Естественно-научные представления (подготовительная группа)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)

 Тарасова Алие Анверовна

Перспективное планирование на учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estestvenno-nauchnye_predstavleniya.odt78.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь

Физические явления в природе

Вода

1. Тема: «Знакомство с водой и её свойствами»

Цель: показать значение воды для всего живого. Познакомить с некоторыми свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха; текучая, может разливаться, её можно вылить, налить, перелить, разлить.

Пути реализации: проведение ряда опытов, беседа, обсуждение полученных результатов, выводы.

2. Тема: «Вода и её свойства»

Цель: познакомить детей с ещё одним свойством воды — прозрачностью. Сформировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое, о свойствах и признаках льда ( холодный, твёрдый, гладкий; блестит; в тепле тает, превращаясь в воду). Расширить знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твёрдое. Дать элементарное представление о превращении воды в пар ( её переходе в газообразное состояние).

Пути реализации: закрепление предыдущего материала, опыты, рассматривание и обсуждение полученных результатов.

Материал: ( Дошк.воспитание №7/96; рассказывание сказки о дождинке, которая хотела напоить дерево Дошк.воспитание № 7/97; книга С.Н.Николаева «Юный эколог»)

Воздух

3. Тема: «Знакомство с воздухом и его свойствами»

Цель: показать, что воздух легко обнаружить, если создать его движение; что воздух есть не только в помещении, но и во всех предметах и материалах; познакомить с тем, что воздухом можно надувать разные предметы ( шары, мешочки); показать, что с воздухом можно по-разному играть, если научиться сильно дуть.

Пути реализации: при помощи необходимых материалов дети проводят опыты. Игры «Подуем на пёрышко»( вату, снежинку из бумаги, кораблик, сделанный из скорлупы грецкого ореха и бумаги). Обсуждение вместе с детьми проведённых опытов, выводы.

4. Тема: «Воздух и его свойства»

Цель: продолжить знакомство с воздухом и его свойствами. Чем пахнет воздух? Учить различать запахи, узнавать запах знакомых предметов, наслаждаться ароматами; уточнить представление о том, что воздух есть везде, в том числе в воде.

Пути реализации: закрепление предыдущего материала, проведение опытов, беседа.

Октябрь

5. Тема: «Воздух нужен для жизни. Чистый и загрязнённый воздух»

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его лёгкими, которые находятся в грудной клетке. Без воздуха человек не может жить, он погибает. Для жизни ему нужен чистый, свежий воздух — в таком воздухе приятно находиться, легко дышать, играть, работать, спать. Дать представление о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.

Пути реализации: рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, беседа.

Материал: Дошк.воспитание №12/00, 7/99

Песок, глина,камни

6. Тема: «Знакомство с песком и его свойствами»

Цель: учить детей различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, хорошо пропускает сквозь себя воду. Показать, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твёрдые, неровные, разного цвета. Сравнить песок с мелкими камушками, назвать отличия и сходство. Кому песок нужен для жизни?

Пути реализации: рассматривание материала, проведение опытов, обсуждение, рассматривание иллюстраций, выводы.

Материал: Дошк.воспитание №7/00

7. Тема: «Сравнение песка, глины, камней»

Цель: уточнить представление о свойствах песка, глины, камней; учить и сравнивать материалы, правильно называть их особенности. Познакомить с песочными часами, развивать «чувство времени».

Пути реализации: рассматривание песочных часов, сравнение материалов путём проведения опытов, выводы.

Материал: Дошк.воспитание №9/00

Магнит

8. Тема: «Знакомство с магнитом и его свойствами»

Цель: путём проведения экспериментов с магнитом показать детям его свойства: притягивание разных предметов( какие притягиваются, какие-нет); проверка подъёмной силы магнита( какие предметы магнит поднимает, какие-нет); через какие преграды может действовать магнит (бумага, ткань, картон, фанера, вода и т.п). Познакомить с компасом и его устройством.

Пути реализации: рассматривание компаса, опыты с магнитом, выводы.

Материал: Майлен Константиновский «Почему земля магнит?»

Ноябрь

Увлекательная география

1. Тема: «Земной шар на столе»

Цель: познакомить детей с историей появления и использования глобуса; что из себя представляет глобус, что на нём изображено, для чего он необходим. Показать на глобусе месторасположение России.

Пути реализации: рассматривание глобуса с детьми, рассказ и объяснения воспитателя, рассматривание иллюстраций с изображением глобуса, выделить на глобусе месторасположение России.

Материал: Гризик Т.И. «Узнаю мир» с.112

2. Тема: «Портреты Земли»

Цель: познакомить детей с историей появления и использования географических карт; для чего людям нужны карты; рассказать об условных обозначениях на картах, что каким цветом обозначено, отметить сколько места занимает вода, сколько суша.

Пути реализации: рассматривание карт, беседа, использование художественного слова, практическое задание: «Закрась пустые квадраты» - детям предлагается закрасить квадраты, которые будут обозначать на карте горы, леса, пустыни, моря, океаны, реки. Затем сверить изображенный цвет на квадрате с цветом на карте.

Материал: «Сколько воды нужно человеку» Дошк.воспитание №9/98, с.11

3. Тема: «Экосистема Море»

Цель: расширить знания детей об экосистеме «Море»; уточнить представления о значении морей, океанов, рек в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; учить сохранять чистоту окружающей среды.

Пути реализации: предварительная экскурсия к морю, наблюдения за аквариумом, рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, использование художественной литературы.

Материал: Дошк.воспитание №7/99, с.42

4. Тема: «Гиганты прошлого»

Цель: ввести понятие ПРОШЛОЕ на примере представителей животного мира, живших в далёком прошлом и отсутствующих сегодня ( динозавры ), подвести детей к желанию воссоздать ( в макете ) уголок далёкого прошлого.

Пути реализации: рассматривание иллюстраций, игрушек изображающих животных прошлого, рассказ воспитателя, чтение книг соответствующего содержания.

Материал: Гризик Т.И. «Узнаю мир», с.132

Декабрь

5. Тема: «Материки и острова»

Цель: дать детям представление о материках и островах земли, носящих общее название СУША; показать на карте и глобусе сколько места на земле занимает суша; познакомить с названиями материков, особое внимание уделить материку Евразия, на котором находится наша страна Россиия.

Пути реализации: рассматривание «Атласа для маленьких», рассказ воспитателя, беседа

Материал: Мелихова Г.И. «География и ты»

6. Тема: «Саванны»

Цель: познакомить детей с одной из природно-климатических зон — Саванной; показать на карте и глобусе на каком материке находится данная климатическая зона; рассказать о растительном и животном мире саванны.

Пути реализации: изготовление вместе с детьми макета саванны, рассматривание иллюстраций с изображениями животного и растительного мира саванны, рассказ воспитателя, показ месторасположения на карте и глобусе.

Материал: Мелихова Г.И. «География и ты»

7. Тема: «Пустыня»

Цель: продолжить знакомство детей с природно-климатическими зонами — Пустыня; рассказать о Сахаре — самой крупной пустыне мира, о животном и растительном мире, месторасположении на карте.

Пути реализации: изготовление с детьми макета пустыня, рассматривание иллюстраций, беседа с детьми, рассказ.

Материал: Мелихова Г.И. «География и ты», «Мир вокруг нас»

8. Тема: «Северный и Южный полюс»

Цель: познакомить детей с Северным полюсом и материком Арктикой; с Южным полюсом и материком Антарктидой; показать на карте и глобусе расположение материков, сравнить изображения на карте и глобусе; рассказать о климате, растительном и животном мире.

Пути реализации: изготовить макет с изображением одного из полюсов, привлекая к работе детей, рассматривание карт и глобуса, иллюстраций, рассказ воспитателя.

Материал: Мелихова Г.И. «География и ты», «Мир вокруг нас»

Январь

История края

1. Тема: « Наш край на карте и глобусе»

Цель: познакомить детей с расположением Калининградской области на карте и глобусе; познакомить с географическими особенностями края; пополнить знания детей о роли цветовой раскраски карт и глобуса ( как условного обозначения ).

Пути реализации: беседа, рассматривание глобуса и карты (физической).

2. Тема: «Знакомство с картой» (карта «Страны Балтии»)

Цель: помочь детям определить положение области на карте. Познакомить с соседними государствами, с кем граничит наша область и каким морем омывается; познакомить с главным городом и крупнейшими городами области.

Пути реализации: рассматривание карты «Страны Балтии», фотографий, открыток с видами городов области и г. Калининграда.

3. Тема: «Путешествие в прошлое края»

Цель: рассказать детям о богатой истории края; дать некоторые исторические сведения; сформировать интерес к прошлому родного края.

Пути реализации: рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций из книг о прошлом нашего края, фотографий.

4. Тема: «Калининград — столица янтарного края»

Цель: расширить представления детей о достопримечательностях города, о любимых местах отдыха, об улицах города; воспитывать любовь к своему городу.

Пути реализации: рассматривание иллюстраций и фотографий с видами города, беседа, экскурсии по городу, к близлежайшим объектам.

Февраль

5. Тема: « Почему наш край называют янтарным?»

Цель: расширить представления детей об удивительном камне ЯНТАРЕ; дать некоторые интересные сведения из истории камня (легенда о Юрате и Каститисе); рассказать о его добыче, использовании, ценности, красоте.

Пути реализации: рассказ воспитателя, прослушивание легенды, показ и рассматривание камня, украшений из него.

6. Тема: «Животный мир Калининградской области»

Цель: продолжить формирование обобщённого представления об обитателях лесов, полей, водоёмов нашего края; учить умению устанавливать по каким приметам можно определить, что в лесу живут белки, зайцы, кабаны и т. д.; учить умению сопоставлять повадки лесных обитателей с повадками животных открытых пространств. Воспитывать интерес к жизни обитателей нашего края.

Пути реализации: рассказ воспитателя, показ иллюстраций из серии «Дикие животные», «Животные леса», «Энциклопедии животного мира», экскурсии в лес, на луг, к водоёму.

7. Тема: «Растительный мир Калининградской области»

Цель: показать детям, как необычен растительный мир нашего края; продолжить знакомство с деревьями и кустарниками наших лесов, парков, с травянистыми растениями; воспитывать бережное отношение к растительному миру и прежде всего к редким, исчезающим растениям.

Пути реализации: рассказ воспитателя, экскурсия в лес, рассматривание набора открыток «Травянистые растения».

Март

Космос

1. Тема: «Солнечная система»

Цель: дать детям первоначальные представления о строении Солнечной системы; дать характеристику Солнцу, как огромному светилу (звезде), назвать и показать на иллюстрациях планеты нашей Солнечной системы, особенно выделить нашу планету Землю.

Пути реализации: рассказ воспитателя, беседа, рассматривание иллюстраций из книг.

Материал: «География и ты», «Мир вокруг нас», Гризик Т.И. «Познаю мир», Дошк.воспитание №11/00, 1/95, 7/99

2. Тема: «Земля — живая планета»

Цель: уточнить представление о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли (на Земле есть жизнь — растения, животные, человек, потому что на ней есть вода, воздух, тепло — эти условия нужны всем живым существам); о том, что Земля — это дом для всего живого, который надо любить, не разрушать, содержать в чистоте.

Пути реализации: рассмотреть карту Солнечной системы, глобус, провести беседу с детьми, рассказ воспитателя.

Материал: Дошк.воспитание №11/00, 1/95, 7/98 с.35

3. Тема: «День — ночь»

Цель: показать детям зависимость наступления утра, дня, вечера, ночи от положения Земли по отношению к Солнцу; закрепить представления детей о строении Солнечной системы.

Пути реализации: рассматривание модели Солнце — Земля, рассказ воспитателя, беседа, продолжить рассматривание карты Солнечной системы.

Материал: Гризик Т.И. «Познаю мир», Мелихова Г.И. «География и ты»

4. Тема: «Луна — спутник Земли»

Цель: познакомить детей со спутником Земли- Луной; рассмотреть особенности поверхности Луны (горы, кратера, моря); обратить внимание детей, есть ли на Луне жизнь, объяснить, почему её там нет. Рассказать о взаимосвязи Луны и Земли.

Пути реализации: рассматривание иллюстраций с изображением Луны, рассказ воспитателя, беседа.

Материал: Дошк.воспитание №7/98 с.63, Мелихова Г.И. «География и ты»

Апрель

5. Тема: «Звёзды и созвездия»

Цель: рассказать детям о мире звёзд, что из себя представляет звезда, закрепить названия некоторых звёзд; ввести в словарь ребёнка слово СОЗВЕЗДИЕ (что это такое?), какие бывают созвездия, их названия; кто занимается изучением звёздного неба (астрономы), какие приборы используются для изучения звёзд (телескопы).

Пути реализации: рассматривание карты звёздного неба, иллюстрации звёзд и созвездий, рассказ воспитателя.

Материал: Мелихова Г.И. «География и ты», «Мир вокруг нас»

6. Тема: «Ю.Гагарин — первый человек в космосе. Космонавты — земляки»

Цель: дать краткие биографические сведения о первом космонавте Ю.Гагарине. Рассказать о космонавтах-земляках А.Леонове, Ю.Романенко,В.Пацаеве, А.Викторенко — известных всему миру; показать памятник космонавтам в Калининграде.

Пути реализации: рассказ воспитателя, показ портретов космонавтов, иллюстраций, чтение глав из книги А.Леонова «Выхожу в космос», рассматривание иллюстраций из книги.

7. Тема: «Смена времён года»

Цель: показать детям зависимость наступления зимы, весны, лета, осени от положения Земли по отношению к Солнцу; закрепить у детей представления о смене дня и ночи.

Пути реализации: рассматривание модели Солнце — Земля, иллюстраций с изображением моделей, рассказ воспитателя, беседа, закрепление ранее изученного материала.

Материал: Мелихова Г.И. «География и ты», «Мир вокруг нас»

8. Тема: «Искусственные спутники Земли»

Цель: объяснить, что такое искусственные спутники Земли, чем они отличаются от естественных; вспомнить, как называется естественный спутник Земли; для чего необходимы искусственные спутники. Выполнение с детьми практического задания по теме: «Космос».

Пути реализации: рассматривание карты Солнечной системы, иллюстраций с изображением спутников, рассказ воспитателя. В конце занятия изготавливается коллективное панно по теме: «Космос».

Материал: Мелихова Г.И. «География и ты», «Мир вокруг нас»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД формирование элементарных математических представлений подготовительная группа "Космический круиз"

интегрированное  занятие по математике в подготовительной группе, материал подобран по всем разделам программы с демонстрационным и раздаточным материалом....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Подготовительная группа. Счет двойками. Составление задач.

Цели: 1.     Развивать речь детей, образное мышление, диалогическое мышление, сообразительность.2.     Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в ...

НОД Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа.

Формирование элементарных математических  представлений.   Подготовительная группа....

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений Подготовительная группа

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область   «Познавательное развитие» Формирование элементарных  математических представлений Подготовительная группа...

Планирование по экспериментальной естественно-научной деятельности в старшей группе

Планирование по экспериментальной естественно-научной деятельности с таршей группе создано в помощь педагогам....