Занятие по поисково-исследовательской деятельности "Удивительная вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Вера Валентиновна Калинина

Познакомить детей со свойствами воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_poiskovo_issl_voda_udivitelnaya.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАЛИНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «ИВУШКА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

_____________________________________________________________________________________

/142850, Российская Федерация, Московская область, городской округ Ступино, рабочий поселок Малино, улица Победы, владение 8.   тел./факс 8(49664) 55-370; e-mail:stup_ds_Ivushka@mosreg.ru/

Конспект ООД

по поисково - исследовательской деятельности:

«Удивительная вода»

                                                           

                                           Воспитатель: Калинина Вера Валентиновна

д.  Алфимово

 2021 год

Цель:   Познакомить детей со свойствами воды.

Задачи:

Образовательные:

1.Совершенствование знаний детей о значении воды в жизни человека.

2.Обучение детей навыкам проведения лабораторных опытов:

закрепление умения работать с инструментами, соблюдение необходимых мер безопасности.

Воспитательные:

1.Развитие социальных навыков: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, озвучивать  собственное  мнение,  прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

1.Развитие у детей фонематического слуха.

2.Активизация  и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

3. Формирование экологических знаний.

4.Формирование умения отгадывать загадки.

Материал:   стаканчики, вода, вилка, ложечка,  кусковой сахар, соль, лимон, камни, цветные полоски, картинки соли, сахара, лимона, гуашь,  лед, бумажные капельки, бумажное полотенце,  фартуки, нарукавники.

Предварительная работа:

1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2.Проведение опытов с водой.

3.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4.Использование игр о воде:

 «Какая бывает вода?»,

 Игра «Хорошо-плохо», игра «Вода и лед».

5.Чтение  художественной  литературы  по теме «Вода».

6.Наблюдение за водой на прогулке.

Ход занятия.

Игра «Привет»

Хлопая по ладошкам ребенку, взрослый приветствует его:

-Здравствуй, Миша!

Ребенок отвечает:

- Здравствуйте!

И так здоровается  с каждым ребенком.

В: Добрый день, ребята, сегодня в гости к нам пришел ученый ПОЧЕМУЧКА. Чем занимается ученый? (Ответы детей). Где он проводит опыты? (Ответы детей). Почемучке нужны помощники в его  волшебную лабораторию.   Вы согласны помочь ученому Почемучке в его опытах? Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать какие опыты вы будете проводить, вам надо разгадать загадку и отгадать волшебное слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,
На землю падает опять!

     В: -Вот  мы и узнали волшебное слово (вода), и ученый Почемучка  приглашает  вас в волшебную лабораторию, где вы будете  проводить опыты с водой, и узнаете  о свойствах воды.

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории и расскажем их ученому Почемучке:

  -не шуметь,

  -не пробовать на вкус,

  - работать только на своем месте,

  -не трогать без разрешения,

  -соблюдать осторожность.

         Одевайте фартуки,  нарукавники  и проходите в лабораторию.

         Видите, как здесь много всего интересного.

         Для чего нужны эти предметы? (Ответы детей).

         Ученый  Почемучкин  приглашает вас за столы.

Опыт №1  «Запах воды»

- Ребята, как узнать, чем пахнет вода? (Ответы детей)

Давайте поднесем стаканчик с водой к носу и понюхаем.

Вы чувствуете запах? (Ответы детей)

Вывод: У воды нет запаха.

Литература: Н.А.Рыжова «Исследования природы в детском саду в двух частях» 43 карточки для планирования и организации исследований природы с детьми старшего дошкольного возраста. ООО «Русское слово – учебник», Москва, 2017 год.  

Опыт №2  «Вкус воды»

 В: Дети, как узнать какого вкуса вода? (Ответы детей)

 Давайте возьмем воду ложечкой в рот.

 Скажите, вы почувствовали вкус у воды? (Ответы детей)

Вывод: Вода безвкусная

В: Дети, давайте проведем следующий опыт: положим в один стаканчик с водой сахар, в другой - соль, а в третий - кусочек лимона. А теперь проверьте вкус  воды  с помощью ложечки,  и  положите около стаканчика ту картинку, что соответствует вкусу воды..

В.-  Скажите,   какая вода стала по вкусу? ( Ответы детей)

Вывод: вода становится того вкуса, что в нее добавили.

Литература: Н.А.Рыжова «Исследования природы в детском саду в двух частях» 43 карточки для планирования и организации исследований природы с детьми старшего дошкольного возраста. ООО «Русское слово – учебник», Москва, 2017 год.  

Опыт №3  «Вода - прозрачная, вода - разноцветная»

В.- Посмотрите на воду. Давайте узнаем, какого она цвета.

На столе у вас лежат полоски цветной бумаги, приложите и сравните цвет воды и каждой полоски.

 Можно ли  сказать , что вода совпадает с одним из цветов? (нет) Какого  цвета  вода? ( бесцветная, прозрачная).

 Подумайте, а как можно еще проверить прозрачность воды? ( опустить ложечку в стаканчик).

 Опустите  ложечку в стакан  с водой.

 - Что вы видите? – (ложечку видно)

 - Почему видно ложечку?  (вода прозрачная)

 Вывод: вода прозрачная

 А теперь давайте добавим немного цветной краски в воду.

 Что вы видите? Какая стала вода по цвету?

 У всех вода стала одного цвета или нет? (Ответы детей). 

Вывод: Вода окрашивается в тот цвет, какого цвета краску добавили. 

 Литература: Н.А.Рыжова «Исследования природы в детском саду в двух частях» 43 карточки для планирования и организации исследований природы с детьми старшего дошкольного возраста. ООО «Русское слово – учебник», Москва, 2017 год.  

Опыт №4   «Уровень воды»

В: - Ребята, сколько воды у вас в стаканчике? А как сделать, чтобы воды стало больше? (Ответы детей?).

  Давайте так и сделаем. (Кладем камешки в стаканчик).

 В.- Что у вас получилось? Сколько стало воды в стаканчике (Ответы детей)

Да, воды в стаканчике стало больше.

Вывод: Камешки, заполняя стаканчик, выталкивают из него воду.

 Литература: О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» Т Ц Сфера, Москва, 2010год, стр. 82.

Опыт №5    «Вода жидкая -вода твердая»

 -Дети, а вы   можете  удержать воду в ладошках? (Ответы детей).

  Давайте  я  вам  налью воду в ваши ладошки.

  Что происходит с водой? (Ответы детей)

  Почему вода не удержалась в ваших ладошках? (Вода жидкая)

 Вывод: Вода - жидкая.

 В: Ребята, как нам можно удержать воду в руках ( Воду надо заморозить)

 Как называется замороженная вода? (Ответы детей).

 Какой лед на ощупь? (Холодный, твердый).

 В: Кладет каждому в ладошки кубик льда.

 Вывод: Замороженная вода твердая.

Литература: Н.А.Рыжова «Исследования природы в детском саду в двух частях» 43 карточки для планирования и организации исследований природы с детьми старшего дошкольного возраста. ООО «Русское слово – учебник», Москва, 2017 год.  

 

Путешествие-поиск.

 В.- Ребята, давайте посмотрим в нашей группе,  где вода живет  у нас, для чего она нужна, и на этом месте приклеим синюю капельку.

Дети идут по группе, делают остановки

- в игровом уголке,

- около мойки,

- в умывальной,

- возле растений,

- обеденных  столов.

Игра «Хорошо-плохо»

(ТРИЗ-технология)

 - Вода хорошо: пить воду,  плавать в пруду, купаться в ванной,  умываться, поливать растения, любоваться морем, рыбкам нужна вода для жизни, играть с мыльными пузырями,  стирать, готовить еду и т.д.

 - Вода плохо:  можно захлебнуться, промочить ноги, затопить квартиру, простудиться от питья  холодной водой, промокнуть под дождем, получить ожог  горячей водой и т.д.

  -Ребята, давайте представим ситуацию, что вся вода на земле пропала.

 Что тогда будет с человеком, животными, растениями? ( Ответы детей)

 Да, без воды все живое на земле засохнет и погибнет.

Человек без воды может прожить  всего семь дней.

    Вода – это очень важно, и воду надо беречь.

      А как надо беречь воду?

      Что для этого нужно делать? (Закрывать кран, не включать сильно воду, не кидать в водоемы мусор).

В:  -Молодцы, ребята!

     - С чем мы сегодня проводили опыты?

-Что мы сегодня с вами узнали о воде?

-Какая бывает вода?  (теплая, грязная, горячая, холодная, пресная, прозрачная, замороженная, газированная и т.п.).

-Что вода может делает? (течь, литься, журчит, растекаться, капать, замерзать, таять и т.п.)

   -Для чего вода нужна человеку?  (пить, стирать, мыться, готовить чай, купаться, готовить еду, наводить чистоту в квартире, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

 

 В:  Вот мы с вами и узнали  свойства воды. Свойства воды оказались  просто удивительные. Но это не последние опыты в  лаборатории с ученым  Почемучкиным. Он опять пригласит вас  в следующий раз.

                     А теперь давайте попрощаемся с ним, как мы умеем!

Игра «Встретимся опять»

    Дети встают в круг, протягивают  вперед  руку, делая пирамиду из ладошек и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять -

Скоро встретимся  опять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по поисково-исследовательской деятельности "Мы исследователи"

Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе....

Конспект занятия- формирование целостной картины мира, познание. Поисково-исследовательская деятельность "Волшебница-вода!"

  Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе     ( образовательные области: познание , безопасность, коммуникация, труд )....

Поисково - исследовательская деятельность "Волшебница - вода"

развитие познавательных способностей детей, через детское экспериментирование...

Открытое занятие по поисково - исследовательской деятельности «Магнит – это интересно» (старшая группа)

Цель: развитие интереса к поисково-исследовательской деятельности.Программное содержание:Формировать представления о различных сторонах изучаемого предмета (магнита), его взаимоотношениях с другими пр...

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие с Капелькой в Царство воды"

Форма проведения занятия: познавательно-игровое. Занятие для детей средней группы по поисково-исследовательской деятельности  с целью создания целостного представления о воде как природном явлени...