Методическая разработка по познавательному развитию образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "День Земли".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дужникова Нелли Васильевна

Обучающий и закрепляющий материал по познавательному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_zemli.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по познавательному  развитию          образовательной деятельности  

для детей старшего возраста,

«День Земли»

Цель. Формировать начала экологической культуры. Закреплять умение устанавливать причинно – следственные связи в явлениях природы. 

Задачи. 

1. Дать представление об экологическом  празднике «День Земли». Формировать понятие о себе как о жителе планета Земля, представления об экологических проблемах родного города. Расширить, уточнить знания о правилах поведения в лесу. Вызвать желание осознанно выполнять их, понимать последствия «хорошего» и «плохого» отношения к природе.

2. Развивать познавательную деятельность детей.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за деятельность человека, осуществляемую в природе.

 

Предварительная работа. Знакомство с природой родного края, чтение художественной литературы природоведческой направленности. Слушание музыки и пения птиц, разучивание игр и песен.

Материал.  Аудиозапись пения птиц, рисунки птичьих следов, листы бумаги, карандаши, картинки с изображением правил поведения в лесу, глобус, плакаты с изображением планеты Земля, полотно из материи с изображением материков, картинки животных, птиц, насекомых, клей, доски, тряпочные салфетки, фантики, пластмассовые бутылочки и пробки.

Ход ОД:

Воспитатель:

- Ребята, скажите, вы любите праздники?

- (Ответы детей)

- А какой у вас самый любимый праздник?

- (Ответы)

Для каждого человека самый главный праздник - это День рождения. С каждым годом мы становимся старше и мудрее, любим получать подарки и поздравления. Нас сегодня тоже пригласили на День рождения. А кто виновник торжества, вы узнаете, отгадав загадку.

Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.
Но знают все: и млад, и стар, что она огромный шар. 
(Земля)

Воспитатель раскрывает глобус и показывает детям.

-Что это такое? А что такое глобус?

Сегодня День рождения Земли. Этот праздник отмечают 22 апреля. Этот праздник – День Матери - Земли -  призван побудить людей быть внимательными к нашему общему дому — планете Земля.

Ребята, как вы думаете, почему День рождения Земли отмечают в апреле, весной?

(Ответы детей)

Правильно! Если мы посмотрим вокруг, то увидим, какой большой и прекрасный мир нас окружает: деревья, травка, солнце, цветы. Всё это природа! Жизнь наша не отделена от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Земля не жалеет для нас ничего! Растрачивая свои бесценные дары, планета требует взамен лишь одного – чтобы люди были добры и берегли всё, что она даёт. Послушайте, пожалуйста, стихотворение М. Дудина.

Берегите Землю!  Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

Земля нужна всем, кто на ней живет.

Что необходимо, чтобы всем хорошо жилось на Земле?

Чтобы помочь ответить на этот вопрос, я вам загадаю загадки.

  1. Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь? 
    (Воздух).
  2. Я и туча, и туман,
    И ручей, и океан,
    И летаю, и бегу,
    И стеклянной быть могу.     (вода)
  3. Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все ... (солнце).

Музыка «Пение птиц» Кто это поёт?

А вот и птичьи следы. Они приведут нас прямо на праздник Земли.

Воспитатель: Вот, ребята, мы и пришли. (Дети идут и видят плакат с грустным изображением мимики планеты Земля). Ой, посмотрите, планета Земля плачет.

-Дети, отчего плачет планета Земля?

Воспитатель обращает внимание на разбросанный мусор (мусор разбросан на круглом полотне с изображением континентов).

-Что же делать?

Дети: Нужно все убрать в мешки для мусора и отнести в мусорный бак.

(Дети делятся на две команды, одна собирает бумажный мусор в мусорный мешок, другая – пластиковый. Некоторые экземпляры мусора дети приклеивают на плакат.

Вывод: нельзя разбрасывать мусор.

Воспитатель:

Не надо мусорить в лесу,

Природы портя всю красу -

Должны мы срочно прекращать

Землю в помойку превращать!

Давайте поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду проговаривать вам свои действия и показывать картинки, а вы отвечать, можно это делать в лесу или нет. Если можно, то вы должны сказать – да, если нельзя – нет.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Нет.)

 

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Нет.)

 

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Да.)

 

 Если разведу костер,

А тушить не буду? (Нет.)

 

Если сильно насорю

И убрать забуду. (Нет.)

 Если ветку у дерева подвяжу,

Колышек подставлю? (Да.)

Воспитатель: Ребята, а что нужно деревьям для того, чтобы они росли.

Я предлагаю вам нарисовать солнце, капельки воды, птиц, которые спасут их от гусениц, и подарить это все деревьям.

Воспитатель: Скажите, как еще мы сможем помочь нашей Земле?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, мы можем посадить цветы. А что нужно для роста растений, как за ними ухаживать, давайте заглянем в наш «Календарь роста», в котором потом будем вести наблюдения.

Вырастим рассаду и высадим ее на клумбу.

Дети сажают цветы и проговаривают свои действия (выкапываю лунку, кладу семена, засыпаю землей, поливаю).

Воспитатель: Воспитатель обращает внимание на картинку, на которой изображено, как дети рвут одуванчики. Ребята, можно рвать цветы? Почему?

Дети: …

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок

Если все: и я и ты

Если мы сорвем цветы

То останутся, пусты и деревья, и кусты

И не будет красоты.

Психогимнастика. (представьте себя этим цветком)

1. светит и пригревает солнышко; уже прошел дождик и умыл вас. Покажите, какое у вас настроение.

2. а вот, чья-то рука тянется и хочет сорвать вас, а может быть, чья-то нога вот - вот растопчет вас. Страшно вам? Покажите, как вам страшно.

3. но кто-то все-таки сорвал цветы, понюхал и выбросил на землю. Лежат цветы, высохли и стали никому не нужны. Представьте себя такими цветами.

4. нет-нет, наши цветы никто не сорвал. Это дети наклонились, чтоб вдохнуть их аромат. Вот и рады наши цветы как они рады? Покажите.

Воспитатель: Очень хорошо. Теперь вы понимаете, как страшно и больно цветам, растениям, насекомым, когда их срывают и топчут просто из-за баловства.

Дети идут дальше и видят плакат с улыбающейся планетой Земля.

Воспитатель: Ребята, вот теперь, когда мы помогли Земле, очистили ее от мусора, посадили цветы, вспомнили правила поведения в лесу, она стала улыбаться и может праздновать свой День рождения. А на День рождения принято дарить подарки. Какой самый главный подарок для Земли? Не мусорить, не разводить костры, не разорять гнезда, сажать деревья и цветы, тогда будут живы насекомые, птицы, животные, которых мы сегодня подарим.

Дети приклеивают картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Развитие восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста"

Цвет является одним из самых доступных средств выразительности для ребенка дошкольного возраста. Данная методическая разработка поможет построить работу по данной теме....

Методическая разработка плана-конспекта совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Дерево доброты".

Цель занятия - воспитывать у детей чувство доброты, отзывчивочти , желания помогать друг другу. Для лучшего восприятия материала использованы подвижные игры, дидактическе игры , слайды....

Методическая разработка: "Игры по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Дидактические игры способствуют развитиию фонематических процессов у старших дошкольников и могут использоваться воспитателями и логопедами ДОУ на всех этапах коррекционно-педагогического процесса....

Методическая разработка по познавательному развитию «Части тела» для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка по познавательному развитию  «Части тела»  для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка «Лего –LAND» (развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста )

Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в ...

Методическая разработка. Конспект занятия. Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Школа юных пешеходов»

Конспект занятия для детей с задержкой психического развития по ознакомлению с правилами дорожного движения....