Волкова Н.А. Мой край – Южный Урал. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Картотека бесед и игр с детьми. Расширение знаний детей о родном крае.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А. Формирование у детей интереса к «малой» Родине.

Мой край – Южный Урал.

Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-6 лет.

“Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом”.

Сергей Владимирович Михалков

Направление «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социализация».

Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Родная страна (малая Родина).

Задачи. 

  • Продолжать формировать интерес детей к «малой Родине».
  • Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края.
  • Рассказывать детям о замечательных людях, прославивших свой край.
  •    Воспитывать в детях любовь к родному краю.
  •    Воспитывать в детях уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

Содержание.

Вид деятельности

Задачи.

Виртуальное путешествие 

«Мой край».

Продолжать формировать интерес детей к «малой Родине». Познакомить детей с легендами и сказаниями Уральского края, с гербом и флагом Челябинской области. Обогащать представления детей о многообразии окружающего мира. Расширять представления детей о животном мире Челябинской области. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать обществоведческий словарь детей. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ педагога. Воспитывать любовь к родному краю.

Речевая игра «Богатства

нашего края».

Поддерживать интерес детей к родному краю. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительными.

Рассказ педагога «Гостеприимство – народная традиция».

Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями. Воспитывать в детях уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

Виртуальное путешествие «Народы Южного Урала».

Продолжать формировать интерес детей к «малой Родине».  Рассказать детям о том, что на Урале живут разные народы: башкиры, татары, русские. Воспитывать в детях уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Обогащать обществоведческий словарь детей. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ педагога.

Речевая игра «Сколько друзей».

Обогащать знания детей о народах, проживающих в нашем городе. Воспитывать в детях уважение к людям разных национальностей, чуткость к художественному слову. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительными.

Разговор

«Уральский край».

Воспитывать в детях любовь к родному краю. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения.

Разговор

«Любимый край».

Воспитывать любовь к родному краю, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения.

Разговор

«Сказочный Урал».

Воспитывать любовь к родному краю, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения.

Разговор

«Наш сказитель».

Воспитывать любовь к родному краю, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения.

Разговор

 «Урал

Родину защищает».

Воспитывать любовь к родному краю, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать интерес детей к народным пословицам.

Разговор

«Славен наш Уральский край».

Воспитывать любовь к родному краю, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения.

Вид деятельности

Задачи.

Разговор «Богатство Урала».

Воспитывать любовь к родному краю, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения.

Разговор

 «Чем богат уральский край».

Воспитывать любовь к родному краю, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения.

Разговор

«Край родной,

навек любимый».

Воспитывать любовь к родному краю, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения.

Разговор

«Красив

 уральский край».

Воспитывать в детях любовь к родному краю.  Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение.

Разговор

«Ягоды Урала».

Воспитывать любовь к родному краю, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения.

Виртуальное путешествие «Мой край».

Задачи. Продолжать формировать интерес детей к «малой Родине». Познакомить детей с легендами и сказаниями Уральского края, с гербом и флагом Челябинской области. Обогащать представления детей о многообразии окружающего мира. Расширять представления детей о животном мире Челябинской области. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Обогащать обществоведческий словарь детей. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ педагога. Воспитывать любовь к родному краю.

Материалы к деятельности.  Презентация «Мой край – Челябинская область». Аудиозапись песни «Сказочный Урал».

Беседа.

Звучит первый куплет песни «Сказочный Урал», в исполнении группы «Карамель»

В сказочном Урале мы живём,

Так привольно нам в краю родном.

Горы и вершины, реки и долины,

Нам всегда ласкают взор.

Сосны исполины, кедры и рябины,

Манит нас лесной шатёр.

Зеленей, расцветай мой родимый край,

Зеленей, расцветай мой родимый край.

Светлана Алёшина

— Дети, вы хотели бы увидеть наш сказочный Урал? (ответы детей).

— Как нам осуществить свою мечту? Дети предлагают свои варианты

— Дети, мы можем отправиться в виртуальное путешествие

Презентация «Мой край – Челябинская область».

— Наше виртуальное путешествие начинается. По реке времени в прошлое уплываем, легенды нашего края узнаем.

Давно это было.  Жил в городе Санкт-Петербурге царь-государь. Звали его Пётр I. Умный был царь, много читал, много учился и много работал. Слуги Петра I поехали по России-матушке в солдаты мужиков звать, да и в наш Уральский край заглянули. Едут полем, едут лесом, едут мимо рек быстрых, озёр глубоких да гор высоких. Вдруг лошади встали и не могут идти дальше, будто к земле приросли. В это время ехал мимо на лошади уральский мужик. Спрашивает он у солдат, кованые ли у коней копыта. Копыта лошадей защищают железные подковы. Глянули слуги на лошадь мужика, а она не кована. Идёт себе лошадь по дороге, а лошади слуг Петра I стоят на месте и не могут идти дальше. Испугались слуги, вернулись к царю и рассказали, что горы на Урале чудные, волшебные. Коней, кованных к себе, притягивают, идти дальше не дают.  Понял царь, чем богаты Уральские горы. И послал он людей учёных в наш волшебный край. Вот они ему ответ шлют: много на Урале лесов, рек, озёр, руды железной, золота, а каменьев самоцветных видимо-невидимо.

(Н. Агапова)

Но самое главное богатство уральской земли – это люди, уральцы-труженики. Уральцы добывают железные руды, золото, самоцветы из Уральских гор. Уральцы создают прочные и красивые изделия. И мы с вами счастливы, что живём в таком удивительном крае, гордимся его историей, достижениями наших земляков: златоустовской гравюрой, каслинским литьём.

Дети, кто нарисован на гербе и флаге Челябинской области? (ответы детей).

Белый двугорбый верблюд с золотой поклажей символизирует мудрость, долголетие, верность традициям родного края. Красный цвет – это цвет жизни, любви, здоровья, символ мужества уральцев, огонь наших заводов. Золотая полоса об Уральских горах напоминает, красоту, величие, богатство природы восхваляет. Но не только золотом да самоцветами богат наш край. Богата природа нашего края, есть у нас горы и степи, леса и поля, реки и озёра. Дети, посмотрите, сколько животных и птиц живёт в нашем краю!

Дети рассматривают зоогеографическую карту Челябинской области, называют знакомых животных.

Зрительная гимнастика «Чудеса».

Дети, продолжаем наше виртуальное путешествие. Я предлагаю вам, словно птицы полететь над нашим Уральским краем. Летим на север нашей Челябинской области. Здесь горы и леса, озёра и реки, много заповедников. Заповедники – это заповедное место, место, где люди только гости, а хозяйка этого места природа, и её дети – растения, животные, птицы.

В сказочном Урале мы живём,

Так привольно нам в краю родном,

Горы и вершины, реки и долины

Нам всегда ласкают взор.

Сосны-исполины, кедры и рябины,

Манит нас лесной шатёр.

Светлана Алёшина

А эти высокие горы – Таганай, что по-башкирски означает «подставка для луны». Легенда гласит, что жил в этих местах Таганай и три его сына. Владел Таганай секретом долгой жизни. Подговорил леший Шурале старших сыновей украсть секрет у Таганая, пообещал им несметные богатства. Только Таганай догадался о предательстве сыновей и прогнал их. Со стыда провалились они под землю. А Таганай от обиды на неблагодарных сыновей окаменел, в гору превратился. Младший сын Селямбай, не знал о предательстве братьев. Когда отец его в гору превратился, ушёл он жить на реку Миасс. Был он добрым, приветливым. Потянулись к нему люди. А место это Селябой прозвали, а позже стали Челябой называть.

Много чудес в таганайских горах. Вот Долина сказок. Кажется, что какой-то волшебник превратил жителей гор в каменные статуи. А это Каменная река. Бежит она вдаль, а воды нет, одни камни. Озеро Зюраткуль находится высоко в горах. Легенда гласит, что гордая красавица Юрма, нечаянно разбила волшебное зеркало. Один осколок зеркала улетел высоко в горы и превратился в прекрасное озеро. Оно стало сердцем гор и его назвали Зюраткуль, что по-башкирски означает сердце – озеро.

Мы видим Ильменский заповедник. Слово «ильмень» означает небольшие озёра. В Ильменском заповеднике 30 озёр. Отдохнём и мы на берегу озера.

Весёлые упражнения «Уральский край».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог читает стихи и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Раз, два, три, четыре, пять

Вам хочу я рассказать.

Маршируем на месте,

Как богат Уральский край

руки в стороны,

Ты о том не забывай

руки к сердцу,

Наши реки широки,

руки в стороны,

А озёра – глубоки,

наклон, руки вниз,

Горы наши высоки,

руки вверх, встать на носочки,

Есть пещеры у реки,

присесть, встать,

И леса, и поля –

руки в сторону,

Это Родина моя!

руки к сердцу.

Это владения Хозяйки Медной горы – владычицы всех потаённых сокровищ Урала.

Неспроста в народе говорят

Что Урал наш сказочно богат

Много самоцветов самых разноцветных

Горы бережно хранят.

Светлана Алёшина

Кажется, минералы всего света собраны в этом удивительном месте – в Ильменском заповеднике. Ильменит, топаз, миаскит, сапфир, корунд, амазонит, канкринит, родонит и многие другие.

Дети, каких зверей и птиц можно увидеть в наших лесах? (ответы детей).

(Белка, медведь, лиса, волк, лось, заяц, ёж, глухарь, дятел, поползень, снегирь, свиристель).    Педагог указкой показывает животных, которых назвали дети. Затем называет животных и птиц, которых не назвали дети.

Путешествие по Челябинской области продолжаем, на юг мысленно улетаем. Под нами степи, необъятные просторы. В степях растут разные травы. Здесь на юге, мы увидим загадочный Аркаим. Это страна древних городов Урала. Города эти спрятаны в толще земли. Археологи разгадывают загадки прошлого, астрологи пытаются увидеть будущее.

Дети, какие удивительные звери и птицы живут в степях Урала. Вы узнали этих животных? (Заяц-русак, полевая мышь, перепел, сурок, тушканчик, суслик, дрофа, серая куропатка, стрепет, журавль-красавка, степной орёл, сапсан).

   Педагог указкой показывает животных, которых назвали дети. Затем называет животных и птиц, которых не назвали дети.

Зеленей расцветай,

мой родимый край.

Зеленей расцветай,

мой любимый край.

Дети, красива Уральская природа! Край уральский люби, красоту природы береги.

— Дети, что бы вы хотели ещё узнать о нашем городе?         

Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.

— Спасибо, дети! Вы умные и любознательные собеседники. Мне приятно было с вами беседовать.

Речевая игра «Богатства нашего края».

 (Индивидуально или подгруппа детей до 8 человек).

Задачи. Поддерживать интерес детей к родному краю. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительными.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, вы знаете, как богат наш уральский край! Богатство края считаем, слова правильно изменяем.

Игровые правила.

  • Цветок даю, богатство назову.
  • Богатства называй, один, два, много считай.
  • Цветок ведущему возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя богатство родного края, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

 Лексический материал.

  • Гора – … (одна гора, две горы, много гор).
  • Озеро – … (одно озеро, два озера, много озёр).
  • Река – … (одна река, две реки, много рек).
  • Поле – … (одно поле, два поля, много полей).
  • Лес – … (один лес, два леса, много лесов).
  • Город – … (один город, два города, много городов).
  • Деревня – … (одна деревня, две деревни, много деревень).
  • Село – … (одно село, два села, много сёл).

Как богат Уральский край

Ты о том не забывай

Наши реки широки,

А озёра – глубоки,

Горы наши высоки,

Есть пещеры у реки,

И леса, и поля –

Это Родина моя!

— Богат наш уральский край. Много в нашем краю гор, озёр и рек, лесов и полей, городов, деревней и сёл. Но главное богатство уральского края – это его жители, уральцы. Замечательно, дети! Богатство Урала считали, слова правильно изменяли.

Рассказ педагога «Гостеприимство – народная традиция».

Задачи. Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями. Воспитывать в детях уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

Рассказ.

— Дети, многие народы славятся своим гостеприимством. Что такое гостеприимство? Гостеприимство – это гостей принимать. У каждого народа свои правила гостеприимства. Гостями называли не только знакомых и родных, но и путников, которые проходили мимо дома и просились на ночлег.

Русский народ незваных гостей радушно встречал, в дом приглашал. Гостей почётом и уважением окружали, за стол сажали. Ты, хозяйка, что есть в печи, всё на стол мечи. Гостю щей не жалей, погуще налей.  Главное путника накормить, а затем можно и расспросить, что путник повидал, какие новости узнал.

"Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?"

         Если гостей знали, и в гости их ожидали, дорогими гостями называли. Дорогих гостей на пороге дома хлебом – солью встречали. Каравай хлеба на чистый рушник (полотенце) положили, да солонку с солью сверху поставили. Рушник (полотенце) – это дорога гостей к этому дому. Хлеб – это пожелание гостям добра, благополучия и мира. Соль – оберег от злых чар.

Дорогих гостей в красный угол провожали, да за стол сажали. Стол разные блюда украшали, всё это гостям предлагали. Но трапезу с хлеба с солью начинали. Хозяин ломоть хлеба отрезал, солью его посыпал и гостям по очереди раздавал. Не зря в народе говорят: «Без соли, без хлеба худая беседа», «Хлеб на стол, так и стол — престол».  Гостям нельзя от угощения отказываться, чтобы не обидеть хозяев дома.

Не только русский народ гостеприимством славен, но и другие народы России. Только у каждого народа свои обычаи. Например, у татар не хлебом и солью встречают гостей,      а сладким чак-чаком, шербетом, мёдом и душистым чаем. У башкир каждого гостя на прощание одаривали подарком.

Виртуальное путешествие «Народы Южного Урала».

Задачи. Продолжать формировать интерес детей к «малой Родине».  Рассказать детям о том, что на Урале живут разные народы: башкиры, татары, русские. Воспитывать в детях уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Обогащать обществоведческий словарь детей. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ педагога.

Материал к деятельности. Презентация «Народы Южного Урала».

Беседа.

Дети, как называется край, в котором мы живём? (ответы детей).

— Мы с вами живём в Челябинской области. Челябинская область находится на юге Уральских гор. Край, в котором мы живём, называется Южный Урал. Красив и богат Южный Урал. Есть здесь и просторные степи, есть и леса, богатые дарами. Есть горы, а в горах спрятаны бесценные сокровища. Дети, как вы думаете, что это за сокровища? (ответы детей).

— Нет, не золота и не алмазы, а бесценные руды, железные да медные. Но самое главное богатство Южного Урала – это люди. Дети, вы знаете, какие народы живут на Южном Урале? (ответы детей).

— На Южном Урале живут разные народы, но больше всего русских, башкир и татар. Дети я приглашаю вас в виртуальное путешествие по «реке времени» в прошлое Южного Урала.

Презентация «Народы Южного Урала».

— Дети, по «реке времени» в прошлое уплываем, историю Южного Урала узнаем. В давние-давние времена жил да был кочевой народ. Кочевой народ с места на места кочевал, лучшие места искал. Было у кочевого народа много скота. Животным нужны просторные степи, богатые травами, да реки с чистой водой. Там, где жили кочевники, травы и воды мало. Решили они поискать лучших мест.

Долго-долго шли кочевники, устали. Задумались аксакалы: что делать? Куда идти, на запад или на восток, на север или юг? Аксакалы – это старшие, самые умные люди.         И вдруг, они увидели стаю волков. Вожак стаи, самый умный волк, подошёл к аксакалам. Волчий вожак встал впереди каравана и повёл его дальше. Долго шли наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками и озёрами с чистой водой, степями с зелёной травой, лесами да горами. Дойдя до этого места, волчий вожак исчез. Посоветовавшись между собой, аксакалы кочевого народа решили: «Нам не найти земли прекраснее этой. Остановимся же здесь и сделаем её своим становищем». И стали жить они на этой земле, красоте и богатству которой нет равной на свете. Поставили юрты, стали разводить скот: коней, овец, коз, коров, верблюдов. С тех пор этот народ стал называть себя «башкортар», то есть людьми, пришедшими за главным волком. Потомки «башкортов» и в наши дни на Южном Урале живут, их башкирами зовут.

Летом башкиры по степи кочевали, дома-юрты с собой брали. Юрта – это дом. Из реек юрту собирали, войлоком покрывали. В юрте в стужу тепло, в жару прохладно.  Внутри юрты, в центре, очаг, согреть и накормить семью он рад. Лежанки да сундуки, на полу тёплые ковры. Башкиры на коврах пьют и едят, на стульях они не сидят.

Зимой башкиры жили в аулах, в деревянных домах. Аулы строили в долинах рек или около густых лесов. В реках башкиры ловили рыбу. В лесах они охотились, собирали ягоды, грибы и мёд диких пчёл.

Зрительная гимнастика «Чудеса».

— Не только башкир привлёк наш благодатный край. Поселились на благодатных землях

Южного Урала татары. По традиции татарские села располагались на берегах рек. Жили татары в избе, отгороженной от улицы забором. Избу татары украшали росписью. Татары трудолюбивый народ. Они занимались ремёслами и торговлей.  Татарских детей с ранних лет учат уважать старших и не обижать младших. Татары очень гостеприимны, гостей сладким чак-чаком, шербетом, мёдом и душистым чаем угощают, отдохнуть предлагают.

Весёлые упражнения «Уральский край».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог читает стихи и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Раз, два, три, четыре, пять

Вам хочу я рассказать.

Маршируем на месте,

Как богат Уральский край

руки в стороны,

Ты о том не забывай

руки к сердцу,

Наши реки широки,

руки в стороны,

А озёра – глубоки,

наклон, руки вниз,

Горы наши высоки,

руки вверх, встать на носочки,

Есть пещеры у реки,

присесть, встать,

И леса, и поля –

руки в сторону,

Это Родина моя!

руки к сердцу.

— Дети, путешествие продолжаем, много нового узнаем. Русские люди Южный Урал заселяли, лес корчевали да избы строили. Хлеборобы   распахивали землю, сеяли рожь да овёс. Осенью собирали урожай. Русские мастеровые люди добывали руды, работали на заводах. Военные строили крепости. Купцы торговали.

Так и живут рядом башкиры, татары и русские. Каждый народ разговаривает на своём языке, своим богам молится, носит свою национальную одежду. Народы Южного Урала свои обычаи соблюдают, о дружбе не забывают. В согласии и мире живут, в обиду друг друга не дают. Дети, вы согласны с тем, что мы живём в согласии и мире? (Ответы детей).

— Дети, кто из вас кроме русского языка знает языки других народов? (Ответы детей).

— Дети языки народов Южного Урала изучайте, свои край прославляйте.

Речевая игра «Сколько друзей».

(Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).

Задачи. Обогащать знания детей о народах, проживающих в нашем городе. Воспитывать в детях уважение к людям разных национальностей, чуткость к художественному слову. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительными.

Игра.  

— Дети, мы с вами живём в большом и красивом городе Челябинске. Люди разных национальностей живут в нашем городе, но все мы челябинцы, все мы друзья. Дети, слова изменяем, сколько друзей, называем.

Игровое правило:

  • друзей считай, один, два, много называй.

Педагог называет национальность, дети поочерёдно считают. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет слово правильно.

Лексический материал.

  • Русский – … (один русский, два русских, много русских).
  • Татарин – … (один татарин, два татарина, много татар).
  • Башкир – … (один башкир, два башкира, много башкир).
  • Украинец – … (один украинец, два украинца, много украинцев).
  • Немец – … (один немец, два немца, много немцев).
  • Казак – … (один казак, два казака, много казаков).
  • Белорус – … (один белорус, два белоруса, много белорусов).
  • Таджик – … (один таджик, два таджика, много таджиков).
  • Армянин – … (один армянин, два армянина, много армян).
  •  Цыган – … (один цыган, два цыгана, много цыган).

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными.

— Удивительно! Спасибо, дети, друзей посчитали, слова правильно называли.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы, друзья.

Россией зовётся общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нём.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

Разговор «Уральский край».

Задачи. Воспитывать в детях любовь к родному краю. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения.

Разговор.

— Дети, почему так говорят: «Как богат Уральский край, ты о том не забывай»? (предположения детей).  

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

Как богат Уральский край!

Ты о том не забывай!

Наши реки широки,

А озёра – глубоки,

Горы наши высоки,

Есть пещеры у реки,

И леса, и поля –

Это Родина твоя!

Разговор «Любимый край».

Задачи. Воспитывать любовь к родному краю, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения.

Разговор.

— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение уральской поэтессы Светланы Николаевны Алёшиной.

На земле уральской мы живём,

Так привольно нам в краю родном.

Горные вершины, реки и долины,

Нам всегда ласкают взор.

Сосны исполины, кедры и рябины,

Манит нас лесной шатёр.

Зеленей, расцветай, наш любимый край…

Дети, вы любите наш уральский край? (ответы детей).

— Дети, в Челябинске, есть парки, где растут сосны исполины. Как вы думаете, прогулки в сосновом бору полезны для нашего здоровья? (предположения детей).  

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Воздух в парках чище, полезнее для здоровья. Дети, в сосновом бору гуляйте, целебный воздух сосен вдыхайте.

Разговор «Сказочный Урал».

Задачи. Воспитывать любовь к родному краю, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения.

Разговор.

— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение уральской поэтессы Светланы Николаевны Алёшиной.

В сказочном Урале мы живём,

Так привольно нам в краю родном.

Горы и вершины, реки и долины,

Нам всегда ласкают взор.

Сосны исполины, кедры и рябины,

Манит нас лесной шатёр.

Дети, вы согласны, с тем, что мы живём в сказочном Урале? (ответы детей).

— Как вы думаете, почему наш Урал сказочный? (предположения детей).  

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка), что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.

— Дети, сказки да легендам богат наш Урал.

Разговор «Наш сказитель».

Задачи. Воспитывать любовь к родному краю, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения.

Разговор.

— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение уральской поэтессы Светланы Николаевны Алёшиной.

Наш сказитель здесь когда–то жил

И Урал всем сердцем полюбил.

Про людей хороших, честных и пригожих

Много сказок он сложил.

Кто их прочитает, сразу понимает

Как Бажов наш край любил.

Дети, Павел Петрович Бажов, уральский писатель сказочник.  Какие сказки Бажова вы знаете? (ответы детей).

Дети, что вы можете сказать о сказках Бажова? (ответы детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка), что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.

Дети, сказки Бажова читайте, уральские сказы изучайте.

Разговор «Урал Родину защищает».

Задачи. Воспитывать любовь к родному краю, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать интерес детей к народным пословицам.

Разговор.

— Дети, почему так говорят: «Урал Родину защищает, от врагов оберегает»? (предположения детей).  

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка), что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.

— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Александра Трифоновича Твардовского.

Урал!

Завет веков и вместе —

Предвестье будущих времён,

И в наши души, точно песня,

Могучим басом входит он —

Урал!

Опорный край державы,

Её добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец.

                                       

Разговор «Славен наш Уральский край».

Задачи. Воспитывать любовь к родному краю, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения.

Разговор.

— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение уральской поэтессы Светланы Николаевны Алёшиной.

Славим мы родной Уральский край

Коль захочешь в гости приезжай.

Встретим с пирогами, с песней и цветами.

Испечём мы каравай.

Пойте вместе с нами, славьте вместе с нами

Наш родной любимый край.

Дети, чем знаменит, славен наш Уральский край? (ответы детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка), как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Славен Урал рабочими и педагогами, врачами и учёными, актёрами и спортсменами. Славен уральский край своим гостеприимством.

Разговор «Богатство Урала».

Задачи. Воспитывать любовь к родному краю, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения.

Разговор.

— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение уральской поэтессы Светланы Николаевны Алёшиной.

Неспроста в народе говорят,

Что Урал наш сказочно богат.

Много самоцветов, самых разноцветных

Горы бережно хранят.

Но по всем приметам, ярче самоцветов

У ребят глаза горят.

Дети, какие богатство хранит Урал? (ответы детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка), как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Да! Богат наш Урал! Сказочно богат! Но самое большое богатство Урала, это уральцы, взрослые и дети.

Разговор «Чем богат уральский край».

Задачи. Воспитывать любовь к родному краю, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения.

Разговор.

— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Аркадия Дмитриевича Филиппе́нко, поэта и композитора.

На лужке у ворот, где рябина растёт

Мы в тенёчке – холодочке завели хоровод.

Про Урал мы споём, в гости вас позовём,

Голубику, ежевику собирать в лес пойдём.

Неспроста говорят, что Урал наш богат,

Изумруды и алмазы ярче солнца горят.

Есть у нас малахит, есть руда и гранит,

И горючий самый лучший уголёк – антрацит.

Кто у нас побывал, кто наш край повидал

Не забудет, не забудет голубой наш Урал.

Дети, чем богат наш родной край? (Ответы детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка), как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Чем богат уральский край, ты о том не забывай.  Есть у нас малахит, есть руда и гранит, и горючий самый лучший уголёк – антрацит. В Краеведческом музее, дети, побывайте, о богатстве Урала узнайте. По саду камней вы гуляйте, историю камней изучайте.

Разговор «Край родной, навек любимый».

Задачи. Воспитывать любовь к родному краю, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения.

Разговор.

— Дети, почему так говорят: «Край родной, навек любимый, где найдёшь ещё такой(предположения детей).  

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка), как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Антона Пришелца – поэта-песенника.

То берёзка, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной, навек любимый,

Где найдёшь ещё такой?!

От морей до гор высоких,

Посреди родных широт

Всё бегут, бегут дороги

И зовут они вперёд!

Солнцем залиты долины,

И куда ни бросишь взгляд –

Край родной, навек любимый,

Весь цветёт, как вешний сад!

Детство наше золотое

Всё светлее с каждым днём!

Под счастливою звездою

Мы живём в краю родном!

Разговор «Красив уральский край».

Задачи. Воспитывать в детях любовь к родному краю.  Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение.

Разговор.

Дети, почему так говорят: «Край уральский люби, красоту природы береги»? (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка), как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Красив наш уральский край, разнообразна природа нашего края. Есть горы и леса, степи и поя, реки и озёра. Чтобы красота природы радовала нас долгие-долгие годы, мы должны не загрязнять окружающую природу, бережно относится к растениям и животным. Дети, запомните, пожалуйста, правила поведения в лесу.

Правила поведения в лесу.

  • В лесу гуляем по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.

  • Не шумим в лесу! Громкая музыка, шум, крик пугают птиц, зверей, они покинут свои норы и гнёзда. Нужно уметь слушать волшебные звуки леса.

  • Не срываем полевые и лесные цветы!  Не уничтожаем редкие цветы! Букеты можно составлять только из садовых цветов. Полевые и лесные цветы не стоят в букетах, они быстро вянут. Многие лесные цветы занесены в Красную книгу, например, ландыши. Ландыши – лекарственное растение.  

  • Не разоряем птичьи гнёзда! Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птицы почувствуют чужой запах и могут бросить это гнездо.

  • Не забираем из леса домой животных! Забирать животных из леса — опасно для их жизни. Лес – это дом для животных. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.

  • Не разоряем муравейники! Муравейник – дом муравьёв.  Муравьи – санитары леса. Они рыхлят почву, уничтожают вредителей.

  • Не обижаем насекомых! Не ловим бабочек и стрекоз! В лесу живёт много полезных насекомых. Бабочки опыляют растения, стрекозы уничтожают вредителей. Сохраняйте паутину — это дом паука.

  • Не обижаем змей! Змеи опасны для людей, но нужны в лесу. Они санитары леса и воды.

  • Не вырываем растения с корнем! Из корней на следующий год вырастут новые растения.

  • Не портим несъедобные грибы. Все грибы помогают расти деревьям. Мухоморами питаются белки, лоси, сороки.

  • Не ломаем ветки деревьев! Деревья живые! Ветки с листьями помогают им дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много деревьев, легко дышится.

  • Не повреждаем кору на деревьях!  Кора дерева – это как кожа у человека. Деревья живые, без коры деревья долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

  • Не разжигаем костёр в лесу! Дерево очень хорошо горит. Искры от костра попадут на деревья, загорится весь лес, погибнут растения, животные, птицы и люди.

  • Не бьём стекло в лесу!  Не оставляем мусор! Лес – это дом животных и растений, в лесу всегда должно быть чисто.

Разговор «Ягоды Урала».

Задачи. Воспитывать любовь к родному краю, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения.

Разговор.

— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение уральской поэтессы Светланы Николаевны Алёшиной.

Утром по тропинке в лес пойдём,

Много спелых ягод наберём.

Чёрную чернику вместе с земляникой

Мы в лесной траве найдём.

Красную бруснику, клюкву, голубику

В кузовках домой несём.

Дети, какие ягоды растут на Урале? (ответы детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка), что скажешь!

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают ответы товарищей. Подводит итог сказанному.

— Чёрную чернику вместе с земляникой мы в лесной траве найдём. Красную бруснику, клюкву, голубику в кузовке домой несём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия  Тема: «Мой родной край – Южный Урал» Старшая группаЦель. Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как ородном крае.Задачи.1....

Проект «Ознакомление детей с природой родного края. Южный Урал»

Тип проекта: познавательно–творческий. Возраст: дети старшей группы Срок реализации: 5 месяцев (ноябрь-май)....

Интегрированное занятие «Мой родной край – Южный Урал»

Цель:данного занятия: систематизировать и обобщать знания детей о природе  Южного Урала,  о родном крае. ЗадаФормировать знания детей о Южном Урале. Продолжать знакомить детей с особенностям...

Волкова Н.А. Ягоды. Беседы и игры с детьми 5-7 лет

Лексическая тема «Ягоды». Картотека различных видов деятельности (беседы, чтение, игры) для расширения знаний детей о ягодах....

Волкова Н.А. Грибы. Беседы и игры с детьми 5-7 лет

Лексическая тема «Грибы». Картотека....

Волкова Н.А. Овощи. Беседы и игры с детьми 5-7 лет

Лексическая тема «Овощи». Картотека...