Проект в младшей группе на тему «Без экологии друзья, нам прожить никак нельзя»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Проект в младшей группе по экологическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 66 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Проект

в младшей группе

на тему «Без экологии друзья, нам прожить

никак нельзя»

Разработала:

Воспитатель Колтубаева Н.В.

Санкт-Петербург

2022г.

C:\Users\пользователь\Desktop\экология\фото к экологии\

Паспорт проекта

ТЕМА ПРОЕКТА – «Без экологии друзья, нам прожить никак нельзя»

АВТОР- Колтубаева Наталья Валерьевна

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ – ( долгосрочный с по )

УЧАСТНИКИ – Воспитатель, дети младшей группы, родители.

ТИП ПРОЕКТА Познавательно-творческий, долгосрочный

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

• Социально-коммуникативное развитие.

• Познавательное развитие.

• Речевое развитие.

• Художественно-эстетическое развитие.

• Физическое развитие.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.

Чем раньше начинается формирование основ экологического сознания, тем выше в дальнейшем его уровень. Развивать познавательный интерес к живой природе, научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в дошкольном учреждении и семье.

Таким образом, в этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий сопровождения процесса освоения детьми экологической культуры

Учитывая актуальность данной проблемы и накопленный опыт, я активизировала работу по экологическому образованию детей с помощью проектной деятельности.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование у детей младшего дошкольного возраста начальных экологических знаний, системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Для детей:

  • создать поэтапную систему работы по экологическому образованию с составлением перспективного плана работы с детьми и их родителями;
  • формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • знакомить детей с растительным и животным миром;
  • развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;
  • воспитывать любовь к родному краю, умение правильно вести себя в природе;
  • знакомить с использованием природных ресурсов и способствовать улучшению состояния окружающей среды.

Для воспитателя:

  • внедрить в учебно-воспитательный процесс различные формы, методы и приёмы, способных сформировать у детей чувство любви и бережное отношение к природе;
  • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности родителей и детей;
  • воспитывать навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества.

Для родителей:

  • привлечь родителей к совместной деятельности с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
  • повысить экологическую грамотность родителей;
  • проявлять живой интерес к результатам достижений ребёнка в освоении экологической культуры.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

У детей:

  1. формирование у детей реального представления о предметах и явлениях живой и неживой природы, основ экологической культуры;
  2. расширение знаний и представлений о бережном, созидательном отношении к природе;
  3. развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;
  4. формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

У родителей:

1. повышение экологической культуры;

2. активное включение родителей в совместные с детьми мероприятия экспериментально-

познавательного, творческого, трудового характера.

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

В ходе реализации совместного проекта достигнуты определенные результаты:

  • в группе создан лэпбук «Без экологии друзья, нам прожить никак нельзя», в котором собраны наглядно-дидактические пособия, игры;
  • выставка поделок из пластилина «Пернатые друзья»;
  • коллективная работа плакат «Береги природу»;
  • выставка совместных работ детей и родителей «Эко-кормушки для птиц»;
  • оформление зеленого огорода на подоконнике в группе «Зеленые друзья на подоконнике».

Содержание проекта

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

  • игры,
  • занятия,
  • беседы,
  • рассказывание,
  • рассматривание иллюстраций по теме проекта,
  • чтение художественной литературы.

Необходимые материалы: природный материал; предметы – заместители для игр; оборудование и материал для опытно-экспериментальной деятельности; дидактические игры; литература; предметные игрушки; пластилин, карандаши, альбомы;

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I этап – подготовительный

  • определение проблемы;
  • обсуждение цели и задач с детьми и родителями;
  • составление плана работы;
  • обогащение развивающей среды группы по теме экологическое воспитание дошкольника;
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • обсуждение срока выполнения работы.

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательный и образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию у детей дошкольного возраста экологических представлений.

III этап- заключительный

  • обработка результатов по реализации проекта;
  • презентация проекта;
  • итоговое мероприятие.

План реализации проекта

Месяц/

Тема

Организованная/совместная деятельность педагогов с детьми; родителей с детьми

Консультации для родителей

Январь

«Животный мир. Животные зимой»

I этап

Предварительная работа:

- Обсуждение с педагогами и родителями цели и задач проекта;

-Обсуждение работы воспитателя с детьми;

-Обсуждение срока выполнения работы;

-Обсуждение методики и объема работы с учетом возрастных особенностей детей с воспитателями;

-Составление плана работы;

-Создание необходимых условий для реализации проекта;

-Пополнить предметно-пространственную среду по теме проекта;

-Обсуждение выставки творческих работ по теме проекта;

-Подготовить иллюстрации, наборы карандашей, фломастеров, красок, альбомные листы, игры, соответствующую литературу, подборку консультаций для родителей и проведение мастер-класса;

-Обоснование, предсказание путей реализации проекта;

-Обсудить с педагогами, как доступней предоставить информацию детям;

-Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме;

-Обсуждение предварительной работы с детьми по имеющему плану.

II этап

Основная работа:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: цикл бесед на тему «Знакомые незнакомцы», рассматривание и беседа по картинам «Кто и как готовится к зиме» (дикие животные), «Домашние животные и их детеныши».

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: беседа на тему «Сравнение белого и бурого медведей», занятие на тему «Животные и птицы зимой».

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: коллективная работа на тему «Зимнее окно», рисование «Заяц в зимний период», аппликация «Лесные животные зимой», рисование «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная» (по сказке «Лиса и заяц»), лепка «Зайчик»

Художественная литература: Н.А.Рыжова «Не просто сказки» экологические рассказы, сказки и праздники; энциклопедия «Животный мир», сказка «Заюшкина избушка», В. Бианки «Снежная книга».

Дидактические игры:

«Чей хвост, чья голова»

Цель: закрепить знания о диких животных, активизировать словарь ребёнка;

«Животные и их малыши»

Цель: учить детей правильно называть животное и находить его детёныша; развивать память, речь, внимание;

«Кто где живет и чем питается»

Цель: закрепление представлений о том, где обитают, чем питаются дикие и домашние животные; пазлы «Животные».

«Экологическая башня»

Цель: познакомить детей с понятием « пищевая цепь» и дать представление о цепях питания в лесу.

Познавательно-исследовательская и практическая деятельность:

«Рисуем песком» (игровой уголок «Волшебная песочница»)

Цель: развитие мелкой моторик ,творческого воображения, формирование коммуникативных навыков, диалогической и монологической речи.

Консультации:

«Экологическое воспитание дошкольников в семье»;

«Природа в жизни вашей семьи»;

«Природа в познавательном и эстетическом развитии детей»;

«Воспитание любознательности у детей средствами природы »

Февраль

«Птицы зимой»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: цикл бесед на тему «Зимующие/перелетные птицы», рассматривание и беседа по картинам, беседа «Пернатые друзья», беседа «Как помочь птицам зимой», занятие на тему «Животные и птицы зимой», совместная деятельность с детьми «Покормите птиц».

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: беседа «Чем питаются птицы зимой», заучивание скороговорок и стихов про птиц, загадки

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: занятие по лепке «Снегирь» (пластилинография), рисование «Птицы синие и красные», рисование «Зимующие птицы», изготовление эко-кормушек для птиц на участке.

Художественная литература: энциклопедия «Живой мир», «Загадки про птиц», Бианки В. «Лесные небылицы»

Дидактические игры:

«Что склевали птицы»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах

(предпочтение в еде).

«Раздели птиц на зимующих и перелетных»

Цель: закрепить знания о зимующих и перелетных птицах.

«Когда это бывает?»

Цель: развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Подвижная игра:

«Угадай, кто кричит»

Цель: развитие у детей наблюдательности, внимания, активности.

Консультации: «Как подкармливать птиц», «Первый воспитатель детей - природа».

Мастер-класс: «Экологические кормушки»

Оформление выставки: «Эко-кормушки для птиц».

Март

«Пробуждение природы весной»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: лепка «Весенний пейзаж», рисование «Весенняя картина», рисование «Веточка вербы», рисование «Ранняя весна»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: рассматривание иллюстраций, картин о ранней весне, наблюдения в природе, наблюдение в уголке природы за комнатными растениями

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: заучивание стихотворения С.Д. Дрожжина «Пройдет зима холодная», рассматривание репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Художественная литература: Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки»; И.С. Соколов-Микитова «Весна в лесу», Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Экспериментальная деятельность: «Холодное и теплое помещение для растений», «Растения тянутся к свету», «Много – мало».

Дидактические игры:

«Что сначала, что потом»

Цель: развивать понимание простых причинно-следственных отношений;

«Волшебный поезд»

Цель: закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.

«Детки на ветке»

Цель: закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Труд в уголке природы: оформление зеленого огорода на подоконнике в группе «Зеленые друзья на подоконнике»; посадка лука, томатов, зелени. Последующее наблюдение за этапами роста растений и зарисовки в альбом наблюдений.

Консультации:

«Игры экологического содержания»;

«Наблюдения за изменениями в природе»;

«Всё ли мы знаем о лесе»;

«Мир природы и детское творчество»

Апрель

«Планета Земля»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: рисование «Экологические знаки», рисование «Земля на которой мы живем», коллективная творческая работа (аппликация, рисование) – плакат «Береги природу», аппликация «Украсим Землю», аппликация «Деревья», рисование «Круговорот воды в природе».

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: энциклопедия «Планета Земля», беседа на тему «Есть ли жизнь под землей (в почве)?», совместная деятельность с детьми «Помоги лесу», беседа «Правила поведения в природе», «Юные эколята».

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: беседы «Круговорот воды в природе», «Почему важно сортировать мусор», «Береги природу, Земля - наш дом», придумывание сказки «Путешествие ручейка»

Художественная литература: Е.Ульева «Порядок вокруг» экологические сказки для детей; В. Алешка «Свидание с лесом»; М.Юнак «Сказка про планету Земля»; Я.Аким «Есть одна планета-сад»; энциклопедия «Экология», энциклопедия «Хочу все знать»

Дидактические игры:

«Природа и человек»

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что даёт человеку природа;

«Чудесный мешочек»

Цель: закрепить знания детей о разных природных объектах, развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, речи.

«Сортировка мусора»

Цель: дать представление о способах решения некоторых экологических проблем.

«Планета Земля»

Цель: помочь детям понять принципы взаимосвязи характерных особенностей животных с условиями их жизни в различных природных зонах; формировать экологические представления; способствовать развитию логического мышления.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Планета Земля» к лэпбуку «Без экологии друзья, нам прожить никак нельзя».

Экологическая акция «Крышечки доброты»

Консультации:

«Воспитание любви к природе»;

«Мир вокруг нас»;

«Экскурсия как форма воспитания у детей экологической культуры»

Май

III этап

Итоги проекта:

1. Выставка творческих работ воспитанников - «Земля – наш дом»;

2. Коллективный плакат «Береги природу»;

3. Мастер-класс для родителей и детей «Изготовление экологической кормушки».

4. Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Планета Земля» к лэпбуку «Без экологии друзья, нам прожить никак нельзя»;

5. Презентация проекта для педагогов внутри ДОУ.

Итоговое мероприятие: Совместное с детьми и родителями изготовление лэпбука «Без экологии друзья, нам прожить никак нельзя».

3. Выводы:

Во время реализации проекта получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня экологического сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально - положительного отношения к окружающему миру. В дальнейшем родители готовы и способны активно взаимодействовать с детьми и педагогами по вопросам экологического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект (лепка из глины, вторая младшая группа) на тему: "Угощение для друзей ёжика"

Изобразительная деятельность. Конспект НОД по лепке из глины  для детей младшего дошкольного возраста  по закреплению освоенных способов лепки и приемов оформления поделок отпечатками....

Обобщение опыта работы "Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя"

Обобщение опыта работы "Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя". Использование педагогами инновационных подходов в воспитании экологической культуры и природолюбия у детей старшего д...

Обобщение опыта работы "Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя"

Использование педагогами инновационных подходов в воспитании экологической культуры и природолюбия у детей старшего дошкольного возраста...

«Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя!».

ldquo;Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и ум...

Экологический проект "Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя"

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стра...

«Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя»

Проект «Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя» Цель:- формировать экологическую культуру, расширять представление детей оприроде родного края, о взаимосвязях в ней и способах...

Конспект занятия в старшей группе "Без воздуха, друзья, нам прожить никак нельзя".

Цель: формировать представления детей о свойствах воздуха, значения его для человека, животных и растений.  ...