Сценарий праздника "Золотая Хохлома" - итоговое мероприятие проектной деятельности "Народные промыслы России" подготовительная группа
методическая разработка (подготовительная группа)

Итоговое мероприятие  проектной деятельности "Золотая Хохлома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_hohloma.docx41.74 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Золотая Хохлома!»

Дети входят в  зал, исполняют танец «Где берёзоньки шумят», встают в полукруг

Ведущая: Сколько сказочных мест у России, городов у России не счесть,

                   Может, где–то бывает красивей,  но не будет роднее, чем есть!

1 ребёнок: Россия – танец - хоровод берёзок на полях,
                   Россия – синий небосвод в плывущих облаках.

2 ребёнок: Россия – вьюга – завитки серебряной реки.
                   Россия – нежные цветки – ромашки, васильки.

3 ребёнок: Россия – солнца аромат и скошенной травы.
                   Россия – горько-терпкий вкус рябины и травы.

4 ребёнок: Россия – пенье ручейка: от ласточки привет.
                   Россия – милый уголок, что вечно дарит свет!

Исполняют песню с солистом  «Красно солнышко», садятся

Звучит музыка

Ведущая: Собрались сегодня тут не по простому случаю -

                   Славной матушки Руси промысел покажем мы.

                   Велика Россия наша и талантлив наш народ.

                   О Руси родной, умельцах на весь мир молва идёт!

Ведущая: С незапамятных времён на Руси в жизни русского народа важное место

                   занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы».

                   Она сочетала производство повседневных предметов быта с

                   высокохудожественными способами их изготовления и украшения.

                   В русских промыслах отображается всё многообразие исторических,

                   духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из

                   которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов

                   выражают отличительные черты и неповторимость русской

                   традиционной культуры.

                   А вы, гости дорогие, знаете, ли,  хотя бы некоторые из них?

диалог с залом

Ведущая:   Верно, в России народных художественных промыслов великое

                    множество,  вот и сегодня мы вам расскажем  об одном из них.

                    И не просто вам расскажем, а расскажем и покажем! 

                    А о каком догадайтесь сами.  Послушайте мою загадку:

                    Резные ложки и ковши, ты разгляди-ка, не спеши.

                    Там травка вьётся, и цветы растут нездешней красоты.

                    Блестят они, как золотые, а может солнцем налитые.

                    Что же это? (Хохлома)

Ведущая: Верно – это Хохлома.

                  Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке

                  в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную

                  роспись деревянной посуды и мебели. А как же появляются такие

                  драгоценные изделия, хотите узнать?

Под музыку выходят 12 детей

1 ребёнок: Сначала мастера делают изделия из дерева. Посуду или мебель.

2 ребёнок: Потом на деревянные  изделия  наносится не золотой, а серебристый             оловянный порошок.

3 ребёнок: После этого изделия покрываются специальным составом и три-четыре раза обрабатываются в печи, чем достигается медово-золотистый цвет.

4 ребёнок: Когда изделия  готовы, мастера расписывают их необыкновенными узорами.

5 ребёнок: Хохломская роспись считалась символом огня, а цвет связывался с чем-то прекрасным, красивым, со светом солнца,  с цветом неба и небесным явлением.

6 ребёнок: Этот вид росписи как будто пронизан лучами света, а само изделие излучает свет от золотого сияния. Если всматриваться  в него внимательно, перед глазами  возникают чудесные видения.

7 ребёнок: А почему же нашу Хохлому называют золотой, хотите узнать?   (ответы)

                   Тогда слушайте легенду. Слушайте внимательно, запоминайте старательно.

 

8  ребёнок:  На Волгу в давние века пришёл мужик издалека.

                      Он был весёлый молодец, великий мастер и творец.

                      Он дом построил, начал жить, из липы стал он мастерить

                      Посуду, мебель и кадушки, детишкам разные игрушки.

9 ребёнок: Однажды, чуть заря зардела, к нему жар – птица прилетела.

                    Он птицу кашей накормил, душистым мёдом угостил.

                    И в благодарность за добро она дала ему перо.

                    «Взмахни ты им над всей посудой, и для тебя свершиться чудо».

                     Сказала так и улетела. Мужик же принялся за дело.

                     Махнул жар – птицыным пером,  и засияло все кругом!

10 ребёнок:  На чёрный фон, как ночь густая, ложилась краска золотая,

                       А сочных ягод красный цвет похож на утренний рассвет.

                       Вот здесь петух, а там цветы – всё небывалой красоты.

                       Народ от быстрого ума назвал ту роспись: «Хохлома».

11 ребёнок: Талант свой мастер не скрывал, его он детям передал,

                      А дети внуков научили, а те соседям раздарили.

                      О хохломе молва пошла, и слава та до нас дошла.

12  ребёнок: Хохлома, хохлома! Весь народ свела с ума!

                       Яркая, лучистая, узоры золотистые!

                       Птица хохломская крыльями махала - крыльями махала, злато рассыпала.

                       Злато рассыпала, в танец созывала!

Исполняют танец «Золотая хохлома», садятся

Ведущая: Почему же хохломская роспись так полюбилась людям? Потому, что

                  сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный яркий

                  цвет. Роспись у мастеров выходит яркая, а узоры настолько удивительные,

                  что хочется смотреть на них снова и снова. Хохломские  изделия хороши  

                  необыкновенно! Они  запоминаются своей красотой, праздничностью.

                  Много выдумки и фантазии у народных умельцев.

                  Ребята, перечислите, пожалуйста, элементы, которые встречаются в узорах

                  хохломы.

Дети: Травка, завиток, листья, ягоды, капельки, птицы, рыбки.

Хохлома: Верно. В этих узорах мастера используют  необыкновенные  цвета. А

                  какие, мы сейчас узнаем у вас. Мы загадки знаем и вам их загадаем.

Дети по очереди загадывают загадки гостям

1 ребёнок: В росписи у мастеров, много красочных цветов.
                   Самый яркий и прекрасный, это цвет, конечно…
(красный)

2 ребёнок: Он из всех неяркий самый, только веришь или нет —

                    Можно видеть этот цвет и с закрытыми глазами! (чёрный)

3ребёнок: Цвет травы, листвы у клёна. Ну, конечно же,… (зелёный)

4 ребёнок: Одуванчику привет! И привет купальнице!

                    Ваш весёлый, яркий цвет всем нам очень нравится! (жёлтый)

5 ребёнок: Он прыгает, смеётся, но в руки не даётся,

                    Он солнечный и быстрый, как зайчик… (золотистый)

Ведущая:  Действительно, цвета и узоры свои русский народ взял у природы –

                   матушки:  у лесов, полей, садов. Поэтому они и получились такими

                   сказочными. А как мастера расписывали и расписывают и в наше время

                   посуду! Хохломская посуда – это посуда, достойная царского стола.

                   Не правда ли, глядя на неё, можно согреться душой. Бочонки, ладьи,

                   солонки, тарелки, вазы… А какие ложки!

Под весёлую музыку выходит мальчик- коробейник с ложками.

Мальчик: На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь!

                   Ложки золочёные, узоры кручёные.

                   Хочешь щи ими хлебай, а хочешь музыку играй!

                   Когда сыт - тогда и весел! Разбирайте ложки, повеселим гостей немножко!

Мальчики берут ложки, встают в полукруг

1 ребёнок: Хохлома, хохлома! Весь народ свела с ума!

                    Яркая, лучистая, узоры золотистые!

2 ребёнок: Наши ложки Хохломские самый лучший сувенир,

                    С позолотой – не простые, прогремели на весь мир!

3 ребёнок: Пляшет эхо, пляшет тень, пляшут все, кому не лень.

                    Ой,  жги, говори! Заиграли ложкари,

                    Ударили ложки, как звонкие ладошки.

4 ребёнок: Птица хохломская крыльями махала. Крыльями махала, злато рассыпала.

                    Злато рассыпала, оркестр затевала!

Исполняют оркестр ложкарей «Светит месяц» р.н.п., садятся

Ведущая: Многие поэты восхищались Хохломским искусством и сложили свои

                  прекрасные стихотворения  об этом  замечательном и чудесном промысле.    

                  Давайте, послушаем.

Чтение стихотворений

1 ребёнок: Хохломская роспись  - алых ягод россыпь,
                   Отголоски лета в зелени травы,
                   Рощи-перелески, шёлковые всплески
                   Солнечно-медовой золотой листвы.

2 ребёнок: У красы точёной сарафан парчовый,
                   По волнам узоров яхонты горят.
                   Что за чародеи хохлому одели,
                   В этот несказанный, праздничный наряд!
3 ребёнок: Роспись хохломская - песня колдовская,
                   В терема-светлицы просится сама.
                   И на целом свете нет таких соцветий,
                   С хохломой сравнится только хохлома!

Ведущая: Спасибо, за замечательные стихи, ребята. А сколько музыкантов написало

                   удивительных песен и танцев, вдохновлённых яркими красками Хохломы!

Девочки уходят за занавес, берут платочки

Мальчик: Ах, какой чудесный звон раздался со всех сторон.

                   Разбудил и лес, и луг, закружило всё вокруг!

                   Всё играет и поёт, это уж как водится,

                   Хохлома  к себе зовёт  хороводиться!

Девочки исполняют «Хоровод с платочками», садятся

Ведущая: Ребята, мы с вами и на занятиях, и сегодня, на празднике  много говорили

                  об особенностях хохломской росписи. А сейчас пришла пора поиграть нам,

                  детвора!

  1. Проводится игра «Найди Хохломскую роспись»

На двух столах лежат плоскостные силуэты Хохломской, Городецкой, Дымковской, Гжельской  росписи. Вызывается двое детей. Нужно выбрать силуэты только с Хохломской росписью. Второй раз можно пригласить родителей.

  1. Проводится игра «Вот какая она, Хохлома!»

Все встают в круг, Ведущая берёт дощечку, задаёт вопросы, дети передают по кругу дощечку и рассказывают про роспись

Ведущая: Вот чудесная дощечка, поиграем с ней друзья,

                  Про Хохлому скажи словечко, а может быть и слова два.

Ведущая:  - Что украшают хохломские мастера своей росписью?

                   - Какие элементы используют хохломские мастера? 

                   - Какие цвета используют в росписи?

Ведущая: Ставьте ушки на макушки, мы споём для вас частушки!

                  Лукавые, задорные, останетесь довольные!

Выходят дети, исполняющие частушки

                   

1 ребёнок: Осень, осень, всё сама  прячет злато в закрома.

                    Ну, какое это злато - всё сплошная хохлома!

2 ребёнок: Все листочки как листочки,  здесь же — каждый золотой.

                    Красоту такую люди  называют хохломой!

3 ребёнок: Хохлома да хохлома - разукрашу все дома,

                    А потом всю улицу,  петуха и курицу!

4 ребёнок: Бабка деда до обеда  заставляла рисовать,

                    Ведь в красивую посуду щи приятно наливать!

5 ребёнок: Я вчера такое видел - не расскажешь никому!

                    Сидит заяц на берёзе и рисует хохлому!

6 ребёнок: Надою я молока  и налью котёнку.

                    Разрисую хохломой  милую Буренку.

7 ребёнок:  Славим руки золотые, те, что пишут хохлому,
                    Вкладывают сердце, душу в эту дивну красоту!

8 ребёнок: Золотая  хохлома - ты и гордость и краса!
                   Радуй мир и прославляй наши милые края!

Все дети: Мы частушки вам пропели, хорошо ли плохо ли,

                 А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали!

Садятся

Ведущая: Гордимся мы тобой Россия, таких умельцев - нет нигде!

                  И Хохлома, и Гжель, и Дымка – весь мир завидует тебе!

                  Любят взрослые и дети  наши сувениры,
                 Мы желаем всем на свете  радости и мира!

Все дети встают врассыпную, исполняют песню «Русский сувенир»

                         

Рассказчица: Маленькие русские селенья, славные большие города
                        Часто вызывают удивленье красотою древнего труда.
                        Никакого чуда в этом нету. Тем Россия издавна живёт.
                        Внук, увидев дедовы секреты, сыновьям своим передаёт.

                         На платках, на дереве, на ситцах каждый нашу землю узнаёт.
                        Как же нам Россией не гордиться,  мудрыми умельцами её!

Ребёнок: Мы и пели, и плясали, рассказали, показали,

                 Надеемся, что радостно вам было с нами в этот час!

                 Но мы для вас ещё и  постарались,

                 С любовью делали подарки, волновались.

                 И подарить их вам спешим мы от души!
                Пусть вот этот сувенир передаст вам целый мир,
                Радости воспоминания и большие начинанья,
                Пусть по жизни без помех вам приносит он успех!

Под музыку дети  вручают сувениры, сделанные своими руками,  гостям