Занятие «Народные промыслы России» Подготовительная группа Б
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ирина Владимировна Ващенко

Цель: Обобщить знания детей о народных промыслах России.

Систематизировать и закрепить знания о труде мастеров народных промыслов  (хохлома, дымковская игрушка, матрёшки, )

Задачи:

Образовательные:

  - Расширять представления детей о народных традициях и обычаях.  

   -Формировать представления детей о русских народных промыслах

  - Учить отмечать особенности, характерные для каждого вида росписи.

Развивающие:

      - Умение отгадывать загадки, говорить пословицы.

        -Развивать связную, диалогическую речь

      -Формировать умение видеть красоту изделий, чувство восхищения

Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к русской культуре и народному творчеству.
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

 -Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_narodnye_promysly.docx35.18 КБ

Предварительный просмотр:

             

                Занятие «Народные промыслы России»

                            Подготовительная группа Б

Цель: Обобщить знания детей о народных промыслах России.

Систематизировать и закрепить знания о труде мастеров народных промыслов  (хохлома, дымковская игрушка, матрёшки, )

Задачи:

Образовательные:

  - Расширять представления детей о народных традициях и обычаях.   

   -Формировать представления детей о русских народных промыслах

  - Учить отмечать особенности, характерные для каждого вида росписи.

Развивающие:

      - Умение отгадывать загадки, говорить пословицы.

        -Развивать связную, диалогическую речь

      -Формировать умение видеть красоту изделий, чувство восхищения

Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к русской культуре и народному творчеству.

- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

 -Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, художественно - эстетическая, двигательная.
Активизация словаря: народный промысел, хохлома, дымково, глиныные, деревянные, кукла-оберег, традиции.

Материалы и оборудование:

 выставка изделий народного промысла, наотбук, картинки- пазлы, ключи.
Методы и приёмы
• наглядный (показ слайдов);
• словесный (пословицы, загадки, вопросы и ответы, беседа);
• игровой (сюрпризный момент)
Предварительная работа:
Совместная с детьми деятельность:

  • создание предметно-развивающей среды в группе, оформление выставки «народные промыслы» совместно с детьми и родителями;
  •  разучивание пословиц, поговорок, загадок, примет, народных игр;
  • чтение художественной литературы; «По щучьему веленью», «Царевна – лягушка», «Хаврошечка» и др.
  • разучивание хороводов и игр, пение песен;
  • беседы о русских традициях и декоративно – прикладном искусстве;
  • рассматривание и чтение книг  о русских  народных  промыслах.
  • рисование (хохлома, русская матрешка, дымковская игрушка,)
  • раскраски на данную тему.
  • составление анимационного сопровождения с использованием ИКТ.
  • просмотр презентации: «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Русская изба».

Участие в празднике «Народная ярмарка», квест –игра «Подарки для Деда Мороза», «Рождественские колядки».

                                                   

                                           

                                                   ХОД  НОД

Воспитатель: Сколько у нас гостей, поздоровайтесь, ребята!

 Русские люди в старину любили встречать гостей и говорили так:

«Пожалуйте гости дорогие!  Проходите, будьте как дома!

У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило?

В тесноте да не в обиде.

Сядем рядком, да поговорим ладком».

Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране.

Как называется страна, в которой мы живём?.

Дети. Россия - страна очень большая и красивая. В России  много лесов, в которых много разных зверей, растёт много ягод и грибов.

Через всю страну протекает много рек. В горах добывают разные полезные ископаемые - уголь, алмазы, железную руду.  Слайд 2.

Воспитатель. Россия - очень богата мудрыми традициями, красивыми обычаями.

 У каждого народа есть свои традиции. Дети, что такое традиция?

Дети. Традиция -это обряды и обычаи, которые зародились много лет назад и передаются от одного поколения другому .

Воспитатель. Как талантлив русский народ! Из обыкновенного полена мастера могли вырезать шкатулку, в которой хранились мелкие предметы.

 Из дерева делали разную мебель, посуду, игрушки. А какая ж русская изба без печки и разноцветных половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке или вязали спицами. Какую красивую одежду русские мастерицы шили и вышивали своими руками, украшая её вышивкой и кружевом.

Воспитатель. Как тут не вспомнить пословицы о труде.

Дети.

- Дело мастера боится.

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Какова пряха, такова на ней и рубаха. 

- Скучен день до вечера, коли делать нечего. 

- Без дела жить - только небо коптить. 

  -Умелые руки не знают скуки.

Воспитатель. Россия богата своими народными промыслами. Что это такое?

Дети. Это красивые предметы быта, сделанные народными умельцами. Слайд3.

Воспитатель: Народные промыслы, это форма народного творчества.  Зародились они в старину в России, но славятся и живут до сих пор.  

Дети, какие вы знаете народные промыслы? Дети подходят к выставке.

Дети. Это изделия из дерева, глины соломки, бересты. Особенно славятся,

такие народные промыслы, как  гжельская посуда, хохломские изделия, жостовские подносы, дымковские игрушки, оренбургские платки, матрёшки. Слайд 4.

 Слышится телефонный звонок. Громкая связь.

«Дети, я сказочница-хранительница русских народных промыслов, очень торопилась к  вам  в  гости с  сюрпризом,  но  злой  сказочный  волшебник

заколдовал все тропинки на моем пути. Помогите найти волшебные

 ключики, тогда  я смогу найти к вам дорогу, их три  и они в вашей  группе.

А помогут вам ваши знания русских народных промыслов! Спешите!

Я отправила вам конверт с подсказками!»

Воспитатель. Поможем хранительнице народных промыслов, найдем волшебные

 ключики?

Дети: Поможем.

Воспитатель. Чтобы найти волшебные ключики, нужно в путь дорогу собираться в путешествие по России. Полетим на самолёте.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Мы с вами отправляемся в путешествие по самой длиной реке России- Волге в Нижегородскую область в село Хохлома. Слайд 5.

Отгадайте загадку.

«Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые
А может, солнцем залитые».
Дети: Хохломские изделия Слайд 6.

Воспитатель: Из чего делают хохломские изделия?

Дети. Из дерева, мастера  сначала делают бруски-заготовки.

Затем мастер встаёт за токарный станок и придаёт заготовке нужную форму. Так получается основа –резные ковши, ложки, посуда.

Воспитатель. Какие основные цвета хохломской росписи?

Дети. Главные цвета - красный и чёрный. Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки.

Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Воспитатель. Все изделия расписываются вручную масляными красками, причём рисунок нигде не повторяется. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и закаливают 3-4 часа в печи до образования золотистого цвета. Так получается знаменитая золотая хохлома.

Дети, сказочница- хранительница отправила нам письмо, в ней подсказка, как найти ключик. А сейчас выложите на столе пазл.

Дети собирают пазл «Хохломские изделия».

Воспитатель. Давайте найдём на нашей выставке изделие хохломских мастеров

Дети находят посуду, рассказывают, в ней лежит ключик.

Воспитатель: Посмотрите, а вот и первый ключик!

Мы  нашли его и помогли нам ваши знания. Продолжим наше путешествие?

 Наш путь лежит в село Дымково Кировской области.Слайд7 

Отгадайте загадку.

«Весёлая , белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

 Собаки, гусары и рыбки,

 А ну, отгадайте, кто я?»

Дети. Дымковская игрушка Слайд 8.

Воспитатель: Посмотрите, какие  они  яркие,  веселые  и  нарядные. 

 Сколько озорства, веселья вложили мастера в эти игрушки. Значит, и сами мастера были весёлыми людьми.

Какие  элементы  росписи  дымковской  игрушки  вы  видите?

Дети: Игрушки украшены кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнами и точками.

Воспитатель: Какие краски используют художники?

Дети: яркие краски-  красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие.

Воспитатель.  А из чего сделаны дымковские игрушки?

Дети: Сначала их лепят из глины, а потом обжигают их в печи.

Воспитатель: Значит, это какие  игрушки?

Дети: Глиняные.

Воспитатель: Дети, смотрите, у меня все игрушки перебились, помогите их собрать. А вот и вторая подсказка.

Дети собирают  пазл «Дымковская игрушка».\

Воспитатель. Давайте найдём на нашей выставке изделие дымковских мастеров.

Дети находят игрушку, в ней лежит ключик.

Воспитатель: Посмотрите, а вот и второй ключик нашли! Молодцы, ребята!

Продолжаем наше путешествие по России. Наш путь лежит в подмосковный город Сергиев Посад. Слайд 9.

 Отгадайте загадку.

«Дать могу одну подсказку-

Хватит вам её вполне:

Все мои сестренки сразу

Помещаются во мне.

Ну- ка, что это за крошки? Деревянные»

Дети. Матрёшки. Слайд 10.

Воспитатель. Город Сергиев Посад является родиной матрёшки.

Из чего сделаны матрёшки?

Дети. Мастера делают заготовки из дерева, потом шлифуют их.

Художники расписывают их цветами, листиками, веточками. Каждая одета

в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник.

Воспитатель. Матрешка считается символом России. Где их только не делают и в каждой области свой почерк, свой рисунок. Наиболее известны семеновские и загорские, а также полхов – майданские матрёшки.  Слайд 11

Воспитатель. Давайте найдём на нашей выставке матрёшку и разберём её.

Дети находят матрёшку, в ней лежит ключик.

Воспитатель: Посмотрите, а вот и третий ключик нашли! Молодцы, ребята!

Слышится стук в дверь. Появляется сказочница-хранительница.

Здравствуйте ребята, гости дорогие! Вижу, нашли вы мои ключики!

Молодцы, ребята! Хочу я с вами поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота» (играет с детьми)

Хранительница. Дети, я пришла к вам с подарком.

Достаёт из шкатулки куклу- оберег, сделанную из ниток. В России кукол делали своими руками из разных тряпочек, соломы, ниток.К ним относятся куклы-обереги.

Воспитатель. Дети, по твоей просьбе, сделали таких же кукол, они хотят их подарить нашим гостям. Слайд 12

 Итог. Воспитатель. Дети, что нового вы узнали о русских народных промыслах?

Дети. Мы узнали, какие красивые и разные изделия изготавливали русские мастера.

Эти народные промыслы широко известны за пределами России.

Воспитатель. Это наша национальная гордость, символы нашей Родины.  Мы гордимся умением наших мастеров, их необыкновенными произведениями, которые несут людям красоту и радость. Таких изделий нет больше нигде в мире.

  Алеша читает стихот. Надежды Лыковой «Русские Традиции» Слайд 14.

                                       Дети дарят кукол гостям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Народные промыслы России»

Программное содержание:- Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве;- Закрепить умение детей использовать народные мотивы и технические приемы в продуктивно...

Паспорт педагогического проекта "Народные промыслы России" подготовительная группа.

Проект для подготовительной группы "Народные промыслы России" Знакомит детей, родителей, педагогов с дымковской, гжельской, городецкой, жостовской, хохломской росписями....

Конспект занятия "Народные промыслы России " в подготовительной группе

ЗадачиОбразовательные:Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.Побуждать к стремлению состав...

итоговое занятие "Народные промыслы России"

Конспект НОД в подготовительной группеобразовательная область «Художественно – эстетическое развитие»Итоговое занятие по декоративно-прикладному искусству «Народные промыслы Ро...

Конспект занятия "Народные промыслы России"

Занятие по народному декоративно-прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста....

открытое занятие "Народные промыслы России"

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим "Народные промыслы России" в старшей группе детского сада....