Путешествие в осенний лес
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Беляцкая Мария Владимировна

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_otkrytoe.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

«По следам осени»

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе.

Беляцкая М.В

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:
Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь
Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Исследовать природное явление листопад, строение листа.

 Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование и материал:
Колокольчик, шарик, тайное письмо, загадка, листья, лупы, коробки с сухими и листьями), пластилин, листочки на каждого ребёнка с нарисованными листьми.

Предварительная работа:
На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
Беседы об осени;
Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
Разучивание стихов и поговорок об осени;
Пение песен об осени и слушание музыки;
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
Наблюдение за деревьями на прогулке;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Воспитатель
звенит колокольчиком:
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и друг, друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
- ну и что это может быть? (Ответ детей, а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)
Воспитатель –А разве бывают такие письма?
Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами ( лимоном или крахмалом)
Воспитатель- А как же узнать что в нем написано?
Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Воспитатель - есть у нас такая водичка.
Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (Загадка)

Воспитатель
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.

(Воспитатель загадывает загадку.)

«Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ванечку - брусникой,

Костю – костяникой,

Машеньку – орешком,

Сережу – сыроежкой,

Настеньку – малиной,

Полину – земляникой».

Воспитатель: – Так кто этот богатырь?

Дети: (Конечно лес.)

Воспитатель: - А что такое лес?

Дети: Это место, где растет много деревьев, кустарников, ягод, грибов. Там живут звери, птицы, насекомые!

Воспитатель- какое сейчас время года?

(Сейчас время года – осень.)

Воспитатель- ребята я предлагаю вам сейчас отправится в путешествие в осенний лес.

Кто из вас бывал в осеннем лесу?

Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

1. Нельзя шуметь, бегать в лесу.

2. Надо беречь муравейники потому, что муравьи – санитары леса.

3. Не стоит подходить близко к гнездам птиц.

4. В лесу нужно ходить по тропинкам.

5. Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

6. Нельзя разжигать костер, от огня погибают многие растения и насекомые.

7. Нельзя мусорить.

8. Нельзя ломать ветки деревьев, рубить деревья.

Пусть красивое останется в природе.

Воспитатель – Молодцы! Вы должны запомнить: лес наш друг и помощник и относиться к нему надо, как к другу. Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит можно идти в гости.

Основная часть занятия. (Звучит музыка «Времена года».)

Воспитатель: Но чтобы попасть в лес, надо произнести волшебные слова:

«Листик, листик, ты лети

В лес осенний приведи.» (открывайте глаза)

Вот и лес. 

Воспитатель: - Посмотрите вокруг. Как красиво в осеннем лесу!

Ребята, а что можно сказать о лесе. Какой он?

(Удивительный, прекрасный, расписной, багряный, золотой. Деревья стоят в красивом наряде, под ногами листья, листья разноцветные.)

Воспитатель: – Скажите мне, а что можно делать в осеннем лесу? (ответы детей)

1. Наслаждаться красотой леса, вдыхать полной грудью чистый воздух, получать радость от пения птиц, шелеста листьев, журчания ручья, вдыхать аромат цветов и ягод.

2. Собирать грибы, ягоды, орехи.

3. Убирать сухие ветки, деревья.

4. Подкармливать животных, птиц.

5. Сажать деревья.

Воспитатель: – Ребята, какие признаки осени вы знаете?

Дети:

-День короче, а ночь длиннее;
-на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: – Как приятно ходить по земле, усыпанной разноцветными листьями. Слушать, как они тихо шуршат под ногами.

На, что похожа земля, укрытая листьями?

Дети: На ковер.

Воспитатель: – Дует ветер, листья летят. Ребята, что это было сейчас?

Дети: Листопад.

Воспитатель: – Почему желтеют листья и опадают?

Дети: Осенью много воды, но дерево не может ее взять осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут, поэтому листья желтеют и опадают.

Воспитатель: теперь я предлагаю сесть за столы и провести исследование.

Исследование: строения листа с помощью лупы.

-Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите, жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Воспитатель: – Лес большой многоэтажный дом, в котором живет много- много жильцов и соседей. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд и нор.

А вы знали ребята, что лес и вода как брат и сестра и друг без друга жить не могут.

- Кому нужна вода в лесу?

Дети: Деревьям, кустарникам, животным и птицам

Воспитатель: А вы знаете кто самые важные жители в лесу? Что является основой леса?

Дети: Деревья

Воспитатель: – Почему вы так думаете?

Дети: Деревья, это основа леса они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильем и убежищем для зверей и птиц.

Воспитатель: – Какие деревья растут в лесу?

Дети: Дуб, береза, осина, ель, липа, рябина)

Воспитатель: – Давайте посмотрим, какие деревья растут в нашем лесу. (макеты деревьев)

Дуб: Большое, могучее дерево. Древесина очень прочная и твердая. Из нее издавна делали самые лучшие корабли, дома, мебель. Каждый год на дубе поспевают желуди, которые служат пищей для многих зверей и птиц.

Липа: Очень любят пчелы. Летом, когда липа покрывается желтыми душистыми цветами, они прилипают собирать нектар из которого потом получается целебный липовый мед. Цветы сушат и добавляют в чай, их так же используют как средство от простуды.

Ель: Молодую елочку, вы хорошо знаете, наряжаете игрушками на новый год и водите вокруг хороводы. Вырастает большим деревом, а вместо листьев у ели множество маленьких темно-зеленых иголочек. Они называются – хвоя.

Воспитатель: В еловой хвое много витаминов. Её даже перерабатывают в хвойную муку, добавляя в корм для скота.

Между деревьями растут кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев? (У дерева один ствол, а у кустарника - несколько, кустарник - ниже дерева).

Воспитатель: Какие кустарники вы знаете?

Дети: шиповник, малина, боярышник.

Воспитатель: У каждого дерева и кустарника есть листья и семена.

Предлагаю поиграть в игру «От какого дерева лист?» (по очереди берут листочки и вешают на дерево)

Воспитатель: А почему в лесу стало так тихо?

Дети: Нет птиц.

Воспитатель: Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях? (Перелетные.)

- А почему они улетают? (Перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают, многие из них теплолюбивые.)

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Дети: (Нет, сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому, что они прячутся: ласточки, жаворонки, стрижи, кукушки.)

Затем улетают птицы, которые находят корм на земле, потому, что исчезают червячки – это скворцы, грачи, журавли.

В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы потому, что вода на водоемах замерзает. Это гуси, утки, лебеди.

Воспитатель: Ребята, а как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А чем же питаются зимующие птицы?

Дети: Ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.

Воспитатель: А кто может назвать зимующих птиц?

Дети: Воробьи, голуби, синицы, галки, вороны.

Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что делают люди, чтобы птицам было легче перенести зиму?

Дети: Вешают кормушки.

Воспитатель: А сейчас предлагаю немного отдохнуть в нашем осеннем лесу.

Физминутка:
Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями)

Воспитатель: ребята а какие приметы осенней погоды вы знаете?

Дети называют приметы осени, которые определяют погоду:
-Облака редкие - будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,
а низко - так малы снега будут.
-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
-Теплая осень - к долгой зиме.
-У зайцев шерсть побелела - зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
Воспитатель: 

По дороге золоченой
Осень в гости к нам идет.
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар она несет
Что за дар? (урожай)
Дети находят мешочек
садятся на коврик.
- Тише, тише, тишина.
Сказка в гости к нам пришла.
Вы, ребята, не шумите,
Сказку нам, вы, не спугните!
Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение.
В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное, волшебную кисточку. Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес.
Как красиво Осень раскрашивает дары, но забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными.

 Воспитатель отдает детям мешочек с листочками и предлагает в группе их раскрасить пластилином (пластилинография)

Воспитатель: Наше путешествие закончилось пора нам возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза произнесем волшебные слова

«Листик, листик, ты лети

Обратно в группу приведи.» (открывайте глаза)

Воспитатель: Вот мы снова в детском саду. Вам понравилось путешествие?

Что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось? Что же дарит нам лес?

Давайте нашей осени подарим ковер из листьев, а какого цвета он будет, это зависит от вас.

Если вам сегодня было интересно и все понятно, то выберете листик желтого (золотого) цвета; если у вас остались вопросы или что-то осталось непонятным, то выберете листик оранжевого цвета, ну а если вам было неинтересно, скучно, то выберете листик красного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие "Путешествие осеннего листочка"

Данное занятие рекомендуется для детей 4 лет как форма осеннего досуга.Технология занятия предусматривает использование синтеза искусств и художественной деятельности....

«Осеннее путешествие» (осенний утренник для детей средней группы)

Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей, воспитывать культуру поведения на массовых мероприятиях....

Осеннее развлечение для подготовительной группы «Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»

Осеннее развлечение для подготовительной группы«Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»  Ведущий произносит вступительное слово....

"ОСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" осенний утренник для средней группы

Осенний яркий утренник, с героями и активностью....

«Осеннее путешествие» (осенний утренник для детей средней группы)

laquo;Осеннее путешествие» (осенний утренник для детей средней группы)...

«Осеннее путешествие» (осенний утренник для детей средней группы)

Цель праздника: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей, воспитывать культуру поведения на массовых мероприятиях...

сценарий осеннего развлечения «ПУТЕШЕСТВИЕ ОСЕННЕГО ЛИСТОЧКА»

сценарий осеннего развлечения «ПУТЕШЕСТВИЕ ОСЕННЕГО ЛИСТОЧКА»...