Конспект НОД по познавательному развитию : " Что такое воздух" " Опыты и эсперименты"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Вильмова Ольга Александровна

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

- развивать навыки проведения опытов;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_i_ego_svoystva.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух и его свойства»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

- развивать навыки проведения опытов;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Методы и материалы: игровые, практико-исследовательские, словесные.

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.

Оборудование:

- полиэтиленовые пакеты по количеству детей;

- миска (желательно стеклянная);

- стакан;

- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

- апельсин;

- веера по количеству детей;

- песочные часы.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Ребята, сегодня я предлагаю нам поиграть в игру, которая называется "Научная лаборатория". Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты и исследования. А мы с вами будем - научными сотрудниками.

Что мы будем сегодня исследовать, вы узнаете из загадки:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!(воздух)

Правильно, это воздух! И я предлагаю заняться сейчас исследованиями и исследовать свойства воздуха. Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Выслушиваем мнения детей)

Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (слушаем ответы детей: воздух прозрачный, бесцветный, невидимый).

Ребята, чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? (Да).

Опыт №1.

Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (Он пуст).

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха).

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Ребята, как вы думаете, где используют такой «запертый» воздух? (предположения детей: надувной матрас, нарукавники, спасательный круг).

Правильно, его ещё используют в игрушках, которые плавают в нашем бассейне. Внутри игрушек находится воздух, он легче воды, поэтому игрушки не тонут, а плавают.

Опыт №2. [/u]

У меня миске вода. Я переворачиваю стакан и опускаю его в воду. Стакан держу очень ровно. Что происходит? Вошла вода в стакан? (нет)

А что ей мешает? (воздух).

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт №3.[/u]

Снова опускаю стакан в воду, но теперь я его держу не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха).

Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана, и его место занимает вода).

Вывод: воздух прозрачный, невидимый.

Итак, юные сотрудники, мы говорили о том, что воздух есть везде. Как вы думаете, внутри человека есть воздух? (ответы детей)

Сейчас мы это проверим.

Опыт №4.

Юные сотрудники лаборатории, для вас задание: подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой (дети выполняют)

Что происходит? (выходят пузырьки)

Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

А как он к нам попадает? (через нос)

Верно! Все люди дышат через нос. Ребята, подышим нашими носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? (Нет)

Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я сейчас разрежу апельсин. Чувствуете, как запахло апельсином? (чувствуем)

Вывод: воздух переносит запахи.

Опыт №5.

Как вы думаете, без воздуха мы смогли бы прожить?

Давайте проверим. Зажмите нос и постарайтесь не дышать.

Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Вывод: воздух необходим человеку и животным для дыхания. Воздух – это невидимка, без которого бы не было жизни на земле.

Опыт №6.

Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок).

Вывод: когда воздух движется, получается ветер.

Ребята, вам понравилось быть юными сотрудниками лаборатории? (ответы детей)

Что сегодня мы с вами исследовали? (воздух)

Какой из опытов вам больше всего понравился? (ответы детей)

Вспомните, что мы с вами узнали о воздухе:

- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- что воздух легче воды;

- что воздух есть внутри людей;

- что без воздуха не возможна жизнь;

- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- что ветер - движение воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие - "Что такое хорошо и что такое плохо"

Цель: формирование опыта критической оценки хороших и плохих поступков....

Конспект НОД по познавательному развитию "Что такое воздух"

Конспект НОД по познавательному развитию (экология , экспериментирование) для старшей группы с использованием современных образовательных технологий (игровые, здоровьесберегающие)...

Конспект беседы по познавательному развитию "Что такое Новый год"

Конспект беседы по познавательному развитию на тему "Что такое Новый год"...

Конспект НОД по познавательному развитию «Что такое воздух?» в старшей группе

Систематизация знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....

Конспект НОД по познавательному развитию «ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРЬЕР?»

конспект НОД по познавательному развитию...