Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Уникальные свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Вагнер Елена Владимировна

Направление: познавательно-речевое развитие.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Планируемый результат: результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды, имеющих способность меняться в зависимости от окружающей среды; вывод о свойствах воды дети делают самостоятельно на основании собственного опыта по постановке эксперимента.

Цель: Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл unikalnye_svoystva_vody.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Детский сад № 312 комбинированного вида»

Конспект НОД

с использованием инновационных технологий

для детей старшего дошкольного возраста

«Уникальные

свойства воды»

                                                                                    Воспитатель: Вагнер Е.В.

Омск - 2023

Конспект НОД с использованием инновационных технологий

для детей старшего дошкольного возраста «Уникальные свойства воды»

Направление: познавательно-речевое развитие.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Планируемый результат: результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды, имеющих способность меняться в зависимости от окружающей среды; вывод о свойствах воды дети делают самостоятельно на основании собственного опыта по постановке эксперимента.

Цель: Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире.

Образовательная задача: Обобщать представления детей о свойствах воды и ее роли в жизни всего живого. Познакомить детей с фильтрованием - разными способами очистки воды.

Развивающая задача: Развивать наблюдательность у детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы, действовать в соответствии с алгоритмом, представлять свой взгляд на решение проблемы. Повышать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, к экспериментальной деятельности, закреплять правила безопасного поведения во время экспериментов.

Воспитательная задача: Воспитывать бережное отношение к воде, самостоятельность, коммуникативные навыки, умение находить выход из сложной ситуации.

Оборудование: отрывок из мультфильма «Смешарики. Маленькое большое море» (1 сезон, 41 серия); ёмкости с грязной водой, воронки, стаканчики прозрачные, магниты, сачки, ватные диски, бинт, писчая бумага, фартучки, тарелочки, карточки.

Предварительная работа: проведение серии опытов с водой; наблюдения за водой в природе; рисование; беседы; рассматривание иллюстраций с изображением водоемов; чтение рассказов, сказок о воде; знакомство с пословицами, поговорками, загадками по теме; рассматривание плакатов, связанных с водой; просмотр презентаций «Водопады», «Водолазы», «Наши реки»; подвижные игры «Ручейки и река», «Водонос», «Снежинки-пушинки»; пальчиковая игра «Ветер на море»; составление модели «Как человек воду использует»; прослушивание цикла «Звуки природы».

Ход НОД:                                                      

Воспитатель: Сегодня в нашей группе много гостей. Они вместе с нами узнают много интересного.

Ребята, сегодня утром к нам в детский сад пришло видеосообщение. Оно адресовано самым любознательным, самым умным детям в детском саду. Я сразу поняла, что это видеосообщение адресовано детям нашей группы. Давайте сядем на стульчики и внимательно посмотрим на экран (просмотр отрывка из мультфильма «Смешарики. Маленькое большое море» 1 сезон, 41 серия).

Воспитатель: Ребята, Смешарики попали в беду, они просят помощи у нас. С какой проблемой они столкнулись?

Дети: Вода стала грязная, теперь ее нельзя использовать.

Воспитатель: Ребята, почему вода в водоеме стала не пригодна для использования?

Дети: Смешарики засоряли водоемы, выбрасывали в них различный мусор.

Воспитатель: А как вы думаете, могут ли живые существа жить в такой воде? И что будет, если люди все так же будут засорять водоемы?

Дети: Без воды не могут жить ни насекомые, ни животные, ни рыбы, ни птицы, ни растения, ни грибы, ни человек.

Воспитатель: Каждое живое существо нуждается в воде. И не просто в воде, а в чистой воде, потому что именно чистая вода - основа здоровой жизни. Мы можем помочь Смешарикам? Что можем сделать? А вы знаете, как можно очистить воду? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать настоящими учеными, чтобы научиться правильно проводить очистку воды?

Дети: Да.

Воспитатель: А кто такие ученые? (ответы детей).

Воспитатель: Ученые - это люди, которые занимаются наукой. Они изучат, исследуют, проводят различные эксперименты, задают вопросы и ищут на них ответы.

Воспитатель: Сейчас я приглашаю вас пройти в «Лабораторию чистой воды». Я буду старшим лаборантом, а вы моими помощниками (одеваем фартучки, шапочки). В лаборатории есть определенные правила:

1. Не толкай соседа во время работы.

2. Сначала посмотри, потом повтори.

3. Не шуметь.

4. Быть аккуратным.

5. Четко выполнять указания старшего лаборанта.

6. По завершении опыта нужно сделать вывод.

Воспитатель: Итак, уважаемые ученые, пройдем к стенду. Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Сегодня мы поговорим о воде и закрепим ее свойства (работа с карточками «Свойства воды»).

Воспитатель: А что такое вода? Вода - это жидкость, которая

- не имеет формы

- не имеет цвета

- не имеет запаха

- не имеет вкуса

- есть три состояния (жидкое, твердое, газообразное)

Воспитатель: Уважаемые ученые, пройдем к первому столу (на столе стоят контейнеры с образцами грязной воды, лежат магниты, сачки). Смешарики отправили посылку с загрязненной водой и просят вас помочь очистить ее. Посмотрите, какая грязная вода. Сколько крупного мусора плавает в ней и лежит на дне. Как вы думаете, сначала нужно достать мусор со дна или убирать с поверхности? Почему?

Дети: Сначала убрать мусор с поверхности, чтобы он не мешал доставать мусор со дна.

Воспитатель: Какой предмет вы будете использовать для очищения воды от мусора, плавающего на поверхности?

Дети: Сачок.

Воспитатель: перечислите, какой мусор находится на поверхности воды?

Дети: Растения, деревянные предметы, щепки, перья.

Воспитатель: Почему мусор плавает на поверхности?

Дети: Потому что он легкий.

Воспитатель: Возьмите сачки и очистите поверхность воды от мусора (вылавливают сачком мусор, плавающий на поверхности).

Воспитатель: Какой мусор лежит на дне, почему?

Дети: Этот мусор тяжелый, это гвозди, скобки.

Воспитатель: Из чего сделаны эти предметы? Чем можно воспользоваться, чтобы достать мусор, который на дне?

Дети: Магнитом (дети опускают магнит в воду и достают предметы из воды).

Воспитатель: Можем ли мы Смешарикам отдать воду? Стала ли наша вода чистой, пригодной для использования?

Дети: Нет, вода грязная. Мы очистили ее только от крупного мусора.

Воспитатель: А сейчас мы пройдем в другую часть нашей лаборатории, сядем за столы.

Воспитатель: Уважаемые ученые, перед вами лежат предметы – воронка, вата, бумага, ткань (слои бинта). Они нам нужны, чтобы сделать фильтр для очистки воды. Очистить воду и избавиться от вредных примесей можно с помощью специальных фильтров. Фильтры – это устройство для очищения жидкости. Слушаем внимательно и выполняем все указания. Сначала мы воду будем фильтровать через ткань (слои бинта). Возьмите пустой стакан, вставьте в него воронку, а в воронку положите фильтр – слой бинта. А теперь мы воду профильтруем. Выливаем из стакана грязную воду тонкой струйкой через фильтр (дети работают индивидуально).

Воспитатель: Ребята, что у вас получилось?

Дети: Фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.

Воспитатель: А вода стала чистой? (нет). Какой мы можем сделать вывод? 

Дети: Слой бинта пропускает мелкий мусор и грязь.

Воспитатель: А теперь профильтруем воду через вату. Возьмите воронку, вставьте во второй пустой стакан. Также в воронку вставим вату, аккуратно, не продавливаем. И фильтруем.

Воспитатель: Посмотрите, вода стала чище? (Да).

Воспитатель: Ватный фильтр из несколько слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки. Уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду третьим способом. Возьмите воронку, вставьте в третий пустой стакан, а фильтром будет у нас писчая бумага. Сомните ее в комок, положите в воронку. Профильтруем воду через бумагу. Посмотрите на фильтры. Они стали грязными?

Дети: Да. Здесь и песчинки, и соринки, но вода очень мутная. Бумажный фильтр пропустил всю грязь.

Воспитатель: Посмотрите, в каком стакане самая чистая вода? Какой фильтр мы использовали для получения самой чистой воды?

Дети: Самая чистая вода во 2 стакане. Использовали фильтр из ваты. Он лучше всего очистил воду. 

Воспитатель: Делаем вывод - фильтр из ваты не пропустил мелкий мусор и грязь, так как он самый плотный. Ребята, мы справились с просьбой Смешариков? Нам удалось очистить воду?

Дети: Да.

Воспитатель: После перерыва вы нарисуете правила очистки воды, и я обязательно отправлю письмо Смешарикам с отчетом о проделанной работе. На этом работа в нашей «Лаборатории чистой воды» закончена. Давайте снимем спецоодежду и сядем на стульчики.

Воспитатель: Мне очень хочется узнать понравилось ли вам быть учеными? Что вам понравилось больше всего? Что нового вы узнали сегодня? Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, а что показалось трудным? Как ты думаешь, нашим гостям понравилось?

Воспитатель: Сейчас я попрошу вас пройти к столу и выбрать тот смайлик, который отображает ваше настроение в данный момент. А какое у вас сейчас настроение?

Дети: Хорошее, ведь мы смогли помочь нашим друзьям Смешарикам.

Воспитатель: Мы сегодня провели лабораторный эксперимент. Он нам помог закрепить свойства воды. Дорогие ребята, мне сегодня было приятно побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования.

 

Список литературы:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром

3. Рыжова Н. А. Волшебница – вода. – М.: Линка-Пресс,1997.

4. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Вода в природе. Свойства воды»

Ознакомление детей с тем, в каком виде вода существует в природе, с  различными явлениями (дождь, снег,  лед, пар, роса, туман и т. д.) с водоемами в окружающей среде; свойствами воды; приви...

Конспект занятия-экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста "Свойства воды"

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды ( не имеет цвета, формы, вкуса, запаха; можно налить, перелить) Учить детей сравнивать свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Свойство воды».

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Свойство воды».Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:1. Образовательные-закрепить знания о...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды»

Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды»...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Как вода с воздухом спорили»

Занятие - экспериментирование  с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства соленой воды»

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, экспериментирование с солью, изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.Задачи: Расширять представления д...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды: прозрачность»

Технологическая карта занятия по познавательному развитию  детей старшего дошкольного возраста ...