Картотека опытов с объектами, явлениями природы
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Сапегина Кристина Сергеевна

Картотека опытов  с объектами, явлениями природы для  старшей  возрастной  группы,  по пособию Дыбиной О.В.  «Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов  с объектами, явлениями природы для  старшей  возрастной  группы,  по пособию Дыбиной О.В.  «Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников»  

Тема

Свет и цвет;  ветер; воздух;   звук

Предметная область

Не живая природа

Педагогическая цель

Актуализировать представления детей о воздухе

Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра.

Совершенствовать умения работать с бумагой, использовать знания, приобретенные в ходе поисковой деятельности.

Обеспечить условия для развития у детей….

Этап формирования

ОПЫТ 1

Название

ВОЗДУХ

Что в пакете?

Детская цель

Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Необходимые исследовательские умения

Наблюдение за изменением пакета

Материал и оборудование

Полиэтиленовые пакеты.

Ход

Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

Вывод

Мы актуализировать представления детей о воздухе

Предметный след

Зарисовки

Опыт 2

НАЗВАНИЕ

Музыка или шум?

ДЕТСКАЯ ЦЕЛЬ

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

НЕОБХОДИМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ

Слушать, различать звуки

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ

Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др

ХОД

Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.

ВЫВОД

различать музыкальные и шумовые звуки

ПРЕДМЕТНЫЙ СЛЕД

Зарисовки музыкальных инструментов

Опыт 3

НАЗВАНИЕ

Ветер

ДЕТСКАЯ ЦЕЛЬ

Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

НЕОБХОДИМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ

Наблюдение за ветром

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ

Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.
 (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др

ХОД

Взрослый предлагает детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка или глины). Вместе со взрослым создают ураган — резко, с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (так как песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Детям предлагают воспользоваться результатами предыдущего опыта («Почему песок хорошо сыплется?»). Они определяют, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить песок). Им предлагают повторить опыт и сделать вывод.

ВЫВОД

Видеть взаимодействие ветра

ПРЕДМЕТНЫЙ СЛЕД

Изготовление вертушки, зарисовки

Опыт 4

НАЗВАНИЕ

Разноцветные огоньки

ДЕТСКАЯ ЦЕЛЬ

Найти из каких цветов состоит солнечный луч

НЕОБХОДИМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ

Делают вывод что призма преломляет проходящие через него лучи света так, что свет разбивается на разные цвета — спектр.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ

Противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования.

ХОД

Дети проводят опыт в ясный солнечный день. Наполняют противень водой. Кладут его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Помещают зеркало внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней — в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой и основы, держат перед зеркалом лист бумаги, другой — слегка приближают зеркало. Регулируют положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Производят легкие вибрирующие движения зеркалом. Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки.

ВЫВОД

Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.

ПРЕДМЕТНЫЙ СЛЕД

Лепка  

Опыт 5

НАЗВАНИЕ

Радуга на стене

ДЕТСКАЯ ЦЕЛЬ

Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета.

НЕОБХОДИМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ

Наблюдать отражение солнечного света от хрустального многогранника на стене

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ

Граненое стеклышко (деталь от хрустальной люстры)

ХОД

Дети рассматривают отражение солнечного света от хрустального многогранника на стене. Обращают внимание на то, что образовались цветовые пятна. Объясняют, как образуются цвета, как образуется белый и черный. Рассказывают о том, что цвет предметов зависит от того, какие световые волны отражает предмет, а какие — поглощает..

ВЫВОД

Цвет предметов зависит от того, какие световые волны отражает предмет, а какие — поглощает.

ПРЕДМЕТНЫЙ СЛЕД

Зарисовки, рисунки  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы»

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество....

Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы

Доклад на тему: "Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы"...

Картотека рассказов о явлениях природы

Картотека по окружающему миру по теме: Экологическое воспитание в стихах....

Формирование в детях познавательной инициативы, пытливости ума, широкого кругозора через ознакомление с явлениями природы и развитие чувства эмпатии к объектам природы

Все педагоги уделяют много внимания ознакомлению детей с явлениями живой природы. Но в тоже время мало внимания уделяется ознакомлению дошкольников с явлениями природы (ледостав, росса, гроза, радуга,...

Картотека дидактических игр по формированию представлений об объектах и явлениях природы у дошкольников

Картотека направлена на формирование экологических представлений у дошкольников...

Картотека дидактических игр по формированию представлений об объектах и явлениях природы у дошкольников

Картотека дидактических игр по формированию представлений об объектах и явлениях природы у дошкольников ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ О РАСТЕНИЯХ ...