Конспект ОД "Мы исследуем свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Мантрова Ольга Викторовна

Конспект образовательной деятельности по изучению свойств воды, простые опыты с водой для детей среднего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Мы исследуем свойства воды»

Программное содержание

Воспитательные задачи

Развивающие задачи

Обучающие задачи

Прививать бережное отношение к воде.

Воспитывать доброжелательное взаимодействие в группе товарищей.

Активизировать и обогащать словарь детей, развивать фонематический слух.

Развивать интерес к экспериментированию.

Развивать внимание, наблюдательность.

Закреплять знания детей о значении воды в жизни человека.

Обогащать представления детей о свойствах воды: без цвета, без запаха, без вкуса.

Познакомить с особенностями проведения лабораторных опытов (техника безопасности, практическое использование пипетки).

 Материалы и оборудование:

- кроссворд, схемы, картинки;

- прозрачные стаканчики, пипетки, пуговицы, гуашь, ватные палочки, моющее средство;

- чеснок, соль, лимон, молоко.

Взаимосвязь с образовательной деятельностью в режимных моментах. Предварительная работа: беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; дидактические игры «Какая бывает вода?», «Четыре стихии»; чтение художественной литературы; наблюдения за водой на прогулке.

Последующая работа: изготовление цветных льдинок для украшения участка.

Взаимодействие с семьей воспитанников. Консультация «Опыты и экспериментирование с детьми», папка-передвижка «Вода – друг и враг», привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среды в группе (материал к проведению опытов).

Содержание деятельности

Этапы

деятельности

Содержание

Время

  1. Процесс вовлечения

Воспитатель в белом халате с пробиркой и папкой входит в группу.

Д.: Почему вы так одеты? Вы врач?

В.: Нет. Я – ученый, работаю в лаборатории и провожу разные опыты. Мне поручили провести эксперимент и сделать выводы, но я, к сожалению, очень рассеянный. Я забыл задание. Помогите.

1-2 мин.

  1. Процесс целеполагания

Д.: Мы поможем. Может быть задание в папке? Посмотрите.

Воспитатель открывает папку – там кроссворд.

В.: Действительно, какое-то задание.

Д.: Надо его выполнить, может быть это ответ.

1 мин.

  1. Процесс планирования

В.: Здесь загадки, отгадав их, составим слово. Оно и будет предметом эксперимента.

Он так бесстрашен и могуч,

Что не боится горных круч –

Привык он с них всю жизнь срываться

И головою вниз бросаться,

И, поднимая тучи брызг,

О камни разбиваться вдрызг! (Водопад)

Над лесами, городами,

Над просторами полей

Проплывают караваны

Небывалых кораблей.

Держат путь вокруг земли

Эти чудо корабли. (Облака)

Меня ждали,

Меня звали,

Показался – убежали. (Дождь)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем. (Роса).

 По общим свойствам отгадок дети составляют слово «Вода».

В.: Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, прозрачная, газированная и т.д.).

В.: Что вода делает? (течет, льется. Журчит, растекается, капает, замерзает, тает).

В.: Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

В.: Мы знаем ключевое слово «Вода», и я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т. е. какая она вода.

5 мин.

  1. Процесс осуществления деятельности

Опыт №1 «Вода не имеет вкуса»

В.: Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (нет вкуса).

В.: А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала кислая, сладкая). Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Выставляется схема.

Опыт №2 «Вода не имеет запаха»

В.: Ребята, понюхайте воду в стакане. Как она пахнет? (ничем не пахнет).

В.: Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (Стала пахнуть чесноком).

Вывод: вода не имеет запаха.

Выставляется схема.

Опыт №3 «Вода без цвета, прозрачная»

В.: Ребята, что произойдет с водой, если добавить в нее краску? Добавьте, перемешайте. Что изменилось? (Вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды).

В.: Сравните воду и молоко. В оба стакана положите пуговицы. В каком стакане мы видим пуговицы? (В том, где налита вода).

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

Выставляется схема.

Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».

В.: Я – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки, нам пора в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.

В.: Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Капельки составляют ручейки, взявшись за руки.

В.: Встретились ручейки и стали большой речкой. Капельки соединяются в одну цепочку.

В.: Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан. Дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу.

В.: Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. Тут как раз солнышко пригрело. Появляется солнышко, танцует.

В.: Стали капельки легкими, потянулись вверх. Присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх.

В.: Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.

Игра-эксперимент «Цветное молоко».

В.: Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой, чтобы не двигать тарелку.

А теперь, хотите верьте, хотите нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке.

17 мин.

5. Рефлексия

В.: Вы помогли ученому провести опыты? С чем вы работали? (С водой, молоком).

В.: Вода не имеет вкуса. Как используют это качество воды? (Добавляют разные вещества в воду, можно получить соленый суп, сладкий чай, кислый компот).

В.: Вода не имеет запаха. А это качество воды как используют? (Если добавить овощи, специи – получится ароматный суп, моем руки, умываем лицо – они чистые и не пахнут).

В.: Вода без цвета. Как можно использовать это качество? (Можно получить любой цвет, если покрасить краской, постирать белье и оно не закраситься).

В.: Вода – ценный природный дар! Её нужно беречь!

1-2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследуем свойства воды. Детское экспериментирование с водой.

Предложенные опыты и игры с водой помогут детям старшего дошкольного возраста систематизировать знания о свойствах воды, помогут в доступной форме узнать о круговороте воды в природе....

Конспект игры- занятия "Свойства воды".

Конспект игры-занятия в 1 младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности....

Конспект по теме "Свойства воды"

Совместная эксперементальная деятельность воспитателя с детьми старшей группы по теме "Растворяемость веществ в воде" ....

конспект нод "Исследуем свойства воды"

познавательная деятельность...

Конспект занятия "Удивительные свойства воды"

Конспект занятия по экологическому воспитанию для педагогов...

Конспект занятия "Удивительные свойства воды"

Занятие направленно на ознакомление детей с водой и ее свойсвами. Благодаря использованию различных игровых приемов, общей сюжетной линии, смене видов деятельности и положительной эмоциональной атмосф...