Образовательная деятельность Тема «Предзимье. Как животные готовятся к зиме в лесу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иртаева Махаббат Ириковна

Образовательная деятельность

Тема: «Предзимье. Как животные готовятся к зиме  в лесу»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность

Тема: «Предзимье. Как животные готовятся к зиме  в лесу»

Цель: развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, связной речи, формирование словаря.

Задачи:

 Образовательные:

• активизировать в речи детей номинативный словарь названий диких животных, внешних признаков, их детенышей, названий жилищ диких животных;

• закреплять обобщающие понятия (дикие);

• упражнять в образовании относительных прилагательных;

• продолжать учить образовывать множественное число существительных в И. п. и Р. П.;

• знакомить с различными способами образования слов;

• упражнять в согласовании имен числительных с именами существительными;

• упражнять в образовании существительных в уменьшительно-ласкательной форме с помощью суффиксов;

• учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

Развивающие:

• развивать связную речь через полные ответы на вопросы;

• составлять грамматически правильные предложения;

• развивать образное мышление и память, зрительное восприятие;

• развивать навыки культурного и доброжелательного общения, дружеские отношения между детьми.

         Воспитательные:

• воспитывать умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других людей;

• воспитывать любовь к ближнему, содействовать улучшению поведения ребенка, смягчению характера;

• воспитывать умение слаженно и дружно работать в команде.

         Материал:

         Демонстрационный: письмо, слайды с изображением диких животных, экран, проектор, ноутбук, мяч, сюжетные картинки «как дикие звери готовятся к зиме».

 Раздаточный: серия картин «Дикие животные и их детеныши».

 Предварительная работа:

• рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Дикие животные».

• проведение дидактических игр: «Кто, где живёт», «Кто, чем питается», «У кого кто», «Что изменилось?», «Один-много», «Назови детенышей», «Подбери признак», «Составь рассказ по картинкам» и др.

• чтение рассказов: Н.Сладков «Лиса и заяц», В.Бианки «Купание медвежат», В.Бианки «Хвосты», М.Пришвин «Еж», Л.Толстой «Зайцы» и др.

•рисование «Лиса», аппликация «Наш мишка», лепка «Ежик»;

• проведение сюжетно-ролевой игры «Звери в лесу»;

• настольные игры «Лото-животные», «Домино»;

• беседы с детьми о лесе; беседа о том, как дикие звери готовятся к зиме; беседа: «Дикие животные наших лесов»;

• сравнение диких и домашних животных;

• отгадывание загадок о диких животных.

         Методы и приемы: проблемная ситуация, создание ситуации успеха, беседа по сюжетным картинкам, рассуждение, динамическая пауза, дидактические и речевые игры «Доскажи словечко», «Какой, какая?», «Назови детенышей»; интерактивная игра «Выбери животное нашего леса», «Кто, чем питается?»; пальчиковая гимнастика, разъяснение, демонстрация, помощь, обсуждение.

         Активизация словаря: дикие, хищники, травоядные, питание, запасы, длинноухий, большерогий, толстопятый.

 

Ход занятия:

 Организационный момент.

 Воспитатель в кругу с детьми

 Психогимнастика:

 Солнышко с утра встает

Улыбнуться всех зовет!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро!

Солнцу и птицам

Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

 Дети садятся на стульчики.

Введение в тему (актуализация знаний, создание проблемной ситуации)

Воспитатель:

 — Ребята, скажите какое сейчас время года? (осень) Правильно, поздняя осень. На улице сегодня холодно.

Холод, ветер на дворе,

Руки мерзнут в ноябре.

Осень поздняя несет

Первый снег и первый лед.

 

Воспитатель:

— Ребята, я сегодня пришла на работу и обнаружила, что нам пришло письмо.

Давайте посмотрим, что это за письмо? (Воспитатель берет письмо и распечатывает конверт, читает)

— Это письмо от зайчика о помощи. Так случилось, что он остался один. Давайте послушаем письмо.

(Воспитатель читает стихотворение А.Блока «Зайчик»)

— Ребята, на что жалуется зайчик? (дети отвечают)

-Да, стало очень холодно, лес стал голый, зайчику стало голодно и страшно. Ведь впереди зима. Давайте, поможем зайчику приготовиться к зиме и подскажем, как ему спастись от врагов и легче пережить зиму.

Дети:

— Да.

Воспитатель:

— Ребята, а вы знаете, что не только зайчик, но и другие звери, живущие в лесу, тоже готовятся к зиме, чтобы им не замерзнуть. Вспомним, как называются звери, живущие в лесу?

 Дети:

— Дикие животные.

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, почему эти животные называются дикими?

Предположения детей

Воспитатель:

— Да, эти животные называются дикими, потому что они не приручены человеком, они сами заботятся о себе и сами добывают себе еду.

 — Чем же питаются дикие животные?

 Дети:

-травой, ягодами, плодами кустарников и деревьев, другими животными.

Введение нового знания:

Воспитатель:

— Правильно. Есть звери-хищники, которые питаются мясом и охотятся на более мелких животных, а есть звери травоядные. Как вы понимаете слово «травоядные».

Дети:

-Эти звери едят траву, разные растения, кору деревьев.

Воспитатель:

— Правильно, слово «травоядные» означает: есть траву, т. е. питаться растениями (словообразование, введение нового слова).

— Давайте отправимся в лес и узнаем, какие звери живут в нашем лесу.

И поможем зверям разобраться, что кому нужно, чтобы подготовиться к зиме?

На экране интерактивная игра «Выбери животных, которые живут в наших лесах»

Дети выбирают и называют животных нашего леса, воспитатель проверяет правильность ответа (если ответ верный, животное перемещается в лес).

Воспитатель:

— Молодцы, ребята, справились с заданием.

А теперь, вставайте в круг, поиграем в игру «Признаки животного». Я вам называю дикое животное, а вы мне говорите какое оно?

Дети в кругу, воспитатель кидает мяч по очереди каждому ребенку, называя животное, дети называют признаки, отвечая на вопрос «Какой?», «Какая?»

Белочка — заботливая, трудолюбивая, хлопотливая, шустрая, ловкая.

Заяц — трусливый, боязливый, пугливый, белый, серый,

Медведь — неуклюжий, косолапый, неповоротливый

Еж — колючий, храбрый, отважный, смелый.

Рысь — ловкая, быстрая, смелая, чуткая.

Лось — большой, сильный, быстрый, травоядный

Волк быстрый, злой, серый, зубастый.

Лиса — красивая, пушистая, осторожная, хитрая, быстрая.

Мышка — маленькая, серенькая, пугливая,

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Справились и с этим заданием. Все дикие звери по-разному приспосабливаются к жизни в лесу зимой. Им нужно пережить зиму, ведь весной у них появится потомство.

— У вас на столах лежат картинки с животными и их детенышами. Но они потерялись и перепутались. Давайте разберемся, у кого какие детеныши?

 Дидактическая игра «У кого кто?» (Раздаточные картинки с изображением диких животных и их детенышей. Они перепутаны. Дети в парах находят для мамы ее детенышей и в зависимости от того, сколько детенышей изображено на картинке, дети определяют падежные окончания. Например: у лисы четверо лисят, у медведицы два медвежонка, у лосихи один лосенок).

 

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Справились и с этим заданием.

 Воспитатель:

— А теперь передохнем, физкультминутку проведем.

 Физкультминутка

Тук-тук молоток, мы построим теремок. (стучат кулачком о кулачок, ладони сложить уголком)

Вот это — ворота, (ладони перед собой)

Вот это — замок, («замок»)

Вот это — окошко, («окошко»)

Вот это — труба. (руки поднять вверх)

Все дикие звери, скорее сюда. (руки вперёд, хватательные движения)

И лось здесь рогатый, (ладони скрестить)

И мишка лохматый, (сжимать и разжимать пальцы)

И ёжик колючий, (переплести пальцы)

Бельчонок прыгучий. (2 хлопка)

Здесь беленький зайчик, («ушки» из пальцев левой руки)

Здесь рыженький лис, («мордочка» из пальцев правой руки)

Зубастый волчонок, («зубы» из пальцев левой руки)

И серая мышь. («мордочка» из пальцев правой руки)

 Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. А теперь давайте разберемся, чем питаются дикие звери.

Ведь зимой им очень туго приходится с едой.

Внимание на экран.

Интерактивная игра «Кто, чем питается?»

На экране картина с изображением дикого животного и вариантами его пищи. Дети выбирают варианты. Если вариант правильный, он увеличивается, если нет — пропадает.

Воспитатель хвалит детей.

— А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете о диких животных и их жизни. Поиграем в игру «Да и Нет» Если то, что я говорю будет правдой вы говорите «Да», если не правильно и так не бывает, то вы говорите «Нет». Понятно?

Дети:

-Да!

Игра «Да и Нет»

— Отвечайте на вопрос:

У белочки маленький хвост? (Нет)

— Лиса, когда зимой убегает

Пушистым хвостом следы заметает? (Да)

— Вы скажите так бывает:

Волк орешки собирает? (Да)

-Верно или не годится,

Что зайчишка всех боится? (Да)

— Зимой в лес пойдем гулять,

Грибы мы будем собирать? (Нет)

Лось — ребята очень строгий,

Потому что большерогий. (Да)

— Вы скажите так бывает:

Мышки по небу летают? (Нет)

-А сова –лесная птица

Ночью ей совсем не спиться? (Да)

-Зайчик — это зверь прыгучий? (Да)

— Ежик — тот совсем колючий? (Да)

— Мышка прячется в дупло? (Нет)

— Ведь в дупле живут бельчата? (Да)

— В логове живут зайчата? (Нет)

— У ежа длинные ноги? (Нет)

— спит зимой медведь в берлоге? (Да)

 Воспитатель:

— Молодцы, ребята, ведь, действительно, звери по-разному готовятся к зиме.

Кто-то утепляет свое жилище, кто-то делает запасы на зиму, кто-то нагуливает жир и готовится к спячке, кто-то утепляет свою шерстку и мех, а кто-то меняет свою окраску.

Например, лоси уходят далеко в чащу леса, где много кустарника и валежника, где холодный ветер утихает и легче переносить холод, куда трудно пробраться хищным животным. Плотный мех мешает хищникам продвигаться в густом валежнике и лоси в безопасности зимуют.

         А вот лиса и волк к зиме отращивают густую шерсть, они не впадают в спячку. Эти животные хищники и поэтому все время ищут себе еду.

         А теперь ребята попробуют рассказать по картинкам, как дикие животные готовятся к зиме.

 На доске по очереди выставляются сюжетные картинки с изображением животного (белка в дупле, заяц серый и белый, медведь спит в берлоге, ежик спит в гнезде под листьями, изображение лисы и волка зимой)

Дети рассказывают по определенной картинке о том, как каждое из животных готовится к зиме.

         Дети: Белочка делает летом и осенью запасы на зиму, прячет в свои лесные кладовые шишки, орешки, сушеные грибы. Лесные кладовые она устраивает в старом дупле, которое оставил трудолюбивый дятел. У белочки к зиме меняется цвет и густота шубки.

Еж осенью сытно питается, чтобы накопить под своей колючей шубкой очень много жира, потому что зимой он впадает в спячку и ему нужно спокойно спать всю зиму. Ежик выбирает для себя удобную ямку, где-нибудь под раскидистым деревом, заворачивается в листья и засыпает, ожидая, когда его засыплет снегом.

Медведю тоже надо хорошенько питаться, накопить под шкурой побольше жира, чтобы всю зиму преспокойно спать. Медведь устраивает себе берлогу в небольшом овражке, завалив на него дерево и забросав сухим валежником. Забирается внутрь и засыпает. Когда выпадает снег и засыпает овражек, медведю становиться тепло и уютно.

Заяц меняет серую шубку на белую, более теплую. Он это делает, чтобы зимой было тепло и чтобы быть незаметным на снегу. Ведь у зайчишки очень много врагов. Это и лиса, и волк, и сова, и куница. Летом зайчишка вволю щипал травку, осенью лакомился разными плодами, а зимой туго ему приходиться, остается только кора деревьев и ветки кустарников, которые торчат из–под снега.

 Воспитатель просит детей подойти к нему.

 Рефлексия

Воспитатель:

— Ребята, о каких животных мы сегодня говорили?

Дети:

— О диких, лесных.

Воспитатель:

— Мы узнали, сто животные, которые питаются растениями, травой, называются …

Дети:

-Травоядные

Воспитатель:

— а животные, которые охотятся на других более мелких животных, называются…

Дети:

— Хищники.

Воспитатель

Мы вспомнили, как называют жилища диких зверей. Мы теперь знаем, как животные готовятся к зиме, и какие условия нужны, чтобы дикие животные хорошо себя чувствовали в лесу. Ведь лес — дом диких животных, а мы в лесу гости. Будем осторожно и бережно относиться к диким животным, ведь им и так очень трудно выживать в лесу. А для вас у меня есть угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Как дикие животные готовятся к зиме»

Программное содержание:Учить составлять число 9 из двух из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа;Уточнить знания детей о различии и названии линий: прямой ломаной;Совершенствовать...

Непосредственная образовательная деятельность по разделу "Природный мир" по теме "Как дикие животные готовятся к зиме" (ОО "Познавательное развитие", средняя группа)

Данный конспект закрепит знания детей о диких животных, об изменениях в природе, связанных с временем года. Познакомит детей с тем, как дикие животные приспосабливаются к зиме....

Непосредственно- образовательная деятельность по образовательной области художественно-эстетическое развитие на тему: «Как лесные животные готовятся к зиме?» Дазырбан О.В.

Непосредственно- образовательная деятельность  по образовательной области  художественно-эстетическое развитие на тему: «Как лесные животные готовятся к зиме?» Дазырбан О.В....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего возраста Тема: «Как дикие животные готовятся к зиме»

Конспектнепосредственно образовательной деятельности для детей среднего возрастаТема: «Как дикие животные готовятся к зиме»...

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности по теме: «Как дикие животные готовятся к зиме» для детей средней группы

Цель: познакомить детей с особенностями подготовки диких животных к зиме.Задачи:Образовательные: формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведении жив...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Растения и животные готовятся к зиме»

Задачи приоритетной образовательной области:«Познавательное развитие» развитие любознательности, интересов детей, систематизировать  знания о геометрических фигурах, величине, простра...