Конспект открытого занятия по окружающему миру для детей старшей группы «Осень золотая»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия в старшей группе «Осень» Задачи : Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы. Формирование представлений о характерных признаках и периодах осени . Познакомить детей с осенними месяцами и осенними периодами. Обогащать словарь детей. Учить устанавливать элементарные и причинно-следственные связи и наблюдать явления природы .Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_v_starshey_gruppe_osen.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные задачи:

Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Самостоятельно находить признаки осени, учить устанавливать связи между явлениями природы. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие задачи:

Развивать наблюдательность, речь детей, умение обосновывать свои ответы. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Материал:

Игрушка ёжик, план с тропинками; зонтик; осенние листья, муляжи грибов, корзинка, зеркальце.

Ход занятия:

- Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)

(Ответы детей.)

- Ребята, о каком времени года здесь говорится? (об осени)

- А как вы догадались? (трава пожелтела, птицы стали улетать)

Воспитатель :- А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный осенний лист. И сейчас я предлагаю вам совершить путешествие в осенний лес. Вы согласны?

Лист осенний и волшебный будем мы передавать и красивые слова об осени по очереди называть.

Ой, посмотрите, кто это? Ёжик плачет. Его мама отправила в лес за грибами и чтобы он не заблудился дала ему план- карту как дойти до дома. Давайте поможем ёжику.

Дети рассматривают план. Находят на плане тропинку.

Тропинка «СОЛНЕЧНАЯ».

Вопросы к детям:

1. Какое солнце сейчас?

2. Какое солнце было летом?

3. Что стало с солнцем?

4. Почему оно стало хуже греть?

5. Почему оно меньше светит?

6. Какое солнце будет зимой?

Дети. Солнце сейчас не яркое. Летом оно грело, а сейчас не греет. Солнце меньше находится на небе, чем летом, и поэтому стало меньше греть. Меньше оно светит, потому что дни стали короче, а ночи длиннее. Зимой солнце будет светить и греть еще меньше. Если бы солнце светило одинаково, то не было бы осени, зимы и весны.

Игра «Солнечные зайчики»

Воспитатель с помощью зеркальца пускает солнечные зайчиков, а дети стараются их поймать.

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Поманю их пальчиком -

Пусть бегут ко мне!

Ну, лови, лови скорей -

Вот, вот, вот - левей, левей!

Прыг-скок, прыг-скок,

Убежал на потолок.

Вторая тропинка «ДОЖДЛИВАЯ».

Вопросы детям:

1. Какой бывает дождь?

2. На что похож дождь?

3. Какой дождь бывает летом?

Какой дождь бывает осенью?

(Ответы детей.)

Педагог. Конечно, дождь бывает разный. Летом идут веселые, грибные дожди. Осенью дождь моросящий, затяжной, холодный.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел дождик погулять

Шел неспешно по привычке , а куда ему спешить

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько «Ох»

И ушел, газон засох…

Тропинка «ЛИСТОПАДНАЯ».

Педагог. Посмотрите, как много листьев !

Вопросы к детям:

1. Почему листья желтеют и опадают?

4. С чем можно сравнить осенние листья?

5. Как называется явление, когда падают листья?

(Ответы детей.)

Педагог. Все листья, которые лежат на ковре принадлежат деревьям. Найдите листья березы. Найдите листья дуба. Найдите листья рябины. Найдите листья клена. Все ли листья одного цвета?

игра «Найди свое дерево».

Четвертая тропинка «ОСЕННЯЯ».

Воспитатель: А на этой тропинке мы с вами постараемся понять, что происходит с природой, когда приходит осень.

Вопросы к детям:

1. С чего начинается осень? (Солнышко начинает меньше светить, становится холоднее.)

2. Как изменяется долгота дня? (Меньше светит солнце, день становится короче.)

3. Что приходит к нам с деревьями? (Начинают желтеть и опадать.

листья с деревьев)

4. Что происходит с птицами? (Птицы улетают

в теплые края.)

5. Что происходит с животными? (Одни животные меняют шубки пи

теплые, а другие впадают в спячку.)

Тропинка «ГРИБНАЯ»

Посмотрите сколько здесь растет грибов.

По дорожкам, по тропинкам,

В лес осенний мы пойдем.

Под березкой, под рябинкой

Мы грибочков наберем. Какие бывают грибы? Правильно.(Съедобные и несъедобные)

Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами.

- А вы знаете зачем?

Дети: Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего?

Дети: Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.

Ребята, ёжик напоминает нам, что собирать можно только хорошо известные нам съедобные грибы.

Какие несъедобные грибы вы знаете? Почему их так назвали — „несъедобные"?»

Есть грибы ядовитые. В «несъедобных» грибах есть яд, который может вызвать отравление, может человек даже погибнуть. Давайте соберем съедобные грибы в корзинку.

Рассматриваем грибы, которые собрали в лесу.

Я родился в день дождливый, под березкой молодой

Круглый, гладенький, красивый, с ножкой длинной и прямой. (Подберезовик)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички, золотистые --- (Лисички)

Под деревцем, под осинкой, стоит мальчик с пальчик:

На нем сер кафтанчик, красна шапочка. (Подосиновик)

На толстой белой ножке коричневая шапка.

Наверняка любой грибник найти мечтает (Боровик).

Посмотрите, а вот и дом ежика, где его ждет мама ежиха. Мы с вами не только проводили ежика домой, но и грибов помогли набрать. Ежик говорит нам спасибо! А нам пора возвращаться обратно.

Лист осенний и волшебный

Снова мы передаем

И все вместе дружно с вами

Снова в садик попадем!

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в лес. Мы вернулись в детский сад! На каких тропинках мы побывали? На какой тропинке вам понравилось больше всего? О чем говорили? Что нового и полезного узнали?

Воспитатель: Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру для детей старшей группы «Путешествие в страну обуви вместе с Кузей»

Цель: Систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Обувь»Задачи: Закрепить знания о назначении обуви;Провести связь обуви с временами года;Повышать познаватель...

Конспект открытого занятия по окружающему миру для детей средней группы: Тема: «Вода и ее свойства».

Конспект открытого  занятия по окружающему миру для детей средней группы:                                  ...

Конспект развивающего занятия по окружающему миру для детей старшей группы "Поможем Мишутке выбрать тарелочку"

Занятие направленное на расширение и закрепление представлений детей о посуде и ее назначении в жизни человека, на формирование знаний детей о свойствах и признаках тарелок (цвет, форма, величина, мат...

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группы "Экскурсия в парк "Золотая осень"

Формирование представлений детей старшей группы об изменениях природы осенью....

Конспект ООД по познанию окружающего мира для детей старшей группы с использованием квест технологии «Загадки Осени»

Целью данного квеста является создание условий организации досуга дошкольников. Закрепление и расширение знаний о характерных признаках осени.Развитие интеллектуальных способностей детей. Расширение к...

Конспект открытого занятия по окружающему миру для детей средней группе «В гости к Девочке Весне»

Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной.Формировать бережное отношение к окружающей природе.Дать элементарные представления о в...

Конспект открытого занятия по окружающему миру для детей второй младшей группы «В гости к Девочке Весне»

Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной.Формировать бережное отношение к окружающей природе.Дать элементарные представлени...