Конспект образовательной деятельности составление рассказа по картине «Прогулка по осеннему парку »
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Котлова Екатерина Алексеевна

Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» ,«Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» Цель : Помочь детям осмыслить содержание картины и передать его в своих рассказах Задачи : Учить строить предложения; четко проговаривать слова . Развивать умение связно, последовательно описывать изображение на картине . Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине .

Ход образовательной деятельности Звучит мелодичная, спокойная музыка Воспитатель : Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда, вы сейчас узнаете.

Просмотр презентации «Осень в парке » Воспитатель : Куда же мы отправимся? Дети : В осенний парк Воспитатель : Правильно, ребята! Но парк будет не простым , а волшебным!

Стук в дверь. Заходит почтальон. Он принес посылку - картину с письмом . Прощается и уходит.

Воспитатель : Посмотрим от кого же это письмо?

Воспитатель читает вслух письмо.

«Здравствуйте, пишет вам Лунтик. Мне нужна ваша помощь. Мне необходимо составить рассказ по картине «Прогулка по осеннему парку » . Так как я никогда не был в осеннем парке , мне очень трудно это сделать. Помогите мне, пожалуйста»

Воспитатель : Вы готовы помочь Лунтику? Дети : Да!

Воспитатель : Ребята, Лунтику, повезло, ведь сейчас мы как раз собирались совершить путешествие в осенний парк и нам будет легче составить рассказ по картине «Прогулка по осеннему парку » .

Воспитатель : Но, к сожаленью, просто так в лес не попадешь! Нужно отгадать загадки. Воспитатель загадывает загадки

Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся. Сбрасывает листья сад - Это просто. (Листопад.)

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг (Дождь.)

Желтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня (Осень .)

Воспитатель : Молодцы!

Воспитатель : Теперь можно отправляться в осенний парк . Я предлагаю взять с собой картину . И мы в лесу составим рассказ по ней . Вы согласны со мной? Дети : Да! Воспитатель : А что еще можно взять с собой осенью в лес ?

Она удобна и легка,

Её название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя Зина.

С ней можно по грибы ходить Её не тяжело носить,

И очень запросто сломать!

Из прутьев, лыка их плетут,

Скажите, как её зовут (Корзина) Дети : Корзину.

Воспитатель : Правильно. Играет волшебная музыка. Воспитатель : Возьмитесь за руки все. Встанем в круг. Один, два, три – покрутились и в парке , ты, очутись! Воспитатель : Посмотрите всюду лежат листья. Не хотели бы вы их собрать? Дети : Да! Дети берут по одному листочку. Воспитатель : Какой у тебя лист? А у тебя,что мы можем сказать про листья : какие они? Сколько листочков вы собрали?

А можете ли вы произнести слово листочек сначала громко, потом шепотом? Дети : Да! Все дети произносят. Воспитатель : Кто же разбросал эти листья? Дети Осень .

Воспитатель : Предлагаю поиграть. Вы согласны? Игра называется «Назови признаки осени » . Все встаем в круг. Каждый по очереди называет признаки осени и кладет листочек в корзину.

Дети : Дни стали короче, ночь длиннее, солнце светит мало, на деревьях разноцветные листочки, дуют холодные ветра, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда.

Воспитатель : Молодцы! Если вы так хорошо знаете признаки осени вы , наверняка, хорошо к ней подготовились. Воспитатель : Думаю, вы устали? Предлагаю отдохнуть.

Физминутка «Листочки»

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Воспитатель : Ребята, посмотрите тут лежат какие-то картинки . Не хотели бы вы их рассмотреть . Я предлагаю вам составить красивое предложение по этим картинкам . А чтобы вам было легче, предлагаю разделиться по парам. Все подходят к столу, на котором лежат картинки . Воспитатель помогает им разделиться по парам. Дети делятся по парам. И составляют предложения Воспитатель : Хочется похвалить вас, что вы говорили четко, внятно, интересно. Воспитатель : Ребята, мы с вами должны были кому-то помочь. Кому и в чем? Дети : Мы должны помочь Лунтику, составить рассказ по картине Воспитатель : Я предлагаю сейчас это и сделать. Ребята проходят к картине , садятся на стулья.

Составление рассказа Воспитатель : Ребята, сейчас вы будите составлять рассказ по картине . Используйте в своём рассказе те предложения и те осенние приметы , которые мы уже называли раннее. Вопросы по содержанию картины - Какое время года изображено на картине ? - Посмотрите и назовите все приметы осени , которые вы здесь видите. - Кто изображен на картине ? - Как они одеты? - Чем заняты дети? - За что вы любите осень ?

Воспитатель : Я начну наш рассказ , а вы ребята продолжите. Договорились? Воспитатель выбирает двух ребят, которые продолжат рассказ . Первый ребенок расскажет середину рассказа . Второй ребенок заканчивает рассказ Воспитатель : Нужно еще раз рассказать наш рассказ . Кто желает? Дети рассказывают составленный по картине рассказ Воспитатель : Молодцы, вы отлично справились! Воспитатель : Я приготовила еще две игры «Осенние слова » и «Погода осенью » . Предлагаю вам сыграть в одну из них. А в какую игру решать вам. Выбирайте.

«Осенние слова »

Дети : Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

«Какая она?»

Воспитатель :

У меня волшебная корона,

Знает многое она

И многое хочет узнать

Кому на голову сядет, тому вопрос будет задавать.

Воспитатель- Дети, а какая бывает погода осенью :

Когда идет дождь - дождливая. Когда дует ветер – ветреная Холодно – холодная Пасмурно – пасмурная Сыро – сырая Хмуро – хмурая Ясно – ясная Воспитатель : Нам пора возвращаться в детский садик. Мы ничего не забыли? Дети Картину , корзину. Листочки, находившиеся в корзине заменили незаметно яблоками. Воспитатель : Где же наша корзина? Вот она. Посмотрите, ребята, наши листочки превратились в румяные яблочки. И, правда, волшебный лес! Какая же она щедрая – осень ! Звучит волшебная музыка. Воспитатель : Возьмитесь все за руки. Сделаем круг. Один, два, три – покрутись и в детском садике, очутись!

Воспитатель : Вот мы и в нашем любимом детском садике! Ребята вам понравилось наше путешествие? Если вам понравилось наше событие улыбнитесь, если вам не понравилось, сделайте грустное лицо. А что больше всего понравилось? После обеда мы с вами напишем письмо нашему другу Лунтику, в котором отправим наш составленный рассказ по картине . Думаю, он будет очень рад! Вы у меня большие молодцы! А сейчас отправляйтесь в группу , чтобы отведать яблоки. (Дети отправляются в группу .)

Природа невероятно красива во все времена года. Но всё же осень — это удивительная, прекрасная и особенная пора. Может быть, потому что деревья облачаются в своё сказочное убранство. А может быть, потому что под ногами шуршат опавшие листья, которые покрывают землю разноцветным осенним ковром. Что может быть прекраснее и поэтичнее осеннего листопада…
Наше дошкольное учреждение находится на севере города Москвы. Участки для прогулки детей в нашем детском саду красивые, они окаймлены разнообразными деревьями и кустарниками, около здания благоухают цветочные клумбы. Но по-настоящему разглядеть красоту и услышать звуки осени можно лишь побывав в лесу или в парке. А красивых живых природных оазисов в нашем районе немало. Это парки, рощи, озёра, пруды, с причудливыми мостами, простирающиеся вдаль прекрасные пейзажи Москвы-реки.
Детям подготовительной к школе группы надолго запомнится прогулка вместе с педагогами и родителями по осеннему парку имени В.В.Воровского, который находится в северном округе города.
Прогулку в «живую природу» мы расцениваем как эффективную форму приобщения детей к экологической культуре, как важный аспект оздоровительной работы с дошкольниками и как способ приобщения детей к истории и культуре родного края.
Малыши, гуляя по парку, любовались природой, исследовали архитектурные и скульптурные объекты, встречающиеся им на пути. Большой интерес у путешественников вызвала памятная скульптура «Победа». Дети с интересом разглядывали обелиск, задавали вопросы: Почему скульптура белого цвета? Кто создал этот памятник? Почему художник-скульптор изобразил женщину с крыльями?
Задавая эти вопросы, ребята сами пытались на них ответить: «Наверно, это ангел с крыльями, а ангелы всегда белого цвета», «женщина-ангел очень грустная: у неё опущена голова и глаза смотрят вниз».
Скульптор А.Е. Нейстат, создал этот памятник из белого гранита. Установлена скульптура в центре парка, она была открыта 7мая 1995 года, в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Памятник – это память. Все должны помнить о героическом подвиге людей. Автор, создавая скульптуру, изобразил не ангела, а богиню Победы, у неё тоже были крылья. Эту скульптуру ещё называют «Павшим и живым». Именно эту памятную надпись дошкольники прочли на пьедестале.
Женщина-птица изображена скорбящей с опущенными вниз глазами. Она горюет о погибших людях, которые защищали нашу Родину от врагов. Поэтому одно крыло у неё опущено вниз. Другое крыло поднято вверх — это символ того, что живые всегда будут помнить о подвиге героев.
Не случайно памятник установлен рядом с домом, в котором разместился «Центр детского творчества». В годы войны в нём находился госпиталь для раненых. Дошкольники рассматривали и любовались лепниной прекрасного старинного здания.

Много достопримечательных исторических сооружений, напоминающих о героическом подвиге наших людей, находятся в этом районе столицы. Южный выход парка привёл нас на улицу Зои и Александра Космодемьянских, о которых дети узнали много интересной информации. В процессе прогулки вышли к восточному выходу парка, где увидели школу №201, в который учились юные герои Зоя и её младший брат Шура, погибшие в годы войны. Подвиг Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских никого не оставил равнодушными.
Сейчас старое здание школы реставрируют. А в новом здании находится музей, посвящённый героям. В 2015 году мы все будем отмечать 70-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Дети, родители и педагоги – участники этого путешествия решили в ближайшее время посетить школьный музей.
На месте существующего парка давным-давно находилась сосновая роща. Позднее деревья досаживали и пересаживали. Так появились ровные сосновые и берёзовые аллеи. Только одну сосну не стали трогать, даже во время установки памятной скульптуры. Стоит вековая сосна в центре парка на пересечении нескольких аллей: летом тень от её раскидистой кроны, спасает горожан от палящего солнца, а во время дождя под её ветками можно укрыться от непогоды. Этому дереву более ста лет. Дети прикасались к «вековому сторожу парка», старались обнять сосну, удивлялись ее долгожительству. В парке расположена, одна из немногих в нашем городе, площадка для игры в городки. Конечно, наши малыши приняли участие в своеобразных соревнованиях «Русская забава».

Так как парк небольшой и уютный, дети вместе с родителями исходили все тропки и аллеи. И вот чудо…
Среди деревьев взору малышей открылся вид на огромный валун. Как попал этот огромный камень в парк? Обычно такие валуны находят на берегу рек и озёр. В мире много мест, где встречаются огромные одинокие валуны — это обломки скал, спустившиеся с горных вершин с помощью растаявшего ледника. Этим глыбам дают даже имена. Может быть, миллион лет назад на месте нашего парка было огромное озёро или горы? Малыши долго фантазировали и, наконец, пришли к мысли, что огромный валун привезли сюда для того, чтобы удивлять людей. Для этого наверно рабочим понадобился огромный грузовик, и даже подъёмный кран. Хорошо, что нашлась верёвочка, с помощью которой дошкольники измерили высоту и окружность огромной каменной глыбы. Это пригодится для того, чтобы в детском саду рассказать другим ребятам об увиденном камне-валуне.
А ещё мы сравнили размеры камня с ростом малыша; с размером клумбы на участке; с окружностью каштанового дерева (обнаружили, что окружность каштана, в пять раз меньше камня). А чтобы камень «ожил» и «улыбнулся», из яркой самоклеющейся бумаги дети и родители тут же вырезали глаза, улыбку и приклеили их на суровый, одинокий камень. Решили дать имя доброму камню. Камень назвали Добрыня. Уж очень он похож на огромного богатыря, который день и ночь стоит на посту и охраняет наш парк.

Полезное дело сделано, и мы продолжили путешествие…
Впереди нас ждала игровая площадка. Что это за сооружение? Да это «Гигантские шаги». Вы не знаете, что такое — «гигантские шаги»? И вы никогда не катались на такой карусели с веревочными петлями-сиденьями? Сейчас редко где встретишь такую карусель. А в старину это была традиционная русская забава во время массовых народных гуляний.
Наши отважные ребята попробовали делать огромные шаги, но в присутствии родителей. Всё-таки эта забава для детей школьного возраста. А вот качели, в виде корзинки – это для наших путешественников. Горки, паровозики, лабиринты, подвижные игры: всё это очень понравилось малышам.

Путешествие завершилось прогулкой по берёзовой аллее.
В заранее приготовленные картонные папки, дети аккуратно, с любовью складывали осенние листочки, а самые большие и красивые собирали в букеты.
Известно, что многие поэты слагали стихи об осени, а художники создавали пейзажи, воспевая красоту белоствольной красавицы. Репродукции произведений таких мастеров живописи, как А.И. Куинджи, А.К. Саврасов, И.И. Левитан, В.Д. Поленов и др. представлены в мини-музеи нашего дошкольного учреждения, где дети не раз бывали на экскурсиях.
Изостудия детского сада работает по авторской программе Т.А.Копцевой «Природа и художник». Дети всех возрастных групп с удовольствием посещают её. Здесь можно дать волю своей фантазии. Используя различные художественные материалы, создать свои, пока ещё неумелые, но выразительные произведения. Содержание программы нацеливает педагога-воспитателя на организацию особой творческой образовательной среды, на использование методического принципа «одухотворение природы». Прогулки по парку способствовали тому, что дети, основываясь на своих впечатлениях, создали на занятиях серии выразительных рисунков.
Впоследствии, на очередном занятии, мы вспомнили загадки о березе:
«Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова»; «В платье белом девушка стоит, и народ её благодарит: за её печальную красу, за её зелёную косу». Рассмотрели, собранные во время прогулки осенние листья, и определили, что берёзовые листочки очень похожи на маленькие сердечки. А сердечки символизируют любовь. Любовь к маме, к семье, к Родине. С давних времен береза считается символом России. Для русского человека нет дерева роднее, чем береза. Невозможно представить нашу Родину без березовых рощ и берёзовых аллей в парках. Красивые березки растут и вокруг нашего дошкольного учреждения

Вместе с педагогом дети решили отразить увиденную красоту осеннего парка в коллективной работе «Берёзовая аллея», используя масленую пастель, акварельные и гуашевые краски.
Закипела работа в изостудии. Проговорили общий замысел и вот уже видны очертания белоствольных красавиц, на фоне восходящего солнечного диска. Вдаль убегает тропинка, а вокруг разноцветный осенний ковёр и ещё жёлто-зелёная трава.
Но как нарисовать осенние берёзовые листочки? Ну, конечно, пригодятся, собранные в парке и аккуратно сложенные в картонную папку, листья. Маленькие художники с любовью достают каждый листочек. Они очень хрупкие, потому что мамы дома прогладили их утюгом через чистый белый лист бумаги.
Теперь главное их не сломать, а приклеить на изображённые масляной пастелью ветки берёз, на покрытые акварелью, небо и тропинку. Да это же настоящий листопад…
Картина готова, глядя на неё, мы всегда будем вспоминать прогулку по осеннему парку.

А как же осенние цветы? Ведь после экскурсии в природу дети вместе с родителями их засушили в большом количестве. Решили на следующем занятии использовать их для картин и создать аппликативные композиции из засушенных цветов и листьев.
Дети с нетерпением ждали очередного занятия, и вот наконец-то началась кропотливая работа. Особенно трудно было приклеить засушенные цветы на картон. С помощью педагога дети выбрали цветной лист бумаги и разложили на нём засушенные заранее листья, цветы, семена деревьев. Получилась цветочная композиция, у каждого своя. Затем индивидуально с каждым юным художником, природный материал был приклеен на цветной фон.
Сохранить такое «хрупкое» произведение очень трудно. Родители помогли. Они приобрели рамки, покрытые прозрачным пластиком – оргстеклом. Это безопасно для детей. В итоге дети вместе с родителями украсили красивыми живыми цветочными аппликациями интерьер изостудии.

Глядя на созданные произведения: панно и аппликации, юные художники будут рассказывать друзьям о прогулке по осеннему парку. Вспоминать о камне-валуне с богатырским именем Добрыня, который зимой спрячется под снежное одеяло, но всё равно будет нести свой дозор. Кто-то из детей вместе с родителями обязательно придет ещё раз в парк и навестит чудо-камень, обнимет белоствольную берёзку или могучую вечнозеленую сосну, прижмётся щекой к их коре и шепнёт им добрые слова. Путешествие в природу настолько понравилось детям, что они с нетерпением ждут новых путешествий, ведь природа красива во все времена года. Любование природой является могучим импульсом творческой деятельности, о чем свидетельствуют, созданные после прогулки по парку, творческие работы юных художников.. До скорой встречи, парк!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_po_osennemu_parku.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

составление рассказа по картине «Прогулка по осеннему парку »

Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» ,«Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» Цель : Помочь детям осмыслить содержание картины и передать его в своих рассказах Задачи : Учить строить предложения; четко проговаривать слова . Развивать умение связно, последовательно описывать изображение на картине . Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине .

Ход образовательной деятельности Звучит мелодичная, спокойная музыка Воспитатель : Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда, вы сейчас узнаете.

Просмотр презентации «Осень в парке » Воспитатель : Куда же мы отправимся? Дети : В осенний парк Воспитатель : Правильно, ребята! Но парк будет не простым , а волшебным!

Стук в дверь. Заходит почтальон. Он принес посылку - картину с письмом . Прощается и уходит.

Воспитатель : Посмотрим от кого же это письмо?

Воспитатель читает вслух письмо.

«Здравствуйте, пишет вам Лунтик. Мне нужна ваша помощь. Мне необходимо составить рассказ по картине «Прогулка по осеннему парку » . Так как я никогда не был в осеннем парке , мне очень трудно это сделать. Помогите мне, пожалуйста»

Воспитатель : Вы готовы помочь Лунтику? Дети : Да!

Воспитатель : Ребята, Лунтику, повезло, ведь сейчас мы как раз собирались совершить путешествие в осенний парк и нам будет легче составить рассказ по картине «Прогулка по осеннему парку » .

Воспитатель : Но, к сожаленью, просто так в лес не попадешь! Нужно отгадать загадки. Воспитатель загадывает загадки

Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся. Сбрасывает листья сад - Это просто. (Листопад.)

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг (Дождь.)

Желтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня (Осень .)

Воспитатель : Молодцы!

Воспитатель : Теперь можно отправляться в осенний парк . Я предлагаю взять с собой картину . И мы в лесу составим рассказ по ней . Вы согласны со мной? Дети : Да! Воспитатель : А что еще можно взять с собой осенью в лес ?

Она удобна и легка,

Её название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя Зина.

С ней можно по грибы ходить Её не тяжело носить,

И очень запросто сломать!

Из прутьев, лыка их плетут,

Скажите, как её зовут (Корзина) Дети : Корзину.

Воспитатель : Правильно. Играет волшебная музыка. Воспитатель : Возьмитесь за руки все. Встанем в круг. Один, два, три – покрутились и в парке , ты, очутись! Воспитатель : Посмотрите всюду лежат листья. Не хотели бы вы их собрать? Дети : Да! Дети берут по одному листочку. Воспитатель : Какой у тебя лист? А у тебя,что мы можем сказать про листья : какие они? Сколько листочков вы собрали?

А можете ли вы произнести слово листочек сначала громко, потом шепотом? Дети : Да! Все дети произносят. Воспитатель : Кто же разбросал эти листья? Дети Осень .

Воспитатель : Предлагаю поиграть. Вы согласны? Игра называется «Назови признаки осени » . Все встаем в круг. Каждый по очереди называет признаки осени и кладет листочек в корзину.

Дети : Дни стали короче, ночь длиннее, солнце светит мало, на деревьях разноцветные листочки, дуют холодные ветра, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда.

Воспитатель : Молодцы! Если вы так хорошо знаете признаки осени вы , наверняка, хорошо к ней подготовились. Воспитатель : Думаю, вы устали? Предлагаю отдохнуть.

Физминутка «Листочки»

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Воспитатель : Ребята, посмотрите тут лежат какие-то картинки . Не хотели бы вы их рассмотреть . Я предлагаю вам составить красивое предложение по этим картинкам . А чтобы вам было легче, предлагаю разделиться по парам. Все подходят к столу, на котором лежат картинки . Воспитатель помогает им разделиться по парам. Дети делятся по парам. И составляют предложения Воспитатель : Хочется похвалить вас, что вы говорили четко, внятно, интересно. Воспитатель : Ребята, мы с вами должны были кому-то помочь. Кому и в чем? Дети : Мы должны помочь Лунтику, составить рассказ по картине Воспитатель : Я предлагаю сейчас это и сделать. Ребята проходят к картине , садятся на стулья.

Составление рассказа Воспитатель : Ребята, сейчас вы будите составлять рассказ по картине . Используйте в своём рассказе те предложения и те осенние приметы , которые мы уже называли раннее. Вопросы по содержанию картины - Какое время года изображено на картине ? - Посмотрите и назовите все приметы осени , которые вы здесь видите. - Кто изображен на картине ? - Как они одеты? - Чем заняты дети? - За что вы любите осень ?

Воспитатель : Я начну наш рассказ , а вы ребята продолжите. Договорились? Воспитатель выбирает двух ребят, которые продолжат рассказ . Первый ребенок расскажет середину рассказа . Второй ребенок заканчивает рассказ Воспитатель : Нужно еще раз рассказать наш рассказ . Кто желает? Дети рассказывают составленный по картине рассказ Воспитатель : Молодцы, вы отлично справились! Воспитатель : Я приготовила еще две игры «Осенние слова » и «Погода осенью » . Предлагаю вам сыграть в одну из них. А в какую игру решать вам. Выбирайте.

«Осенние слова »

Дети : Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

«Какая она?»

Воспитатель :

У меня волшебная корона,

Знает многое она

И многое хочет узнать

Кому на голову сядет, тому вопрос будет задавать.

Воспитатель- Дети, а какая бывает погода осенью :

Когда идет дождь - дождливая. Когда дует ветер – ветреная Холодно – холодная Пасмурно – пасмурная Сыро – сырая Хмуро – хмурая Ясно – ясная Воспитатель : Нам пора возвращаться в детский садик. Мы ничего не забыли? Дети Картину , корзину. Листочки, находившиеся в корзине заменили незаметно яблоками. Воспитатель : Где же наша корзина? Вот она. Посмотрите, ребята, наши листочки превратились в румяные яблочки. И, правда, волшебный лес! Какая же она щедрая – осень ! Звучит волшебная музыка. Воспитатель : Возьмитесь все за руки. Сделаем круг. Один, два, три – покрутись и в детском садике, очутись!

Воспитатель : Вот мы и в нашем любимом детском садике! Ребята вам понравилось наше путешествие? Если вам понравилось наше событие улыбнитесь, если вам не понравилось, сделайте грустное лицо. А что больше всего понравилось? После обеда мы с вами напишем письмо нашему другу Лунтику, в котором отправим наш составленный рассказ по картине . Думаю, он будет очень рад! Вы у меня большие молодцы! А сейчас отправляйтесь в группу , чтобы отведать яблоки. (Дети отправляются в группу .)

Природа невероятно красива во все времена года. Но всё же осень — это удивительная, прекрасная и особенная пора. Может быть, потому что деревья облачаются в своё сказочное убранство. А может быть, потому что под ногами шуршат опавшие листья, которые покрывают землю разноцветным осенним ковром. Что может быть прекраснее и поэтичнее осеннего листопада…
Наше дошкольное учреждение находится на севере города Москвы. Участки для прогулки детей в нашем детском саду красивые, они окаймлены разнообразными деревьями и кустарниками, около здания благоухают цветочные клумбы. Но по-настоящему разглядеть красоту и услышать звуки осени можно лишь побывав в лесу или в парке. А красивых живых природных оазисов в нашем районе немало. Это парки, рощи, озёра, пруды, с причудливыми мостами, простирающиеся вдаль прекрасные пейзажи Москвы-реки.
Детям подготовительной к школе группы надолго запомнится прогулка вместе с педагогами и родителями по осеннему парку имени В.В.Воровского, который находится в северном округе города.
Прогулку в «живую природу» мы расцениваем как эффективную форму приобщения детей к экологической культуре, как важный аспект оздоровительной работы с дошкольниками и как способ приобщения детей к истории и культуре родного края.
Малыши, гуляя по парку, любовались природой, исследовали архитектурные и скульптурные объекты, встречающиеся им на пути. Большой интерес у путешественников вызвала памятная скульптура «Победа». Дети с интересом разглядывали обелиск, задавали вопросы: Почему скульптура белого цвета? Кто создал этот памятник? Почему художник-скульптор изобразил женщину с крыльями?
Задавая эти вопросы, ребята сами пытались на них ответить: «Наверно, это ангел с крыльями, а ангелы всегда белого цвета», «женщина-ангел очень грустная: у неё опущена голова и глаза смотрят вниз».
Скульптор А.Е. Нейстат, создал этот памятник из белого гранита. Установлена скульптура в центре парка, она была открыта 7мая 1995 года, в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Памятник – это память. Все должны помнить о героическом подвиге людей. Автор, создавая скульптуру, изобразил не ангела, а богиню Победы, у неё тоже были крылья. Эту скульптуру ещё называют «Павшим и живым». Именно эту памятную надпись дошкольники прочли на пьедестале.
Женщина-птица изображена скорбящей с опущенными вниз глазами. Она горюет о погибших людях, которые защищали нашу Родину от врагов. Поэтому одно крыло у неё опущено вниз. Другое крыло поднято вверх — это символ того, что живые всегда будут помнить о подвиге героев.
Не случайно памятник установлен рядом с домом, в котором разместился «Центр детского творчества». В годы войны в нём находился госпиталь для раненых. Дошкольники рассматривали и любовались лепниной прекрасного старинного здания.

Много достопримечательных исторических сооружений, напоминающих о героическом подвиге наших людей, находятся в этом районе столицы. Южный выход парка привёл нас на улицу Зои и Александра Космодемьянских, о которых дети узнали много интересной информации. В процессе прогулки вышли к восточному выходу парка, где увидели школу №201, в который учились юные герои Зоя и её младший брат Шура, погибшие в годы войны. Подвиг Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских никого не оставил равнодушными.
Сейчас старое здание школы реставрируют. А в новом здании находится музей, посвящённый героям. В 2015 году мы все будем отмечать 70-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Дети, родители и педагоги – участники этого путешествия решили в ближайшее время посетить школьный музей.
На месте существующего парка давным-давно находилась сосновая роща. Позднее деревья досаживали и пересаживали. Так появились ровные сосновые и берёзовые аллеи. Только одну сосну не стали трогать, даже во время установки памятной скульптуры. Стоит вековая сосна в центре парка на пересечении нескольких аллей: летом тень от её раскидистой кроны, спасает горожан от палящего солнца, а во время дождя под её ветками можно укрыться от непогоды. Этому дереву более ста лет. Дети прикасались к «вековому сторожу парка», старались обнять сосну, удивлялись ее долгожительству. В парке расположена, одна из немногих в нашем городе, площадка для игры в городки. Конечно, наши малыши приняли участие в своеобразных соревнованиях «Русская забава».

Так как парк небольшой и уютный, дети вместе с родителями исходили все тропки и аллеи. И вот чудо…
Среди деревьев взору малышей открылся вид на огромный валун. Как попал этот огромный камень в парк? Обычно такие валуны находят на берегу рек и озёр. В мире много мест, где встречаются огромные одинокие валуны — это обломки скал, спустившиеся с горных вершин с помощью растаявшего ледника. Этим глыбам дают даже имена. Может быть, миллион лет назад на месте нашего парка было огромное озёро или горы? Малыши долго фантазировали и, наконец, пришли к мысли, что огромный валун привезли сюда для того, чтобы удивлять людей. Для этого наверно рабочим понадобился огромный грузовик, и даже подъёмный кран. Хорошо, что нашлась верёвочка, с помощью которой дошкольники измерили высоту и окружность огромной каменной глыбы. Это пригодится для того, чтобы в детском саду рассказать другим ребятам об увиденном камне-валуне.
А ещё мы сравнили размеры камня с ростом малыша; с размером клумбы на участке; с окружностью каштанового дерева (обнаружили, что окружность каштана, в пять раз меньше камня). А чтобы камень «ожил» и «улыбнулся», из яркой самоклеющейся бумаги дети и родители тут же вырезали глаза, улыбку и приклеили их на суровый, одинокий камень. Решили дать имя доброму камню. Камень назвали Добрыня. Уж очень он похож на огромного богатыря, который день и ночь стоит на посту и охраняет наш парк.

Полезное дело сделано, и мы продолжили путешествие…
Впереди нас ждала игровая площадка. Что это за сооружение? Да это «Гигантские шаги». Вы не знаете, что такое — «гигантские шаги»? И вы никогда не катались на такой карусели с веревочными петлями-сиденьями? Сейчас редко где встретишь такую карусель. А в старину это была традиционная русская забава во время массовых народных гуляний.
Наши отважные ребята попробовали делать огромные шаги, но в присутствии родителей. Всё-таки эта забава для детей школьного возраста. А вот качели, в виде корзинки – это для наших путешественников. Горки, паровозики, лабиринты, подвижные игры: всё это очень понравилось малышам.

Путешествие завершилось прогулкой по берёзовой аллее.
В заранее приготовленные картонные папки, дети аккуратно, с любовью складывали осенние листочки, а самые большие и красивые собирали в букеты.
Известно, что многие поэты слагали стихи об осени, а художники создавали пейзажи, воспевая красоту белоствольной красавицы. Репродукции произведений таких мастеров живописи, как А.И. Куинджи, А.К. Саврасов, И.И. Левитан, В.Д. Поленов и др. представлены в мини-музеи нашего дошкольного учреждения, где дети не раз бывали на экскурсиях.
Изостудия детского сада работает по авторской программе Т.А.Копцевой «Природа и художник». Дети всех возрастных групп с удовольствием посещают её. Здесь можно дать волю своей фантазии. Используя различные художественные материалы, создать свои, пока ещё неумелые, но выразительные произведения. Содержание программы нацеливает педагога-воспитателя на организацию особой творческой образовательной среды, на использование методического принципа «одухотворение природы». Прогулки по парку способствовали тому, что дети, основываясь на своих впечатлениях, создали на занятиях серии выразительных рисунков.
Впоследствии, на очередном занятии, мы вспомнили загадки о березе:
«Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова»; «В платье белом девушка стоит, и народ её благодарит: за её печальную красу, за её зелёную косу». Рассмотрели, собранные во время прогулки осенние листья, и определили, что берёзовые листочки очень похожи на маленькие сердечки. А сердечки символизируют любовь. Любовь к маме, к семье, к Родине. С давних времен береза считается символом России. Для русского человека нет дерева роднее, чем береза. Невозможно представить нашу Родину без березовых рощ и берёзовых аллей в парках. Красивые березки растут и вокруг нашего дошкольного учреждения

Вместе с педагогом дети решили отразить увиденную красоту осеннего парка в коллективной работе «Берёзовая аллея», используя масленую пастель, акварельные и гуашевые краски.
Закипела работа в изостудии. Проговорили общий замысел и вот уже видны очертания белоствольных красавиц, на фоне восходящего солнечного диска. Вдаль убегает тропинка, а вокруг разноцветный осенний ковёр и ещё жёлто-зелёная трава.
Но как нарисовать осенние берёзовые листочки? Ну, конечно, пригодятся, собранные в парке и аккуратно сложенные в картонную папку, листья. Маленькие художники с любовью достают каждый листочек. Они очень хрупкие, потому что мамы дома прогладили их утюгом через чистый белый лист бумаги.
Теперь главное их не сломать, а приклеить на изображённые масляной пастелью ветки берёз, на покрытые акварелью, небо и тропинку. Да это же настоящий листопад…
Картина готова, глядя на неё, мы всегда будем вспоминать прогулку по осеннему парку.

А как же осенние цветы? Ведь после экскурсии в природу дети вместе с родителями их засушили в большом количестве. Решили на следующем занятии использовать их для картин и создать аппликативные композиции из засушенных цветов и листьев.
Дети с нетерпением ждали очередного занятия, и вот наконец-то началась кропотливая работа. Особенно трудно было приклеить засушенные цветы на картон. С помощью педагога дети выбрали цветной лист бумаги и разложили на нём засушенные заранее листья, цветы, семена деревьев. Получилась цветочная композиция, у каждого своя. Затем индивидуально с каждым юным художником, природный материал был приклеен на цветной фон.
Сохранить такое «хрупкое» произведение очень трудно. Родители помогли. Они приобрели рамки, покрытые прозрачным пластиком – оргстеклом. Это безопасно для детей. В итоге дети вместе с родителями украсили красивыми живыми цветочными аппликациями интерьер изостудии.

Глядя на созданные произведения: панно и аппликации, юные художники будут рассказывать друзьям о прогулке по осеннему парку. Вспоминать о камне-валуне с богатырским именем Добрыня, который зимой спрячется под снежное одеяло, но всё равно будет нести свой дозор. Кто-то из детей вместе с родителями обязательно придет ещё раз в парк и навестит чудо-камень, обнимет белоствольную берёзку или могучую вечнозеленую сосну, прижмётся щекой к их коре и шепнёт им добрые слова. Путешествие в природу настолько понравилось детям, что они с нетерпением ждут новых путешествий, ведь природа красива во все времена года. Любование природой является могучим импульсом творческой деятельности, о чем свидетельствуют, созданные после прогулки по парку, творческие работы юных художников.. До скорой встречи, парк!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия НОД составление рассказа по картине "Прогулка в осенний лес" старшая группа

Конспект образовательной деятельностиСоставление рассказа по картине«Прогулка по осеннему лесу»Старшая группа Образовательные области: «Социально-коммуникативные» «Познавательной развитие» «Речев...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Составление рассказа по картине «Ежи» в старшей группе для детей с нарушениями речи с 5-6 лет (компенсирующей)"

В данном конспекте раскрываются цели, задачи, методы и приемы обучения детей составлению рассказа по картине, определена логика образовательной деятельности...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине "Прогулка во дворе."

Цель: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности.Образовательные:-обучать детей рассматривать картину, составлять небольшой рассказ, отражающий содержание...

конспект образовательной ситуации составление рассказа по картине Гофман О.Р. "Дочки матери"

ОбеОбеспечение целостного восприятия картины. Уточнение и активизация словаря по теме «Игрушки» (игрушка, кукла, коляска, кубики, клоун, конструктор; играть, беречь, ломать, придумывать, у...