Главные вкладки

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД формирование элементарных математических представлений подготовительная группа "Космический круиз"
    план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

    Горкина Светлана Сергеевна

     интегрированное  занятие по математике в подготовительной группе, материал подобран по всем разделам программы с демонстрационным и раздаточным материалом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gorkina_sstekhnologicheskaya_karta.docx55.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

    НЕПОСРЕДСТВЕННО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Пышминского городского округа

    «Пышминский детский сад № 7»  р.п. Пышма

    воспитатель: Горкина Светлана Сергеевна

    НОД: формирование элементарных математических представлений у детей 

    Тема:  Ориентировка в пространстве

    Возрастная группа: подготовительная группа

    Форма совместной деятельности: занятие-путешествие по планетам «Космический круиз».

    Форма организации:  групповая, подгрупповая, индивидуальная.

    Цель: выявление и систематизация  полученных  знаний и умений  детей  по  теме «Ориентировка в пространстве»

    Задачи:

     Обучающие:

    • Уточнить и расширить знания детей о космосе, о планетах Солнечной системы.
    • Упражнять  в счете в пределах 20, в умении различать количественный и порядковый счет в пределах 10.
    • Продолжать учить детей  анализу и синтезу, конструктивному мышлению, строить из геометрических фигур более сложные по заданному чертежу.

    Развивающие:

    • Развивать смекалку, зрительную память, воображение, внимание.
    • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
    • Развивать моторику рук.
    • Развивать навыки контроля, учить  правильно оценивать свою и другую работу.
    • Активизировать и обогащать словарь детей: космос, планета, центр подготовки.

    Воспитательные:

    • Воспитывать  дружеские взаимоотношения между детьми, оказывать  посильную помощь друг другу.
    • Воспитывать интерес к математике.
    • Воспитывать самостоятельность в работе.

    Достижение  образовательных результатов воспитанниками  в соответствии с ФГТ:

    • физически развитый: знает о пользе физических упражнений; проявляет умение заботиться о своем здоровье во время проведения НОД.
    • любознательный, активный: проявляет интерес к проблемам космонавтов; проявляет интерес к новому, неизвестному; принимает участие в различных этапах НОД;
    • эмоционально-отзывчивый: проявляет чувство симпатии и доброжелательности к окружающим; эмоционально реагирует на этапах занятия;
    • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми: проявляет умение поддержать беседу, высказывает свою точку зрения; активно общается в форме диалога с педагогами, сверстниками;
    • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения:  соблюдает элементарные правила поведения во время проведения НОД;  проявляет умение работать коллективно;
    • способный  решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: применяет усвоенные знания для решения проблем в ходе НОД; ориентируется в окружающем пространстве; способен рассуждать и давать адекватные умозаключения;
    • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: имеет представления о Солнечной системе;
    • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие; проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками; умеет выполнять инструкции взрослого;
    • овладевший необходимыми умениями и навыками: умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

    Учебно-методический комплект:

    • «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной  группе»  авторы: И.Пономарева; В.Позина;
    • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
    • «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст» автор: Новикова В.П.

    Средства:

    зрительный ряд: слайды с эпизодами планет  «Солнечной системы», заданиями;  карта для осуществления само- и взаимопроверки.

    литературный ряд: стихотворение «Девять планет»,физминутки в соответствии с темой занятия.

    музыкальный ряд: мелодия группы «Спейс», песня «Мы дети Галактики».

    мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы: мультимедийная презентация с использованием эпизодов планет «Солнечной системы».

    Раздаточный материал (возможность выбора): индивидуальные листы с заданиями, наборы цифр от 1до 10,  цветные ручки, 3 набора геометрических фигур.

    Подготовительная работа: решение комплекса заданий по ФЭМП по теме «Ориентировка в пространстве», решение задач на развитие логического мышления; изготовление космического корабля, солнца, созвездия Большой медведицы, кометы.

    Этапы, последователь-ность

    Организация совместной деятельности

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Интегративные качества

    1.Организацион-ный этап

    Цель: создание психологического  настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

    Дети стоят в кругу .Здравствуйте!

    Ребята, приглашаю вас совершить путешествие, за пределы нашей планеты. В далекий и необъятный  мир, полный таинственных мифов и неразгаданных загадок. Для этого нужно взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебные слова:

    «Если очень постараться, если очень захотеть,

    Можно на небо забраться и до Солнца долететь!»

    Приветствует детей

    Приветствуют друг друга

    Доброжелатель-ность, вежливость

    2.Мотивация к деятельности

    Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

    3.Поиск решения задач, проблем

    Цель: актуализация имеющихся знаний и представлений воспитанников по теме «Ориентировка в пространстве».

    4.Самоконтроль и взаимоконтроль

    Цель: учить детей наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей, воспитание самоконтроля.

    5.Рефлексия, анализ

    Цель: осознание детьми своей деятельности.

    6.Открытость

    Дети садятся за столы.

    - Ребята, обратите внимание на экран. Как называется этот безграничный и необъятный мир? (космосом) Правильно, космос или вселенная! У космоса не конца, нет края. Она наполнена бесчисленным множеством звезд, планет и других космических тел. В космосе царит холод, мрак, нет воздуха. В бесконечной Вселенной,  в космосе  наша Земля -  маленькая планета.

    В пространстве космическом воздуха нет,

    И кружат там девять различных планет.

    А Солнце – звезда в самом центре системы,

    И притяжением связаны все мы.

    Дети читают стихотворение «Девять планет» (на слайде появляются планеты по очереди).

    Планеты вокруг Солнца танцуют, как дети.

    Меркурий заводит весь хоровод.

    Чуть дальше Венера в пространстве плывет.

    Встречали мы Землю, рядом с Луной

    И огненный Марс, что кружит за Землей.

    За ними Юпитер, из всех великан,

    И дальше – Сатурн в кольцах видится нам.

    Последние три едва различимы.

    Малы и холодны, но их различили мы:

    Уран, Нептун и крошка Плутон.

    - Ребята, я вас приглашаю в космический круиз. Совершить путешествие на волшебные планеты и познакомиться с жителями, которые на них живут. Вы согласны?

    «Если в космос мы хотим, значит, скоро полетим.

    Самым дружным будет наш, развеселым экипаж».

    -  Ребята, нам необходимо  выбрать транспорт, на котором мы отправимся в космос. Поэтому, давайте попросим помощи у мастера Самоделкина, который работает в Центре подготовки космонавтов.

    Самоделкин: …Привет вам дошколята!

    Я – мастер Самоделкин!

    Я с техникой на «ты»!

    Я космонавтом помогаю осуществлять мечты.

    Мечты о звёздах дальних,

    Что в высоте небес.

    Эту мечту Гагарин когда – то нам принес.

    И каждый из вас сможет

    Таким же точно стать,

    И все сумеет сделать,

    И все сможет узнать.

    Для этого лишь надо

    Приехать в центр к нам.

    Мы ждем вас с нетерпением,

    Мы будем рады вам!

    -Самоделкин, помоги нам  пожалуйста, построить летающий аппарат.

    Самоделкин: Ребята, представьте, что вы в космическом бюро. Я вам предлагаю побыть конструкторами и собрать свою ракету для каждого экипажа (3экипажа).

    Самоделкин достает из тубуса чертежи и отдает детям.

     

    Дети строят по чертежем (схемам).

    - Молодцы! Все справились с заданием, вы зачислены в отряд космонавтов!

    Физминутка: Дружно в ногу мы идем!

    Мы идем на космодром.

    Мы идем на носах,

    Мы идем на пятках.

    Вот проверили осанку.

    И свели лопатки.

    Дружно смастерим ракету

    Для полета на планету.

    -Ракеты готовы! Экипажам занять свои места! (дети садятся за столы)

    -  Ребята, к нам пришло голосове сообщение от космонавтов (видео-ролик).

    Внимание на экран!

    Космонавт: Всем привет мои друзья!

    Снова виеть рад вас я.

    И пока я хздесь летаю,

    Вас всех в гости приглашаю,

    Вам у нас понравится!

    А заодно, поможете нам с заданием справиться!

    - Ребята, вы солгласны?  Внимание! Всем экипажам пристегнуть ремни! Запустить ракету! Соединить контакты, запустить двигатели, начинаем  обратный отсчет.

    Дети (хором) : 10, 9, 8 … 1! Пуск!

    - Ребята, обратите внимание налево – летит незнакомый летающий аппарат, справа вверху – Солнце, слева  внизу – летит комета, справа внизу – созвездие Большой медведицы, впереди  -планета под названием «Занимательные задачи». Мы приземляемся!

    Планета «Занимательных задач»

    • У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки? (1)
    • Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего летело? (3)
    • На столе лежат два яблока и три груши. Сколько овощей лежит на столе? (нисколько)
    • Внимание на  экран! (лист с заданием каждому ребенку)

    Ежик, белочка и зайчик живут на одной улице, каждый в своем домике. Зайчик и белочка живут в домиках с большими окнами. Белочка и ежик живут в высоких домиках. Соедините стрелочкой, кто в каком домике  живет. Давайте проверим!

    - 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!

    Планета «Цифроград»

    Внимание на экран!

    • Покажите, соседей числа 3, 5, 7? (2,4; 4, 6; 6, 8;)
    • Сколько солнц на небе? (1)
    • Покажите, число меньше 4 на 1? (3)
    • Покажите, число больше 5 на 1? (6)
    • Сколько дней в неделе? (7)
    • Внимание на экран!

    У Слоненка день рождение. Его пришли поздравить друзья. Сколько друзей у слоненка? (10) Кто пришел первым? Последним? Какой по счет ежик? Какой по счет котик? Кто четвертый гость? А кто третий?

    - 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!

    Планета «Поиграйка» (дети строятся в круг)

    Физминутка: Наивысший пилотаж

    Нам покажет экипаж.

    Хоровод планеты водят (идут по кругу).

    В вышине на небосводе (руки поднять вверх),

    Заключили Солнце в кгру (взялись за руки),

    И летят за другом друг (бег по кругу),

    Отдохнуло наше тело,

    Что же, примемся за дело.

    - 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!

    Планета «Геометрических фигур»

    • Убери все фигуры красного цвета.
    • Какая фигура здесь лишняя?
    • Назови в пустых клетках недостающие фигуры.

    - 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!

    Спутник «Луна» (лист с заданием)

    - Перед нами Луна. Луноходу необходимо добратсья до заправочной станции. Помогите ему найти нужную дорогу.

    - 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!

    Планета «Сюрпризная» (играет мелодия группы «Спейс»)

    - Соедините цифры по порядку (от 1 до 20). Что за фигура получилась? Каждый из вас нашел себе на этой планете друга. Возьмите фломастеры и дорисуйте мелкие элементы, раскрасьте!

    Давайте возьмем нашего друга с собой на Землю. Солгасны?

    - Давайте проверим, на сколько хорошо вы справились с заданиями на двух карточках.

    - 1, 2, 3! Ракета наша дальше лети!

    - Наша ракета пошла на снижение! Мы приближаемся к Земле! Наша ракета совершила мягкую посадку благодаря дружной работе экипажа.

    -Что нового вы узнали?  Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Что вам понравилось больше всего?

    -Я рада, что вы прошли все испытания. Каждый  - просто молодец! Путешествию – конец!

    Стихотворение: есть одна планета – сад,

    В этом космосе холодном.

    Только здесь леса шумят,

    Птицы скликая перелетных,

    Лишь на ней одной  цветут

    Ландыши в траве зеленой,

    И стрекозы только тут

    В речку смотрят удивленно.

    Береги свою планету –

    Ведь другой, похожей нету!

    -Давайте ребята будем любить и беречь нашу планету!

    - Ребята, на этом занятие- путешествие  закончилось. Я желаю вам, быть всегда внимательными,  дружными, чтобы любили и уважали друг друга и всегда всем помогали. Я предлагаю, разместить свои карты с заданиями в приемной, чтобы родители могли  посмотреть, чем вы занимались и порадоваться  вашим успехам.

    Стимулирует любознательность, интерес детей к космонавтике, вовлекает в слушание.

    Использует наглядные средства «Солнечной системы».

    Создание игровой, проблемной ситуации: попросить помощи у Самоделкина.

    Способствует групповой работе детей, осуществляет наблюдение и контроль.

    Организует разминку, сочетающуюся  с содержанием занятия.

    Использует наглядные средства.

    Создание игровой ситуации:  запуск ракеты в космос.

    Дает задание на умение ориентироваться в пространстве.

    Задает задание стимулирующее  процесс мышления детей.

    Предоставляет детям возможность найти решение индивидуально.

    Задает вопросы стимулирующие процесс мышления.

    Организует разминку, сочетающуюся с содержанием занятия.

    Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

    Предоставляет детям найти конструктивное решение.

    Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

    Совместная  с детьми оценка процесса и результата деятельности.

    Поощряет детей к высказыванию.

    Вовлекает к слушанию.

    Предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение своим работы.

    Отвечают на вопросы и внимательно слушают.

    Рассказывают на память стихотворение, показывают на наглядном средстве.

    Принимают решение: отправиться в путешествие и выбрать транспорт.

    Работают в группах, общаются, делают выбор.

    Участвует в групповых действиях.

    Дети слушают, сосредотачи-вают внимание.

    Принимают групповое решение: взлет трех экипажей.

    Практикуются в умении ориентировать-ся в окружающем пространстве.

    Ищут, находят решение.

    Самостоятель-но решают задание

    Выполняют под диктовку, выявляют  соответствие  между цифрой и количеством.

    Участвуют в групповых действиях.

    Выстраивают порядок и

    последова-

    тельность.

    Самостояте-

    но  делают выбор.

    Выполняют рисунок соединив все точки последо-

    вательности  

    чисел.

    Осуществляют контроль.

    Рассказывают о своих чувствах и суждениях.

    Выражают эмоции посредством слов.

    Предоставляют результаты своей деятельности (карточки) сверстникам и родителям.

    Активное общение через диалог со взрослым.

    Проявляет интерес к новому.

    Умение проявить чувство симпатии, желание прийти на помощь.

    Проявляет умение работать коллективно.

    Умеет действовать в соответствии с предлагаемыми условиями.

    Проявляет интерес к заданию.

    Умение проявить чувство симпатии, желание к неизвестному.

    Ориентируются в окружающем пространстве.

    Способны рассуждать и делать выводы.

    Делают адекватные умозаключения.

    Способен  удерживать в памяти несложные условия.

    Умеет действовать в соответствии с предлагаемыми условиями.

    Умеет выстраивать полный ответ.

    Способен рассуждать и давать  адекватные умозаключения.

    Способен сосредоточенно действовать.

    Умеет аргументировать  и доброжелательно оценивать ответ.

    Высказывают свою точку зрения.

    Проявляют чувство симпатии и доброжелательности к окружающему миру.

    Проявляет стремление радовать взрослых своими успехами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта организованной учебной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе

    Материал представлен технологической картой организованной учебной деятельности по ФЭМП.  Содержит этапы работы - мотивационно-побудительный, организационно-поисковый, рефлексивно-корригирующий и...

    Технологическая карта по Формированию элементарных математических представлений в старшей группе.

    Технологическая карта - краткий конспект занятия, в которой отражается всё занятие от начала до конца: вид занятия, возраст детей, тема, цели, ход занятия, здоровье сберегающие технологии, материалы и...

    Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной группе

    Цель: обобщение знаний детей по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с  использованием элементов ТРИЗ технологии....

    Технологическая карта учебного занятия по формированию элементарных математических познаний в старшей группе

    Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия....

    Технологическая карта непосредственно - образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

    Технологическая карта непосредственно образовательной  деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней  группеТема: «Число 3. Счёт до 3».  ...

    "Удивительное путешествие в страну Математики".Технологическая карта НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста.

    Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие.Интеграция видов деятельности: познание, коммуникация, художественное творчество...