«Экспериментариум» По поисково-исследовательской деятельности
опыты и эксперименты по окружающему миру

 

Аннотация

к рабочей программе «Экспериментариум».

Содержание занятий программы «Экспериментариум» направлено на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 7-11 лет. Главное достоинство программы в том, что в основе лежит практический метод обучения младших школьников - экспериментированию, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Экспериментальная деятельность оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.  

Программа ориентирована на детей 7-11 лет. Целевая аудитория программы включает в себя основную категорию детей: группы сменного состава, сформированные по прибытию детей в социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних. Группы формируются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и требованиями к наполняемости групп.

 Программа «Эксперментариум» рассчитана на 1 учебный год обучения для детей 7-11 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятий 2 академических часа (40 минут) с перерывом 10 минут. Всего 72 часа.

Цель: развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе экспериментальной деятельности, у воспитанников младшего школьного возраста в условиях реабилитационного центра.

Задачи:

- развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

- обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания;

- обучать приёмам сравнения, анализа, обобщения и классификации;

- расширять представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира;

- учить фиксировать результаты исследований;

- воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками.

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет чёткую структуру проведения:

- постановка, формирование проблемы (познавательная задача);

- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

- проверка гипотез;

- подведение итогов, вывод;

- фиксация результатов (если это необходимо).

Ожидаемые результаты:

- проявление интереса к исследовательской деятельности;

- выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;

- накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;

- проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

- проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

- развитие коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperi.docx (48.88 КБ)48.88 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментариум»

По поисково-исследовательской деятельности

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 1 учебный год

Форма обучения: очная

Разработала:

Воспитатель Куксинова А.Н.

г. Белгород, 2023 г.

Пояснительная записка

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы реабилитационного центра. В процессе экспериментирования воспитанники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Содержание занятий кружка «Экспериментариум» направлено на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 7-11 лет. Главное достоинство кружка в том, что в основе лежит практический метод обучения младших школьников - экспериментированию, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Экспериментальная деятельность оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.  

Детское экспериментирование как важнейший видпоисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Педагог не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждёт, когда ребёнок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям  младшего школьного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Новизна

На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно, в практику работы реабилитационных центров, учреждений социальной защиты внедряется медленно. Внимательно изучив методическую литературу по познавательному развитию детей, было выявлено, что опытно - экспериментальная работа совсем не присутствует в разработках, недостаточно раскрыты наблюдения (в них дети получают информацию только из рассказов педагога). Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений воспитанников.

Цель: развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе экспериментальной деятельности, у воспитанников младшего школьного возраста в условиях реабилитационного центра.

Задачи

- развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

- обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания;

- обучать приёмам сравнения, анализа, обобщения и классификации;

- расширять представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира;

- учить фиксировать результаты исследований;

- воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками.

Адресат программы: Программа ориентирована на детей 7-11лет. Целевая аудитория программы включает в себя основную категорию детей: группы сменного состава, сформированные по прибытию детей в социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних. Группы формируются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и требованиями к наполняемости групп.

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет чёткую структуру проведения:

- постановка, формирование проблемы (познавательная задача);

- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

- проверка гипотез;

- подведение итогов, вывод;

- фиксация результатов (если это необходимо).

Ожидаемые результаты:

- проявление интереса к исследовательской деятельности;

- выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;

- накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;

- проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

- проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

- развитие коммуникативных навыков.

Реализация программы: Программа кружка «Эксперментариум» рассчитана на 1учебный год обучения для детей 7-11 лет, один раз в неделю. Занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятий 2 академических часа (40 минут) с перерывом 10 минут. Всего72часа.

Методическое обеспечение программы:

Дидактические:

- наличие наглядного материала (папки-передвижки, памятки для детей по ТБ);

 -наличие демонстрационного материала (видеофильмы, мультфильмы);

 - литература по методике преподавания.

Материально - технические:

- помещение для занятий

- бумага (калька, картон, альбомная и т.п.),

- клей ПВА

- фотоаппарат

- канцелярские принадлежности

Методы организации занятий:

- словесные, наглядные, практические;

-репродуктивные: объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные;

- стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.

Формы оценки результативности обучения:

- составление и защита проектов, других творческих работ;

- оформление альбомов, буклетов, папок по итогам занятий;

- викторины, фотоотчеты;

- тестирование.

Информационные источники

Литература для педагога

1. Гусев И.Е. Большая книга экспериментов. Твори, выдумывай, изобретай / И.Е. Гусев. – М.: АСТ, 2013. – 240 с.

2. Белько Е. Веселые научные опыты. Увлекательные эксперименты в домашних условиях. – СПб: Питер, 2015. – 64 с.

3. Бэрроу Д. История науки в знаменитых изображениях / Джон Бэрроу. – М.: Эксмо, 2014. – 384 с.

 4. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход / под ред. проф. Н.Ф. Радионовой и к.п.н. М.Р. Катуновой / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных. 2005.

5.Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009

6.Аликберова, Л.Ю. Полезная химия: задачи и истории / Л. Ю. Аликберова, Н. С. Рукк. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 187 с. – (Познавательно! Занимательно!).

7. Вальков, В. Ф. Справочник по оценке почв / В. Ф. Вальков, Н. В. Елисеева, И. И. Имгрунт, К. Ш. Казеев, С. И. Колесников. — Майкоп : ГУРИПП «Адыгея», 2004. — 236 с.

8.Белобров, В. П. География почв с основами почвоведения / В.П. Белобров, И.В. Замотаев, С.В. Овечкин. - М.: Academia, 2016. - 384 c.

9.Андреева И. И., Родман Л. С. Ботаника. -- 2-е изд., перераб. и доп.-- М.: КолосС, 2002. -- 488 с.

10.Биология для увлеченных. Автор Н.И. Околитенко. «Феникс» Ростов-наДону 2006г

Литература для учащихся

 1. Аниашвили К.С. Копилка научных опытов и экспериментов – М.: Издательство АСТ, 2016. – 128 с.

2. Болушевский С.В., Зарапин В.Г., Караваева А.О. Можно ли увидеть звук? Увлекательные опыты со звуком, теплом и светом – М.: Эксмо, 2016. – 96 с.

3. Маколи Д. Как все устроено. Иллюстрированная энциклопедия устройств и механизмов – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 400 с.

4. Бэрроу Д. История науки в знаменитых изображениях – М.: Эксмо, 2014. – 384 с.

 5. Никонов А.П. Физика на пальцах – М.: Издательство АСТ, 2016. – 352 с.

6. Славин С.Н. Наши великие изобретения – М.: Вече, 2016. – 320 с.

\

Материально-техническое обеспечение

Номер

Наименование

Количество

1

- помещение для занятий

1

2

Краски

4

3

Колбы

8

4

Микроскоп

1

5

Бутылки пластиковые

5

6

Бутылки стеклянные

5

7

Бумага (формат А4)

3

8

Клей карандаш

5

9

Цветной принтер

1

10

Магниты

1

11

Коллекция почвенных слоев

1

12

Ножницы

5

13

Компас

14

Марля

2

15

Клей ПВА

3

16

Песок разных цветов

17

Воздушные шарики

30

18

Дрожжи

10

19

Семена бобов (фасоли)

10

20

Альбом

10

21

Цветные карандаши

3

22

Ароматические масла

7

23

Коллекция семян и плодов растений

1

24

Хлеб

1

25

Краситель пищевой

5

26

Пена для бритья

1

27

Соль

1

28

Пластилин (уп)

3

29

Набор зубочисток

5

30

Шипучие таблетки

10

31

Подсолнечное масло

1

32

Музыкальная колонка

1

33

Картон плотный

5

34

Коробка

2

35

Фонарик

1

36

Глобус

37

Видео камера

1

38

Проволока плотная и тонкая

1+1

39

Бутылка пластиковая

10

40

Тарелки пластиковые или пенопластовые

10

41

Газеты

20

42

Клестер

1

Тематический план кружка «Экспериментариум»

на 2022-2023 учебный год

Месяц

№ занятия

Тема

Количество занятий

сентябрь

1

«Мы ученые»,

 «Зажигаем радугу»

2

            сентябрь

2

«Удивительное вещество -вода»

2

            сентябрь

3

«Вода – растворитель»

2

            сентябрь

4

«Дождевое облако»

2

октябрь

5

«Лавовая лампа»

2

октябрь

6

«Этот удивительный воздух!»

2

октябрь

7

«Самонадувающийся шарик»

2

октябрь

8

«Волшебные стеклышки»

2

ноябрь

9

«А мы пойдем на север!»

2

ноябрь

10

«Удивительный магнит»

2

ноябрь

11

«Что мы знаем о себе? Наша кожа»

2

ноябрь

12

«Что мы знаем о себе? Легкие»

2

декабрь

13

«Невидимые чернила»

2

декабрь

14

«Взрыв в молоке»

2

декабрь

15

«Мыльные пузыри»

2

декабрь

16

«Электричество. Волшебный шарик»

2

январь

17

«Электричество – помощник»

2

январь

18

«Солнечная лаборатория»

2

январь

19

«Свет сквозь предметы»

2

январь

20

«Домашняя радуга»

2

февраль

21

«Опыты с яйцом»

2

февраль

22

«Взрыв вулкана»

2

февраль

23

«Зубная паста для слона»

2

февраль

24

«Разноцветная жидкость»

2

март

25

«Мыльные пузыри»

2

март

26

«Вырастим кристаллы»

2

март

27

«Есть ли у растений органы дыхания?»

2

март

28

«Что выделяет растение?»

2

апрель

29

«Нужен ли корешкам воздух?»

2

апрель

30

«На свету и в темноте»

.

2

апрель

31

«Лабиринт»

2

апрель

32

«В поисках динозавров»

2

май

май

33

34

«Как влияет солнце на растение»

«Что такое молния»

2

2

май

35

«На свету и в темноте»

2

май

36

«Какими мы были исследователями?»

2

Итого: 72 часа

72

 

Приложение 1

       к программе «Эспериментариум»

Календарно-тематический план сентябрь- май 2022-2023 год

Тема занятия

Приемы, методы, технологии

Программное содержание

Оборудование

1.сентябрь

«Мы ученые»,

 «Зажигаем радугу»

Познавательно – исследовательская деятельность

Знакомство с правилами поведения и безопасности; развивать любознательность, познавательный интерес

Драже «Скитлс», блюдца на каждого ребенка, вода

2. сентябрь

«Удивительное вещество - вода»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с водой, познакомить детей со свойствами воды: прозрачность, способность отражать окружающие предметы, впитывается и испаряется

Емкости с водой, мелкие предметы, кусочек земли, губка, ткань, пластилин, тарелки, дерево, газета, полиэтилен

3. сентябрь

«Вода – растворитель»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, познакомить со свойствами жидкостей на примере воды, показать, что вода имеет свойства растворять некоторые вещества.

Сахар, соль, аскорбиновая кислота, растительное масло, мука, емкости для воды, ложка

4. сентябрь

«Дождевое облако»

Познавательно – исследовательская деятельность

Сформировать у детей знания о накапливании воды в тучах;  развивать познавательный интерес

Прозрачная банка, вода, пена для бритья, пипетки, гуашь или акварель

5.октябрь

«Лавовая лампа»

Познавательно – исследовательская деятельность

Сформировать у детей знания о свойствах веществ; развивать познавательный интерес

Соль, вода, растительное масло, прозрачные стаканы, пищевые красители

6. октябрь

«Этот удивительный воздух!»

Создание проблемной ситуации, проекттная деятельность

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать мыслительные процессы

Полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, стаканы с водой, бумага, пульверизаторы с чистой водой

7. октябрь

«Само надувающийся шарик»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия, развивать мыслительные процессы

Пластиковая бутылка, уксус, сода, воздушные шары

8. октябрь

«Волшебные стеклышки»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Познакомить детей с приборами для наблюдения – лупой, микроскопом, подзорной трубой, телескопом, биноклем

Лупы разных размеров, микроскопы, подзорная труба, телескоп, бинокли, предметы для наблюдения

9.ноябрь

«А мы пойдем на север!»

Создание проблемной ситуации, игровая деятельность, познавательно – исследовательская деятельность

Познакомить детей с компасом, закреплять умение обобщать полученные знания, развивать любознательность

Несколько компасов (по одному на 3-4 ребенка), план-карта с указанием места обнаружения «клада»

10. ноябрь

«Удивительный магнит»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Познакомить детей со свойствами магнита; выделить предметы, взаимодействующие с магнитом;  развивать познавательный интерес

Магниты на каждого ребенка, предметы из различных материалов, стаканы с водой и пустые, бумага

11. ноябрь

«Что мы знаем о себе? Наша кожа»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Продолжать знакомить детей с организмом человека; дать первоначальные знания о коже; включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера

Лупы, стаканы с теплой и холодной водой, платки, карандаши

12. ноябрь

«Что мы знаем о себе? Легкие»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Сформировать у детей начальные знания о внутренних органах человека (Легкие); продолжать учить делать выводы в процессе исследовательских действий; развивать познавательный интерес

Изображение легких человека, воздушные шарики (для каждого ребенка)

13.декабрь

«Невидимые чернила»

Создание проблемной ситуации, проведение опыта

Учить выделять взаимосвязь объектов исследования; закреплять умение обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать познавательный интерес

Лупы, пластиковые стаканчики, свежевыжатый лимонный сок, ватные палочки, листы бумаги, настольная лампа

14. декабрь

«Взрыв в молоке»

Познавательно – исследовательская деятельность

Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия,развивать мыслительные процессы

Глубокие пластиковые тарелки, ватные палочки, пищевые красители, жидкое мыло

15. декабрь

«Снежинки, какие они»

 Просмотр познавательного фильма

 Закрепить знания детей об основных свойствах снега и его назначении в природе.

видеофильм

16. декабрь

«Изготовление цветных льдинок»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Закрепить знания агрегатных состояний вещества на примере воды. Выявить свойства и качества воды в различных агрегатных состояниях

17. январь

«Электричество. Волшебный шарик»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Познакомить детей со свойствами электричества, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования

Воздушные шарики, шерстяная ткань

18. январь

«Электричество – помощник»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Познакомить детей со свойствами электричества, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования

Расчески, бумажные человечки, соль, перец, тарелочки, воздушные шары

19. январь

«Где рождается снег»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой

20. январь

«Свет сквозь предметы»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Познакомить детей со свойствами света, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования

Фонарики, фольга, стаканы с водой, сетка, книга

21. январь

«Домашняя радуга»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Познакомить детей со свойствами света, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования

Фонарики, емкости с водой, зеркала, листы белой бумаги

22.февраль

«Опыты с яйцом»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия, развивать мыслительные процессы

Яйца, вода, стаканчики, поваренная соль, спички, бумага, бутылка

23. февраль

«Взрыв вулкана»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия, развивать мыслительные процессы

Конус из пластилина, сода, уксус, красная краска, жидкое моющее средство

24. февраль

«Зубная паста для слона»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия, развивать мыслительные процессы

Пластиковая бутылка, поднос, сухие дрожжи, 6%-ная перекись водорода, пищевой краситель, жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, вода.

25.март

«Разноцветная жидкость»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия, развивать мыслительные  процессы

Вода разного цвета, растительное масло, разноцветная вода со спиртом, стакан

26. март

«Мыльные пузыри»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Познакомить детей со свойствами изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует плёнку, меняет цвет

Жидкое мыло, мыло кусочками, стаканчики, ложки, палочки для выдувания пузырей  

27. март

«Вырастим кристаллы»

Познавательно – исследовательская деятельность

Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли

Прозрачная емкость с водой, соль

28. март

«Есть ли у растений органы дыхания?»

Познавательно – исследовательская деятельность

 Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

29.апрель

«Что выделяет растение?»

Познавательно – исследовательская деятельность

Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички

30. апрель

«Нужен ли корешкам воздух?»

Познавательно – исследовательская деятельность

Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

31. апрель

«На свету и в темноте»

.

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

 Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

 Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

32. апрель

«Лабиринт»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

 Установить, как растение ищет свет.

Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.

33.май

«В поисках динозавров»

Проектная деятельность «Создание макета динозавра»

Знакомство с понятием палеонтология.

Просмотр фильма «Прогулки с динозаврами»

34.май

«Как влияет солнце на растение»

Познавательно – исследовательская деятельность

Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.

35.май

«Что такое молния»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток». Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Объяснить причину возникновения молнии.

36.май

«Какими мы были исследователями?»

Итоговое мероприятие по программе

Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования.

Приложение № 2

Методические рекомендации к процедуре диагностирования

1. Дидактическая игра «Интервью».

Цель. Выявить умение задавать вопросы.

2.Дидактическая игра «Назови как можно больше возможных признаков этого предмета».

Цель. Умение ставить проблему.

Д. у. «Почему светит солнце?»

Цель. Наблюдение как способ выявления проблемы.

3.Упражнения «Почему дует ветер? Почему ребёнок плачет? Почему весною тает снег?»

Ответы начать со слов: может быть, предположим, допустим, возможно, что если.

Цель. Выявить умение выдвигать гипотезы.

4.Упражнение - понаблюдать за живым объектом, а затем описать её.

Цель. Развитие способности делать описание животного (предмета), чётко формулировать определение понятия.

5.Дидактическая игра «Рассмотри и опиши», «Нарисуй предмет по памяти»

Цель. Развитие внимания и наблюдательности.

6.Опыты с водой «Как исчезает вода».

Материал: губка, ткань, полиэтилен, металлическая пластина, кусок дерева, фарфоровое блюдце. Делается вывод: вода испарилась, улетела в воздух в виде маленьких частиц, вода впиталась в …

Цель. Выявить умение проводить эксперимент.

7.Дидактическое упражнение «На что похожи геометрические линии, тела?»

Цель. Помочь детям в ходе собственных несложных рассуждений делать умозаключение (вывод).

8. Дидактическое упражнение «Составь рассказ по плану».

Цель. Проверить умение детей составлять рассказ по плану.

9.Дидактическая игра «Важное задание»

Цель. Выявить умение получать информацию из разных источников.

По каждому параметру выделяются уровни сформированности исследовательской деятельности детей: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень (оценивается в 3 балла) – ребёнок самостоятельно выполняет диагностические задания, добивается результата.

Средний уровень (оценивается в 2 балла) – ребёнок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, но результат появляется при помощи взрослого (наводящие вопросы, показ способов действий).

Низкий уровень (оценивается в 1 балл) – ребёнок понимает смысл предлагаемого ему задания, но отказывается от его выполнения, либо затрудняется выполнять задание (не проявляет интереса, не уверен в достижении результата, отказывается от выполнения задания)

Приложение № 3

По окончании учебного года проводится итоговая диагностика.

Способы определения результативности

 

Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования (7-12 лет)

Ф.И. ребенка__________________________________________________

Возраст______________________________________________________

Дата заполнения_______________________________________________

Часть 1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.

Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.

год

Начало года

Конец года

1.

Умение видеть и выделять проблему

 

 

2

Умение принимать и ставить цель

 

 

3

Умение решать проблемы

 

 

4

Умение анализировать объект или явление

 

 

5

Умение выделять существенные признаки и связи

 

 

6

Умение сопоставлять различные факты

 

 

7

Умение выдвигать гипотезы, предположения

 

 

8

Умение делать выводы

 

 

Вывод

Часть 2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. Примечание: За основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А.И. « Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредствен-ной помощи педагога.

Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов.

Хорошо понимает простейшие одночленные причинно следственные связи .

Средний

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента

Низкий

Желание что – то сделать выражают словами.

Произносят фразу: «Я хочу сделать то –то».

Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами.

Выполняют простейшие поручения взрослых.

Работают с помощью воспитателя. Он должен постоянно привлекать внимание ребёнка к наблюдаемому объекту.

Отвечают на простые во-просы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий.

Вывод:

Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования (6 лет)

Ф.И. ребенка__________________________________________________

Возраст______________________________________________________

Дата заполнения_______________________________________________

Часть 1.Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.

Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.

год

Начало года

Конец года

1.

Умение видеть и выделять проблему

 

 

2

Умение принимать и ставить цель

 

 

3

Умение решать проблемы

 

 

4

Умение анализировать объект или явление

 

 

5

Умение выделять существенные признаки и связи

 

 

6

Умение сопоставлять различные факты

 

 

7

Умение выдвигать гипотезы, предположения

 

 

8

Умение делать выводы

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное образовательное мероприятие с элементами поисково-исследовательской деятельности интегрированное образовательное мероприятие сэлементами поисково-иссл « Это всё о кошках» ( В средней группе.)

данный материал даёт детям целостное прдставление о домашнем животном ( кошке ), вызывает у детей познавательную потребность, через умение делать простые выводы.на основе опытной деятельности ,развива...

"Поисково-исследовательская деятельность дошкольниках в рамках образовательной деятельности"

Консультация для воспитателей в рамках Школы педагогического мастерства. описание спосоосновных способов посиково-исследовательской деяетльности дошкольников  - экспериментирования и проектной де...

Проект по поисково-исследовательской деятельности «ПЫТЛИВЫЙ ПОИСКОВИЧОК»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.     «Чем больше ребёнок видел, слышал и...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по поисково-исследовательской деятельности "Город мастеров".

Конспектнепосредственной образовательной деятельности по поисково-исследовательской деятельности "Город мастеров".Цель: упражнять детей находить объекты по заданному признаку. Продолжать учи...