Творческий, информационно-исследовательский проект "Деревья -наши друзья"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Aхметшина Алсу Фаритовна

Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_prespektivnyy_derevya_nashi_druzya.docx41.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

«Центр развития ребенка - детский сад №90 «Подсолнушек»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Творческий, информационно-исследовательский проект

 «Деревья наши друзья»

в группах дошкольного возраста.

Автор: Ахметшина А.Ф.

Хасанова  Н.В..

Перовская О.Н.

Гаянова А.А.

2022-2023 гг

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Автор проекта:

воспитатели: Ахметшина Алсу Фаритовна, Гришина Лиля Ильясовна, Перовская Ольга Николаевна, Гаянова Анна Александровна.

Участники проекта: воспитатели, дети разновозрастных групп , родители.

Срок реализации проекта: (сентябрь-май)

Вид проекта: по виду –  групповой; по длительности- долгосрочный (9 месяцев)

Тип проекта: информационно- практико- ориентированный

Предварительная работа: чтение художественной литературы о воде, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание стихотворений.

Цель проекта: создание условий для формирования у детей основ экологической культуры в ходе работы с знакомством с деревьями  через исследовательскую   деятельность.

Задачи проекта:

Для педагогов:

- повышение профессионализма;

-внедрение новых методов работы по формированию экологической культуры дошкольников;

Для воспитанников:

-расширить знания о деревьях;

-выявить разнообразие деревьев;

-развивать познавательные способности.

Для родителей:

-повышать экологическую культуру;

-активизировать участие в проектной деятельности.

Особенности проекта: составлен с учетом психологических особенностей детей  старшего дошкольного возраста, с использованием инновационных технологий.

Итоги проекта: дети узнали, что нужно делать, чтобы наша планета стала чище, научились делать первые шаги к  сохранности деревьев.

 

Введение.

Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней, нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. И в этом нам помогает наиболее эффективный метод - метод экологических проектов. Мы должны показать ребенку, что экологическое состояние родного края зависит только от человека, развить способность понимать и любить окружающий мир и бережно к нему относиться. Деревья окружают нас постоянно, однако дети часто не обращают на них внимание, относятся к ним небрежно.. И мы с детьми тоже обсуждаем эту проблему, потому что в дошкольном возрасте закладываются основы бережного отношения к окружающему миру. Вот поэтому нами был разработан этот проект.

Гипотеза: если будет реализован проект, то у дошкольников расширится представление о ценности  деревьев, о пользе озеленении территории детского сада, которая  будет способствовать здоровому образу жизни, эстетическому развитию, а также  формированию экологической культуры и воспитанию бережного отношения к природе.

Условия реализации, ресурсное обеспечение:

  1. Программа по экологическому воспитанию дошкольников. Николаева С.Н. «Юный эколог»
  2. Уголок экспериментирования.
  3. Наблюдения на прогулках.
  4. Детские энциклопедии по экологическому воспитанию:

- энциклопедия дошкольника «Про экологию детям»

- Энциклопедия «Я познаю мир. Экология»

5. Видеофильмы:  «Деревья в нашей жизни»

    

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: способствовать созданию условий для формирования основ экологического  мировоззрения детей дошкольного возраста по обогащению  и систематизации представлений детей  о деревьях, как живых объектах природы , имеющих большое значение для окружающей среды.

 Задачи:

  • совершенствование условий для эффективного экологического образования   дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

  • разработать диагностический материал и выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
  • создание системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника о деревьях и их значении  в жизни человека.

       Для детей:

  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
  • способствовать формированию представлений у детей  о  деревьях, как о живых объектах природы и их значении  в жизни человека;
  • углублять знания  детей о деревьях: особенностях их строения (ствол, ветки, корень, листья), произрастания, видах деревьев на территории детского сада и за его пределами; об условиях, необходимых для роста  деревьев; возможности использования  дерево  человеком;
  • воспитание  осознанного, экологически  целесообразного отношения  к природе родного края; культуры общения с окружающим миром, бережного отношения к деревьям и растениям, умение заботиться о них.

        Для родителей:

  • содействовать  укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
  • систематизировать знания родителей по основам эстетического и экологического воспитания посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству  и озеленению  пространства детского сада.

Ожидаемые результаты для детей:

  • Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к  деревьям и растениям растущими на территории детского сада и за его пределами и их свойствами для здоровья  человека.
  • Овладение воспитанниками навыками к  основам  ландшафтного озеленения территории, овладения приемами выращивания растений.

Ожидаемые результаты для родителей:

  • активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

  •  повышение уровня компетентности в осуществлении  инновационной деятельности; 
  • повышение профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста. 

Продукт проекта:

  1. Выставка поделок «Академия природных даров»
  2. Фотовыставка «Деревья наши друзья»
  3. Изготовление макета «Зеленый мир детского сада- деревья и кустарники»
  4. Дидактическое пособие «Найди дерево по семенам»
  5. Поделки «Дом, для зеленых друзей» (создание композиций из бросового и природного  материала)
  6. Коллективная работа «Защитим наши деревья»

Этапы работы над проектом:

Этапы проекта

Деятельность педагога.

Деятельность детей.

1 этап. Подготовительный.

Изучение методической и художественной литературы по теме проекта.

-Формирование проблемных вопросов.

- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

-Разработать диагностический материал по выявлению уровня знаний старших дошкольников о деревьях.

-Планированиесовместной деятельности.

-Создание условий для реализации проекта.

Принимают задачи проекта.

Предлагают свои идеи и высказывают предложения.

2 этап. Деятельностный.

Беседа

Рассматривание

Чтение

Наблюдение

Экскурсии

Творческое рассказывание

Рассказывание из личного опыта

Игра

Экспериментирование

Познавательная деятельность

Продуктивная деятельность

Конструктивно -   модельная деятельность

Трудовая деятельность

Музыкальная деятельность

Совместная деятельность педагога и воспитанников:

  • Познавательные занятия экологической направленности: «Что мы знаем о деревьях?», «Деревья и кустарники на участке детского сада», «Деревья родного края».
  • Художественное творчество: рисование «Деревья осенью, зимой»; аппликация: «Лес, точно терем расписной», «Бабочка из осенних листьев»; лепка «Яблонька», «Осенние листья»; поделки из природного материала «Лебединое озеро».
  • Чтение художественной и познавательной литературы по теме проекта.
  • Дидактические игры: «Найди дерево по описанию», «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Определи дерево по листочку» и другие.
  • Исследование и эксперименты: «Есть ли у дерева соседи»; экологические цепочки «Дерево, птицы, насекомые», «Что держит дерево в земле», «Что будет, если деревья не сбросят листву на зиму?», «Как помочь дереву зимой?»
  • Наблюдение за деревьями в разное время года.
  • Труд на участке и в природе: уборка сломанных веток, опавших листьев, побелка стволов деревьев, сгребание снега к стволам.

Работа с родителями

  • Выпуск и раздача листовок «Берегите лес!»
  • Консультации «Роль семьи в экологическом воспитании детей».
  • Сбор природного материала совместно с детьми.
  • Выставки детских работ: «Лебединое озеро», «Яблоневый сад», «Осенние фантазии».
  • Участие семей в конкурсе «Пластилиновая осень».

3 этап. Заключительный.

-Выставка из природного материала  «Академия природных даров».

-Изготовление макета «Зеленый мир детского сада- деревья и кустарники» (озеленение территории детского сада).

   - Результаты  диагностики  по выявлению уровня знаний старших  дошкольников о деревьяхи определение  наиболее эффективных путей дальнейшего развития проекта (приложение 1).

  Выполнение коллективной работы 

 

 

 

Изготовление с родителями поделок.

 

Выводы:

Дети в ходе организованной исследовательской деятельности выявили свойства деревьев.  В результате проделанной работы мы доказали, что можно способствовать созданию условий для формирования основ экологического  мировоззрения детей дошкольного возраста по обогащению  и систематизации представлений детей  о деревьях, как живых объектах природы , имеющих большое значение для окружающей среды. Мы, педагоги и родители, должны этому учить детей, учить систематически и целенаправленно с самого раннего детства, ведь только от нас зависит наше будущее. Планирование дальнейшей профессиональной деятельности. В дальнейшем мы планируем углубленно заниматься этой темой , использовать интернет-ресурсы, инновационные технологии, активно вовлекать родителей в проектную деятельность, формируя основы экологической культуры у детей.

Используемая литература:

 

 Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. « Мир природы и ребенок»   СПб.: АКЦИДЕНТ, 2005г.

А.И. Иванова «Живая экология», «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» 2008 год.

А.В. Кочергина «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» 2009 год.

С.Н. Николаева «Юный эколог» 2009 год.

В.Г. Кирман «Оформление в ландшафтном  и интерьерном  дизайне» Феникс 2014г.

Ю.В.Новиков«Природа и человек»М.: Просвещение, 2007 г.

Иллюстрированная энциклопедия деревьев и растений. М., 2012г.

Перспективный план по проекту «Деревья наши друзья»

в подготовительной к школе группе дошкольного возраста.

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа педагога

Сентябрь

1. Беседа «Что мы знаем о деревьях?»;

2. Рассматривание книг «Красная книга растений России»;

3. Наблюдение «Веточка тополя и березы» (Для чего растению корни, свет, вода? иКак родился листок у веточки?);

4. Подвижные игры: «Ветки и детки»

5. «Что выделяет растение?» (о выделении кислорода)

6. Рисование:«Белоствольная красавица»

1.Консультация для родителей «Человек- защитник окружающей природы»

2.Анкетирование родителей. Цель: выявить уровень экологической культуры родителей по данной теме.

Зональный  конкурс для педагогических работников

дошкольных образовательных организаций

«Ярмарка педагогических идей – 2022»

Октябрь

    1. Беседа "Какие деревья растут на территории детского сада?"

2. Чтение «Экологические сказки»,«Деревья – какие они?»Т.Шорыгина;

3. «Веточка тополя и березы» (Для чего растению корни, свет, вода? и Как родился листок у веточки?)

4.Эксперентирование  «С кем дружат деревья?»(зависимость роста от условий);

5. «Деревья и растения  небывалой красоты» (лего-конструкторы);

6.Экологический волонтерский отряд «Зелёный дозор»:

-Акция«Войди в природу другом» (сбор мусора на территории детского сада и за её пределами, птичья столовая в детском саду);

1.Выставка рисунков детей и родителей на тему «Деревья наши друзья».

2. Акция « Собери макулатуру – сохрани  дерево!»

Республиканский конкурс детского рисунка"Мой любимый дом"

Ноябрь

1.Беседа «Чистый воздух – спасет наше здоровье!»(о пользе деревьев-кислород) Цель: расширить знания детей о деревьях  и его свойствах.

2. Рассматривание книг «Деревья и их  значение»(энциклопедии, коллекция пород деревьев);

3. «Эта важная  профессия –эколог» (в детскую районную библиотеку);

4. Творческое рассказывание «Если бы я был экологом,лесником, ландшафтным

 дизайнером …» (по мнемотаблице);

5. Сюжетно-ролевые игра:

« Фабрика по дереву ».

6.вечер загадок «Загадки от Дуба Дубовича»;

7. Лепка:«Моё  любимое дерево»;

1.Консультация для родителей: "Берегите наши деревья "

2. Экспериментирование «Деревья  большие и маленькие»

 (уход за деревьями в домашних условиях)

ГМО "Формирование экологических знаний дошкольников о родном крае"

Декабрь

1.Беседа «Профессии людей, занятых в выращивании деревьев»;

2. Чтение «Почему у земли платье зелёное?», « Жизнь дерева»

А. Лопатина;

3. Экскурсия в медицинский кабинет «Лечебные свойства березы».

4. «Приключения капельки» (значение воды для растений);

5. Познавательная деятельность Лэпбук «В гостях у Старичка -Лесовичка»;

6. Аппликация -коллаж «Наш зеленый детский сад»;«Все деревья хороши , и полезны, и важны!»

1.Сбор материала для изготовления альбома «Свойства деревьев».

2.Консультация для родителей: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников в домашних условиях».

Республиканский конкурс детских проектов "Я познаю мир" в рамках республиканского конкурса исследовательских проектов(МБДОУ 90)

Январь

1.Беседа «Зелёная аптека рядом с человеком» (удивительное  целебное свойство деревьев);

2.Просмотр фильмов, мультфильмов:

-«Мудрые сказки тетушки Совы»;

-«Сказки старого дуба»;

3. Творческое рассказывание «Сказки на полянке у Старичка-Лесовичка» (составление сказок, историй, загадок о деревьях);

4. Подвижная игра: «Деревья и ветер»

5. Дидактическая игра«Узнай дерево по описанию»

6. Лепка «Елка - колкая иголка и чудо доктор-рябина».

1.Беседа родителей с детьми: «Как знакомить детей с деревом?»

2. Папки-передвижки «Полезные советы по выращиванию  деревьев, кустарников и  растений ».

Муниципальный конкурс "Книга своими руками"

Февраль

1.Беседа«Хозяйственное применение дерево»(мини-музей «Чудо-дерево»);

2. Чтение «Разговор деревьев»М.М. Пришвин.

3. Наблюдение

 «Малая Академия Экоши» (выращивание рассады для клумб);

4. Игра – драматизация: «Лесная история», «Сказки старого дуба»

5. Экспериментирование «Секреты под микроскопом»(размножение, болезни и вредители деревьев и  растений);

6. Конструктивно -   модельная деятельность «Прибор для полива растений» (обучающая робототехника)

1.Анкета «Что Вы знаете  о деревьях?»

2. Экспериментирование «Во саду, ли в огороде…» (уход за рассадой в домашних условиях);

Муниципальный конкурс дидактических пособий по экологическому воспитанию "Лучшее экологическое пособие"

(ДОУ 14)

Март

  1. Беседа «Если б не было  деревьев и растений», «Как хорошо будет если…».

2. Просмотр фильмов, мультфильмов:

 -«Детские новости» (видео и  презентации о деревьях и растениях):

3. Наблюдение за трудом взрослых по уходу  и размножению комнатных растений, овощных культур, саженцев (способы размножения растений)

4. Рассказывание из личного опыта «Как я дома ухаживаю за растениями?»

5. Дидактическая игра «Что и как растет?»

6. Продуктивная деятельность «Женские  руки  творят чудеса» (встреча с сотрудниками детского садаОнчуковой Л.Р.., мастер- класс по бисероплетению).

1. Консультация для родителей на тему: «Знает ли Ваш ребенок о том, что нужно беречь природу? »

2. Изготовлении фотоальбома с пояснением-  «Деревья моего двора» (совместная деятельность ребенка и родителей )

Памятка для воспитателей «Организация детского экспериментирования»

Апрель

1. Беседа о правилах поведения на природе.

 2. Чтение «Спор деревьев» К.Д. Ушинский;

3. Наблюдение «Птичий городок» (деревья с кормушками)

4. Сюжетно-ролевая игра :«Магазин семян»

5. Рисование:«Чудо – дерево для мамы»;

6. Трудовая деятельность «Начинается весна - мы сажаем семена» (уход за огородом на подоконнике, уход за комнатными растениями и саженцами в мини-питомнике,за  рассадой  для летнего газона).  

1. Консультация для родителей -«Прогулки в природу – основа здоровья ребенка».

2. Акция «Чистый  дом и двор» (помощь родителям в уборке, прилегающей к дому территории);

Республиканский фестиваль "Арт- малыш"(ДОУ 90)

Май

  1. Просмотр видеофильма «О пользе  деревьев»  Цель: расширить знания детей о пользе деревьев, развивать наблюдательность, развитие связной речи.

 2. Наблюдение «Метеостанция» (влияние погоды на деревья).

3. Рассказывание из личного опыта «Зеленые друзья - возле дома моего».

4. Сюжетно-ролевая игра«Мы дизайнеры участков»

5. Продуктивная деятельность -плакат «Мы и природа»

6. Конструктивно -   модельная деятельность «Зеленый мир детского сада- деревья и кустарники»

( изготовление макета).

1. Анкета для родителей  «Экологическое образование в семье и ДОУ»

 

2. Продуктивная деятельность совместно с родителями  «Аптека рядом с человеком» (познавательная информация для детей  о лечебных  свойствах деревьев).

Всероссийский семинар по международной программе "Эко- Школы/Зеленый Флаг"(ДОУ 86)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий, информационно-исследовательский проект по работе с детьми 6-7 лет "Моя семья"

информационно-исследовательский проект для детей 6-7 лет по расширению представлений о семье через организацию разных видов деятельности...

Творческо - информационный, исследовательский проект " Семья - это радость, тепло и уют, семья - это дом, где тебя всегда ждут!"

Обогатить отношения родителей и детей посредством совместной познавательно - творческой деятельности....

ТВОРЧЕСКИЙ, ИНФОРМАЦИОННО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО»

Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Правовое воспитание  детей – это очень важная часть воспитания детей. Каждый воспитатель...

ТВОРЧЕСКИЙ, ИНФОРМАЦИОННО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «КТО НАМ КНИЖКИ РИСОВАЛ»

Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Знакомство с иллюстрацией готовит детей к восприятию произведений изобразительного искусства....

Творческо-информационный, исследовательский проект «Растения нашей клумбы »

Расширить, уточнить, обобщить представления детей о разнообразии растений, их роли в жизни человека.Познакомить детей с травянистыми растениями, вызвать интерес к растению хоста.Развитие исследо...

Творческий, информационно-исследовательский проект «Деревья-наши друзья» в группах дошкольного возраста.

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревь...