Творческий, информационно-исследовательский проект «Деревья-наши друзья» в группах дошкольного возраста.
проект (старшая группа)

Перовская Ольга Николаевна

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

«Центр развития ребенка - детский сад №90 «Подсолнушек»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Творческий, информационно-исследовательский проект

 «Деревья-наши друзья»

в группах дошкольного возраста.

.

Автор:Перовская О.Н.

2022-2023г

.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Автор проекта:

Воспитатель:Перовская Ольга Николаевна

Участники проекта: воспитатели, дети разновозрастных групп , родители.

Срок реализации проекта: (сентябрь-май)

Вид проекта: по виду –  групповой; по длительности- долгосрочный (9 месяцев)

Тип проекта: информационно- практико- ориентированный

Предварительная работа: чтение художественной литературы о дереве, рассматривание иллюстраций.

Актуальность

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Объект исследования:дерево

 Предмет исследования: свойства дерева.

Проблема: расширить и углубить представления детей и их родителей о дереве.

Цель:

формирование у детей представлений о деревьях, как о живых организмах; развитие познавательных и творческих способностей детей старшего  дошкольного возраста; воспитание  бережного отношения к природе.

Задачи:

- для детей:

Образовательные:

  • Способствовать формированию представлений детей о растительном мире – деревьях и кустарниках.
  • Формировать эмоционально – радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление и творческое воображение у детей.
  • Развивать у детей коммуникативные навыки общения.
  • Развивать речь, кругозор, память, внимание.
  • Развивать  наблюдательность.

Воспитательные:

  • Воспитывать      любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края.
  •  Воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к растительному миру.

- для педагогов:

  • Формировать проектную культуру.

- для родителей:

  • Вовлекать родителей в воспитательно - образовательный процесс.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:  развлечение.

Название итогового мероприятия проекта: «В волшебном лесу»

Ожидаемый результат:

 для детей:

  • приобретение необходимых знаний и представлений о деревьях в летнее время;
  • умение решать предложенные задачи в совместной деятельности;
  • желание ребенка участвовать в проектной исследовательской и творческой деятельности;
  • проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая деятельность);
  • овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми;
  • стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая).

- для педагогов:

  • формирование проектной культуры.

- для родителей:

  • установление эмоционального контакта с детьми.

Подготовительно-проектировочный этап:

- беседы с детьми дома и в детском саду о назначении дерева, подборка материала о ней;

- составление объявления для родителей о сборе бросового материала из дерева;

- чтение художественной литературы о волшебстве, о превращениях и т.д. («Колёса» В. Сутеева и др.);

- проведение семейный игр «Занимательная игра из дерева».

Практический этап:

  • Рисование на тему «Люблю берёзку русскую».
  • Лепка «Чудо-дерево»
  • Коллективная аппликация 
  • «Лес – в нём полно чудес».

Заключительный этап:

- диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов проекта с задачами;

- выпуск праздничной стенгазеты с элементами детского творчества (волшебные цветочки из пластиковых бутылок) к празднику «День матери»;

беседа о том, что еще полезного, интересного и необычного можно сделать из дерева.

Достигнутые результаты:

В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей сформировались представления о дереве. Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду.

Родители - самые дорогие и близкие люди! Они стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом. В результате совместной деятельности детей и родителей, семьи воспитанников начали думать о создании своей мастерской в своей семье.

Активность родителей в создании музея, выставок, говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Учебно-методические ресурсы:

- программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы;

- учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования «Проектная деятельность в дошкольной организации. ФГОС ДО», Е. Райхерт-Гаршхаммер;

- «Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста», Авторы-составители: Т. А. Будже, О. С. Докукина, Т. А. Никитина.

Интернет – ресурсы:

http://www.maam.ru/

https://www.o-detstve.ru/

https://dohcolonoc.ru/

https://kopilkaurokov.ru/

http://vestnikpedagoga.ru/

Итоговое мероприятие: Беседа о том, что еще полезного, интересного и необычного можно сделать из пластмассовых бутылок и пластиковых стаканов.

 

        

Сентябрь

Беседа-рассуждение 

«Что мы знаем  о деревьях?».

(деревья живые, они состоят из корня, ствола, сучков, веток и листьев и каждая часть выполняет в жизни дерева определённую работу).

Экспериментирование :

 Рассматривание коры берёзы через лупу и сравнение её с корой других деревьев.

  • Какого цвета кора?
  • Каких насекомых можно на дереве увидеть?
  • Какая кора на ощупь?
  • Как можно узнать берёзу по коре среди других деревьев?

Цель:  Расширить представление о деревьях ближайшего окружения, формировать умение сравнивать, находить общее и отличие, делать обобщение, воспитывать интерес к природе,

  • Выставка книг по теме проекта.
  • Гимнастика для глаз «Медведь по
  • лесу бродит».
  • Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки»
  • Рисование на тему «Люблю берёзку русскую».
  • Беседа с детьми о том, как берёзу использовали в древности.

https://w7.pngwing.com/pngs/614/639/png-transparent-cartoon-child-comics-child-hand.png

Просмотр  слайд-шоу по теме “деревья в природе”Консультация для родителей

«Деревья в природе»

Октябрь

 Дидактическая  игра «Найди дерево по листочку».

Подвижная игра «Лесные пятнашки».

Цель:развивать реакцию детей.

Чтение художественной литературы

   И. Токмакова «Берёза,  А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую…».

Театрализованная деятельность – инсценировка стихотворения «Воробей и кошка».

Игра на развитие речевого дыхания «Берёза».

Учим правила поведения в лесу.

Правило №1 «Соблюдай тишину!»

Работа с родителями

Предложить по дороге домой из детского сада понаблюдать за берёзами и рассказать родителям о том, что узнали сегодня о берёзке.

 

Ноябрь

Беседа-рассуждение «Из каких частей состоит дерево».

Экспериментирование: «Рассматривание коры  ели и берёзы через лупу»

Подвижная игра «Найди своё дерево»

Дидактическая игра: «Наряди дерево»  

Экскурсия к ёлочкам.

Самомассаж лица «Лес»

Лепка «Чудо-дерево»

Цель: Активизировать познавательную активность детей. Формировать умение у детей рисованию  картин пластилином, размазывания его на листе. Получить положительные эмоции от деятельности. Понимание важности хорошего настроения для здоровья человека.  

Чтение художественной литературы

И. Демьянов «Ёж и ёлка»

И. С. Соколов-Микитов «Вечер в лесу».

Пальчиковая гимнастика «Корни»

Учим правила поведения в лесу.

Правило №2 «Не руби деревья, не ломай ветки!

Работа с родителями

Посмотреть, какие деревья растут около дома, где живёт ребёнок.

Декабрь

Беседа-рассуждение «Рябина».

Экспериментирование:

 «Деревянный брусочек». Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева.(тонет - не тонет).

Подвижная игра «Кто быстрее добежит до дерева?»

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо…»

 Дидактические игры«Разложи листья» - чередование.

«Найди такой же листочек»

Пальчиковая гимнастика 

«Весенние листочки».

Коллективная аппликация 

«Лес – в нём полно чудес».

Цель:

Формировать чувства ответственности за всё живое.

Воспитывать желание заботиться об окружающем мире, контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Чтение художественной литературы

В. Рождественский «Рябина»

Работа с родителями

Спросить у ребёнка, что он знает про рябину        

Январь

Игра-беседа «Из чего  делают мебель?»

Дидактическая игра  «Какой листик?»

Игра «Береза»

Цель: развитие речевого дыхания.

Береза моя, березонька (дети идут хороводом, взявшись за руки)

Береза моя белая, береза кудрявая (меняют направление движения.)

Стоишь ты, березонька, (встали, подъем рук вверх, вдох.)

Посередь долинушки, (опустили руки, выдох.)

На тебе, березонька, (подъем рук, вдох.)

Листья зеленые, (опустили руки, выдох.)

Под тобой, березонька, (подъем рук, вдох.)

Трава шелковая. (опустили руки, выдох.)

Работа с родителями

Консультация для родителей «для чего нужны деревья»

Февраль

- Прогулки на участке детского сада «Изучаем снег» (измерение глубины снега под нашим деревом; где снег рыхлый, а где утоптанный, почему? Как снег помогает дереву и почвенным животным, которые живут под ним? Какого цвета снег под нашим деревом – белый, сероватый?

-Экспериментирование «Определение чистоты снега» (набрать снег, посмотреть в группе, когда он растает, чистая ли вода в банке. Процедить воду через промокательную бумагу. Определить, действительно ли снег под деревом чистый или он только казался таким на первый взгляд?)

Работа с родителями

Работа с родителями: предложить родителям вместе с детьми совершить прогулку в лес, понаблюдать за деревьями в зимнее время.

Март

- Прогулки на участке детского сада «Изучаем иней» (наблюдение за инеем на ветках нашего дерева).

- Оформление страницы альбома «Пушистик в снежных иголочках». Сочинить с детьми и записать в альбом сказку о заколдованном снежном дереве.

-Беседа с детьми «Как человек использует дерево – береза». Примеры: в медицине из почек тополя делают мази, которые обладают обезболивающими, успокаивающими свойствами; в косметической медицине – усиливает рост волос; из древесины изготавливают спички, фанеру, бумагу; раньше из тополя делали лодки, корыта, шпалы для железных дорог и т. д.

- Оформление страницы альбома: нарисовать все, что люди делают из древесины и почек тополя.

-Игра с элементами ТРИЗ на выявление над – системных связей «Где живет?».        

 Работа с родителями

Консультация для родителе» Беседа о том, что еще полезного, интересного и необычного можно сделать из дерева»

Апрель

Экологическая акция «Скворечники для пернатых друзей», посвященная Международному дню птиц (1 апреля).

-Наблюдения на прогулке за птицами, прилетающих к скворечнику на нашем дереве.

- Занятие по экологии «Весна». Тему проекта «Наше дерево» включаем как часть занятия. Цель: формировать представления о сезонных изменениях в жизни нашего дерева.

- Оформление страницы альбома «Наше дерево – дом для пернатых друзей».

Работа с родителями

Беседа на тему « для чего нужны деревья и что из них можно сдела»

Май

-Наблюдения на прогулке «Изучаем цветки, семена и первые листочки» (появление первых почек, уточнить какие они – клейкие; появление сережек, отметить через, сколько дней они осыпятся; рассмотреть лужи, покрытые желтым порошком – сухая пыльца из сережек тополя, понаблюдать, как ветер разносит пыльцу; отметить появление первых листочков, какие они – пахучие, блестящие).

-Оформление коллекции опавших сережек нашего дерева.

-Наблюдения на прогулке «Изучаем дождь» (отметить первую грозу, дождь; спасает ли наше дерево от дождя; проведение опытов с использованием дождеметров; любит ли наше дерево дождь?, как меняется цвет листьев, коры после дождя; исследование – испарение капелек дождя с листьев).

-Оформление страницы альбома «Наше дерево весной» (фотографии, рисунки детей).

- Игра (тополь и дождь).

Работа с родителями

подборка загадок, пословиц, стихов о тополе и птицах в весеннее время года.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

«Центр развития ребенка - детский сад №90 «Подсолнушек»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Творческий, информационно-исследовательский проект

 «Пласмас в нашем мире»

в группах дошкольного возраста.

                                                                                                                                                                   Автор:Перовская О.Н

.

2021-2022г

.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Автор проекта:

Воспитатель:Перовская Ольга Николаевна

Участники проекта: воспитатели, дети разновозрастных групп , родители.

Срок реализации проекта: (сентябрь-май)

Вид проекта: по виду –  групповой; по длительности- долгосрочный (9 месяцев)

Тип проекта: информационно- практико- ориентированный

Предварительная работа: чтение художественной литературы о пласмасе, рассматривание иллюстраций.

Актуальность

В наши дни ежегодно производится и выбрасывается миллионы пластиковых упаковок, бутылок, крышек. И с каждым годом отходы из пластмассы растут. Безусловно, есть положительная сторона в производстве пластика, но есть и противоречие, которое показывает экологическую проблему при утилизации изделий из пластика – выделение ядовитых газов при сжигании, неразлагаемость материала. А ведь в мире, где сейчас кучи мусора, жить нашим детям. Значит, нам надо научить подрастающее поколение рациональному использованию вторичного сырья. Сделать это возможно, показав ребенку, при помощи экспериментальной деятельности, как можно превратить пластиковые крышки в элемент познавательной игры, а пластиковые бутылки – в яркие цветы для подарка.

Объект исследования: пласмас

 Предмет исследования: свойства пласмаса.

Проблема: расширить и углубить представления детей и их родителей о пласмасе.

Цель:

Воспитание бережного отношения к окружающему миру; создание условий для развития познавательной активности, любознательности, творческих способностей, воображения, мышления, коммуникативных навыков; поощрение детского экспериментирования, навыков исследовательской деятельности.

Задачи:

- познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы;

- помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная);

развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с пластмассой;

- развивать творческое мышление и креативность воображения;

- развивать коммуникативные навыки в ходе работы и совместной деятельности;

- воспитывать бережное отношение ребенка к окружающему миру;

- приобщить родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.

Ожидаемый результат:

- дети и родители примут активное участие в проектной деятельности;

- у детей будут сформированы знания о предметах, сделанных из пластмассы;

- дети заинтересуются исследовательской деятельностью;

- дети научатся использовать разнообразный бросовый материал (пластиковые бутылки, контейнера от киндер сюрпризов, пластиковые крышки от разных ёмкостей) нетрадиционными способами, видеть результаты труда;

- дошкольники приобретут навыки социального общения с взрослыми;

- у всех участников проекта сформируется бережное отношение к окружающему миру.

Подготовительно-проектировочный этап:

- беседы с детьми дома и в детском саду о назначении пластмассы, подборка материала о ней;

- составление объявления для родителей о сборе бросового материала из пластика;

- чтение художественной литературы о волшебстве, о превращениях и т.д. («Колёса» В. Сутеева и др.);

- проведение семейный игр «Занимательная пластмасса».

Практический этап:

- знакомство со свойствами пластика, игра « Тонет, не тонет»;

- дидактическая игра «Волшебный цветок» (пластиковые крышки);

- изготовление поделки « Птичий двор» (из яйца киндер-сюрприз);

- изготовление поделки «Волшебный цветочек для мамы» (из пластиковых бутылок);

Заключительный этап:

- диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов проекта с задачами;

- выпуск праздничной стенгазеты с элементами детского творчества (волшебные цветочки из пластиковых бутылок) к празднику «День матери»;

беседа о том, что еще полезного, интересного и необычного можно сделать из пластмассовых бутылок и пластиковых стаканов, тем самым подвести детей к следующему проекту «Лук – здоровью ДРУГ!»

Достигнутые результаты:

В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей сформировались представления о пласмасе. Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду.

Родители - самые дорогие и близкие люди! Они стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом. В результате совместной деятельности детей и родителей, семьи воспитанников начали думать о создании своей мастерской в своей семье.

Активность родителей в создании музея, выставок, говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Учебно-методические ресурсы:

- программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы;

- учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования «Проектная деятельность в дошкольной организации. ФГОС ДО», Е. Райхерт-Гаршхаммер;

- «Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста», Авторы-составители: Т. А. Будже, О. С. Докукина, Т. А. Никитина.

Интернет – ресурсы:

http://www.maam.ru/

https://www.o-detstve.ru/

https://dohcolonoc.ru/

https://kopilkaurokov.ru/

http://vestnikpedagoga.ru/

Итоговое мероприятие: Беседа о том, что еще полезного, интересного и необычного можно сделать из пластмассовых бутылок и пластиковых стаканов.

 

        

Сентябрь

Рассматривание картинок в альбомах: «Кому нужен пласмас», «Для чего он нужен».

Совместная деятельность педагога и детей по познавательному развитию.

Дидактическая игра «Волшебный цветок» (пластиковые крышки).

Изготовление поделки «Погремушка» (из яйца киндер-сюрприз).

https://w7.pngwing.com/pngs/614/639/png-transparent-cartoon-child-comics-child-hand.png

Просмотр  слайд-шоу по теме “Пласмас в природе”Консультация для родителей

«Пласмас в природе»

Октябрь

 организация выставки «Птичий двор»;

создание праздничной стенгазеты с элементами творческой деятельности детей;

организация праздничного сюрпризного момента, с вручением подарков мамам из пластиковых бутылок «Волшебный цветочек для мамочки».

Работа с родителями

знакомство со свойствами пластика, игра « Тонет, не тонет»;                

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов.Обьяснять,как люди используют свойства предметов-не тонуть(держаться на поверхности воды)

Материалы: кусочки иыла,бумаги,ткани,бутылочные пробки,круглые свечки,кусочки дерева.

        

Ноябрь

дидактическая игра «Волшебный цветок» (пластиковые крышки);

- изготовление поделки « Птичий двор» (из яйца киндер-сюрприз);

Работа с родителями

Консультация для родителей «что такое пласмас?»

Декабрь

 познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы;

- помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная);

развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с пластмассой;

- развивать творческое мышление и креативность воображения

Вторая жизнь пластиковой бутылки

Цель:осознание целесообразности сортировки,переработки и утилизации мусора и изготовления из него различных нужных вещей.

Работа с родителями

Консультация для родителей « Как нужно применять пласмас»

        

Январь

Беседа: «Что пьют животные и птицы зимой»

Экспериментирование

«Окраска воды»

Прослушивание аудиозаписей «Ручеек»

Работа с родителями

Экспериментирование дома

Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт.

Февраль

Подвижная игра:

«Море волнуется»

Прослушивание аудиозаписей «Ручеек»

Рисование «Дождик, дождик веселей»

Дидактическая игра:

«Кому нужна вода»

Работа с родителями

Консультация для родителей « для чего нужна вода»

Мастер класс

Март

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=cd208e98d9ac868d8531c03fb1a83d75-5283885-images-thumbs&n=13Просмотр мультфильмов

Просмотр мультфильма «про то куда можно использовать пласмас»

        

Дидактическая игра «Волшебный цветок» (пластиковые крышки).

Цель: развития мелкой маторики

Изготовление поделки «Погремушка» (из яйца киндер-сюрприз).

Цель: Расширение творческих способностей детей при работе с пластмассой.

Совершенствование самостоятельного поиска оригинальных способов создания птенца (цыпленка). Вызвать интерес к оформлению своей работы. 

 Работа с родителями

Консультация для родителе» Беседа о том, что еще полезного, интересного и необычного можно сделать из пластмассовых бутылок и пластиковых стаканов.»

Апрель

https://st2.depositphotos.com/1007989/9405/i/950/depositphotos_94051114-stock-photo-boy-holding-plastic-bottle-of.jpg

Чтение художественной литературы о волшебстве, о превращениях и т.д. («Колёса» В. Сутеева и др.)

Знакомство со свойствами пластика.

Игра «Тонет, не тонет».

Цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов,сделанных из пламассы,закрепить понятие у детей « тонет не тонет»,активизировать речь детей.

Работа с родителями

Беседа на тему « для чего нужен пласмас»

Май

https://st3.depositphotos.com/2704315/14168/v/450/depositphotos_141689432-stock-illustration-boy-character-throws-garbage-in.jpg

Беседа: «Что можно сделать из пласмаса»

Беседа: «Пласмас вогруг нас»

Знакомство детей со свойствами пластмассы и предметами, изготовленными из пластмассы.

Работа с родителями

Консультации: - «Пласмас очень нужен нас».

  • Составление объявления для родителей о сборе бросового материала из пластика.

Беседа о том, что еще полезного, интересного и необычного можно сделать из пластмассовых бутылок и пластиковых стаканов.