Проект «Огород на окошке по мотивам сказки «Репка»»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Валюх Анастасия Николаевна

Проект «Огород на окошке по мотивам сказки «Репка»»

                                                                                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 «Ласточка»

 

Проект «Огород на окошке по мотивам сказки «Репка»»

        

Автор:

Валюх Анастасия Николаевна,

воспитатель первой квалификационной

категории

                                                  г.Камень-на-Оби

2023 г.

                                                           Чудо – огород

                             Удивляется народ: Что за чудо-огород?
                           Здесь редис есть и салат, лук, петрушка и шпинат.
                           Помидоры, огурцы зреют дружно — молодцы!
                           И картофель, и капуста растут на грядках густо-густо.
                           И все дружно говорят: "Мы растём здесь для ребят.
                           За усердие и труд урожай весь соберут".

Паспорт проекта

Структура содержание (тема): «Огород на окошке по мотивам сказки «Репка»»

Адресация проекта: дети средней группы.

Руководитель проекта: Валюх А.Н..–воспитатель МБДОУ «Детский сад 18»

Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители воспитанников. Возраст воспитанников 4-5 лет

Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский, информационный.

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц).

Проблема: наблюдая за детьми во время приема пищи, заметила, что мало детей с удовольствием едят овощи и овощные салаты, блюда из овощей. И решила повысить интерес к здоровому питанию и выращиванию овощей,  поэтому был разработан этот проект.

Актуальность проекта

Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнёт вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых, дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать за растениями.

Так как ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Взрослые на этом этапе главные помощники. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.

Участие дошкольника в проектной деятельности будет способствовать систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включённого наблюдения. Деятельность по уходу за «огородом», позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.

Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.

Гипотеза:

Я предполагаю, что дошкольник, прошедший «школу» ухода за огородными культурами на подоконнике, будет участвовать в посильном труде по выращиванию овощей на грядке вместе с родителями и будет с большим удовольствием употреблять его в пищу. А родители, получив необходимые советы, рекомендации, будут привлекать ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей дома.

Цель проекта: формирование у детей экологической культуры и интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений (овощей) в комнатных условиях; создание в группе мини — огорода на подоконнике; воспитание у детей любви к природе.

Задачи проекта:

-Познакомить детей с особенностями выращивания культурных растений в комнатных условиях на окне. (Как можно вырастить лук, помидоры, огурец, кукурузу, цветы, редис, свёклу…);

-Расширить и обобщить знания детей о культурных растениях.

-Выяснить совместно с детьми, что нужно растениям для роста и развития.

-Учить сравнивать семена и всходы растений, находить сходства и отличия.

-Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков), интерес к развитию и росту растений, к появлению всходов, способах ухода, о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений ;

-Обогащать, активизировать словарь с помощью пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.

- Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

-Воспитывать у детей любознательность, наблюдательность, интерес, любовь  к природе, бережное отношение к своему здоровью.

Проектная идея: создать в группе детского сада огород на окне.

Формы работы по реализации проекта: НОД по экологическому воспитанию, чтение, беседы, наблюдение, обсуждение, проведение опыта, игровая ситуация, объяснение, показ, речевое общение, загадки.

Ресурсы проекта: для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы: дневник наблюдения; энциклопедические и справочные издания; лоточки, земля, семена, совочки, лупа, лейка, игрушки-иллюстрации сказки (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, облака, солнце, забор).)

Методы:  наглядные, словесные, поощрение

Ожидаемые результаты: дети приобретут опыт ухаживания за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира. У детей сформируются представления о росте растений в комнатных условиях. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
План мероприятий по реализации проекта

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный этап познавательно-исследовательской деятельности.

Цель: приобщение родителей и детей к реализации проектно – исследовательской деятельности.

-Ознакомление с основными этапами проекта, задачами. Родители воспитанников

-Размещение в родительском уголке информации о познавательно-исследовательском проекте «Огород на окне» .

 -Подбор литературы об организации огородов на окне.

Поиск информации об организации огородов на окне.

-Семьи воспитанников подготовка материала и оборудования для реализации проекта

-Беседа с родителями «Огород на окне».

-Подбор иллюстраций об организации огородов на окне.

-Составление плана работы над проектом.

-Сбор материала, необходимого для реализации проекта.

-Разработка конспектов занятий и презентации по планируемой теме.http://pngimagesfree.com/Vines/Vines_Clipart_png.png

-Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

-Изготовление дидактических игр и пособий.

Предварительная работа:

1.Рассматривание иллюстраций с изображением лука, модели его посадки в землю. Рассматривание моделей посадки других семян (помидор, огурец, кукуруза, цветы, редис, свёкла и др.);

 2. Заучивание загадок

3. Знакомство с пословицами и поговорками о семье, о труде.

4.Подготовка земли, инвентаря семян для посадки овощей.

Второй этап:

Виды деятельности

Содержание

1.Развитие речи

Чтение стихов, загадок про овощи.

Чтение Р. Н. С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок»

 Составление рассказов с детьми «Что растет у нас на огороде».

2.Физическое развитие

Подвижная игра «У медведя во бору…».

Физкультминутки.

3.Социально-коммуникативное развитие

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Игра-драматизация сказки «Репка».

Сюжетно-ролевая игра «На даче».

 «Во саду ли, во городе» (классификация огород, сад; фрукты, овощи).

4.Познавательное развитие

Посадка лука в землю на окошке.

Наблюдение за огородом на окошке.

Дидактическая игра «От семени к плоду».

Посадка помидора, огурца, кукурузы, цветов, редиса, свёклы.

5.Художественно-эстетическое развитие

НОД (лепка) на тему «Зелененький лучок»,

НОД (нетрадиционная аппликация) «Весёлая кукуруза».

 

Работа с родителями:

Сбор бросового материала для посадки овощей, коллекции семян.

Изготовление атрибутов для оформления огорода.

Третий этап:

Презентация материалов проекта.

Оформление фотовыставки для родителей по итогам реализации проекта, в том числе и на сайте педагога.

Достигнутые результаты:

- Дети могут различать  виды растений, узнали много интересного из жизни растений, умеют исследовать опытным путем условия необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.

- Обогащен активный словарь детей за счет слов: «огород», «луковица», «укроп» и т. д.

- Развит у детей интерес к растениям, наблюдательности.

-  Развиты такие качества, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Приложение 1

vBkbp5PUSZE.jpg

y3fwj9Vq8nU.jpg3Hpy97MqzqM.jpg

6JsJSISMupg.jpg

Kg5pQY0esSI.jpg

vbp222xU3U8.jpgeDUcPQEXtWI.jpg

IITeYXM6dM4.jpg6qc7UOVrHhA.jpg

DrMkX2Ic5O4.jpgnzel26Lccdk.jpg

CP-osI6nhSw.jpg

Lmkcrv9aSXg.jpg

iuuZsY51ET8.jpg

Приложение 2

Загадки про овощи

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом …

(картошка)

***

Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бурая – не мишка,

В норке – но не мышка.

(картошка)

***

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять.

(картошка)

***

Неказиста, шишковатая,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

“Ну, рассыпчата, вкусна!”

(картошка)

***

Растет она – в земле,

Известна – в целом мире.

Частенько на столе

Красуется в мундире.

(картошка)

***

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

(картофель)

***

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

(капуста)

***

Говорит коза, что козы

Очень любят нюхать розы.

Только почему-то с хрустом

Нюхает она…

(капусту)

***

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …

(капуста)

***

Лето целое старалась-

Одевалась, одевалась …

А как осень подошла,

Нам одежки отдала.

Сотню одежонок

Сложили мы в бочонок.

(капуста)

***

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли пол мешка.

(капуста)

***

Не шит, не кроен,

А весь в рубцах;

Без счету одежек,

А все без застежек.

(капуста)

***

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи.

(капуста)

***

Зеленая толстуха

Надела уйму юбок,

Стоит теперь на грядке

Как балерина в пачке.

(капуста)

***

Сто одежек -

Все без застежек.

(капуста)

***

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(морковь)

***

Корешок оранжевый под землей сидит,

Кладезь витаминов он в себе хранит,

Помогает деткам здоровее стать,

Что это за овощ, можете сказать?

(морковь)

***

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.

(морковь)

***

Огородная краля

В оранжевом платье

Притаилась в погребке,

Лишь коса на бугорке

(морковь)

***

Красная девица

Росла в темнице,

Люди в руки брали,

Косы обрывали. (морковь)

***

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я? …

(свекла)

                                                                                                     Приложение 3


Конспект НОД по лепке «Зелененький лучок»

Цель: создать условия закрепления умения лепить предмет, состоящий из нескольких частей разной формы

Задачи:

Образовательные:

1.Учить детей создавать ассоциативные образы природных объектов. Закрепить умение лепить цилиндры (столбики) и заострять один конец пальчиками.

2. Продолжать учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей разной формы.

3.Продолжать учить детей пользоваться стекой.
Развивающие: развивать чувство формы, мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать усидчивость.

Предварительная работа:

Наблюдение за луком, рассматривание картинок с изображением лука и луковиц проросших на окне . Освоение техники лепки (создание формы цилиндра и шара).

Материалы, инструменты, оборудование:

Картинка лука, пластилин желтого, зеленого цвета, стеки, салфетки, клеенки.

Ход занятия:

 -Ребята, отгадайте загадку:

Сарафан не сарафан

Платьице не платьице,

А как станешь раздевать

Досыта наплачешься.
-Правильно, молодцы!

-Показываю детям лук, который вырос на окне. Затем определяем вместе с детьми основные характеристики части лука (сам лук, стрелки лука, корни).

-Вот такой лучок растет у нас  на окошке! Поясняю и показываю, что у лука основание круглое, а потом от него идут стрелочки (зеленый лучок).

Физминутка
Овощи и фрукты (наклониться вниз, достать до пола руками (огород) выпрямиться, потянуться руками вверх (сад))

Вкусные продукты. (погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)

В огороде (наклоны вниз, достать руками до пола, собираем)

И в саду (выпрямиться, потянуться руки вверх, собираем урожай в саду)

Для еды я их найду. (погладить правой рукой по животику, затем левой).

Предлагаю слепить сначала круглое основание, а затем стрелочки. Корни у нашего лука белые и находятся в земле, мы их лепить не будем.

-Давайте разомнем наши пальчики перед лепкой.

«Сидели три медведя.

В избушке за столом

Муку они мололи

Чтоб печь пирог потом.

Раз – кхе, кхе. Два – кхе, кхе

Все испачкались в муке.

Нос в муке, хвост в муке.

Уши в кислом молоке.(сжимать пальцы в кулак и разжимать;показ ладошками «крыши», «стола»; круговые движения кулачком по ладошке; «печь» пирожки; показать указательный палец на левой руке, затем на правой; отряхнуть ладошки; потереть нос, показать хвост; потереть уши).

Основная часть  

Демонстрирую способ лепки луковицы( отщипываем (или отрываем, отрезаем стекой) кусочек желтого пластилина и раскатываем, формируя шар, это и есть луковица. Затем отщипываем еще, один кусочек от зеленого пластилина, раскатываем как колбаску (прямыми движениями ладошек, потом сжимаем один кончик, чтобы он стал остренький). Уточняю положение рук и характер движения ладоней. Слежу, чтобы в процессе лепки дети плотно прижимали одну часть предмета к другой.

- Приступаем к лепке, дети.

В процессе лепки, слежу, чтобы в процессе лепки дети плотно прижимали одну часть предмета к другой.

Заключительная часть

В конце занятия  читаю детям стихотворение:

Луковица золотая

Круглая, литая.

Есть у ней один секрет

Нас она спасёт в обед:

Может вылечить недуг

Вкусный и душистый лук!
-
Дети, что мы сегодня делали на занятие?

-Что лепили?

-Какие приёмы лепки использовали в работе?

-Что больше всего понравилось на занятие?

-Ребята, давайте  по очереди выйдем к доске и покажем свой лучок, у кого какой получился.

                                                                                                     Приложение 4

Конспект ООД  в старшей группе «Веселая кукуруза»

(аппликация)

Цель: создать условия для формирования навыков выполнения аппликации в нетрадиционной технике.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Расширить представления о кукурузе, как о злаковой культуре.

Развивающие задачи:

  • Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе проведения организованной образовательной деятельности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей аккуратность при выполнении работы, желание доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа: беседы о злаковых культурах, отгадывание загадок по теме «Овощи».

Оборудование: иллюстрации кукурузы, кукурузный початок, ножницы, клей ПВА, пузырчатая пленка, картон, цветная бумага, самоклеящиеся глазки,  фломастер черного цвета, гуашь желтая, кисточки, ножницы, клеенки.

Ход ООД

Вводная часть

-Дети, занятие начинается, сели правильно, как я вас учила (спинка прямая, ножки красиво поставили).

-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.
-Я желаю вам хорошей работы!

ебята, посмотрите, у меня на столе стоит корзинка, а чтобы узнать, что лежит в ней,  я вам загадаю загадку.

Желтые початки

Полны зерен сладких (Кукуруза).

: Правильно! Конечно же это кукуруза! (достает из корзинки кукурузу). А вы ребята, любите кукурузу?(Да).

Основная часть.

-А что из кукурузы можно приготовить?

-Кукурузу можно сварить, законсервировать, сделать попкорн, кукурузные хлопья и палочки.

-Да, верно, а еще из кукурузной муки пекут и блины и оладьи, пироги и даже пирожные.  А  из раздробленных    зёрен   кукурузы    изготавливают   кукурузные    хлопья.

-Ребята, а как же называются плоды кукурузы?

-Початки.

-Давайте рассмотрим с вами кукурузу. Каждый початок плотно завернут сочными листьями. Он толстый, удлиненный и состоит из плотно прижатых друг к другу золотистых зерен.

Кукурузные початки

Кукурузные початки,

Словно малые ребятки,

В листья зеленые

Туго запеленаты.

Кукуруза их качает,

Песенку им напевает:

«Спи, початок! Баю-бай!

Поскорее подрастай».

- Кукурузу  называют «царицей полей».  Хотите узнать, почему  ее  так называют? (Да).

-Называют кукурузу

Царицею  полей.

Это детки означает,

Что нет равных в поле ей.

Она всю скотину кормит

И растет как дар земли,

Чтобы все мы были в форме

И здоровыми росли.

-В зернах кукурузы  много белка, сахара, витаминов, крахмала, а это самое настоящее золото, поэтому её не зря называют золотым продуктом.

В  народе о кукурузе сложены легенды, пословицы и загадки, стихи и песни.   Вот послушайте, какие поговорки придумали люди о кукурузе.

«У плохих хозяев — все беда, сеют кукурузу — растет лебеда».

«Кто кукурузу сеет, тот и богатеет»

«Кукуруза - царица полей, земли и труда на нее не жалей»

-А сейчас давайте немного отдохнем и превратимся в кукурузу.

Физкультминутка

Кукуруза от ветра качается,

Её тонкие стебли склоняются,

Её листья как ленты колышутся.

Кукурузная песенка слышится.

-Вот сколько интересного мы вспомнили и узнали о кукурузе. А сейчас мы сделаем аппликацию, и в своей работе мы будем использовать пузырчатую пленку.

-Из пузырчатой пленки нужно вырезать овал, это у нас будет кочан кукурузы, а затем пленку нужно покрасить желтой краской. Пока пленка сохнет, из зеленой бумаги вырежем листья и черным фломастером на листьях нарисуем прожилки.

-Перед тем как мы продолжим работу дальше, давайте выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

«Раз, два, три, четыре, пять -

Початки будем мы считать.

Дружненько они сидят,

О чем-то тайном говорят.»

- А теперь берем пленку и аккуратно приклеиваем  на картон посередине, справа и слева от кочана кукурузы приклеиваем зеленые листья.

-А теперь берем самоклеящиеся глазки и рот - приклеиваем на кочан кукурузы. Вот наша веселая кукуруза и готова!

Заключительная часть.

-Ребята о чем мы сегодня с вами говорили?

-О кукурузе.

-А из чего мы сегодня делали початок кукурузы?

-Из пузырчатой пленки.

- Вы сегодня все молодцы. А какие замечательные работы у вас получились! Если вам понравилось сегодняшнее занятие, то берите солнышко, а если нет, то тучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Огород на подоконнике по мотивам сказки "Репка"

Экологический проект «Огород на подоконнике по мотивам сказки Репка»Составитель проекта:Воспитатель  Татаринцева Е. АПроектная  идея. «Экологическое воспитание» дошкольников млад...

Театрализация экологической сказки «Дедушкин огород» по мотивам сказки «Репка» для детей старшей группы

Театрализация экологической сказки «Дедушкин огород» по мотивам сказки «Репка» для детей старшей группы Цель: Развитие творческих и коммуникативных способностей через театрализованную игру Ведущий: ...

«Огород на окне» по мотивам сказки " Репка"

Цель :создание условий в группе для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическ...

Мини проект "Огород на подоконнике по мотивам сказки Репка"

Проект вторая младшая группа сказка репка...

Проект "Огород на окошке" на тему сказки: "Репка" с детьми 3-4 лет.

Дети 3-4 лет, в силу своего возраста имеют недостаточные представления о растениях, об условиях, необходимых для их роста. Данный проект способствует развитию любознательности и наблюдательн...