Конспект комплексного занятия для детей средней группы «Природа нашего края»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Тоняева Татьяна Игоревна

Данный конспект предназначен для повышения экологического и нравственно-патриотического воспитания детей 4-5 лет дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» г. Арзамас

Конспект комплексного занятия для детей

средней группы «Природа нашего края»

Подготовил воспитатель: Тоняева Т.И.

Цель:

1. развивать речь детей.

2. формировать представление о взаимосвязях в природе.

Задачи:

Обучающие:

1. Сформировать у детей общее представление о лесе, о реке и ее обитателях.

2. Закрепить знание детей о видах деревьев, которые растут в нашем лесу.

3. Закрепить знание детей о многообразии животного мира, птиц, проживающих в лесах родного края.

4.Совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на

вопросы воспитателя.

Воспитывающие:

1.Воспитывать любовь к природе.

2.Бережное отношение к природе и  ко всему живому.

Интеграция образовательных областей:

познание,

коммуникация

социализация,

чтение художественной литературы,

безопасность,

здоровье,

Предварительная работа:

-беседа о животном и растительном мире родного края , рассматривание альбома с иллюстрациями диких животных ,птиц, рыб; знакомство с информацией о пользе животных, птиц и растительности нашего края.

- наблюдение на прогулке;

- подбор дидактических игр;

- загадывание загадок.

Материалы к занятию:

Иллюстрации «Дикие животные нашего края», иллюстрации « Речная

рыба нашего края» ,иллюстрации «Птицы нашего края», цветные шарики

по количеству детей, аудиозапись « голоса птиц»,

«Речка быстрая» в исп. В.Толкуновой,

 слайды  с изображением речных и природных пейзажей,

 силуэтные изображения животных, картинки с изображением

детенышей диких животных.

Ход НОД:

  1. Орг. Момент

Воспитатель:

Словно крыша над землёю

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки, и леса.

И дома, машины, лодки.

 И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.

Воспитатель:

Ребята, каждый из нас живёт в доме со стенами, потолком, полом –

это   наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог, попадаем

в другой дом. Этот дом - Природа.

Как вы думаете, можем ли мы прожить без природы?

Дети: Нет, без воды, без солнца, без растений, животных.

Воспитатель:

А в группе у нас есть природа

Дети: да- растения воздух, солнечные лучи .

Воспитатель:

От чего в доме бывает светло 

Дети: От лампы. 

Воспитатель: А что можно сравнить с лампой в природе

Дети: солнце.

Воспитатель: В природе идёт дождь ,а в наших домах?

Дети: душ.

Воспитатель : В природе ветер? 

 Дети: доме -вентилятор, кондиционер.

Воспитатель: В доме пол? 

Дети: в природе – земля, почва.

Воспитатель: В доме ковёр? 

Дети: в природе- трава.

Воспитатель: В доме стены? 

Дети: в природе- горы, деревья.

Воспитатель: В домах потолок? 

Дети: в природе- небо, космос.

Воспитатель:

Ребята, сегодня  хочу предложить вам отправиться на экскурсию в лес. Как вы думаете, на чём мы с вами можем отправиться в это путешествие?

Дети: На автобусе, паровозе, велосипеде и. т. д

Воспитатель:

А я хочу предложить вам совершить путешествие с помощью воздушных шариков. Взяли в руки тот шарик, который вам больше нравится по цвету. Шарики волшебные  нас поднимут в небо, когда вы правильно отгадаете загадки.

Загадки:

Любит очень есть морковку,

Грызёт капусточку он ловко,

Белый серый и косой,

Кто он такой?

                                (Заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это

                               (Белка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост-краса.

Кто это?          

                         (Лиса)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

                            (Волк)

С ним тягаться трудно в беге,

Коли встретить довелось,

знайте, дети, это…

                                   (Лось).

Возле дуба острым рылом,

Деловито землю рыл он.

Видно грузди он искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был …

                               (Кабан).

Под соснами ,под елками

Лежит мешок с иголками. (Ёж).(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

Дети: О животных.

Воспитатель: А о каких животных?

Дети: Диких.

Воспитатель: А где живут дикие животные?

Дети: В лесу.

Правильно все эти дикие животные обитают в наших лесах.(Воспитатель показывает картинки с изображением диких животных).

А теперь шарики готовы. Раз, два, три- полетели.

Под музыку дети имитируют полёт в небо.

 (Звучит  куплет песни «Речка  быстрая»).

Воспитатель:

Ребята, смотрите, что это за водоем? Это- река наша, Теша(слайды).

 Давайте с вами посмотрим,  какие рыбы обитают в  нашей реке? (картинки с изображением рыб).

Ребята мы с вами познакомились  с рекой  Тешей, которая протекает в нашем городе Арзамас. А теперь мы с вами отправимся дальше –полетели!

Посмотрите, вот он лес, полон сказок и чудес (слайды)

Давайте здесь остановимся.

Дидактическая игра «Деревья».

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, как много деревьев в лесу. Назовите те деревья, которые вы знаете.

Дети: Дуб, сосны, ёлки, берёзы, осины, ольха.

Воспитатель показывает картинки , на которых изображены деревья. Дети рассматривают и называют те деревья, которые знают. Воспитатель предлагает составить небольшой рассказ о том, как деревья меняются в разное время года.

Дидактическая игра «От какого дерева листочек» (воспитатель использует картинки с разными листочками).

Дети используют слова:  берёзовый, тополиный, ивовый, еловые и  сосновые иголки)

Воспитатель:

Можно ли ломать веточки? Почему?

Какое дерево очищает воздух? (тополь)

Какое дерево нам помогает легко дышать? (ель, сосна)

Воспитатель: правильно, деревья нужны не только животным, но и они помогают людям.(слайды)

Воспитатель:  А как живётся зверям в лесу? Вы знаете, что у каждого животного есть  свое жилище?

Дидактическая игра «Кто, где живёт? (карточки с картинками).

Танец- имитация. «Детишки – зверюшки».

Дети по музыку танцуют и изображают разных животных.

Дидактическая игра «Назови  , кто спрятался»

Воспитатель: Уже темнеет. Вот- вот ночь наступит. Никого не стало видно. Одни лишь силуэты. На ватмане контуры диких животных, которые наложены друг на друга. Отгадайте, какие животные уснули на полянке? Дети называют животных.

Дидактическая игра «Назови детёныша».

Взошла луна. Животные вышли на полянку и перепутали своих детёнышей. Давайте назовём их.

У лисы- лисёнок

У волчицы – волчонок.

У зайчихи- зайчонок.

У медведя- медвежонок и.т.д.

Физминутка:

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

 На четыре руки шире,

 Пять – руками помахать,

 Шесть – на стульчик сесть опять.

Воспитатель: Ребята ,а вы знаете ,что лес является домом не только

для зверей, но и для птиц.  А для чего нужны птицы?

Дети: Уничтожают вредных насекомых.

 Воспитатель: Ребята, а каких птиц, нашего края вы знаете?

Птиц, которые селятся в лесах и на водоемах Нижегородской области?

 Дети: дятел, галка, сорока, дрозд, воробей, синица и др.

Воспитатель:

Как тихо вокруг нас стало

Шуметь природа устала

Ребята и те присмирели

Слышны только птичьи трели

Кто песню споёт,

Нужно вам отгадать –

По голосу птичку эту узнать.

(Звучат голоса птиц в аудиозаписи)

Воспитатель: Раз вы знаете так много птиц, то наверняка справитесь со следующим заданием. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птиц, а что-то другое вы сразу должны поправить меня (громко хлопать).

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи (дети хлопают)

Что не правильно?

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны, галки, макароны (дети хлопают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Комары, чижи (дети хлопают)

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

Аисты, стрижи,

Галки и чижи!(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

 Ребята ,а как нужно себя вести в лесу?

Дети перечисляют правила поведения  в лесу.

Гимнастика для глаз:

Сова.

В лесу темно.

Все спят давно.

Только совушка-сова,

большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

осмотрела все кругом –

за добычею бегом!

Воспитатель:

 Какие вы молодцы и деревья назвали, и птиц знаете. А что еще

растёт в наших лесах? Правильно, много цветов. Вот здесь

лежат разрезные картинки, собрав их, узнаете, какие цветы растут

на опушках и полянках  нашего леса.

Рефлексия

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

По окончании работы воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой природы города Арзамас и Нижегородской области

в разные времена года (слайды).

Вместе с детьми делаю вывод, что природа родного края богата, красива и разнообразна и её надо беречь, природа в нашей местности действительно чудесная.  Родной край – самое дорогое место для нас. Здесь мы родились и живем, здесь наши друзья.

Используемая литература:

1.Чтение энциклопедической литературы о диких животных, птицах  

Москва Росмэн 2009,

2.Воронцов Е.М. Птицы Горьковской области. - Горький: Волго Вятское кн. изд во, 1967

3.География Нижегородской области. Учебное пособие. - Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991.

4.Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект комплексного занятия для детей средней группы "Путешествие на скотный двор"

В этом конспекте представлены методы развития связанной речи у детей , закрепления навыков  словоизменения, упражнения для составления словесных пар. Расширения знаний о среде обитания и пользе д...

Конспект комплексного занятия для детей средней группы "Веселый автобус"

1. Развивать у детей координацию движений, ловкость.2. Обучать детей нетрадиционным способам рисования.3. Развивать умение детей правильно подбиратьатрибуты к игре, выполнять поставленные задачи.4. За...

Конспект комплексного занятия для детей средней группы на тему: "Вот какие птички, птички - невелички".

1.     Ознакомить детей с особенностями внешнего вида, повадках птиц в осенний период.2.     Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, ...

конспект комплексного занятия для детей средней группы.Лексическая тема "Перелётные птицы"

На занятии  продолжаем работу по формированию правильного речевого и физиологического дыхания, по формированию правильной артикуляции звука.Знакомим  с гласными звуками. Совершенствуем...

Конспект комплексного занятия для детей средней группы "В поисках Колобка".

Цель: обобщить, закрепить и систематизировать знания детей полученные в течение учебного года....

конспект комплексного занятия для детей средней группы на тему: Составление рассказа. лепка снеговика

Реализация содержания программы в образовательных областях : «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социа...

Конспект комплексного занятия для детей средней группы «История Зайчонка» по развитию речи.

Конспект комплексного занятия для детей средней группы «История Зайчонка» Воспитатель высшей квалификационной категорииНадежда Владимировна Рябко. Цель: создать условия для ...