Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: "Как дикие животные готовятся к зиме"
план-конспект урока по окружающему миру (средняя группа)

Цель: развитие у дошкольников интереса  к объектам природы, расширение кругозора и представлений об изменениях в жизни диких животных осенью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kak_zveri_k_zime_gotovyatsya.docx109.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дошкольного образования детей детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей «Сказка»

Конспект  занятия  в  средней группе

по ознакомлению с окружающим миром

на тему:  «Как дикие животные готовятся к зиме»

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/12/42491_4cb6ad5ec9aae9503753d7605cd2341e.jpg.jpg     https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/12/42491_cc5efcff68dbb1fab1b9fedac1e22578.jpg.jpg       https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/12/42491_9601c87c6beba235a0556a1034234cc7.jpg.jpg

Цель: развитие у дошкольников интереса  к объектам природы, расширение кругозора и представлений об изменениях в жизни  диких животных осенью.

Задачи:

Воспитательные

Формировать бережное отношение к живой природе.

Образовательные

Расширить представления о диких животных (медведь, еж готовятся к спячке, белка делает запасы на зиму, прячет в своих «кладовых», лисы, зайцы, белки линяют, особенности волка).

Развивающие

Способствовать развитию познавательного интереса у детей.

Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.

Оборудование: Картина «Поздняя осень», карточки-модели «Кто, где живет?», корзинка.

Ход занятия.

I . Организационный момент.

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом.

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели,

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий,

Нагребает листьев в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге мишка косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём.

- Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить на занятии?

II. Основная часть.

- Ребята, как вы думаете, почему эти животные называются дикими?

Дикие животные

С человеком не живут,

Постоянной помощи

От него не ждут.

А живут они в лесах,

На горах, в лугах, степях.

Сами пищу добывают,

Сами деток охраняют,

Строят прочное жилище,

Место сбора сами ищут.

А каких  лесных диких животных  вы знаете?

 Дидактическая игра «Угадай по описанию»

1) Косолапый, толстый, неуклюжий... (Медведь). Как мы можем ещё назвать медведя, если у него толстые лапы, большая голова?

2) Маленький, белый, трусливый... (Заяц). Какой заяц, если у него длинные уши, короткий хвост, косые глаза?

3) Хитрая, рыжая, пушистая? (Лиса). А если у неё длинный хвост, то она какая?

4) Ловкая, шустрая, проворная, острозубая... (Белка).

5) Хищный, серый, опасный... (Волк).

6) Сильный, высокий, длинноногий... (Лось). Какой лось, если у него большие рога?

7) Колючий, маленький, коротконогий…(ёж)

- Ребята, какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы.

Поздняя осень

У берега несмело

Ложится хрупкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

                                                     Встречая холода.

- О чем стихотворение? (об осени) Осень бывает ранняя, золотая и поздняя. Сейчас у нас поздняя осень. 
- Какое время года придёт после осени?
- Скоро в лес придет зима, и жизнь лесных зверей изменится. Поэтому все животные осенью готовятся к зиме.
 Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Но есть животные, которые всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.
- Хотите узнать, как? Для этого нам надо отправиться в лес.

В лес сегодня на прогулку,
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
Диких животных

Обязательно найдём.

Динамическая пауза

Звучит запись «Осень в лесу» (звуки живой природы)
Вот мы и в лесу, вдохните чистый свежий воздух. Мы не будем шуметь, чтобы не напугать животных.

Какой мягкий мох под ногами! Идём по нему неслышно, на носочках….. Идите за мной. Пойдёмте по узкой тропинке. Не отставайте, идите точно за мной ....

После сильного ветра повалились деревья. Нам придётся через них перелезть….

Мы попали в полосу елового леса. Идите осторожно, раздвигайте колючие веточки, приподнимайте их, не уколитесь …
- Ребята, кто-то нас встречает? Узнаете кто, если отгадаете загадку.

1. Загадки о животных.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

- У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью; большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза, небольшие уши. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками, поэтому его и прозвали косолапым.

- Чем медведь питался всё лето и осень?

На зиму он не делает запасов. Подумайте почему?
Все лето и осень медведь готовится к зиме: ловит рыбу в реке, ест много ягод, накапливает жир на зиму. В конце осени медведь находит себе под сосной место, в котором много листьев и веток, и в этом месте он ложится спать до весны. А зимой, когда выпадет много снега, медведю будет тепло в его берлоге. А что любит кушать медведь? (ответы детей). Медведь любит мед, ягоды, рыбу.


В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)
Ежи так же как и медведи готовятся к зиме и накапливают жир за лето и осень, чтобы не проголодаться и не замерзнуть зимой. Они утепляют свои норы. А когда начинаются первые заморозки, ежи закапываются в свою норку глубоко и засыпает в ней на всю зиму. Ребята, а что любит кушать ежик? (ответы детей). Правильно, ребята, еж питается мышами, лягушками, червями. Также ежик любит грибочки и яблоки.

.
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)
Да, это заяц. Ребята, а как заяц готовится к зиме? (дети высказывают свои предположения). Заяц меняет свою летнюю шубку на белую. Зимняя шубка у зайца белого цвета, а летняя – серого. Белая шубка у зайца теплая, она не дает замерзнуть ему во время морозов. Ребята, а вы знаете, почему зимняя шубка зайца белого цвета? (ответы детей) Заяц меняет серую шубку на белую, чтобы его не было заметно на снегу. Ребята, зайчик очень интересно меняет шубку: сначала белеет хвост, потом — задние ноги. Потом начинает очередь белеть спине, за ней ушам, но не до самых кончиков, они у косого так и остаются черными 

- Кого боится заяц?

- Если выследила его лиса, как ему спастись? 

Зайцу помогают быстро бегать сильные задние лапы, при беге он выбрасывает вперед сначала длинные, задние лапы, а потом передние, короткие.

- Где же заячий дом?

Днём он спит в снежной ямке, в большие морозы зарывается в сугроб, так теплее.

Ночью выходит заяц еду добывать: обгладывать кору с веток опавших деревьев, если деревня не далеко, то заберётся заяц в сад и полакомится корой яблонь.


Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле. (Белка)

Белка - маленького роста, на ушках у нее кисточки, на лапках острые коготки, которые помогают ей цепляться за ветки, еще у неё острые зубки.

- Зачем белке большой пушистый хвост?

Он у неё как парашют. Прыгнет белка с ёлки на ёлку, распушит хвост и плавно опустится на ветку. А когда очень ветрено садится белка спиной к ветру и хвостом закрывается.
Белочке не страшна зима. С наступлением зимы, она также как и зайчик, меняет свою шубку, которая помогает ей маскироваться, чтобы когда она прыгает по деревьям, не была заметна. Летом белочка в рыжей шубке, а к зиме она становится серой. А как же белочка готовится к зиме? (ответы детей). Белочка все лето и осень собирает ягоды, грибы, орехи и прячет их в разных местах. - В дупле у белки сухо, оно устлано травой и листьями. Забирается в него белка, затыкает вход сухой травой, сворачивается клубочком и спит. Нос хвостом закрывает.


Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? … (Лиса)
- У рыжей лисы красивая, густая шерсть, длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, ноги короткие, тонкие. Лиса зимой как в валенках, потому, что отрастает густая шерсть у неё на лапах, и они не мёрзнут.

- Как называется жилище лисы?

- На кого она охотится?

- Любит она из-под снега доставать мышей. Слух и лисицы хороший, слышит она, как под снегом мыши возятся и пищат. Начинает она снег лапами разгребать. Мышкует лиса — говорят люди.


День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит ... молчком,
Уши серые — торчком. (Волк)

- Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, толстая шея, острые зубы. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие, острые когти. У волка прекрасное зрение и слух. Он видит даже в темноте.

-Ребята, как волки готовятся к зиме?

Шерсть его за лето и осень и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь он спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос. Волки зимой живут семьями. Волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днём они спят, а охотятся по ночам.

- Когда становится очень холодно, они прячутся в свое логово. Логово - это большая нора или расщелина, которая находится недалеко от водоёма.

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко. (Лось)

- Лось очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове – рога. Окраска лося – буровато – черная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой ищет сухую траву и ест кору деревьев. Лоси уходят далеко в чащу леса, где много кустарника и валежника, где холодный ветер утихает и легче переносить холод, куда трудно пробраться хищным животным. Плотный мех мешает хищникам продвигаться в густом валежнике и лоси в безопасности зимуют.

Физкультминутка:

Зайцы скачут скок-скок-скок!

Да на беленький снежок,

Приседают, слушают –

Не идет ли волк?

Раз – согнулся, разогнулся,

Два — нагнулся, потянулся,

Головою три кивка, встали, в сторону прыжок. Постояли, посмотрели и присели.

2.Дидактическая игра «У кого кто?» (с мячом)

Ребята, у каждого из взрослых зверей есть детеныши. Скажите, как они называются.

у лисы кто? А если их много? У лисы – лисенок, а если много – лисята;

у медведя кто? У медведя – медвежонок, а если много – медвежата;

у волка – волчонок, а если много – волчата;

у зайца – зайчонок, а если много – зайчата;

у ёжа – ёжонок, а если много – ежата;

у белки – бельчонок, а если много – бельчата,

у лося – лосёнок, а если много - лосята.

3.Упражнение «Чем питаются дикие животные»

Волк питается мясом (зайцами, овцами, лосями).

Медведь питается малиной (медом, рыбой, насекомыми, корешками).

Белка питается орехами (грибами, ягодами, молодыми побегали).

Лиса питается мышами (рыбой).

Еж питается жуками (червяками, грибами, ягодами).

Заяц питается морковкой (капустой, травой, веточками).

Лось питается травой (веточками, корой, грибами).


4. Описание животных по вопросам.
- Если заяц всего боится, то заяц какой? (трусливый). Каким еще его можно назвать? (быстрый, осторожный). Что делает заяц? (прыгает, прячется, бежит).
- Лиса всех обманывает. Она какая? (хитрая). Что делает лиса? (крадется, хитрит).
- У ежа иголки, он какой? (колючий). Что делает еж? (фыркает, переносит грибы на колючках).
- Белка какая? (быстрая, проворная). Что делает белка? (прыгает, запасает орехи, шишки, грибы).
- Медведь какой? (косолапый, сильный, неуклюжий). Что делает медведь? (переваливается, ревет, спит).


Пальчиковая гимнастика:

Еж, медведь, барсук, енот.
Спят  зимою  каждый  год
Волка, зайца, рысь, лису,
И  зимой  найдешь  в  лесу.


5. Создание коллективной работы «Как животные готовятся к зиме».
Детям предлагаются цветные карандаши и листы бумаги, для изображения любых животных и как они готовятся к зиме. Затем каждый рисунок вырезается и приклеивается на ватман с изображением осеннего леса.

III. Заключительная часть

С кем мы сегодня встречались в осеннем лесу? Почему они называются дикими? Как они готовятся к зиме? Как нужно относиться к животным?

Ну вот, мы знаем, как животные готовятся к зиме, и какие условия нужны, чтобы дикие животные хорошо себя чувствовали в лесу. Ведь лес – дом диких животных, а мы в лесу гости. Будем осторожно и бережно относиться к диким животным, ведь им и так очень трудно выживать в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Особенности жизни диких животных зимой в лесу»

Формировать у дошкольников представ­ления о животном мире. Побуждать детей узнавать и называть животных, живущих в лесу, дома с человеком, рядом с жилищем человека. Устанав­ливать, как влияет смена вр...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Особенности жизни диких животных зимой в лесу»

Программное содержание: Формировать у дошкольников представ­ления о животном мире. Побуждать детей узнавать и называть животных, живущих в лесу, дома с человеком, рядом с жилищем человека. Устанав­лив...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Дикие животные зимой"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром«Дикие животные зимой»(старшая группа)        Коррекционно-образовательные задачи: Расширение и углубление представлений о диких ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Домашние и дикие животные».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Домашние и дикие животные»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Перелетные и зимующие птицы».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Перелетные и зимующие птицы»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дикие и домашние животные» познавательное занятие – игра (с применением игровых технологий)

обобщение и закрепление познавательных знаний, умений и навыков у детей, через использование игровых технологий....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме "Как дикие животные готовятся к зиме" для детей средней группы.

Цель: закрепление знаний детей о жизнедеятельности диких животных.Задачи:Образовательные: уточнить и закрепить знания детей о диких животных (внешниеособенности, образ жизни), показать связь изменении...