Конспект занятия по реализации модуля познавательное развитие "Путешествие в мир комнатных растений".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сагдиева Ольга Александровна

В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_komnatnyh_rasteniy.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №12

 г. Пласт

Конспект   непрерывно – образовательной деятельности:

«Путешествие в мир комнатных растений».

Составила:

воспитатель

высшей категории

Сагдиева О.А.

Программные задачи:

  1. Расширить знания детей о том, что свет – главное условие жизни растений. Уточнить и расширить знания детей о светолюбивых и теневыносливых растениях. Формировать обобщающее понятие: светолюбивые и теневыносливые.
  2. Закрепить умение ухаживать за комнатными растениями и определять их место по отношению к свету.
  3. Развивать умственную активность детей. Воспитывать интерес к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.
  4. Активизировать в речи детей слова: теневыносливые, светолюбивые, поливать, рыхлить землю.


 Предшествующая работа:
Дети рассматривали комнатные растения, учились за ними ухаживать, отмечали изменения, происшедшие в росте и развитии.

Оборудование:
Комнатные растения, розетки с условными обозначениями, указка, краски для рисования.

 Ход занятия:

- Ребята, сейчас я расскажу вам сказку. Жил-был старик. Он посадил много растений и с любовью ухаживал за ними…
Раздается стук в дверь
- Ой, ребята, кто-то к нам пришел в гости. Кто вы?
- Я и есть тот садовник, про которого вы хотели рассказать сказку.
- А что вы хотели?
- Я хочу увидеть, знают ли дети растения, которые растут в вашей группе и как за ними нужно ухаживать?
- Да, знают.
- А я сейчас проверю. Я принес с собой игру «Найди и расскажи».
- У садовника в корзине карточки с такими растениями, которые есть у них в группе и рассказать все, что знают о нем. 
Например:
Колеус: «У колеуса красивая окраска листьев, по краю листа зубчики. Колеус легко размножается черенками, быстро растет, цветет маленькими цветками. Для его роста нужны свет и влага. Его нужно поливать, рыхлить землю, листья протирать сухой кисточкой».

Аналогично дети рассказывают о других комнатных растениях.

Садовник:
- Молодцы ребята, вы много знаете о комнатных растениях вашей группы.
- Дорогой садовник, посиди у нас, отдохни, а я расскажу ребятам немного нового о растениях.
- Ребята, посмотрите, у нас в группе много растений. Как вы думаете, почему одни стоят на окне, а другие в уголке природы, где света мало, но они тоже хорошо растут.
- А это потому, что все комнатные растения можно разделить на две группы: теневыносливые и светолюбивые.
- Ребята, как вы думаете, почему растения называются светолюбивыми?
- Правильно, потому что они любят свет.
- А почему они называются теневыносливыми?
- Верно, потому что они растут в местах, где мало света.
- Итак, ребята, эти растения относятся к теневыносливым (традесканция, папоротник, лотосовидная бегония, кливия).
- Посмотрите, есть ли среди теневыносливых растений такие, которые вы не знаете?
- Да, это новые растения.
- Ребята, у теневыносливых растений листья толстые, кожистые темно-зеленого цвета. Они хорошо растут в затененных местах и могут погибнуть, если будут стоять на ярком солнечном свету.
- А вот эти растения относятся к светолюбивым (колеус, герань, хлорофитум, бальзамин).
- Что вы можете сказать о цвете листьев этих растений? (рассматриваем, обобщаю ответы детей).
- Да, у светолюбивых растений листья светло-зеленые или яркие, пестрые. Они хорошо растут в местах, где много света. Вот смотрите – этот колеус вырос на окне: у него толстый стебель и яркие листья, а этот колеус рос в тени – у него листья бледные и тонкий стебель.
- Ребята, к нам в группу заглянуло «Солнышко» и «Облачко» (показываю изображения).
- Скажите, отчего наступает пасмурный день?
- Верно, потому что туча прячет солнышко (игра).
- Вот и мы будем играть в игру «Солнышко и облачко» (дети отыскивают в группе теневыносливые растения и ставят их к изображению облачка, а светолюбивые – около солнышка. Дети берут те растения, которые им больше нравятся).
- Итак, начнем: «Солнышко, солнышко засияет, с нами ребятами поиграет».
- Ребята, а сейчас будем рисовать комнатные растения, которые вам нравятся. В уголке рисунка нарисуйте солнышко или облачко: если растение светолюбивое, то солнышко, теневыносливое – облачко.

                          Дети рисуют под музыку «Вальс цветов».


Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №12

«Берёзка» г. Пласт

Конспект   непосредственно – образовательной деятельности:

«Рассматривание кактусов».

Составила:

воспитатель

1 категории

Сагдиева О.А.


Программные задачи: 

  1. Уточнить знания детей о внешнем виде комнатных растений (есть корень, стебель, листья), о способах ухода за комнатными растениями (как поливать, снимать пыль тряпочкой, опрыскивать, рыхлить землю).
  2. Познакомить детей с новым способом уборки пыли, ориентируясь на особенности внешнего вида (строение), подводить детей к тому, что разным растениям нужно разное количество влаги. 
  3. Воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями, желание ухаживать за ними.


 Предшествующая работа: рассматривание комнатных растений: фикус, традесканцию, амазонскую лилию, фиалку.

Подготовка воспитателя: написала конспект, подготовила оборудование.

Оборудование: кисточки, вода, тряпочки, палочки для рыхления.

 Ход занятия:

Сразу после завтрака предлагаю детям организовать «магазин». На двух рядом стоящих столах устраиваю витрины, на которых стоят комнатные растения: фикус, традесканция, амазонская лилия, фиалка. Около стола с растениями ставлю стол с предметами по уходу. Немного дальше ставится стол, вокруг которого размещаются полукругом стульчики. Здесь дети будут рассматривать кактусы.

- Ребята, кто знает, как называется этот «магазин»? (если затрудняются, сама говорю «Цветы»). 

- А у нас в городе есть магазин «Цветы»? Кто из вас там был?

- Что продают в таком магазине?

- Ребята, я уже сказала, что наш «магазин» необычный. Цветы мы будем покупать не за деньги, а за правильные ответы. В нашем «магазине» нельзя толкаться, разговаривать громко, становиться так, чтобы всем все хорошо было видно. Если вы хотите ответить, то поднимайте руку.

- Ребята посмотрите внимательно, какие из растений, стоящих на витрине, вам знакомы? (если дети затрудняются, называю сама или уточняю ответы).

- Кто мне покажет части растения? (у растения есть корень, он находится в земле, мы его не видим, есть стебель, листья).

- Для чего растению нужен корень? (корень втягивает в себя влагу, питательные вещества, необходимые для роста и жизнедеятельности растений).

- А зачем растению стебель? (по нему движутся вода и питательные вещества, которые поступают к листьям и цветкам, на стебле держатся листья).

- Теперь скажите, зачем растению листья? (через листья растению поступает свет, с их помощью растение дышит).

- А теперь посмотрите на растения и скажите, у какого растения самый толстый стебель? (у фикуса).

А у какого растения много тонких стеблей? (у традесканции).

- Ребята, как нужно ухаживать за растениями, чтобы они были всегда красивыми и ухоженными? (их нужно поливать, рыхлить почву, убирать пыль и сухие листья).

- Кто покажет, как нужно правильно поливать растение? (вызываю 1 человека, предлагаю взять лейку и полить).

- Ребята, как мы узнаем, что растение нужно полить? (определение по состоянию земляного кома: постучать палочкой по почве – если звук будет звонкий, то растение нуждается в поливе, если глухой, то влаги достаточно).

- Какой водой нужно поливать растение? Можно ли поливать растение холодной водой? (поливать водой комнатной температуры, воду готовить заранее, чтобы она отстоялась).

- Зачем нужно рыхлить почву? (растение, как и все живое, должно дышать кислородом, поэтому нужно рыхлить почву, он свободно поступал к корням. Вызываю двух желающих, предлагаю взять палочки и подрыхлить землю).

- Для того чтобы растение росло хорошо, нужно убирать пыль с их листьев. С листьев каких растений нужно убирать пыль тряпочкой (предлагаю 2 – 3 детям взять тряпочки, намочить их и правильно протереть листья, проводя тряпочкой сначала листа к себе).

- Кто знает, какие растения нужно опрыскивать, почему? (опрыскивать нужно в специальной ванночке, теплой водой, земляной ком нужно прикрыть, чтобы его не размыло водой).

- Дети, как изменяется уход за растениями зимой? (зимой растения замедляют свой рост, так как зимой меньше тепла и света, поэтому их нужно реже поливать и смотреть, чтобы растения не стояли на сквозняках).

- А теперь мы познакомимся с новыми растениями (дети садятся на стульчики, на стол ставятся разновидности кактусов).

- Как называются эти растения?

- Давайте рассмотрим каждый кактус. Из каких частей он состоит? Ребята, посмотрите, у кактусов вместо листьев колючки, один толстый и мясистый стебель.

- Скажите, можно ли кактус вытирать тряпочкой? Почему нельзя?

- Ребята, с кактусов убирают пыль мокрой кисточкой. Посмотрите, как я это делаю (вызываю каждого ребенка, даю возможность поупражняться). Далее рассказываю о кактусах: 

- Родина кактусов там, где тепло, даже жарко, ярко светит солнце, дожди бывают редко, поэтому в почве мало влаги. Чтобы кактусы хорошо росли у нас, за ними надо правильно ухаживать. Кактусы ставят на самое светлое и солнечное место на окне, регулярно убирают с них пыль и поливают один раз в неделю.

- Так как правильно ухаживать за кактусами?

- А теперь давайте вернемся в «магазин» и поиграем. Игра наша называется «Чего не стало»? Я убираю растение, а вы называете какое.

После игры собираю детей, оцениваю работу каждого и предлагаю убрать оборудование, цветы ставим на место.

- Занятие закончено. 



                                   

   Наблюдение за фикусом.

Оборудование: фикус, лейка с водой, влажная тряпочка.

Цель: закрепить и расширить знания о растении, воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.

Ход.

- Какие комнатные растения вы знаете?

Художественное слово.

- Как называется это растение?

- Чем фикус отличается от других комнатных растений?

Родиной фикуса являются леса Индии. (Показать на глобусе)

Там это растение совсем не такое, как встречается на наших окнах.

Это громадное дерево с большими, длинными листьями. С круглою кроною и толстым стволом. Из огромных горизонтально расположенных веток ежегодно спускаются в почву корни, которые отличаются от сучьев только жестким волосистым покровом, более бедною окраскою и отсутствием листьев. Они сами постепенно обращаются в стволы и образуют как бы искусственно посаженный крытый зеленый ход вокруг ствола. Под тенью их мог бы расположиться целый отряд солдат. Из всех удивительных растений наиболее полезным можно считать фикус, живущий в наших комнатах. В нем содержится сок, имеющий каучук. Капли его выделяются и при случайном обламывании листьев. История каучука началась, как ни странно, с детского мячика и школьной резинки. Из сока этого растения делают резину. Используется в школе под названием эластики (пластичной смолы) для стирания карандашных рисунков. Изобретателями было предложено много различных изделий из резины. Размножается фикус делением куста при пересадке или стеблевыми черенками, перед посадкой черенок следует поставить на несколько дней в воду, чтобы вышел сок. Молодые растения пересаживают ежегодно. - Как ухаживать за фикусом? (Закрепить)


                                 Наблюдение за традесканцией.

Цель: закрепить и расширить знания детей о традесканции, способах ухода, воспитывать интерес к растениям.

Оборудование: комнатное растение традесканция.

Ход.

- Какие комнатные растения вы знаете?

Художественное слово.

- По каким признакам можно узнать традесканцию?

Странные названия бывают у растений. Например, одно из распространенных домашних растений называлось «бабьи сплетни». Научное же название этого растения более благозвучное – традесканция, данное по имени ботаника Джона Традесканта, который посетил Россию с целью изучения флоры нашего севера. Откуда же появилось народное название традесканции «бабьи сплетни»?

Если взглянуть на это растение с длинными свисающими стеблями, которое обычно подвешивают в горшке на окнах, то сходство со сплетнями можно найти. Свисающие с горшка стебли, густо покрытые торчащими в стороны листиками, так переплетены между собою, что их трудно отделить друг от друга, трудно найти конец или начало ветки.

«Бабьи сплетни» распространены на болотах тропических лесов Америке. Растения любят влажную почву, малое освещение: стебли располагаются по поверхности почвы и укрепляются корешками, отходящими от веток. Стебли хрупкие, легко ломаются. Если традесканцию поместить на солнечное место, то листья вдруг становятся бледными, сероватыми. Это в них образуется водная ткань, предохраняющая растение от солнечных лучей.

Традесканции бывают не только зелеными, встречаются растения с белыми полосками, с коричневыми, с серебристыми полосками, с мохнатыми, покрытыми волосками стеблями и листьями.
Это растение иногда цветет в комнатах. Цветы маленькие, похожие на беленькие звёздочки.
- Как ухаживать за этим растением?
Поливать два раза в день в период цветения, опрыскивать из мелкосетчатой леечки.

                                      Наблюдение за бальзамином.

Цель: закрепить и расширить знания о растении, его названии, закрепить способы ухода, воспитывать интерес.

Оборудование: комнатное растение бальзамин.

Ход.

Родина растения - тропики Америки.
С давних пор это растение широко распространено у нас и попало даже в русскую литературу. В пьесе Островского А. Н. «За чем пойдешь, то и найдешь», ее герой носит фамилию Бальзаминов. В повести Ф. М. Достоевского «Бедные люди» грустная история Макара Девушкина начинается с письма: «Вижу, уголочек занавески у окна вашего загнут и пришпилен к горшку с бальзамином»…Бальзамин – одно из наиболее старинных комнатных растений. Оно ввезено в Европу в 1596 году и уже более 350 лет растет на наших окнах. «Ванька» - русское название.
«Мокрый» - названо потому, что в жаркий день с листьев его испаряется лишняя влага, «слезы» эти сладковатые.
Огоньком это растение названо за яркую окраску цветов, похожих на «огоньки». Недотрога – после цветения образуется ягода, эта сочная ягода высыхает и превращается в коробочку. Стоит до нее дотронуться, как они лопаются и выстреливают довольно крупными семенами. Отсюда и название.
Некоторые виды дикого бальзамина растут у нас в Средней Азии, где из его корней получают желто-красную краску – хну. Не только корень, но и цветы, листья выделяют желто-коричневую жидкость, сок. Светолюбивое и влаголюбивое растение размножается семенами, черенками. Бальзамин не выносит дыма – может погибнуть.



 Конспект занятия по ознакомлению с комнатными растениями детей старшего дошкольного возраста. 

Тема: Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения.

Программные задачи:

  1. Сформировалось у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям с мягкими тонкими листьями требуется много влаги, они родом из влажных мест. Их надо часто поливать, а некоторые еще и опрыскивать: другие – с плотными, толстыми листьями, стеблями – засухоустойчивые. Они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения. Толстые листья, стебли, иногда колючки вместо листьев – это приспособленность засухоустойчивых растений к запасанию воды и малому ее расходованию. Поливать комнатные растения надо по-разному в соответствии с их потребностями во влаге. 
  2. Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым. 


 Ход занятия: (Дети сидят на стульчиках полукругом).

1.Обращение к детям: - Ребята, какими растениями украшена наша группа?

- Верно, комнатными растениями.

- Почему они называются комнатными растениями?

- Верно, потому что растут в помещениях.

- Какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли?

- Верно, вода, свет, тепло, питательная почва.

- Как вы ухаживаете за комнатными растениями? (поливаем, рыхлим, опрыскиваем, пересаживаем, протираем большие, плотные листья, удобряем).

Сказка «Лида и комнатные растения»

- Как вы думаете, а всем ли растениям нужно много воды?
- Верно, нет.
- Почему? (потому что все растения родом из разных мест).
2. Рассказ воспитателя.
- Верно, одни растения у себя на родине растут в сырых заболоченных местах, там, где всегда влажные и почва и воздух. Такие растения привыкли, что воды всегда в достатке, ее можно не запасать впрок. У них чаще всего тонкие, мягкие листья, и их очень много.
Есть другие растения, которые у себя на родине живут в сухих, солнечных, иногда очень жарких местах, на бедных песчаных или даже каменистых почвах.
В этих местах дожди идут редко, поэтому влаги в почве почти совсем нет.
Растения, которые живут в этих местах, привыкли терпеть засуху и приспособились «запасать воду» - накапливать ее в стеблях и листьях и потом понемногу расходовать. Такие растения имеют толстые стебли, мясистые сочные листья, покрытые плотной иногда жесткой кожицей. Тонких листьев, которые отдают (испаряют) много влаги у них нет.
Есть даже такие растения, которые совсем не имеют листьев, вместо их колючки.

- Как называются эти растения?

- Верно, кактус (предлагаю рассмотреть фотографии – разные кактусы).

3. Рассматривание алоэ и традесканции.

- Как называются эти комнатные растения?

Предлагаю в начале рассмотреть алоэ. (это растение с плотными узкими, длинными листьями, по краям окаймленными шипами).

Затем традесканцию (это растение с тоненькими листьями, овальной формы).

4.Вопросы к детям:

- Какое из этих двух растений может запасать воду? (алоэ)

- Какое не может? (традесканция)

- Как узнать, что алоэ запасает влагу? (толстый стебель, мясистые, сочные листья, покрытые плотной кожицей).

- Почему решили, что традесканция не делает запасов влаги? (тонкие, мягкие листья).

- Почему алоэ должно запасать воду?

- Верно, потому что они растут в сухих, солнечных, жарких местах.

- Как же мы должны поливать эти растения, одинаково или по-разному?

- Как по-разному?

5. Рассказ воспитателя о растениях (алоэ, традесканция).
Родина алоэ – Южная Африка, где много сухих степей (показываю картину «степи»). В этих местах жарко и сухо, но для алоэ хорошо. Там это растение цветет на 7 году жизни, оранжево-красными цветами. В комнатных условиях оно цветет. В народе его называют столетником. Местное население ценит его и использует от многих болезней: ожогов, простуда, улучшает работу желудка. Из листьев этого растения изготавливают ковры, морские канаты.
Традесканция – растет в болотистых местах южной части, свое название это растение получило по фамилии английского садовода Джона Традесканта, который жил в свыше 300 лет назад. Он очень любил растения, ездил по разным странам, собирал их, затем выращивал в своих садах. С тех пор традесканция распространилась по всему миру, как комнатное растение. Оно растет легко, быстро, его только много поливать, чаще, так как оно родом из болотистых мест.
2 часть. Игра «Назови от какого растения листочек». (Использую карточки с нарисованными листочками).
В конце занятия предложить детям выбрать засухоустойчивые растения и поставить к картине «пустыня», а влаголюбивые растения к картине «тропики» (то есть болот).

 Рассказ воспитателя о целебных свойствах комнатных растений.

Цель: дать знания о целебных свойствах растений, воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование: комнатные растения, иллюстрации.

Ход.
Еще древние люди знали о лекарственных свойствах растений, пользовались ими. Например, соком камнеломки удавалось снять головную боль. Это растение применяли при сердечных болях, как слабительное.
О целебных свойствах алоэ написаны научные труды: лечит бронхит, воспаление десен, желчный пузырь, печень, стоматит, язву желудка, заболевание глаз. Кактус уменьшает количество плесневых грибов в воздухе комнаты. Табачный дым, покрытие линолеума приносят вред нашему здоровью. Комнатные растения, такие как традесканция, хророфитум могут поглощать и устранять токсические вещества. Успокаивающее действие на нас и улучшение оказывает герань. Большое значение комнатные растения имеют в косметике. Паровые ванны на травах, лосьоны использовались для очистки и улучшения состояния кожи, укрепления волос. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Средняя группа Тема: «Комнатные растения».

Цели:1.     Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, бегонией, бальзамином, алоэ, фиалкой, фикусом, аспарагусом.)2.     Учить детей различать данные ...

Конспект занятия в младшей группе на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ»

Конспект НОД   для  детей младшей группы  по обобщению представлений о комнатных растениях....

конспект занятия по изучению времени (познавательное развитие) "Путешествие с Буратино" в старшей группе

Закрепление знаний детей о временных понятиях: времена года, месяцы, дни недели, части суток....

Конспект занятия по окружающему миру на тему: " Путешествие в мир комнатных растений

Цель: Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказывать о профессиях связанных с выращиванием цветов. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений. Воспитывать бере...

Познавательное развитие "Путешествие в мир комнатных растений"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в мир комнатных растений"...

Конспект занятия По образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие в весенний лес» (для детей второй младшей группы)

Конспект занятияПо образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие в весенний лес»(для детей второй младшей группы)...

Конспект занятия по реализации модуля познавательное развитие "Знакомство с электричеством".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....