Проект "Куклы на Руси"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Сальникова Наталья Васильевна
Приобщение детей к истокам народной культуры является актуальной темой в наше современное время. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русскую самодельную куклу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kukly_na_rusi.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15»

Познавательно - творческий проект подготовительной к школе группы №5

«Куклы на Руси»

Автор проекта:

воспитатель

Сальникова Наталья Васильевна

г. Зима

2022

«Из всех существующих в мире загадок

тайна куклы – самая загадочная;

без понимания сущности куклы

невозможно понять и человека».

М. Е. Салтыков-Щедрин

Тема проекта: «Куклы на Руси»

Актуальность проекта:

Приобщение детей к истокам народной культуры является актуальной темой в наше современное время. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русскую самодельную куклу. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная куклачасть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Проблема проекта: Современные дети в основном играют плассмасовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе, в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У детей недостаточно сформированы представления о русских народных куклах.

Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы

Задачи:

Обучающая:

#1055;ознакомить с историей возникновения кукол, способами их использования;

2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы;

#1059;чить изготавливать тряпичных народных кукол самостоятельно и с помощью воспитателя.

Развивающая:

  1. Развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах изготовления, материалах, используемых для их изготовления.
  2. Развивать мелкую моторику рук.
  3. Обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, обрядовая кукла, лоскут, безликая кукла, сарафан, платок)

Воспитательная:

1. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

2. Воспитывать интерес и любовь творчеству, народным играм.

3. Вовлечь родителей в творческую и продуктивную деятельность.

Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, родители.

Тип проекта: Познавательно- творческий, среднесрочный.

Сроки реализации проекта: 4 недели с по #1075;.

Продукт проектной деятельности: Выставка кукол, изготовленных детьми - «Русская тряпичная Кукла-Оберег».

Формы реализации проекта: беседа, НОД, мультимедиа, игры, акция, рассматривание

Методы проекта: практический, познавательный, наглядный, словесный.

Предполагаемый результат:

Для детей

1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для ее изготовления.

2. Для детей созданы необходимые условия для ознакомления с русской народной куклой:

-подборка иллюстраций и фотографий;

-альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;

-выставка «Русская тряпичная Кукла-Оберег».

3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

4. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.

Для педагогов:

#1055;овышение уровня компетентности в рамках выбранной темы.

Для родителей:

1. Вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

Работа с родителями:

  • Изготовление тематического альбома «История кукол на Руси»
  • Подбор платков и сарафанов для фотосесии «Наши матрёшки»
  • Участие в акции «Куклы моей мамы»

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

- Изучение сайтов и литературы, содержащей материал по теме проекта с образцами изготовления народных кукол;

- постановка цели и задач проекта;

- выявление знаний детей о тряпичной кукле;

- подбор литературы для работы с детьми;

- выбор основных мероприятий;

- подбор наглядного материала;

-подбор материала для уголка ряжений, творческого уголка.

Основной этап

Беседы: «Моя любимая игрушка», «История возникновения куклы».

Чтение художественной литературы;

- народная сказка «Василиса Прекрасная» ;

- сказка «Крупеничка»;

- сказка «Десятиручка»;

- норвежская сказка «Куколка в траве»;

- стихи о куклах авторы Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов;

- потешки, поговорки, загадки.

Пальчиковые игры:

- «Наперсток»;

- «Не плачь куколка моя».

Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Семья».

Малоподвижные и хороводные игры : «Ручеёк», «Карусель».

Рассматривание тематических альбомов : «Из истории русского народного костюма», «Народы населяющие нашу страну», «История кукол на Руси».

Рассматривание кукол в национальных костюмах.

Просмотр презентации «История кукол на Руси».

Просмотр мультфильмов проекта «Гора самоцветов»

Продуктивная деятельность:

- раскрашивание матрёшек;

- конструирование из бумаги «Узор на сарафане»;

- аппликация «Девушки в русских нарядах»;

- коллективная аппликация «Хоровод у костра»;

- изготовление фото коллажа «Наши матрёшки»

Акция «Куклы моей мамы»
Заключительный этап

- изготовление народных тряпичных кукол.

- оформление выставки «Русская тряпичная Кукла-Оберег».

- проведение экскурсии по выставке «Русская тряпичная Кукла-Оберег» для детей старшей группы № 9

План работы

Дни недели

Содержание работы

Участники

Основной этап

Пн

24 октября

1-я половина дня

1)Беседа «История возникновения куклы».

2-я половина дня

1) Чтение сказки «Василиса Прекрасная».

2) Раскрашивание матрёшек;

Дети, воспитатели

Вт

25 октября

1-я половина дня

1)Беседа «Моя любимая игрушка»,

2) Просмотр мультфильмов проекта «Гора самоцветов»

2-я половина дня

1)Чтение норвежской сказки «Куколка в траве».

2)Пальчиковая гимнастика «Напёрсток».

Дети, воспитатели

Ср

26 октября

1-я половина дня

1) Рассматривание тематического альбома «Из истории русского народного костюма».

2) конструирование из бумаги «Узор на сарафане

2-я половина дня

1)Сюжетно – ролевая игра «Дочки матери»

Дети, воспитатели

Чт

27 октября

1-я половина дня

1) Рассматривание тематического альбома «Народы населяющие нашу страну».

2) Просмотр иллюстраций и схем изготовления народной куклы.

2-я половина дня

1) Малоподвижная игра «Ручеёк».

Дети, воспитатели

Пт

28 октября

1-я половина дня

1) Просмотр презентации «История кукол на Руси».

2) Чтение сказки «Крупеничка».

2-я половина дня

1) Просмотр мультфильмов проекта «Гора самоцветов»

2) Пальчиковая гимнастика «Не плач куколка моя».

Дети, воспитатели

Пн

31 октября

1-я половина дня

1) Рассматривание тематического альбома «История кукол на Руси».

2-я половина дня

1) Чтение сказки «Десятиручка»

2) Просмотр мультфильмов проекта «Гора самоцветов»

Дети, воспитатели

Вт

1 ноября

2-я половина дня

1) Коллективная аппликация «Хоровод у костра»;

Дети, воспитатели

Ср

2 ноября

1-я половина дня

1) Чтение стихов, потешек, загадок о куклах.

2-я половина дня

1) Просмотр мультфильмов проекта «Гора самоцветов»

Дети, воспитатели

Чт

3 ноября

2-я половина дня

1)Игры инсценировки с куклой (укладывание спать, кормление).

2) НОД Аппликация «Девушки в русских нарядах»;

Дети, воспитатели

Пн

7 ноября

1-я половина дня

1)Изготовление фото коллаж «Наши матрёшки»

2) Рассматривание кукол в национальных костюмах.

2-я половина дня

1)Хороводная игра «Карусель»

Дети, воспитатели

Вт

8 ноября

Акция «Куклы моей мамы»

Дети, родители, воспитатели

Заключительный этап

Ср

9 ноября

Изготовление народных кукол.

Дети, воспитатели

Чт

10 ноября

Оформление выставки «Русская тряпичная Кукла-Оберег ».

Воспитатели

Пт

11 ноября

Проведение экскурсии по выставке «Русская тряпичная Кукла-Оберег» для детей старшей группы № 9

Дети, воспитатели

Выставка «Русская тряпичная Кукла-Оберег ».

Создание подобных выставок в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Это также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. У дошкольников формируются:

- представления быте и традициях Руси;

- проектно-исследовательские умения и навыки;

- умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

- активная жизненная позиция.

У детей развивается воображение, творческое и логическое мышление, а также происходит вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.

Выставка тряпичных кукол помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это необычная детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастера освоили искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях использования кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Не будем забывать, что русская народная куклаэто часть истории. Ее почитают, по сей день, невзирая на технологический прогресс. Человек нуждается в постоянной поддержке и одобрении, и он часто все это может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла станет проводником в мир детства и помощником на протяжении всей жизни.

Завершение проекта

Презентация проекта.

Список литературы

Методическая литература

#1053; Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в детском саду» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

2. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»

3. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова / – СПб. : «Детство-Пресс», 1999. – 384 с.

4. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст] : занятия с детьми 3 -7 лет/

5. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками.: Москва

Детская литература

6. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492

7. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка», «Десятиручка»

стихи и загадки.

Электронные (интернет) ресурсы:

8. Тряпичные куклы:

9. Тряпичные куклы:

10. Тряпичная народная кукла

11. Славянская кукла:

12. Народная кукла

13. Русские обрядовые куклы

14. Ручная Работа

15. Славянская доктрина :

16. Славянские куклы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные обычаи на Руси

Конспект открытого комплексного занятия (подготовительная группа)...

БЕСЕДА: «Как у нас на Руси веселились от души»

Беседа про народные игры и игрушки...

Ах! Как весело живется на Руси!

Сценарий празднования широкой Масленицы...

Презентация: Образовательный проект "Как жили люди на Руси"

Приобщение детей к истокам русской народной культуры...

Семейные обычаи на Руси.

Конспект составлен для того, чтобы расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....

Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) старшая группа «Защитники Руси»

Закрепить;Дать детям представление о защитниках земли Русской;Поддержать интерес к истории русского народа, вызвать желание подражать русским богатырям;Воспитывать гордость за свой народ, за свою стра...

открытое комплексное занятие "Семейные обычаи на Руси" средняя группа

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение  традиционн...