Познавательно-исследовательский проект «Мир воды»
проект по окружающему миру

Кулуева Анна Васильевна

Познавательно-исследовательский проект «Мир воды»

 

                               Подготовил воспитатель:  Кулуева А.В.

 

Участники: дети  6 – 7 лет, родители

Авторы проекта: Кулуева А.В.

Сроки проекта: краткосрочный (с 24.07.2023 по 04.08.2023г.)

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Предмет исследования: свойства воды.

 

Актуальность темы: Первые представления о воде ребенок получает в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому. Воды на земле и много и мало одновременно. Ее много в морях и океанах, но она не пригодна для питья. А ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Вода необходима всему живому на нашей планете. В рамках проекта знакомим детей со свойствами воды, значением для жизни человека, а также бережного к ней отношения.

 

Цель проекта: Расширить и уточнить представления детей о свойствах воды, ее качестве, о значении в жизни человека.

 

Задачи проекта:

- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

- расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть) посредством организации опытно-экспериментальной деятельности;

- формировать представления о значении воды в жизни человека;

- развивать наблюдательность;

- воспитывать бережное отношение к воде.

 

Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, тематические прогулки,  продуктивная деятельность.

 

Предполагаемый результат:

- расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;

- развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;

- воспитать бережное отношение к воде.

 

Результат проекта:

 

Создание:  книжек-малышек «Всё о воде»;

- картотек стихов, пословиц и поговорок, загадок о воде;

- картотек наблюдений, дидактических игр, опытов с водой;

- изготовление игры-лото «Кому нужна вода», просмотр презентации «Детям о воде»;

- выставка продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, поделок)

 

План реализации проекта.

 

Этапы проекта.

 

Подготовительный этап:

 

Задачи:

1. Разработка плана. Выявление у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.

Формы работы: Подбор литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок, стихов, загадок, сказок, игр о воде.

Беседа «Вода в жизни человека».  Диагностирование детей.

 

2. Пополнение предметно-экологической среды в группе для реализации проекта.

Формы работы:                                                                                                                                        - Подбор безопасных опытов и экспериментов с водой;                                                                                                 - подбор дидактических, словесных и подвижных игр;                                                                           - разрабатывание конспектов занятий по разным областям программы.

 

3. Вовлечение родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте.

Формы работы: Анкетирование родителей.                                                                               Составление картотеки игр-экспериментов с водой в домашних условиях.

4. Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, пословицами и поговорками, рассказами, сказками о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.                                                                                                      Формы работы: Беседы. Консультации.

 

 

Основной этап:

Познавательное развитие:

Познание. Организованная образовательная деятельность на темы: «Для чего нужна вода», «Мир воды», «Свойства воды».

 

Экспериментальная деятельность: опыты с водой «У воды нет вкуса», Опыт «Вода — жидкая, может течь», «Прозрачная вода может стать мутной», «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».                                                                                     Наблюдение за погодой.

Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озерной».

 

Исследовательская деятельность:

Наблюдения «На что похожи облака», «Дождь», «Тонкий лед».

дидактические игры «Кому нужна вода», «Как человек использует воду», «Кто живет в воде?», «Расположи по порядку».

настольная игра «Где живет вода».

 

Речевое развитие:

Беседы по картинкам «Пословицы и поговорки»

игра «Подскажи словечко»;

беседы «Вся ли вода полезна?»;

рассматривание энциклопедии «Водоемы. Кто живёт в пресной воде?»;

сюжетные игры: «Семья», «Прачечная», «Готовим обед»;

беседа «Водичка-водичка, умой мое личико (опасность микробов для человека)»;

придумывание рассказа «Путешествие на море»;

чтение: сказок «Почему заплакал ручеек», «Сказка про капельку», «Сказка о чистоте», «Жила была река» Н. А. Рыжова, рассказа «Поэзия дождя» К. Паустовского, рассказа «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвина, К. И. Чуковский «Федорино горе».

загадки о воде;

стихотворение «Шел по берегу туман»;

Беседа «Как беречь воду».

 

Физическое развитие:

Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух», игры «На болоте», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Не намочи ноги» «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Капельки и туча»;                                                                        игры с водой.

Утренняя гимнастика «Морское путешествие».

 

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование «Рыбки в аквариуме»,

Рисование с элементами аппликации «Отдых на воде»,

Поделка «Рыбка»

Слушание «Звуки природы» (дождь, капельки, водопад)

Игра на металлофоне «Капельки дождя»;

Слушание и исполнение песен о воде, музыкальных записей шума волн, пения ручья, весенней капели, дождя,

Создание книжек-малышек «Всё о воде».

 

Трудовая деятельность:                                                                                                                             мытье игрушек, стирка кукольной одежды, полив цветов.

 

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников».

Анкетирование родителей «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей».

Заключительный этап:

Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта. Выявление уровня знаний по теме проектирования.

 

Анализ результатов диагностики дошкольников. Подтверждение актуальности реализации данного проекта.

Создание книжек – малышек «Все о воде»

 

Используемая литература:

1. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2015.

2. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2013.

4. http://www.maam.ru/obrazovanie/tema-voda

5. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_vody.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект «Мир воды»

 

                               Подготовил воспитатель:  Кулуева А.В.

Участники: дети  6 – 7 лет, родители

Авторы проекта: Кулуева А.В.

Сроки проекта: краткосрочный (с 24.07.2023 по 04.08.2023г.)

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Предмет исследования: свойства воды.

 

Актуальность темы: Первые представления о воде ребенок получает в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому. Воды на земле и много и мало одновременно. Ее много в морях и океанах, но она не пригодна для питья. А ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Вода необходима всему живому на нашей планете. В рамках проекта знакомим детей со свойствами воды, значением для жизни человека, а также бережного к ней отношения.

Цель проекта: Расширить и уточнить представления детей о свойствах воды, ее качестве, о значении в жизни человека.

Задачи проекта:

- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

- расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть) посредством организации опытно-экспериментальной деятельности;

- формировать представления о значении воды в жизни человека;

- развивать наблюдательность;

- воспитывать бережное отношение к воде.

Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, тематические прогулки,  продуктивная деятельность.

Предполагаемый результат:

- расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;

- развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;

- воспитать бережное отношение к воде.

Результат проекта:

Создание:  книжек-малышек «Всё о воде»;

- картотек стихов, пословиц и поговорок, загадок о воде;

- картотек наблюдений, дидактических игр, опытов с водой;

- изготовление игры-лото «Кому нужна вода», просмотр презентации «Детям о воде»;

- выставка продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, поделок)

План реализации проекта.

Этапы проекта.

Подготовительный этап:

Задачи:

1. Разработка плана. Выявление у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.

Формы работы: Подбор литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок, стихов, загадок, сказок, игр о воде.

Беседа «Вода в жизни человека».  Диагностирование детей.

2. Пополнение предметно-экологической среды в группе для реализации проекта.

Формы работы:                                                                                                                                        - Подбор безопасных опытов и экспериментов с водой;                                                                                                 - подбор дидактических, словесных и подвижных игр;                                                                           - разрабатывание конспектов занятий по разным областям программы.

3. Вовлечение родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте.

Формы работы: Анкетирование родителей.                                                                               Составление картотеки игр-экспериментов с водой в домашних условиях.

4. Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, пословицами и поговорками, рассказами, сказками о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.                                                                                                      Формы работы: Беседы. Консультации.

Основной этап:

Познавательное развитие:

Познание. Организованная образовательная деятельность на темы: «Для чего нужна вода», «Мир воды», «Свойства воды».

Экспериментальная деятельность: опыты с водой «У воды нет вкуса», Опыт «Вода — жидкая, может течь», «Прозрачная вода может стать мутной», «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».                                                                                     Наблюдение за погодой.

Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озерной».

Исследовательская деятельность:

Наблюдения «На что похожи облака», «Дождь», «Тонкий лед».

дидактические игры «Кому нужна вода», «Как человек использует воду», «Кто живет в воде?», «Расположи по порядку».

настольная игра «Где живет вода».

Речевое развитие:

Беседы по картинкам «Пословицы и поговорки»

игра «Подскажи словечко»;

беседы «Вся ли вода полезна?»;

рассматривание энциклопедии «Водоемы. Кто живёт в пресной воде?»;

сюжетные игры: «Семья», «Прачечная», «Готовим обед»;

беседа «Водичка-водичка, умой мое личико (опасность микробов для человека)»;

придумывание рассказа «Путешествие на море»;

чтение: сказок «Почему заплакал ручеек», «Сказка про капельку», «Сказка о чистоте», «Жила была река» Н. А. Рыжова, рассказа «Поэзия дождя» К. Паустовского, рассказа «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвина, К. И. Чуковский «Федорино горе».

загадки о воде;

стихотворение «Шел по берегу туман»;

Беседа «Как беречь воду».

Физическое развитие:

Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух», игры «На болоте», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Не намочи ноги» «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Капельки и туча»;                                                                        игры с водой.

Утренняя гимнастика «Морское путешествие».

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование «Рыбки в аквариуме»,

Рисование с элементами аппликации «Отдых на воде»,

Поделка «Рыбка»

Слушание «Звуки природы» (дождь, капельки, водопад)

Игра на металлофоне «Капельки дождя»;

Слушание и исполнение песен о воде, музыкальных записей шума волн, пения ручья, весенней капели, дождя,

Создание книжек-малышек «Всё о воде».

Трудовая деятельность:                                                                                                                             мытье игрушек, стирка кукольной одежды, полив цветов.

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников».

Анкетирование родителей «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей».

Заключительный этап:

Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта. Выявление уровня знаний по теме проектирования.

Анализ результатов диагностики дошкольников. Подтверждение актуальности реализации данного проекта.

Создание книжек – малышек «Все о воде»

Используемая литература:

1. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2015.

2. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2013.

4. http://www.maam.ru/obrazovanie/tema-voda

5. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-174085.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе в разделе "Познавательно-исследовательская деятельность по теме "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе". Н...

Познавательно-исследовательский творческий проект в средней группе "Солнышко" "Вода нужна всему живому"

Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческийПродолжительность: средней длительности (два месяца)Актуальность темы: в любое время года детей интересует, что происходит с водой в природе, ...

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности "Эта удивительная вода"

В материале содержится описание проекта, опытов с водой. Защита проекта проводится воспитанницей детского сада....

Конспект занятия в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект занятия в подготовительной группев разделе «Познавательно – исследовательская деятельность»по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»....

Познавательный, исследовательский, краткосрочный проект "Волшебница вода"

Вода для нас – привычное и простое вещество. В то же время она таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...