Через них ребенок учится наблюдать, описывать,  устанавливать причинно – следственные связи.

3 этап – учимся анализировать, выделять главное, делать вывод, умозаключение.

        Форма проведения игр может быть различной – фронтальной или подгрупповой, но последняя дает лучший эффект. Примерные игры:

                    «Все ли мы увидели?»;

                «Что в чудесном мешочке?»;

                «Вопрос-ответ»;

                «Данетка»;

                «Спрашиваем сами»;

                «Играем в КВН»;

                «Что под салфеткой?»;

                «Что это за предмет?»;

                «Угадай, что загадаю».

        Чтобы научить дошкольника формулировать вопросы для общения и поиска информации, применяю  методику проведения учебных исследований в детском саду  А.И.Савенкова, которая включает в себя следующие основные этапы:

  • выделение и постановка проблемы;
  • выработка предположений;
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала;
  • обобщение полученных данных;
  • подготовка материалов исследования к защите (Сообщение, макет и т.п.);
  • защита.

Несмотря на такие научные термины, вся работа организуется доступно для дошкольников: сбор материала осуществляется с использованием картинок, символов, пиктограмм; набор методов исследования зависит от реальных возможностей и способностей ребенка, используются только те, которые доступны и понятны детям. Каждое действие (метод сбора информации) обозначен определенным символом, например, «Подумать самостоятельно!»; «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах» и т.д. Дети учатся свободно высказываться, ориентируясь на карточки с символами. Для сбора информации оформлена папка исследователя, которая одновременно является своеобразным планом действий. Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с выбранной ими темой. Задача воспитателя – выполнять обязанности консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

        Подготовленные сообщения заслушиваются и обсуждаются. Дети в этих условиях легко включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если не согласны. По итогам защиты поощряются не только те, кто хорошо отвечал, но и те, кто задавал умные, интересные вопросы.

        В процессе поисково – исследовательской деятельности ребенок может научиться:

  • ставить проблему или задачу;
  • находить пути решения;
  • планировать;
  • прогнозировать;
  • самостоятельно работать с информацией, ее источниками;
  • аргументировать свою позицию;
  • оппонировать мнению собеседника;
  • занимать творческую позицию.

Я считаю, что исследовательская практика ребенка- дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Это не просто один из многочисленных  методов обучения, а основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение. Организованное таким образом, оно является уже не репродуктивной, а творческой деятельностью, в которой есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание условий для экспериментирования в группе

Слайд 2

В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются: - развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях; - продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств.

Слайд 3

Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Познавательное отношение к миру формируется во время «экспериментирования» и «исследования».

Слайд 4

Метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний Экспериментирование Форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. Один из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Слайд 5

Развивая познавательную сферу воспитанников, стараюсь создать такие условия для его развития и обучения, чтобы ребенок через собственные наблюдения, впечатления и размышления сохранил свое видение мира, приобрел способность к самостоятельным открытиям. Для этого в группе создан центр экспериментирования, где помещаются материалы для изучения разделов «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина», и др. Оформлены карточки – схемы проведения экспериментов.

Слайд 6

Центр экспериментирования

Слайд 7

«Дары рек, морей и океанов» Проводили исследование, чтобы узнать, почему рыбу – ежа так назвали? Исследуем форму ракушек, размер, плотность, вес. Слушаем, как «шумит море».

Слайд 8

«Растворимые и нерастворимые вещества»

Слайд 9

« Ньютоновская жидкость»

Слайд 10

«Сколько воды в снеге?»

Слайд 11

«Тонет – не тонет»

Слайд 12

«Что такое почва. Из чего она состоит?»

Слайд 13

«Стадии роста и развития растений».

Слайд 14

«Как заводят дрожжевое тесто»

Слайд 15

Условия для экспериментирования целенаправленная организация среды; создание условий для активных действий; вовлечение в процесс самостоятельного по вопросы проблемного характера; разнообразие организуемой интересной деятельности; демонстрация нужности и важности изучаемого материала («личностный смысл»); предлагаемая система заданий должна быть трудной, но посильной; положительная оценка результатов деятельности.

Слайд 16

Условия для экспериментирования учебный материал должен подаваться эмоционально укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интерес недоверием, негативными оценками; развивать у детей чувство собственного достоинства; позиции воспитателя и ребенка являются равными, партнерскими; развивать творческие силы детей, создавать для этого условия; использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.

Слайд 17

1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала занятий, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени. 2. Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом. 3. Помните паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины. 4. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия. 5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям. 6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук – Тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя! » Рекомендации по организации занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло...

Из опыта работы по теме:«Познавательное развитие дошкольника в процессе поисково-исследовательской деятельности».

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности....

Консультация для воспитателей: "Использование опытов и экспериментов на прогулке с дошкольниками".

Одним из режимных моментов дня является прогулка. Организация совместной деятельности с детьми на прогулке позволяет решать максимальное количество задач различных образовательных областей. Прогулку в...

Роль опытов и экспериментов в познавательном развитии дошкольников

Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать и развить её, необходимо опираться на познавательный  интерес де...

Особенности использования опытов и экспериментов по ЗОЖ с дошкольниками. Цикл: строение тела человека, представление об организме человека.

laquo;Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму».(Китайская пословица)«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит н...