ОД Познавательное развитие "Сундучок тётушки Алёны"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Соломонова Людмила Николаевна

формировать интерес к русскому прикладному искусству глиняной и деревянной игрушке;

-установить связь между поделками и людьми, их сделавшими;

-дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки, желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sunduchok_tyotushki_alyony.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение                                                                       детский сад «Буратино».                                                                                                        Хвастовичского района Калужской области.

Образовательная деятельность                                                                                      по познавательному развитию на тему:

«Сундучок тётушки Алёны».

Подготовительная группа

                                                                     Воспитатель:

                                                                   Соломонова Людмила Николаевна

                                                 с. Хвастовичи

                                                      2018г

Цель: формировать интерес к русскому прикладному искусству глиняной и деревянной игрушке;

-установить связь между поделками и людьми, их сделавшими;

-дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки, желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Материал: сундук, игрушки — матрешка (семеновская) дергунчик, каргопольская, филимоновская, дымковская; запись «Русской плясовой».

Словарь: горница, филимоновская игрушка, дымковская игрушка, каргопольская игрушка.

Ход занятия

Приветствие тетушки Алены: воспитатель в русском народном сарафане

Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Садитесь поудобнее, начнем наш разговор. Поговорить я хочу с вами сегодня о добре. Кто нам объяснит, что такое добро.

ходе ответов и рассуждений делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, — это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.)

  • Да, дети, это самое бесценное добро. Вот видите, у меня в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его — он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю — береги!». Вот я и берегу! Старенький сундук, уж 200 лет ему, а может, и больше.

Как вы думаете, детки, что в нем? (Предположения детей.) А хотите заглянуть?

2-3 ребенка вместе с тетушкой Аленой открывают сундук.

  • Ой, да здесь матрешки, да какие красивые! Для чего этих матрешек сделали? Чтобы деткам играть, развлекаться, ума набираться.

Из чего мастер их вырезал? Но ведь дерево светлое! А матрешки цветные, яркие. Как это получилось?

  • Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой?
  • Почему вы так решили?
  • Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой матрешке. Поэтому матрешку любят и взрослые, и дети.

А посмотрите на этого веселого человечка. Эту игрушку тоже придумали в старину. Называется она — дергунчик. Как вы думаете, почему игрушку так назвали?

Что можно сказать о мастерах дергунчиков?

  • Конечно, но еще надо добавить, что они умные: ведь это надо придумать, сообразить, что с чем соединить, чтоб получилась такая интересная и забавная игрушка.

Игрушки мастерили не только деревянные, но и лепили из глины. А давайте еще в сундучок заглянем: нет ли там какой-нибудь глиняной игрушки. (Приглашает желающих. Дети достают филимоновские игрушки.)

  • Какие замечательные птички да зверюшки! Да это, кажется, не простая игрушка, а свистулька — свистит. Не помните, как называются такие игрушки? Где их сделали?

Однажды мужик да баба из деревни Филимоново, которая расположена в Тульской области, копались в огороде и обнаружили в земле глину, мягкую, гладкую. Попробовал мужик из нее птичку слепить — ладная получилась. Сложили глину в корыто

да в избу принесли — пригодится. Урожай в саду, в огороде осенью собрали, сена скотине заготовили, пшеницу, рожь убрали — муки намолотили. К зиме дел поубавилось, вот про глину и вспомнили. Намесили глины, налепили птичек да зверюшек. Мужик ловко так дырочки в них сделал — игрушки и засвистели, получились свистульки. Чтобы глина крепче была, зверюшек да птичек в печи обожгли, а потом белым мелом побелили.

Говорит баба мужику: «Что-то белая игрушка невеселая, деток не порадует. Давай ее красками цветными разрисуем». Так и сделали. Разрисовали игрушки полосками красными, точечками желтыми, зелеными. И получились игрушки вот такие. Вот уж детям было радости! Свистят да приплясывают.

А потом дед да баба детей своих научили игрушку делать. Те выросли — своим сыновьям и дочкам показали. Так все село Филимоново стало заниматься этим делом. А игрушки эти торговые люди по всей Руси разнесли. И стали их называть — филимоновская игрушка.

На Руси много сел да деревень, и везде живут люди добрые да умелые. Вот, например, в Каргопольском крае тоже игрушку из глины лепили, но другую. Я сейчас в сундуке поищу. Помоги мне... (Вызывает-2-3 детей.) Вот она. Посмотрите, какие фигуры крепкие, лица добрые, широкие! А это зверюшки «очеловеченные» — звери в одежде, которую люди тогда носили. Что можно сказать о них? (Сильные, добрые, веселые.) Такие люди и живут в Каргопольском крае — сильные, добрые, веселые, умные. Смотрю на эти игрушки, и самой поплясать хочется. Вижу по глазам, что и вам тоже!        

(Музыка: «Русская плясовая» — произвольная пляска.)

Воспитатель. После такого веселья опять в сундучок заглянуть надо. А вдруг там еще какая-нибудь игрушка осталась? (Достает из сундука дымковские игрушки.)

Смотрите-ка, это тоже глиняная игрушка, но совсем другая. Никто не подскажет, как ее называют? Ну конечно, это дымковская игрушка, из села Дымково.

Давайте поставим филимоновскую и дымковскую игрушку рядом и поиграем в игру «Найди сходство и различия».

  • Теперь мы с вами всегда сможем объяснить, какая игрушка- дымковская, а какая -филимоновская, а уж каргопольскую сразу узнаем.

-Давайте, дети, еще раз полюбуемся на деревянную и глинянную русскую народную игрушку. Положите все руку на сердце, чувствуете, как сердцу вашему становится тепло? Все почувствовали? А знаете почему? Это доброта, ласка, любовь игрушек поселились в вашем сердце. Добрые мастера, которые делали игрушку, подарили вам любовь.

-Вот о каком добре говорила моя мама, когда дарила мне этот сундук. Такую игрушку -матрешку дымковскую, каргопольскую, филимоновскую -делают только в нашей России, только русские люди. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на Земле. Когда к нам, в Россию, приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку. А почему игрушку так называют? (Ответы детей.)

-Я думаю, мы тоже сможем слепить филимоновских птиц. Отдохните – и возьмемся за дело.                                                                                                                           Обращаю внимание на форму птиц. Обсуждаем с детьми порядок выполнения работы. Дети лепят игрушки, затем украшаем их узорами. По окончанию работы делаем выставку, проводим анализ работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Тётушка Тыква в гостях у ребят"

Целью данного занятия является формирование ценностного отношения дошкольников к здоровью....

Методическая разработка: НОД с детьми первой младшей группы «Поиграем с куклой Алёной»

Цель: формировать у детей интерес к познавательной деятельности, учить грамотно отвечать на вопросы воспитателя, развивать творческие способности.ЗадачиЗакреплять знания детей о строении тела.Учить че...

ООД "В гости к тётушке Сове". Познавательное развитие

Цель: расширение представлений  детей о зимующих птицах; воспитание заботливого отношения к ним....

ООД по познавательному развитию детей в старшей группе по теме «В гостях у тётушки Жу- жу!»

Выявить и обогатить представления детей о значении насекомых( пчёл) в жизни человека, раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение пчёл  в жизни людей и желание б...

Познавательно - экологический проект для детей старшей группы "Тётушка Тыква"

В проекте описывается создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию тыквы....

Конспект занятия по познавательному развитию "В гостях у тётушки Совы"

Закрепить представление детей о геометрических фигурах: умение различать геометрические фигуры, умение сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине)....

Познавательно – развлекательная игра - викторина "В гости к тётушке Сове"

Познавательная игра  - викторина  на закрепление знаний о природе, видах спорта. На закрепление звукопроизношения....