План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Составление рассказа по картине «Ежи» в старшей группе для детей с нарушениями речи с 5-6 лет (компенсирующей)"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Большакова Наталья Юрьевна

В данном конспекте раскрываются цели, задачи, методы и приемы обучения детей составлению рассказа по картине, определена логика образовательной деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза            Д.П. Левина городского округа Сызрань Самарской области,

 СП «Детский сад №56»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

«Составление рассказа по картине «Ежи»

в старшей группе для детей с нарушениями речи с 5-6 лет (компенсирующей)

Разработал: воспитатель

Большакова Наталья Юрьевна

        

Сызрань 2017 г.

Тема «Cоставление рассказа по картине «Ежи»»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие,  физическое развитие.

Задачи:

1)Образовательная область  «Речевое развитие»:

1. Формирование связной речи: учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных  (ежей).

2. Формирование словаря: обогатить словарь словами: сердитый, недотрога, глушь, колючий; активизировать  словарь детей словами: еж, ежиха, ежата,  иголки. 

3.Формирование грамматического строя речи: развивать умение понимать смысл образных выражений в загадках.

4. Воспитание звуковой культуры речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч’] и [щ’], учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки   [ч’] и [щ’] выделять их в словах.

5.Воспитание культуры речевого общения: Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

2)Образовательная область «Познавательное развитие»: 

Закреплять представление детей о жизни ежей  в природе, об особенностях их внешнего вида, питания, способа передвижения.

3) Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: 

Продолжать формировать умение детей соблюдать в процессе игры правила поведения,  взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.  Продолжать развивать умение понимать словесные инструкции и не перебивать товарищей во время ответа.

4) Образовательная область «Физическое развитие развитие»:  

Формировать умение детей координировать движения с речью.

Методы и приемы:

                                    - практические: дидактическая игра «Узнай на ощупь предмет», игровое упражнение «Повтори звук», «Физкультминутка «Ежик»»;

- наглядные: рассматривание картины «Ежи», показ и рассматривание предметов и игрушек;

- словесные:  загадывание загадки о еже, беседа по ней,  чтение стихотворения Б. Заходера «Ежик» и беседа по нему

Материалы и оборудование: 

картина «Ежи», предметы и игрушки -_иголка, мяч, ключ, ручка, щетка, клещи, щипцы, мешочек или большая салфетка.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка «Ежики»

Игровая

Дидактическая игры «Узнай на ощупь предмет», игровые упражнения «Повтори звук», «Разложи предметы правильно»

Коммуникативная

Беседа по картине «Ежи», составление рассказов по картине «Ежи»,    отгадывание загадок о еже,  вопросы по содержанию картины «Ежи», по стихотворению Б. Заходера «Ежик», беседа по содержанию загадок.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

 

Чтение стихотворения Б. Заходера «Ежик», обсуждение загадки о еже.


Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Загадывание загадки о еже

Мотивированы на предстоящую деятельность

Воспитатель загадывает загадку: Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной.

Дети слушают и отгадывают загадку.

Деятельностный

Закреплять представление детей о жизни ежей  в природе, об особенностях их внешнего вида, питания, способа передвижения  –образовательная область «Познавательное развитие» 

Обогатить словарь словами: сердитый, недотрога, глушь, колючий.

Активизировать  словарь детей словами: еж, ежиха, ежата,  иголки - образовательная область «Речевое развитие»

 

Рассматривание картины «Ежи», беседа по ней.

Имеют  представления  о жизни ежей  в природе, об особенностях их внешнего вида, питания, способа передвижения

Используют слова: сердитый, недотрога, глушь, колючий.

еж, ежиха, ежата, иголки

Воспитатель выставляет картину «Ежи», предлагает детям рассмотреть ее, задает вопросы по картине:

1.Кто нарисован на этой картине?

2. Что делает ежиха?

3. Что едят ежи?

4. Зачем ежу нужны иголки?

5. Какими словами можно сказать о еже? Какой он?

6. С кем можно сравнить ежа?

Внимательно рассматривают картину, отвечают на вопросы

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца - образовательная область «Речевое развитие

Учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных  (ежей) -образовательная область «Речевое развитие»

                                  Составление рассказа по картине «Ежи»

        

Воспитатель дает задание придумать рассказ по этой картине, используя слова, которые прозвучали в беседе о

еже.

Оценивает рассказы детей с помощью вопросов: 1. Чей рассказ вам понравился? 2. Чем понравился? 3. Интересный ли получился рассказ? 4. Какие слова в этом рассказе понравились? 5. Как начинался и как закончился рассказ

Предлагает составить

коллективный рассказ

Придумывают рассказы.

Помогают воспитателю оценить рассказы других детей.

3 детей составляют коллективный рассказ: один начинает, второй продолжает, 3 заканчивает.  

Отвечают на вопросы кратко и полно, задают вопросы, ведут диалог, выслушивают друг друга до конца

Составляют рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных  (ежей)

Формировать умение детей координировать движения с речью -образовательная область «Физическое развитие»

                                              Физкультминутка «Ежики»

Координируют движения с речью

Проговаривает текст физкультминутки и показывает движения:

Под цветком ежиха — мать принялась ежат купать.
Кап-кап, капает роса на мордашки, на глаза.
Не поймёт ежиха-мать, как им спинки отмывать.
И ежата день, другой ходят с грязною спиной!
Хоть сиди и месяц жди, чтоб закапали дожди.
Радуйтесь, что вы, ребята, не колючие ежата!
Отправляемся снова в дорогу.

Двигаются, изображая ежиков, проговаривая текст

Закреплять представление детей о жизни ежей  в природе, об особенностях их внешнего вида, способа защиты - образовательная область «Познавательное развитие»

Чтение стихотворения Б. Заходера «Ежик» и беседа по нему

Воспитатель читает стихотворение:

-_Что ж ты, еж, такой колючий?

-_Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Лисы. Волки и медведи.

Задает вопросы: 1. Чем покрыто тело ежа? 2. Зачем ежу нужны иголки? 3. От кого защищается еж?

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы

Имеют представления  о жизни ежей, об особенностях их внешнего вида  и способа защиты.

Формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках -образовательная область

«Речевое развитие»

                                    Загадывание загадок

Понимают смысл образных выражений в загадках

Загадывает загадку:

Иглы при себе носит, а шить не умеет.

Задает вопросы: 1. Про кого эта загадка? 2. Почему здесь сказано, что «шить не умеет», а в другой. Что «иголок очень много, а нитки не одной?

Загадывает загадку: Молодичка -невеличка, тоненька да бела. Весь мир одела.

Задает вопросы: 1. Про что эта загадка? 2. Чем похожи иголка ежа и швейная игла?

Отгадывают загадку, отвечают на вопросы, обсуждают ее

Отгадывают загадку, отвечают на вопросы

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч’] и [щ’], учить различать эти звуки-

образовательная область

«Речевое развитие»

                                 Игровое упражнение «Повтори звук»

Правильно произносят звуки

Различают звуки

Произносит  звуки [ч’] и [щ’] один за другим и просит повторить, какой звук дети слышали вначале, а какой потом.

Произносит то звук[ч’], то [щ’]. Просит поднять руку, либо спрятать ее за спину (в зависимости от услышанного звука детьми)

Повторяют звуки поочередно

Поднимают руки, либо прячут их за спину

Называют предметы.

Узнают на ощупь предметы и игрушки

Громко называют предметы и игрушки

Продолжать формировать умение детей соблюдать в процессе игры правила поведения,  взаимодействовать со сверстниками и взрослыми -образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»  

                              Дидактическая игра «Узнай на ощупь предмет»

Соблюдают в процессе игры правила поведения,  взаимодействуют со сверстниками и взрослыми

Воспитатель показывает разные предметы и игрушки (клещи и щипцы)

Убирает предметы и игрушки в мешочек. Просит на ощупь узнать, какой предмет дети нашли и громко назвать его. Потом достать и показать всем ребятам.

Спрашивает: Что достал Дима?

Следит, чтобы дети четко произносили слова.

Группируют предметы. Объясняют свой выбор

Четко произносят слова

Учить отчетливо и внятно произносить звуки   [ч’] и [щ’], выделять их в словах - образовательная область

«Речевое развитие»

                       Игровое упражнение «Разложи предметы правильно»

Отчетливо и внятно произносят звуки   [ч’] и [щ’], выделяют их в словах

 Предлагает детям сгруппировать предметы, в названиях которых есть звук[ч’], звук[щ’] и объяснить свой выбор.

Группируют предметы. Объясняют свой выбор

Заключительный

Продолжать развивать умение детей понимать словесные инструкции и не перебивать товарищей во время ответа - образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»  

                                                             

                                                           Рефлексия

Понимают словесные инструкции и не перебивают товарищей

   Подводит итог деятельности детей, задает вопросы: 1)Что интересного было на занятии? 2)О каких животных загадывали загадки и беседовали? 3)О чем говорили на занятии?

                       

Отвечают на вопросы педагога, слушают ответы своих товарищей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект по непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Благодаря данному НОД дети закрепят знания о нуле, представления о том, что результат счета не зависит от расположения предметовт и направления счета, получат представления о геометрическо...

План конспект непосредственно образовательной деятельности СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «Лошадь с жеребёнком»

Задачи:-познакомить со словами обозначающими цвет, величину, используя антонимы для сравнения лошади с жеребёнком («Познание»)- расширять представления о домашних животных и их детёнышах (лошадь с жер...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Составление описательного рассказа по игрушке в средней группе"

Цель: Учить детей составлять небольшой описательный рассказ (3-4 предложения) об игрушке, опираясь на образец и вопросы воспитателя....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Составление описательного рассказа о предметах посуды в старшей группе"

Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя алгоритм (модель)...

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному и физическому развитию в старшей группе на тему: «Со здоровьем дружит спорт»

План-конспектинтегрированной непосредственно образовательной деятельностипо познавательному и физическому развитиюв старшей группе на тему:«Со здоровьем дружит спорт»...