Краткосрочный проект "Экспериментирование со снегом,льдом и водой"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Гацуцина Наталья Юрьевна

Данный проект предназначен для знакомства детей со способами исследования и пробуждения исследовательского интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eksperimentirovanie_so_snegomldom_i_vodoy.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                       МБОУ «Первая школа им. М. А. Пронина»

              Познавательно– исследовательский проект

          «Экспериментирование со снегом, льдом и водой»

                                                                                                             Выполнила: Воспитатель

                                                                                                             Гацуцина Н.Ю.

                                                     

                                                        г. Звенигород 2022г.

Паспорт проекта

Образовательная область: познание.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: в реализации проекта принимают участие дети старшей группы(5 – 6 лет), родители, воспитатель.

По продолжительности: краткосрочный.

Формы реализации проекта: наблюдения, опыты, эксперименты, практически-творческая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, игры.

Цель. Расширять познавательное представление о свойствах снега и льда и воды.

Задачи.

  1. Формировать способности исследовательской деятельности на примерах проведения опытов, познавать экологическое влияние снега и льда на землю.
  2. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
  3. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Актуальность

В экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет главную роль практико-исследовательская экспериментальная деятельность. Через такую деятельность дети учатся наблюдать, рассуждать, планировать, обобщать, делать выводы и многое другое. Снег и лёд в городе наблюдать не каждый год удаётся. В этом году зима была снежная и морозная. И детский интерес познания такого явления не заставил себя ждать.

Проблема. На прогулке зимой неожиданно пошел снег хлопьями. Дети восхитились такому явлению природы. Стали ловить снежинки, рассматривать их. Кто-то из детей сказал: – «Это волшебство!». Спросили, как появляются снежинки, почему они пушистые, холодные? Приносят они пользу или вред? И мы решили разобраться в этих вопросах и узнать всё о снеге и льде.

Что знаем о снеге, льде и воде?

Что хотим узнать?

Холодный

Почему снег липучий?

Снег белый, лёд бесцветный

Точно ли снег белый, а лёд бесцветный?

Снег похож на вату

А какой ещё бывает лёд?

Снег идёт из облаков

Как снег появился в облаках?

Из снега можно слепить снеговика.

На что похож лёд?

Лёд прозрачный, твёрдый, скользкий.

 

Продукт проекта: фотоотчёт проделанных  опытов и наблюдений.

Ожидаемые результаты:

  • Расширение знаний о свойствах снега и льда и воды;
  • Формирование представлений о трех агрегатных состояниях веществ: жидком, твердом и газообразном;
  • Расширение  словарного запаса;
  • Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности,  творческих способностей, познавательной активности;
  • Активное участие воспитанников  в проведении опытов и исследований;
  • Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный

1. 1. Разработка плана реализации проекта.

1. 2. Подбор методической литературы.

2 этап. Практический

  1. 1. Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – снегом, льдом и водой.
  2. 2. Подбор подвижных и речевых игр.
  3. 3. Составление и создание опытов, экспериментов со льдом, снегом.
  4. 4. Наблюдения на прогулке.
  5. 5. Проведение беседы о свойствах льда и снега.
  6. 6 Заучивание стихов про снег, лёд.

Чтение художественной литературы:

И. Суриков «Зима»; Русская народная песня «Как на тоненький ледок…», О. Высоцкая «Снежный кролик»; С.А. Есенин «Белая береза»; В. Берестова «Гололедица»; А. Усачева «Снежинка»; Русские народные сказки: «Два мороза»«Морозко», К.Д. Бальмонт «Снежинка»; А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»; В. Донниковой «На катке»; И. Бунин «Первый снег»; разгадывание загадок.

Словесные игры

«Как на ёлке снег" «Из чего- какой» (горка из снега -снежная)«Скажи наоборот» Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Подвижные игры

«Штурм снежной крепости»«Снежный торт»«Два мороза»«Мороз красный нос»«Снеговик шагает по лесу»«Санный круг»; Народные хороводные игры: «Снежная карусель»«Метелица»«Что нам нравится зимой». Игровые упражнения «Скольжение по ледяным дорожкам».

Игры со снегом и льдом на прогулке: «Постройка снеговиков и крепость»«Метание снежков»«Снег, снег кружится»«Снежный ком»

Наблюдения

За зимними природными явлениями (снег, снегопад, лёд, гололед);

За зимним небом (снеговые тучи, белые пушистые облака);

За сугробами на улице. За образованием сосулек. За оттепелью.

Рассматривание иллюстраций

«Природные явления»«Рассматривание снежинок»«Рассматривание инея»

Опыты и эксперименты со снегом и льдом и водой

«Свойство снега и льда»«Таяние льда в воде»«Чистота снега»«Цветные льдинки», Свойства воды», «Вкус воды», «Запах и прозрачность воды», «Впитывание воды»

Дидактические игры:

«Когда это бывает»«Собери в корзину снежки»«Земля, вода, и воздух»«Выбери нужное»«Где снежинки?»«Выполни рисунок»«Узнай по описанию»«Зимние запасы».

Беседы: «Осторожно, гололед»«Что будет, если одеться не по погоде».

Беседа о свойствах снега; Беседа о правилах поведения на улице зимой; «Лед – опасность»;

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование

«Зима»«Снежинка»«Деревья в инее»«Дети гуляют зимой на участке»«На катке».

Слушание

«Что нам нравиться зимой», муз. Е. Тиличеевой, «Времена года» П. И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Танцевальное творчество «Метель» Г. Свиридова».

Консультация для родителей: «Закаляйся»«Экспериментируем дома -опыты со льдом и снегом»; Папки – передвижки «Зима»

В заключение проекта.

Что узнали?

Что снег бывает липучим и сыпучим – зависит от температуры воздуха.

Снег белый, а лёд прозрачный.

Лёд похож на стекло.

Круговорот воды в природе.

Снег в воде тонет, а лёд плавает.

Снег тает быстрее, чем лёд.

Снег спасает растения от заморозков.

Весной снег и лед тает и земля насыщается влагой.

Вода не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха.

3 этап. Заключительный.

Продукт проекта.

  1. Снежные поделки на территории участка в детском саду.
  2. Выставки поделок и рисунков на тему проекта.
  3. Презентация проекта

Список используемой литературы.

  1. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» (старшая группа).
  2. С.Н. Николаева «Юный эколог»
  3. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке»
  4. В. А. Дергунская, А. А. Ошкина «Игры-эксперименты с дошкольниками»
  5. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
  6. Н.А Рыжова «Исследования природы в детском саду» 1 часть.
  7. К.Ю. Белая «Образовательные проекты в детском саду»
  8. «Картотека экспериментов в старшей группе», опыт №15

 В результате проведенных опытов и наблюдений, мы узнали, что снег и лед – это замерзшая вода и их родство доказано. Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Наша задача - поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности. Любознательность, жажда новых впечатлений, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, всё это распространяется на все сферы деятельности ребёнка. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи. « Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому ещё не известные». К.Э. Циолковский Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Водичка, водичка…»

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Водичка, водичка…»Милана Монгуш Краткосрочный проект в первой младшей группе «Водичка, водичка…»Муниципальное б...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Водичка, водичка…»

Развивающие занятия и игры с водой для ребенка, открывают дверь в мир неизведанного, вода – это удивительный объект познания.  Первое вещество, с которым с удовольствием  знакомится ма...

Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности «Вода-источник жизни».

Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на на...

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Водичка, водичка…»

Краткосрочный проект в первой младшей группе        «Водичка, водичка…»...

Краткосрочный проект в группе раннего возраста «Водичка, водичка…»

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Календарно-тематическое планирование по теме "Эксперименты с водой, снегом, льдом"

Сетка занятий, ппрс, примерные формы работы по теме "Эксперименты с водой, снегом, льдом"...

Краткосрочный проект в группе раннего возраста "Водичка, водичка..."

Краткосрочный проект в группе раннего возраста на тему «Водичка, водичка…»муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Вишенка" г. Волгодонск...