Конспект образовательной деятельности по теме: «Как животные готовятся к зиме?» познавательная деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Галина Викторовна Сенина

На занятии дети узнают о том, как звери готовятся к зиме. Кто спит всю зиму, а кто меняет шкурку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektod_kak_dikie_zhivotnye_gotovyatsya_k_zime.docx857.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №73 г. Томска

Конспект                                                                             образовательной деятельности                                                                       по теме: «Как животные готовятся к зиме?»

 познавательная деятельность

 для детей старшего возраста

Составитель: Сенина Галина Викторовна,

                                                                                    воспитатель высшей квалификационной категории

 

Конспект ОД «Как животные готовятся к зиме?»

Цель: Сформировать знания детей о жизни лесных животных в осенний период. Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности и мышление.

           Задачи:

            Образовательная:

Уточнение представлений о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме;

             Развивающая:

Умение определять отличительные признаки животных; обогащать и активизировать словарь по теме;

Воспитательная:

Прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга.

Образовательная область – художественная

Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая характерные черты (уши, мордочку). Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приемом примазывания. Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к лепке

Интеграция образовательных областей: познание, физическая культура, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Материал: пластилин; доски для лепки; изображения медведя; игрушка «Медведь».

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы «Теремок», «Три медведя»; «Машенька и медведь», разговор о зимовке медведя, продуктах его питания, условиях его обитания, рассматривание иллюстраций с изображением медведя, отгадывание загадок, просмотр презентации «Дикие животные».

Ход занятия (основываясь на слайды презентации):

  • Здравствуйте ребята!  Какие времена года вы знаете?
  •  (слайд 1) Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме, правильно?

•        А как мы, люди, можем к ней подготовиться? (Мы надеваем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки.)                                                                                                                       (слайд 2) Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!

2. Он идет неторопливо,

Зацепил хвостом он сук.

Полосатый он, красивый.

Зверь хозяйственный(Барсук)

3. Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (белка)

 

Воспитатель: Назови всех одним словом. (животные) 

СЛАЙД 3 - Каких животных называют дикими?

СЛАЙД 4 - Наступает зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму.

ПОЯВЛЯЮТСЯ КАРТИНКИ (медведь, ежик, барсук)

Воспитатель: Что общего между этими животными?

Они будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Три месяца зимы – это очень долгий срок, поэтому летом и осенью эти животные много едят, накапливают жир, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. А также утепляют свои домики.

•        Послушайте загадку: Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём? ( ответы детей) (слайд 3) Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи , муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме.

•        Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем упадшего дерева. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую.

.

  Послушайте следующую загадку: 

Косоглазый, маленький,

В белой шубке в валенках. (заяц)

•        Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую.

         •        Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они  под заснеженными кустами.

Физкультминутка


Весело в лесу

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)

Вот лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте.)

Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.)

• Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток.

• К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.

Следующая загадка.

Кто зимой холодной

Ходит по лесу злой и голодный? (волк)

• волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули.

         • Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.

Летом, осенью, зимой

Идет по тропочке лесной.

След хвосточком заметает.

А как её зовут, кто знает? (лиса)

Лиса – небольшой зверь. Тело лисы покрыто густой мягкой шерстью. У лисы большой пушистый хвост. Лапы у лисы короткие, тёмно-серого цвета. Мордочка вытянутая, заострённая с длинными чёрными ушками, хитрыми глазками. Лиса – красивое животное.

Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами  много узнали о том, как дикие животные готовятся к зиме.

А теперь, я предлагаю пройти к столу и вылепить медвежат.

Дети: проходят к столам и садятся на свои места.

Во время работы воспитатель дает детям советы, если необходимо, оказывает помощь.

Воспитатель: Ребята, из каких частей состоит мишка?

Дети: туловища, головы, лап и хвоста.

Воспитатель: Туловище как мы будем лепить, на что оно похоже?

Дети: туловище овальное.

Воспитатель: А голову?

Дети: Круглую.

Воспитатель: Обратите внимание, что у медведя мордочка вытянута, а на голове есть ушки! Сколько ушей у медведя? Давайте посчитаем?

Дети: 1 – 2. 2 уха

Воспитатель: Я вчера слепила мишку, хотите вам покажу?

Дети: Да.

Воспитатель: мордочку я пальчиками вытянула, а ушки сделала методом прищипывания пластилина. Как вы думаете, с какой части тела начнем работу? Объясните, почему вы так думаете?

Дети: С туловища, потому что к нему будем присоединять все части тела.

Воспитатель: А что будем лепить после того, как туловище сделали?

Дети: Будем лепить голову.

Воспитатель: Вот у нас будет туловище и голова, что нам надо сделать с ними?

Дети: Соединить.

Воспитатель: А чтобы наша голова держалась крепко, надо использовать прием примазывания. Что же осталось нам слепить, чтобы мишка был готов?

Дети: Лапы и хвост.

Воспитатель: Сколько лап у медведя, давайте посчитаем.

Дети: 1, 2, 3, 4 -4 лапы.

Воспитатель: Мы сделаем их из шариков, но нам понадобится 5 шариков, для чего пятый?

Дети: Для хвостика.

На наших столах лежит пластилин, надо разделить его на 3 части, одна часть должна быть чуть больше, две другие части должны быть одинаковые. Из большей части мы слепим туловище, из другой части – голову, а последнюю часть нам надо разделить еще на 5 равных частей, это будут лапы и хвост. Приступаем к работе. (включается музыка, желательно звуки природы)

 

Анализ:

Посмотрите, ребята, какие симпатичные медвежата у вас получились.

Предложить детям рассказать, что они сегодня узнали о том, как звери готовятся к зиме, кого и как они лепили, чем еще занимались

 Викторина «Как зимуют звери»

1.    Какой зверь зимой не меняет шубки?

2.    А кто ещё из зверей всю зиму спит?

3.    Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?

4. кто живет в дупле?

         5. чем питается рысь?Белый медведь из пластилина

https://hobbyndom.ru/wp-content/uploads/7/b/8/7b8c9d7f8c2cfb161ac9cb51196f2e11.jpeg

https://vplate.ru/images/article/orig/2021/01/kak-slepit-medvedya-iz-plastilina-11.jpg

https://craftgid.ru/wp-content/uploads/2021/02/medved-iz-plastilina-2.jpg

https://vplate.ru/images/article/orig/2021/01/kak-slepit-medvedya-iz-plastilina-13.jpghttps://vplate.ru/images/article/orig/2021/01/kak-slepit-medvedya-iz-plastilina-12.jpghttps://vplate.ru/images/article/orig/2021/01/kak-slepit-medvedya-iz-plastilina-14.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Удивительные животные Африки».

Программные задачи:- систематизация и углубление представлений детей о животном     мире        жарких     стран...

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе, по образовательной области «Познание» Тема «Домашние животные»

Продолжать знакомить детей классификацией животных (дикие, домашние). Закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие. Познакомить с ролью взрослого по уходу за...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе на тему «Как животные готовятся к зиме»

Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий вос...

Организованная образовательная деятельность по образовательным областям «Познание», «Коммуникация» на тему: «Как животные готовятся к зиме» в старшей группе

·         Формировать и обогащать представления детей о том как дикие(лесные) животные готовятся к зиме.·         Уточня...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Как животные к зиме готовятся» (средняя возрастная группа)

НОД направлена на расширение представлений детей об образе жизни лесных зверей и оседлых птиц осенью....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области « Познание». Тема «Домашние животные. Кошки – друзья человека".

Конспект занятия  по окружающему миру  с использованием современных образовательных технологий  в старшей группе детского сада....