Конспект НОД по познавательному развитию «Что такое воздух?» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пыцкая Евгения Александровна

Систематизация знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatie_po_eksperimentirovaniyu.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по познавательному развитию

«Что такое воздух?»

в старшей группе

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое,

социально –коммуникативное развитие

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

Образовательные:

- формирование у детей знаний о свойствах воздуха;

- формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

- дать понятие о практической значимости воздуха.

Развивающие:

- развитие познавательной активности детей;

- развитие мыслительных операций, умения делать выводы;

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

Воспитательные:

- воспитание устойчивого интереса к исследовательской деятельности;

- воспитание навыков сотрудничества;

- воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим в ходе совместного экспериментирования.

Используемые методы и приемы:

- словесный рассказ воспитателя;

- беседа.

Предварительная работа:

- наблюдения за температурой воздуха

- беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

- игры с ветром

Оборудование:

игрушка поросёнок, фломастеры на каждого ребёнка, стакан с водой, трубочка, свистульки, полиэтиленовый пакет, воздушные шары по количеству детей, груша резиновая, бутылка пластмассовая, веер, тетрадный лист.

Планируемые результаты:

  • дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
  • научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности;
  • смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.

Ход деятельности воспитателя с детьми

Появляется игрушка поросёнок Пятачок с воздушными шарами в руке.

Пятачок: Здравствуйте, ребята! Где это я оказался? Ответы детей (в детском саду)

Пятачок: Я только что был в гостях у Совы, и она подарила мне вот эти воздушные шары! (Задумчиво). И почему-то сказала, что они удивительные? Ничего не понимаю, что в них может быть удивительного, обычные воздушные шары!

Воспитатель: Пятачок, а не кажется тебе, что воздушный шарик может о чём-то тебе рассказать?

Пятачок: Нет, не кажется, шары не умеют говорить!

Воспитатель: А ты знаешь, почему он так называется?

Пятачок: Нет! Объясните, пожалуйста, ребята! Ответы детей (Потому что внутри шарика есть воздух) .

Пятачок: А что такое воздух?

Воспитатель: Предлагаю детям сесть на ковер и приглашаю поросёнка к нам присоединиться.

Пятачок: Из чего он состоит? Ответы детей  (Кислорода и других газов).

Пятачок: А для чего он нам нужен?

Воспитатель: Пятачок, а ты все понял? Сможешь отгадать нашу загадку?

Через нос проходит в грудь,

И обратно держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Пятачок: Почему я его не вижу, не слышу и не чувствую? Ответы детей (Потому что он невидим)

Воспитатель: Ребята, разве воздух нельзя увидеть, услышать и почувствовать? (Можно) Вот сейчас наши дети помогут тебе в этом убедиться!

Воспитатель: Сегодня мы будем исследователями в нашей лаборатории.

Приглашаю детей за столы.

Воспитатель: Для начала мы увидим воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? Ответы детей (пусто).

Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы)

Воспитатель: Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы)

Воспитатель: Да вы правы ребята, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно. А есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы)

Воспитатель: А давайте проверим. Ребята. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет.

Пятачок: Ой, ребята, что это происходит с водой? Ответы детей (выходят пузырьки)

Пятачок: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы)

Воспитатель: Пузырьки - это воздух который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали фразу «выйти сухим из воды»? Как вы считаете, это возможно? Можно ли опустить стакан в воду, и не намочить салфетку? (Опускаю стакан в воду) Убеждаются, что салфетка на дне сухая. Почему вода не намочила салфетку? Что ей помешало? И что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет) .

Воспитатель: Воздух занимает место в стакане и не даёт воде намочить салфетку.

Воспитатель: Вот так Пятачок мы смогли увидеть воздух. А сможем ли мы его почувствовать? (да)

Воспитатель: Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой.

Воспитатель: А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? (ответы).

В: Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветер – это воздух. Вот так Пятачок мы можем почувствовать воздух. А как еще можно почувствовать воздух?

Физминутка

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаём красивый веер –

Пусть прохладою повеет.

Воспитатель: А сможем ли мы услышать воздух? Как думаешь Пятачок?

Пятачок: Я думаю, что нет, ведь мы его даже не видим.

Воспитатель: А вот и можно. Ребята, как же возникает звук (ответы)

Воспитатель: А на самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа)

Воспитатель: Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?

Воспитатель: Что мы слышим?

Воспитатель: Также мы можем другим способом услышать воздух. Прислушаемся друзья. (Воздух издаваемый из резиновой игрушки) .

Воспитатель: Ну что, Пятачок! Теперь ты знаешь, почему шарик удивительный?

Пятачок: Внутри него есть воздух, который можно при помощи моего шарика увидеть, услышать и почувствовать. А еще шариком можно играть.

Воспитатель: А ещё наши дети могут сами превратить шарик в игрушку! Мы воздушные шарики превратим в веселые рожицы! Нам нужно будет для этого взять фломастеры и аккуратно нарисовать глаза, нос и рот. Но есть одно условие! Нужно одному держать шарик, а другому рисовать глаза, нос и рот. Можно это делать по очереди. Договоритесь между собой о том, как вы будете работать в паре.

Самостоятельная деятельность с воздушными шарами.

Воспитатель: Ну что Пятачок тебе понравилось у нас в гостях?

Пятачок: Да, я узнал много нового о воздухе.

Воспитатель: А вам дети понравилось играть с Пятачком?

Пятачок: Ребята пойдемте поиграем в наши веселые воздушные шары!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия по познавательному развитию «Путешествие в мир животных» (старшая группа)

Анализ занятия с  использованием  информационно -                     коммуникационн...

Конспект совместного с родителями занятия по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний» (старшая группа)

Конспект совместного с родителями занятия по познавательному развитию"Путешествие в страну Знаний" был использован на родительском собрании как метод активного слушания с целью дать возможность у...

Конспекты занятий По познавательному развитию Занятие по ПДД в старшей группе тема: Путешествие в страну «Почемучек»

Образовательная задача: Дать детям представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, закрепить знание дорожного знака – «пешеходный переход».Развивающая задача: Познакомить и учить р...

Конспект занятия по познавательному развитию по программе Радуга в старшей группе «Моя Родина – Россия».

Цель: упорядочить, закрепить информацию о России, ввести понятие Родина, формировать у детей чувство любви к России.Материал к занятию: презентация Power point, раскраска «Флаг России»....

Конспект итогового занятия по познавательному развитию детей. Тема: «Веселое путешествие» (старшая группа)

Конспект итогового занятия по познавательному развитию детей.Тема: «Веселое путешествие»Цель: Выявить качество знаний детей по данному разделу программы.Задачи: Закрепить и обобщить знания детей о сво...

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....

НОД по познавательному развитию "Что такое весна" (вторая младшая группа)

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе "Что такое весна"....