РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Я познаю мир»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Смутюк Ирина Владимировна

Сенсорное развитие ребёнка является важным и необходимым фактором  для полноценного развития и воспитания детей.  Возраст 2-3 года - это сензитивный период сенсорного развития. Но данный период является также и адаптационным для ребенка. По мнению ряда отечественных педагогов и психологов , сенсорное развитие необходимо для социальной адаптации детей. Данная программанаправлена на обогащение чувственного опыта детей посредством сенсорных игр и упражнений для создания условий их успешной адаптации в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ya_poznayu_mir_.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Звездочка» города Лесосибирска»

ОБСУЖДЕНО        УТВЕРЖДАЮ

на Педагогическом        Заведующий

совете        МКДОУ «Детский сад №17

Протокол №1        «Звездочка»

от ___.___.201  г.        __________Е.Ю.Коробейникова

        Приказ № ___________

                                        от___.____.20 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Я познаю мир»

первая младшая группа

        

        Воспитатель:

                                                                                                                                                 Смутюк Ирина Владимировна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сенсорное развитие ребёнка является важным и необходимым фактором  для полноценного развития и воспитания детей. В процессе сенсорного развития формируется восприятие, представление о внешних свойствах окружающих тел: ребенок познает мир через ощущения, посредством различных анализаторов: слухового, зрительного, вкусового, обонятельного, тактильного. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического и эстетического развития ребенка.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка 2-3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо  материала протекает незаметно для малышей в практической деятельности. Главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – формирование представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве и т.п. 

Возраст поступления детей в дошкольное учреждение  2-3 года – это сензитивный период сенсорного развития. Но данный период является также и адаптационным для ребенка. Сопровождение адаптационного периода является частью  системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.  

 Адаптивные возможности ребенка младшего дошкольного возраста  ограничены, поэтому переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к физиологическим, эмоциональным и поведенческим нарушениям.

По мнению ряда отечественных педагогов и психологов ( А. П. Усова, Н. П. Саккулина и т.д.), сенсорное развитие необходимо для социальной адаптации детей. Оно позволяет ребятам учиться общаться, решать конфликты, адекватно откликаться на происходящее вокруг. Сенсорное воспитание детей раннего возраста помогает им научиться интегрировать ощущения, правильно на них реагировать. Именно активизация ощущений и восприятия помогает ребенку в период адаптации справиться со стрессовой ситуацией.

Таким образом, сенсорное развитие детей является важным условием успешной адаптации детей 2-3 лет к дошкольному образовательному учреждению.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Рабочая программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2016. 

При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Цель программы – обогащение чувственного опыта детей посредством сенсорных игр и упражнений для создания условий их успешной адаптации в дошкольном образовательном учреждении.

Достижение поставленных цели требует решения определённых задач:

1. Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности

2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).

3. Развивать зрительную, тактильную и слуховую чувствительность, речевой слух, познавательную активность.

4. Развивать умение интегрировать ощущения, правильно на них реагировать

5. Воспитывать интерес к совместной деятельности, игре и общению со взрослым и сверстниками.

Программа разработана для детей в возрасте 2-3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Общее количество занятий – 15. Занятия планируется проводить 1 раз в две недели с продолжительностью 10 минут с октября 2017 по май 2018 года в МКДОУ «Детский сад №29 «Золотой ключик» в первой младшей группе. Форма проведения занятий – подгрупповая, групповая, индивидуальная.

Программа включает в себя первичную диагностику уровня сенсорного развития и уровня адаптации детей 2-3 лет, проводимую непосредственно перед началом всего цикла занятий, и повторную диагностику по его окончанию. Методики представлены в Приложении.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СРОКИ

БЛОК

ТЕМА

ЗАДАЧИ

ПРЕДМЕТНОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Сентябрь 2017

Первичная диагностика уровня развития сенсорных способностей и уровня адаптации детей

Октябрь 2017

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Пляшущие тени

Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Настольная лампа

Цветная вода

Знакомить детей с цветами.

акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода

Ноябрь 2017 г.

Ниточки для шариков

Учить сравнивать цвета по принципу «такой - не такой», знакомит с названиями цветов.

Воздушные шары и узкие ленточки зеленого, красною, синего и желтого цветов.

Разложи фигуры по местам

Познакомить с плоскими геометрическими формами-квадратом, кругом. Треугольником, овалом, прямоугольником, учить подбирать нужные формы разными методами.

Доски Сегена с тремя (круг, квадрат, треугольник) и пятью формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

Декабрь 2017 г.

Фигуры играют в прятки

Познакомить с объемными  геометрическими телами – шаром, кубом. Учить подбирать нужные формы.

Картонная коробка среднего размера (1-2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями: кубики и шарики одинакового размера (сначала использовать фигуры одного цвета).

Что звучит?

учить определять на слух звуки, правильно их называть.

Предметы, различные по звучанию, ширма.

Январь 2018 г.

СЛУХОВОЕ  ВОСПРИЯТИЕ

Коробочки со звуками

Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

Непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.

Февраль 2018 г.

Маленькие музыканты

Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают детские музыкальные инструменты.

Барабан, бубен, дудка, гармошка, металлофон, пианино.

Сверху, снизу и наоборот

Развивать слуховое внимание, определение направления звука.

Музыкальные игрушки.

Март 2018 г.

Спрячь в ладошке

Познакомить с понятием величины.

Предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты, резиновые игрушки и др.; по количеству детей).

Две коробки

Закрепить знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

Две картонные коробки с прорезями для проталкивания предметов (в одной коробке большая прорезь, а в другой маленькая); большие и маленькие предметы (по 3—6 шт. каждого размера),соответствующие по размеру прорезям.

Апрель 2018 г.

ТАКТИЛЬНОЕ  ВОСПРИЯТИЕ

Два поезда

Познакомить с  таким свойством величины, как длина, длинный, короткий,  одинаковые по длине, учить использовать знания в ходе практических действий с предметами, развивать глазомер, сравнивать предметы по длине на расстоянии.

Кубики, бруски; резиновые игрушки небольшого размера или матрешки.

Построй ворота

Учить использовать знания в ходе практических действий с предметами,   в ходе неожиданных ситуаций.

Строительные наборы; машины различной величины {высокая, низкая, широкая, узкая).

Май 2018 г.

Повторная диагностика уровня развития сенсорных способностей и уровня адаптации детей

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со

взрослыми, задает вопросы о людях, их действиях, о животных, предметах

ближайшего окружения.

          Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. использованию сенсорных эталонов.

          Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).

Дети различают и называют цвета спектра.        

Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.

Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает

чувство удивления, радости познания мира. Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов.

Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание программы включает 3 блока. Каждый блок ориентирован на развитие одного из видов восприятия (видов чувств):

1 блок – зрительное восприятие;

2 блок – слуховое восприятие;

3 блок – тактильное восприятие.

В содержание программы прослеживаются следующие виды работы с детьми:

1. Пальчиковые гимнастики;

2. Логоритмические упражнения;

3. Дидактические игры;

4. Адаптационные игры и упражнения;

5. Подвижные игры;

6. Экспериментирование;

7. Конструирование;

8. Сенсорные игры и упражнения;

9. Двигательные упражнения;

10. Ритмические упражнения;

11. Музыкальные игры и упражнения.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Настольная лампа, зеркальце, акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода, воздушные шары и узкие ленточки зеленого, красною, синего и желтого цветов, доски Сегена с тремя (круг, квадрат, треугольник) и пятью формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), картонная коробка среднего размера (1-2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями: кубики и шарики одинакового размера (сначала использовать фигуры одного цвета), предметы, различные по звучанию, ширма, предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты, резиновые игрушки и др.; по количеству детей), две картонные коробки с прорезями для проталкивания предметов (в одной коробке большая прорезь, а в другой маленькая); большие и маленькие предметы (по 3—6 шт. каждого размера), соответствующие по размеру прорезям, доска с углублений ми-трафаретами (по типу доски Сегена), в которые вставляются детали-вкладыши,различающиеся только размером (фигурки располагаются в ряд по возрастанию или убыванию величины (5-7 шт.)), матрешки разной величины (состоящие из 2-5 деталей), кубики, бруски; резиновые игрушки небольшого размера или матрешки, строительные наборы; машины различной величины {высокая, низкая, широкая, узкая), непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами, музыкальные игрушки, барабан, бубен, дудка, гармошка, металлофон, пианино.

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.

2. Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе. [Текст]: С. А. Важова // практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного Учреждения. - 2008.- №11.- стр51.

3. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.

4. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.

5. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст]: методическое пособие /Е. А. Янушко. -М: Мозаика – синтез, 2009.- 65с. С. 3 –

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Диагностика уровня адаптированности ребенка

 к дошкольному учреждению

(А.С.Роньжина)

Ф.И.  РЕБЕНКА

Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Общий эмоциональный фон поведения

Наблюдение за ребенком

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения со взрослыми

Взаимоотношения с детьми

Реакция на изменение привычной ситуации

Полож.

Неустойчивый

Отрицательный

Активен

Актив.при поддержке взр.

Пассивен/ р-ция протеста

Инициативен

Принимат иниц. взр.

Уход от в/отнош. Р-ция прот

Инициативен

Вступает в контакт при поддрержке взр.

Пассивен

Принятие

Тревожность

Неприятие

Баллы

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

Набранные баллы суммируются. Сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями:

2,6-3 балла - высокий уровень адаптированности. У ребенка преобладает радостное или устойчиво спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, группа сверстников, новое помещение).

1,6-2,5 балла - средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель возвращает отри-цательные эмоциональные реакции. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.

1—1,5 балла - низкий уровень адаптированности. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), выраженное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо, напротив, отсутствует активность, инициативность, при более или менее выраженных отрицательных реакциях.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Кобель Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

При проведение обследования задания предъявляются ребенку сразу для самостоятельного выполнения, после объяснения задания. Экспериментатор предлагает ребёнку сгруппировать игрушки; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей, сложить цветок называя цвета и определить предметы методом тактильного обследования. При этом все задания должны сопровождаться естественными жестами и комментированием действий.

 Если ребенок затрудняется выполнить задания самостоятельно, взрослый демонстрирует соответствующее действие, а затем просит ребёнка повторить его. Если дошкольник не справляется и в этом случае, то используется метод совместных действий. Например, педагог руками ребёнка собирает матрешку; складывает разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагается действовать самостоятельно.

По всем заданиям фиксируется:

 Желание сотрудничать со взрослым; понимание задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в окончательном результате;

 Способ выполнения задания (невыполнение, после совместных действий, после показа, самостоятельно);

 Результат: точное соответствие образцу взрослого, невыполнение, неточное соответствие.

Приступая к обследованию ребёнка младшего дошкольного возраста, экспериментатору необходимо установить эмоциональный контакт и доверительные отношения, а также обратить внимание на общее состояние ребёнка и только после этого предлагать ему выполнить следующие задания:

1. Группировка игрушек (методика Л. А. Венгера). Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.

Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.) (табл. 4).

Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая(круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».

Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.

Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения — умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату;

 результат. 1 балл — ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.

 3 балла — ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.

4 балла — ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.

2. Разбери исложи матрёшку четырёхсоставную, (методика Стребелевой Е. А.). Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.

Оборудование: четырёхсоставная матрёшка. Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку матрёшку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек ребёнка просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.

 Обучение: педагог показывает ребёнку, как складывается сначала двусоставная, а затем трёхсоставная и четырёхсоставная матрёшки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

 1 балл — ребёнок не принимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла — ребёнок понимает задание, стремится действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрёшки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

 3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребёнок понимает и принимает задание; складывает матрёшку практическим примериванием и методом проб; заинтересован в конечном результате.

3. Сложи разрезную картинку (из трёх частей), (методика Стребелевой Е. А.) Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье). Наглядный материал.

Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

 Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

 Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату;

результат. 1 балл — ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно.

 2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

 3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

 4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

4. Собери цветок (4 цвета) Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.

Оборудование: Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки(красный, синий, желтый, зеленый). Наглядный материал.

Проведение обследования: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как нужно по образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки называя цвета. Обучение: в тех случаях, когда ребёнок не может правильно сложить цветок, взрослый показывает, как необходимо сделать и просит назвать каждый лепесток.

Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату;

результат. 1 балл — ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

 3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно.

5. «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.) Задание направлено на проверку уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов.

Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку предметы, выложенные на столе, ребенку одеваются фланелевые очки, взрослый просит на ощупь определить, назвать и описать предмет.

Обучение: взрослый одевает фланелевые очки и показывает, как нужно обследовать и описывать предмет, и просит сделать ребенка так же. Если и после этого ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди даёт предметы и просит ребёнка описать их, задавая вопросы «Какой формы? Какой предмет на ощупь? и т. д.».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл — ребёнок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла — ребёнок принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

 3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.

В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:

  высокий уровень –выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 20–15;

 средний уровень –количество набранных баллов 15–10;

 достаточный уровень –количество баллов 10–5;

 начальный уровень – количество баллов 5–0.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Познай себя»

Практический курс для детей 5 – 7 лет, направленный на формирование у них коммуникативных навыков....

Рабочая программа по разделу «Ребенок познает мир» для детей средней группы

Рабочая программапо разделу «Ребенок познает мир» для  детей средней группыПояснительная запискаРабочая программа по разделу «Ребенок познает мир» (ОО «Познание») для детей средней группы составл...

Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста «Познай себя»

Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста...

Рабочая программа кружка по валеологии «Познай себя»

Рабочая программа кружка по валеологии в подготовительной группе...

Рабочая программа «Познай себя» для воспитанников 5-6 лет

Рабочая программа «Познай себя» направлена на формирования психологического здоровья дошкольников. Прежде всего следует рассмотреть понятие «психологическое здоровье».Необходимо различать понятия «пси...

Рабочая программа дополнительного образования "Познай-ка"

В ходе реализации  программы  знакомила воспитанников: с народными традициями, праздниками, русскими народными подвижными и хороводными играми;с элементами русского народного костюма...