Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе на тему «Как животные готовятся к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Богданова Алла Борисовна

Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-

образовательной деятельности

в старшей группе на тему

«Как  животные готовятся к зиме»

Богданова А.Б.

2014г.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему "Как  животные готовятся к зиме"

Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности

Занятие построено в проектном режиме. Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:

• Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением животных)

• Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации)

• Использование проблемных ситуаций (как животные готовятся к зиме)

Игровой прием (игра-физминутка)

Цель:

        Закрепление представлений о внешнем виде и образе жизни диких животных наших лесов и подготовки их к зиме.          


Задачи: 

Речевое развитие
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (лес, зверь, животное, медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, кабан, ёж, барсук, детёныш, зимовка, шерсть, мех, берлога, логово, нора, дупло, зимовать, питаться, менять, линять, накапливать; дикий, хищный, пушной, осторожный, хитрый, опасный).
-Совершенствование грамматического строя речи. 

-Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Социально-коммуникативное развитие
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
-Воспитание любви и бережного отношения к природе. 

Физическое развитие

-Развитие мелкой и общей моторики. 

Материал к занятию: Мультимедийная презентация "Как  животные готовятся к зиме" загадки, картинки с изображением диких животных. 

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением животных, загадывание загадок, составление описательных рассказов, чтение рассказов о животных, чтение сказок с участием животных, драматизация отрывков из сказок, рисование животных с помощью трафарета, лепка животных из пластилина, физ. минутки, дидактические игры, здоровье сберегающие игры.

Развивающая среда: картинки с животными, шапочки и маски животных, дидактическая игра «Собери семью»

Ожидаемый результат: дети расширят кругозор знаний о домашних и диких животных, проявляют устойчивый интерес к различным видам деятельности.


Содержание организованной деятельности детей


Педагог. Ребята, отгадайте загадку "Когда это бывает?" 
Дни стали короче, 
Длинней стали ночи. 
Урожай собирают. 
Когда это бывает? 

Дети. Это бывает осенью! 
Педагог. Правильно! А ещё что бывает осенью? 
Дети. Листья желтеют и опадают с деревьев. Идут дожди. Погода становится прохладной. Птицы улетают в теплые края. 
Педагог. Молодцы, ребята! Но ещё и дикие животные готовятся к зиме!


Пальчиковая гимнастика "Есть у каждого свой дом" 
У лисы в лесу глухом 
есть нора - надёжный дом. 
(Дети загибают пальцы на руках - по одному пальцу на каждое двустишие). 
Не страшны зимой метели 
Белочка в дупле на ели. 
Под кустами ёж колючий 
Нагребает листья в кучу. 
Из ветвей, корней, коры 
Хатки делают бобры. 
Спит в берлоге косолапый, 
До весны сосёт он лапу. 
Есть у каждого свой дом, 
Всем тепло, уютно в нём. 

Педагог. Ребята, слышите, к нам кто-то идёт! (Заранее подготовленный ребёнок из группы)
К нам прискакал Зайчишка-Пушишка,  он расстроен тем, что лето кончилось, листья пожелтели и опали, наступают холода и скоро зима. А как же быть теперь его друзьям, которые живут в лесу? Как прожить суровую зиму? Где добыть пищу? 
Педагог. Зайчишка, не расстраивайся! Разве ты не знаешь, что все звери готовятся к зиме по-разному? 
Зайчишка: Нет, я не знаю.
Педагог. Давайте, ребята, мы отправимся с вами в путешествие в осенний лес, и посмотрим, как звери приготовились к зиме! А поедем мы на поезде. 
Зайчишка. А меня возьмёте с собой? 
Педагог. Дети, возьмём с собой Зайчишку? 
Дети. Да! 
Педагог. Тогда приготовились! Поехали! 
Дети строятся "вагончиками" и паровоз отправляется в путь. 
Звучит запись "Звуки леса". 
- Ну вот, мы приехали, ребята! Посмотрите, как здесь красиво!

Педагог: Ребята, мы находимся в осеннем лесу на полянке, которая приготовила нам много интересного. Сейчас мы увидим обитателей леса и посмотрим, как звери готовятся к зиме. Готовы? 
Дети. Да! 
Показ презентации " Как  животные готовятся к зиме ". Использование фотографий формирует у детей наиболее реалистичное представление об окружающем мире. 

Мультимедийная презентация "Как  животные готовятся к зиме" 

1 слайд: Пришел сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут грибы, в моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух. По прозрачному высокому небу бегут облака. В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, стрижи. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. 
Это только кажется, что лес в преддверии зимы засыпает. На самом же деле всё далеко не так просто. Каждая птичка и зверь в этот непростой период заняты своими хозяйственными хлопотами. 
2 слайд: Отгадайте загадку

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала
3 слайд: Это ёжик.  Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в своё логово ёж. Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и чёрные ужи. Трудно находить пауков и лягушек. В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох – стелет зимнюю постель. Скоро заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму. Больше не станет бегать по лесу, ловить червей и жуков. Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом тепло ежу. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж, и будут ему сниться лесные ежиные сны. 

4 слайд:  Отгадайте загадку

Не барашек и не кот,

Носит шубку круглый год.

Шубка серая – для лета.

Для зимы другого цвета
5 слайд: Правильно, заяц. Осенью меняет бурую шубку - на белую заяц. Зимой он белый, сложно его снежно-белого на снегу приметить. Притаились зайчата-листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдет и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше поскачет в осинник. Осенью, по мере высыхания травы, зайцы начинают есть мелкие веточки кустарников. Запасов на зиму зайцы не делают. Зимой кормятся побегами и корой различных деревьев и кустарников. Не откажутся и от сена, лежащего в стогах. Быстро бегают зайцы, не каждая собака их догонит. 

6 слайд: Отгадайте загадку

Не мышь, и не птица,

В лесу резвится.

По деревьям летает,

Шишки собирает.
7 слайд:  Это белка. Самый весёлый, самый проворный зверёк в наших лесах – шустрая белка. С утра до позднего вечера без устали хлопочут проворные белки. В развилине елового сучка белки развесили сушить красноголовый подосиновик, тонконогие маленькие опёнки. В лесных кладовых спрятали вкусные орехи и желуди. Поздней осенью переменят белки свои красные платьица на серые зимние шубки. В вершинах густых ёлок устроены у белок теплые гнёзда. В этих гнёздах, в устланных мягким мхом глубоких дуплах, белки воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых морозов и холодных ветров. 

8 слайд: Отгадайте загадку

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом
9 слайд: Лиса неслышно крадется по осеннему лесу. Листья в лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче. С середины лета у лисицы начинает отрастать зимний мех, в который она полностью одевается к рубежу ноября и декабря. Летний мех гораздо более редкий и короткий, а зимний — более густой и пышный. Норы лисицы роют сами, или занимают пустующие норы барсуков, сурков, песцов. Как правило, лисицы используют постоянные укрытия лишь в период воспитания детёнышей, а на протяжении остального года, в частности зимой, отдыхают в открытых логовах в снегу. Излюбленной и главной добычей лисиц остаются мыши и полевки. 

10  слайд: Отгадайте загадку

Дружбу водит он с лисой,

Для других ужасно злой.

Всё зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый ..
11 слайд: Волк осенью тоже линяет, но цвет шубки не меняет. Всё лето волки выкармливают волчат, и только к осени все вместе покидают своё логово. Логово располагается в наиболее глухом, трудно доступном для человека месте. Для логова обычно используются углубления под корнями вывернутого дерева, среди бурелома, расселины скал или склона оврага… Постоянное логово служит лишь на время воспитания волчат, а в остальное время года, особенно зимой, волки ведут бродячую жизнь. Днем прячутся в зарослях кустарников и по оврагам, а в сумерки и по ночам выходят на охоту. Запасов волки не делают, их ноги кормят. А на сытый желудок и мороз не страшен. 

12  слайд: Отгадайте загадку

Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,

А проснётся, ну реветь,

Как зовут его -
13 слайд:  Да, это медведь. Летом и осенью усиленно питаются медведи — жирок подкожный запасают. Он-то перезимовать в берлоге и поможет. Старательно и умело в лесной глуши готовят медведи зимние берлоги. Они выкапывают берлогу под корнями старой ели, устилают её ветками, натаскивают мох. Ранней зимой, как только выпадет снег, залегают в берлоге медведи. Тепло и уютно в медвежьих берлогах. Как только ударят в лесу морозы, засыпают в берлогах медведи. 

14  слайд:  Отгадайте загадку

Мы питаемся листвой,

Ветками, сочной травой.

Ростом выше чуть коровы,

Взгляд серьёзный и суровый.

Нам в лесу живется ладно,

Здесь и в жаркий день прохладно.

Что бы с нами не стряслось.

Но всегда спокоен –

15 слайд: Лоси тоже не забывают о грядущем морозе. Они сейчас активно жуют солонец. Эта добавка необходима рогатым для того, чтобы суметь зимой перемалывать твёрдый корм, например, жёсткие веточки. Никого не боятся лоси в лесу. Смело бродят по лесным полянам, переходят просеки и дороги, нередко подходят близко к селениям и шумным городам. Целыми стадами бродят лоси по засыпанным снегом болотам, скрываются в кустарниках, в больших лесах. Верхняя губа у лося свисает над нижней. Ею он легко захватывает с деревьев листья и побеги, а также снимает со стволов мхи и лишайники. Летом лоси едят листья, грибы, веточки черники и брусники с ягодами, а зимой питаются ветками деревьев и кустарников. Зимой лоси кормятся днём, а ночью почти всё время остаются на лёжке. В большие морозы животные ложатся в рыхлый снег так, что над ним торчит только голова. 

16  слайд: Отгадайте загадку

Роет норы он умело

Знает, любит это дело.

Потому кроту и друг,

А зовут его …
17 слайд: Барсук – домосед, он трепетно относятся к своей норе. Широкими лапами с длинными когтями барсук быстро копает свою нору. У зверька округлое тело и короткий хвост. Это помогает ему передвигаться в подземных коридорах. Эти звери очень любят чистоту. Возле норы барсука всегда предельная чистота. Барсучиха выносит своих барсучат по одному из норы. Держит каждого в зубах и кладёт рядышком под кустом или около дерева. Барсучата дышат свежим воздухом, а пробирающиеся сквозь листву солнечные лучи их греют. Осенью барсук активно нагуливает жир, а зимой впадает в спячку. Поиски еды происходят в сумерках и ночью. Барсуки охотятся на жуков, земляных червей, полевок, ящериц, ловят лягушек. Также, поедают зеленые части растений, плоды, корневища. 

18  слайд: Отгадайте загадку

Дикий зверь тропой бежит,

То как хрюкнет, завизжит.

С ним детишек караван,

Этот зверь лесной – …
19 слайд: Это кабан. Напрямик через заросли кустарника лезет кабан, не обращая внимания на ветки. Кожа у кабана прочная и покрыта бурой щетиной. Поэтому ему не страшны даже колючки. Кабаны очень быстро бегают и легко переплывают реки. Они осторожны. Хорошо слышат и различают запахи. По ночам кабаны ищут корм, а днём лежат в укромных местах на подстилке из веток, листьев и сухой травы. Едят кабаны фрукты, ягоды, любят орехи, насекомых, червей, рыбу, змей и лягушек. Летом щиплют траву, объедают ветки и молодые побеги. К зиме перед ними стоит стратегическая задача — толстеть. Они себе бока наращивают. Ведь когда снег выпадет, трудно им придётся. Кабанам по лесным сугробам тяжело будет ходить, вот и ждут их впереди голодные денёчки. А на одних веточках да корешках долго не протянешь. Вот и отъедаются заранее. 

20  слайд: Отгадайте загадку

Мы отличные работники,

Мы и столяры, и плотники,

Работящий наш народ,

За платиною живет.

В речке строим мы свой дом,

От людей вдали живем.

Но к соседям мы добры,

А зовемся мы —
21 слайд: Осенью занимаются заготовкой древесного корма на зиму бобры. Запасы бобры складывают в воду. Чтобы корм не вмерзал в лёд, бобры обычно подтапливают его ниже уровня воды под крутые нависающие берега. Таким образом, даже после того как водоём замерзает, еда остаётся доступной для бобров подо льдом. Питаются бобры корой и побегами деревьев. Охотно поедают жёлуди. Живут бобры в норах или хатках. Вход в жилище бобра для безопасности всегда располагается под водой. Норы бобры роют в крутых и обрывистых берегах. Чтобы участок реки над входом в нору зимой не замёрз и не запер животных в норе, они накрывают это место особым навесом. Кроме нор бобры строят «дома». На отмелях они собирают в кучу сухие ветки деревьев и обмазывают их глиной, землёй и илом. Внутри кучи делается свободное пространство, возвышающееся над водой. Вход в него осуществляется из-под воды. Стены хатки очень крепкие. Они служат прекрасной защитой от хищных зверей. При сооружении своих жилищ бобры работают передними лапами. Готовясь к холодам, накладывают на стены дополнительный слой глины и земли. Поэтому в зимние месяцы в таких сооружениях всегда держится плюсовая температура, а вода в лазах не замерзает. В своих жилищах бобры поддерживают идеальный порядок. Активны бобры ночью и в сумерках. Летом они выходят из жилищ в сумерках и трудятся до 4—6 часов утра. Осенью, когда начинается заготовка кормов на зиму, трудовой день удлиняется до 10—12 часов. Зимой активность снижается и сдвигается на светлое время суток; в это время года на поверхности бобры почти не показываются. При температуре ниже −20 °C животные остаются в своих жилищах. 
22 слайд: К зиме все готовы! (конец презентации) 
Педагог. Вот так, ребята, лесные животные готовятся к зиме! А ты, зайчишка, больше не будешь беспокоиться за лесных обитателей? 
Зайчишка: Нет! Теперь-то я знаю, что бояться нечего. Ребята, у меня есть для вас игра! Хотите поиграть со мной? 
Дети. Хотим! 
Зайчишка: Тогда я приглашаю вас поиграть в игру "На водопой"! 
Игра "На водопой". 
Зайчишка приглашает детей пройти на ковёр и предлагает выполнить знакомое упражнение. Дети совместно с Зайчишкой выполняют упражнение. 
- Жарким днем лесной тропой 
Звери шли на водопой. 
(Дети идут по кругу друг за другом) 
- За мамой-лосихой топал лосёнок, 
(Идут, громко топая) 
- За мамой-лисицей крался лисёнок, 
(Идут крадучись) 
- За мамой-ежихой катился ежонок, 
(Передвигаются в глубоком приседе) 
- За мамой-медведицей шел медвежонок, 
(Идут вперевалку) 
- За мамою-белкой скакали бельчата, 
(Скачут на носочках, согнув руки перед грудью) 
- За мамой-зайчихой скакали зайчата, 
(Скачут, сделав ушки из ладоней) 
- Волчица вела за собою волчат. 
(Идут на четвереньках) 
- Все мамы и дети напиться хотят. 

Педагог. Ребята, а нас уже ждёт паровозик! Нам пора возвращаться в детский сад! 

Зайчишка прощается с ребятами, дети уезжают на паровозике в группу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме:" Цирковое представление ( счет в пределах 7)". Образовательная область "Познание" ФЭМП.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: " "Цирковое представление" ( счет в пределах 7).Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и провела...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему: «КАК ЖИВОТНЫЕ К ЗИМЕ ГОТОВЯТСЯ»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностив средней группена тему: «КАК ЖИВОТНЫЕ К ЗИМЕ ГОТОВЯТСЯ»...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Внедрение фольклора в современный воспитательно - образовательный процесс»

Формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками. Расширять знания детей о народных традициях с целью прио...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»Лепка (пластилинография)...