План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Составление рассказа по картине «Ежи» в старшей группе для детей с нарушениями речи с 5-6 лет (компенсирующей)"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
В данном конспекте раскрываются цели, задачи, методы и приемы обучения детей составлению рассказа по картине, определена логика образовательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_po_rechevomu_razvitiyu.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Д.П. Левина городского округа Сызрань Самарской области,
СП «Детский сад №56»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности
«Составление рассказа по картине «Ежи»
в старшей группе для детей с нарушениями речи с 5-6 лет (компенсирующей)
Разработал: воспитатель
Большакова Наталья Юрьевна
Сызрань 2017 г.
Тема «Cоставление рассказа по картине «Ежи»»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
1)Образовательная область «Речевое развитие»:
1. Формирование связной речи: учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей).
2. Формирование словаря: обогатить словарь словами: сердитый, недотрога, глушь, колючий; активизировать словарь детей словами: еж, ежиха, ежата, иголки.
3.Формирование грамматического строя речи: развивать умение понимать смысл образных выражений в загадках.
4. Воспитание звуковой культуры речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч’] и [щ’], учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки [ч’] и [щ’] выделять их в словах.
5.Воспитание культуры речевого общения: Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
2)Образовательная область «Познавательное развитие»:
Закреплять представление детей о жизни ежей в природе, об особенностях их внешнего вида, питания, способа передвижения.
3) Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Продолжать формировать умение детей соблюдать в процессе игры правила поведения, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Воспитывать уважительное отношение друг к другу. Продолжать развивать умение понимать словесные инструкции и не перебивать товарищей во время ответа.
4) Образовательная область «Физическое развитие развитие»:
Формировать умение детей координировать движения с речью.
Методы и приемы:
- практические: дидактическая игра «Узнай на ощупь предмет», игровое упражнение «Повтори звук», «Физкультминутка «Ежик»»;
- наглядные: рассматривание картины «Ежи», показ и рассматривание предметов и игрушек;
- словесные: загадывание загадки о еже, беседа по ней, чтение стихотворения Б. Заходера «Ежик» и беседа по нему
Материалы и оборудование:
картина «Ежи», предметы и игрушки -_иголка, мяч, ключ, ручка, щетка, клещи, щипцы, мешочек или большая салфетка.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка «Ежики» |
Игровая | Дидактическая игры «Узнай на ощупь предмет», игровые упражнения «Повтори звук», «Разложи предметы правильно» |
Коммуникативная | Беседа по картине «Ежи», составление рассказов по картине «Ежи», отгадывание загадок о еже, вопросы по содержанию картины «Ежи», по стихотворению Б. Заходера «Ежик», беседа по содержанию загадок. |
Восприятие (художественной литературы и фольклора)
| Чтение стихотворения Б. Заходера «Ежик», обсуждение загадки о еже. |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи ( с обозначением обр.области) | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты | ||||
Мотивационно-организационный | Загадывание загадки о еже | Мотивированы на предстоящую деятельность | ||||||
Воспитатель загадывает загадку: Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. | Дети слушают и отгадывают загадку. | |||||||
Деятельностный | Закреплять представление детей о жизни ежей в природе, об особенностях их внешнего вида, питания, способа передвижения –образовательная область «Познавательное развитие» Обогатить словарь словами: сердитый, недотрога, глушь, колючий. Активизировать словарь детей словами: еж, ежиха, ежата, иголки - образовательная область «Речевое развитие»
| Рассматривание картины «Ежи», беседа по ней. | Имеют представления о жизни ежей в природе, об особенностях их внешнего вида, питания, способа передвижения Используют слова: сердитый, недотрога, глушь, колючий. еж, ежиха, ежата, иголки | |||||
Воспитатель выставляет картину «Ежи», предлагает детям рассмотреть ее, задает вопросы по картине: 1.Кто нарисован на этой картине? 2. Что делает ежиха? 3. Что едят ежи? 4. Зачем ежу нужны иголки? 5. Какими словами можно сказать о еже? Какой он? 6. С кем можно сравнить ежа? | Внимательно рассматривают картину, отвечают на вопросы | |||||||
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца - образовательная область «Речевое развитие Учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей) -образовательная область «Речевое развитие» | Составление рассказа по картине «Ежи»
| |||||||
Воспитатель дает задание придумать рассказ по этой картине, используя слова, которые прозвучали в беседе о еже. Оценивает рассказы детей с помощью вопросов: 1. Чей рассказ вам понравился? 2. Чем понравился? 3. Интересный ли получился рассказ? 4. Какие слова в этом рассказе понравились? 5. Как начинался и как закончился рассказ Предлагает составить коллективный рассказ | Придумывают рассказы. Помогают воспитателю оценить рассказы других детей. 3 детей составляют коллективный рассказ: один начинает, второй продолжает, 3 заканчивает. | Отвечают на вопросы кратко и полно, задают вопросы, ведут диалог, выслушивают друг друга до конца Составляют рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей) | ||||||
Формировать умение детей координировать движения с речью -образовательная область «Физическое развитие» | Физкультминутка «Ежики» | Координируют движения с речью | ||||||
Проговаривает текст физкультминутки и показывает движения: Под цветком ежиха — мать принялась ежат купать. | Двигаются, изображая ежиков, проговаривая текст | |||||||
Закреплять представление детей о жизни ежей в природе, об особенностях их внешнего вида, способа защиты - образовательная область «Познавательное развитие» | Чтение стихотворения Б. Заходера «Ежик» и беседа по нему | |||||||
Воспитатель читает стихотворение: -_Что ж ты, еж, такой колючий? -_Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Лисы. Волки и медведи. Задает вопросы: 1. Чем покрыто тело ежа? 2. Зачем ежу нужны иголки? 3. От кого защищается еж? | Слушают стихотворение, отвечают на вопросы | Имеют представления о жизни ежей, об особенностях их внешнего вида и способа защиты. | ||||||
Формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках -образовательная область «Речевое развитие» | Загадывание загадок | Понимают смысл образных выражений в загадках | ||||||
Загадывает загадку: Иглы при себе носит, а шить не умеет. Задает вопросы: 1. Про кого эта загадка? 2. Почему здесь сказано, что «шить не умеет», а в другой. Что «иголок очень много, а нитки не одной? Загадывает загадку: Молодичка -невеличка, тоненька да бела. Весь мир одела. Задает вопросы: 1. Про что эта загадка? 2. Чем похожи иголка ежа и швейная игла? | Отгадывают загадку, отвечают на вопросы, обсуждают ее Отгадывают загадку, отвечают на вопросы | |||||||
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч’] и [щ’], учить различать эти звуки- образовательная область «Речевое развитие» | Игровое упражнение «Повтори звук» | Правильно произносят звуки Различают звуки | ||||||
Произносит звуки [ч’] и [щ’] один за другим и просит повторить, какой звук дети слышали вначале, а какой потом. Произносит то звук[ч’], то [щ’]. Просит поднять руку, либо спрятать ее за спину (в зависимости от услышанного звука детьми) | Повторяют звуки поочередно Поднимают руки, либо прячут их за спину Называют предметы. Узнают на ощупь предметы и игрушки Громко называют предметы и игрушки | |||||||
Продолжать формировать умение детей соблюдать в процессе игры правила поведения, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми -образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | Дидактическая игра «Узнай на ощупь предмет» | Соблюдают в процессе игры правила поведения, взаимодействуют со сверстниками и взрослыми | ||||||
Воспитатель показывает разные предметы и игрушки (клещи и щипцы) Убирает предметы и игрушки в мешочек. Просит на ощупь узнать, какой предмет дети нашли и громко назвать его. Потом достать и показать всем ребятам. Спрашивает: Что достал Дима? Следит, чтобы дети четко произносили слова. | Группируют предметы. Объясняют свой выбор Четко произносят слова | |||||||
Учить отчетливо и внятно произносить звуки [ч’] и [щ’], выделять их в словах - образовательная область «Речевое развитие» | Игровое упражнение «Разложи предметы правильно» | Отчетливо и внятно произносят звуки [ч’] и [щ’], выделяют их в словах | ||||||
Предлагает детям сгруппировать предметы, в названиях которых есть звук[ч’], звук[щ’] и объяснить свой выбор. | Группируют предметы. Объясняют свой выбор | |||||||
Заключительный | Продолжать развивать умение детей понимать словесные инструкции и не перебивать товарищей во время ответа - образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» |
Рефлексия | Понимают словесные инструкции и не перебивают товарищей | |||||
Подводит итог деятельности детей, задает вопросы: 1)Что интересного было на занятии? 2)О каких животных загадывали загадки и беседовали? 3)О чем говорили на занятии?
| Отвечают на вопросы педагога, слушают ответы своих товарищей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект по непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Благодаря данному НОД дети закрепят знания о нуле, представления о том, что результат счета не зависит от расположения предметовт и направления счета, получат представления о геометрическо...
План конспект непосредственно образовательной деятельности СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «Лошадь с жеребёнком»
Задачи:-познакомить со словами обозначающими цвет, величину, используя антонимы для сравнения лошади с жеребёнком («Познание»)- расширять представления о домашних животных и их детёнышах (лошадь с жер...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Составление описательного рассказа по игрушке в средней группе"
Цель: Учить детей составлять небольшой описательный рассказ (3-4 предложения) об игрушке, опираясь на образец и вопросы воспитателя....
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Составление описательного рассказа о предметах посуды в старшей группе"
Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя алгоритм (модель)...
Непосредственно образовательная деятельность, составление описательного рассказа с использованием наглядного моделирования по теме "Транспорт", для детей старшего дошкольного возраста.
Материал може быть использован на занятиях по развитию речи....
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному и физическому развитию в старшей группе на тему: «Со здоровьем дружит спорт»
План-конспектинтегрированной непосредственно образовательной деятельностипо познавательному и физическому развитиюв старшей группе на тему:«Со здоровьем дружит спорт»...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности «Составление описательного рассказа по картине И.И Левитана «Март»» Старшая группа общеразвивающей направленности
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...