знакомство детей с народным промыслом. Оренбрургский пуховый платок
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Нурмагамбетова Айгуль Лаиковна

представляю вашему вниманию занятие по патриотическому воспитанию. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt1.docx33.41 КБ
Файл puhovyy_platok_1_chast.pptx2.67 МБ
Файл puhovyy_platok_2_chast.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

Ф.И.О., должность педагога: Нурмагамбетова Айгуль Лаиковна

Направление развития: познавательное развитие

Тип НОД: комплексный

Тема: Оренбургский пуховый платок

Цель: Познакомить детей с народным промыслом Оренбуржья – пуховым платком.

Задачи.

Образовательные:

  1. Дать детям представление о знаменитом промысле нашего края – Оренбургском пуховом платке.
  2. Расширить знания детей о видах оренбургских платков.
  3. Учить откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на произведения, созданные руками русских мастеров

Развивающие:

  1. Закреплять навыки гостевого этикета.
  2. Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.
  3. Совершенствовать правильную грамматическую речь, расширять словарный запас, игровые качества.
  4. Развивать мелкую моторику детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувства эмпатии,
  2. Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа. Раскрывать значимость труда в жизни человека, воспитывать позитивные установки к различным видам труда, уважение к труду.
  3. Формировать умение удерживать правило в подвижной игре, умение договариваться при делении на команды.

Возрастная группа: подготовительная группа «Крепыш»

Методы и приемы:

музыкальное сопровождение

Словесный (беседа, чтение стихов, песня)

Наглядный (презентации, выставка пуховых изделий, инструментов пуховниц)

Практический (апробирование этапов обработки пуха)

Игровой (игра «Шатер»)

Метод контороля и стимулирования

Методы здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья

Форма организации: фронтальная

Методическое обеспечение: проектор, экран, выставка пуховых изделий.

Предварительная работа: знакомились с богатством Оренбуржья посредством рассматривания иллюстраций, , совместно с родителями готовили проекты, разучивали стихи, песню.

Ход нод

Вводная часть

Слайд 1

Сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать с загадки

- Послушайте загадку:

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю — вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья? (Родина)

Воспитатель Как называется наша Родина? Как называется край, в котором мы живем? (Мы живем в Оренбургской области (в Оренбуржье))

Слайд 2, слайд 3 (пуховые платки)

Воспитатель: Чем богат наш Оренбургский край? ( Хлебом, металлом, нефтью, газом, яшмой, солью, пуховыми платками) Да, действительно очень богат наш край

Воспитатель: Ребята, подойдем к выставке и рассмотрим экспонаты. как вы думаете, чему посвящено наше занятие?

Верно, сегодня мы будем говорить об Оренбургских пуховых платках.

Гости приезжающие сюда из разных концов Земли хотят купить в подарок паутинки и Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья, чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Основная часть

Слайд 4

Входит под музыкальное сопровождение ребенок. Кланяется

Ребенок: На завалинке, в светёлке

Иль на бревнышках, каких,

Собирались посиделки пожилых и молодых

При лучине все сидели

Иль под светлый небосвод;

Говорили, песни пели, да водили хоровод

Воспитатель: ребята, издавна на Руси люди устраивали посиделки, после трудового дня или в выходные дни ходили друг к другу в гости, угощались, разговаривали, пели песни, рукодельничали. Вот и сегодня я буду хозяйкой (накидываю косынку) и приглашаю вас к себе в гости на посиделки.

Проходите, гости дорогие, присаживайтесь на стульчики, размещайтесь удобно. (Дети проходят на стулья)

А еще к нам на посиделки я пригласила настоящую мастерицу, вязальщицу пуховых платков. Зовут её Татьяна Александровна. Проходите, пожалуйста, Татьяна Александровна.

Мастерица: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Мастерица: Но просто так, без дела, я сидеть не умею, поэтому я принесла с собой работу, буду сидеть слушать вас очень внимательно и при этом вязать.

Ребенок : Настало время не безделья

Время искусного рукоделья!

А как шили и вязали

Так и песни напевали

Песни пели от души,

Песни были хороши

Исполняется песня о Родине

Слайд 5

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о народном промысле Оренбуржья – вязании платков, паланкинов, паутинок.

Весело поется – весело прядется,

Но откуда нить берется?

Воспитатель. Из чего же вяжут такие платки? (из пуха)

Воспитатель. А откуда берется пух? Никита с мамой приготовили рассказ, который предлагаю вам послушать..

Слайд 6

Долог путь изготовления Оренбургского пухового платка. Пух давали и дают сейчас козы с длинным ворсом, живущие в нашей местности.

Слайд 7

Сейчас эта порода носит название - оренбургские козы. Слава о ней широко разошлась по всему свету. Внешне оренбургские козы ничем не примечательны. Вид у них обычный - рогатые и бородатые.

Оренбургских коз пробовали вывозить за границу, но через несколько лет пух у них исчезал, и они становились грубошёрстными животными.

Слайд8

Специалисты полагают, что для созревания пуха нужны жёсткие морозы, леденящие ветры, обильные снегопады. Как раз такая погода и стоит в зимние дни в оренбургских степях. И растёт в этих условиях пух, словно на дрожжах.

Слайд 9

"Урожай" козьего пуха собирают в самом конце зимы или в начале весны. Делают это вручную.

Слайд10

Коз чешут металлическими гребнями, которые бывают двух видов: редкие и частые. Делают это очень аккуратно.. Сначала козу расчёсывают редким гребнем, потом берутся за частый.

Слайд11

С одной козы получают около 350-400 граммов пуха. Через две-три недели козу снова вычёсывают, снимая остатки пуха. В облегчённом наряде козы и встречают весну и первые лучи согревающего солнца

Воспитатель. Спасибо, Никита за интересное выступление.

Слайд12

Воспитатель: Свойства здешнего пуха позволили спрясть из него тончайшую нить и связать необычный платок. А сейчас мы узнаем, как пух превращается в пряжу, об этом нам расскажет наша гостья.

Пуховница: первым делом из пуха надо выбрать волосы и другие заметные глазу примеси. По клочку нужно перебрать, распушить весь пух.

Слайд 13

А затем перечесать 2 раза на ческах и на двухрядном гребенке. Сейчас я вам его покажу..нужно протащить тончайшие нити сквозь зубья.

Слайд 14

С виду легко, а на самом деле трудно. Ну что пух готов к прядению, можно передохнуть.

Воспитатель. Я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Шатер» (Воспитатель предлагает детям самостоятельно разделиться на три – четыре равные команды, напоминает, что культурные люди умеют спокойно договориться). У каждой команды в кругу стоит стул с платком, дети идут по кругу и говорят такие слова:

«Мы хорошие ребята

Собираемся в кружок

Потанцуем и попляшем

И помчимся на лужок.»

(Дети под музыку собираются в общий круг, когда музыка заканчивается- ребята должны подбежать к стулу и натянуть шатер – поднять платок вверх).

(Играем два раза).

Слайд 15

Пуховница. Вы очень хорошо и весела сыграли. Теперь можно начинать прядение. Это самая трудная и ответственная работа – спрясть пух на веретене, необходимо, чтобы нить получилась ровная, тонкая, без колючек.

Слайд16

Сегодня прядут на электрических и ножных прялках Надо и веретено крутить и за пухом следить. Пух спряден, но вязать еще нельзя. Сама пуховая нить очень слабая, поэтому её соединяют с шелковой, затем сучат их - скручивая вместе на пряхе, чтобы крепкая и красивая получилась пряжа.

Слайд 17

Воспитатель.Что получается? (Пряжа)

Слайд 18

Воспитатель: И только потом начинают вязать на спицах, их ещё называют иголками. На чем вяжут? (На спицах)

Слайд 19

Ребенок : А как вы придумываете узоры для своих паутинок?

Пуховница. Готовые узоры издавна из рук в руки передают, многим они знакомы. Это - глушинки, змейки, елочки, кошачьи лапки, павлиний хвост и другие. А новые узоры им природа подсказывает. Например, прилипнет к одежде снежинка мохнатенькая в лучиках вся, так и хочется ее связать или мороз подсказывает новый узор: нарисует на стеклах окон, только срисовывай, фантазируй, да вяжи: тут и елочки и веерочки и трилистники, и животные и птицы оставляют следы на снегу. Вот и переносим эти следы на свои работы..

Слайд 20

Ну, а построение у всех паутинок одинаковое. По краям зубчики, вокруг – кайма, а середина ажурная. Кайма от середины отделана дорожкой.

Слайд 21

Воспитатель: Ребята давайте теперь рассмотрим паутинку, и разберем, на какие следы похожи узоры с платка.

- (Дети разглядывают узоры на платке.)

Пуховница: Эту паутиночку я хочу подарить вам на память.

Дети: Спасибо большое.

Слайд 22

Воспитатель: Спасибо большое, мастерица, а вот мы с ребятами знаем, что у нас в народе принято не только гостям приходить с подарками, но и гостям так же дарить подарки. И мы тебя, мастерица, за твой труд тоже благодарим и хотим исполнить для вас танец.

(девочки исполняют танец ).

Рефлексия

Мастерица: Спасибо и вам, ребята. Я рада тому, что вы так много узнали про пуховый платок. Ну что ж, а нам пора с вами прощаться. До свидания. (Уходит)

Воспитатель. Ну вот, и наши посиделки заканчиваются. Что нового вы узнали?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурные минутки используемые на занятиях для знакомства детей с народными промыслами.

Физкультурные минутки для занятий по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством....

Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами»

: Знакомство с народными ремеслами (гончарное) и воспитание интереса и уважения к русским народным обычаям и традициям...

Консультация "Знакомство детей с народными промыслами Подмосковья"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский садобщеразвивающего вида № 19 «Яблонька»с. Барановское--------------------------------------------------------------------------------------...

Проект «Знакомство детей с народными промыслами ханты и манси»

Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, разв...

Конспект занятия «Народные промыслы, оренбургский пуховый платок» (2023г)

Знакомство с народными промыслами Оренбуржья....

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки и знакомства детей с народными промыслами

Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством - чувст...