Дикие и домашние животные животные
план-конспект занятия по окружающему миру

Грибанова Анна Александровна

Дикие и домашние животные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom._i_dikie_zhivotnye.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Создать условия для  закрепления у детей  представлений о жизни диких и домашних животных.

Задачи: учить узнавать, различать особенности внешнего вида и образа жизни диких и домашних животных, о  месте их проживания,  формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия.  Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы, желание помогать.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Форма организации: групповая, индивидуальная.                                                                                       Формы реализации детских видов деятельности: создание игровой ситуации.

Оборудование: Иллюстрации с изображением животных и их жизни в природе, игрушки диких и домашних животных.

Предварительная работа: Просмотр фильма о диких животных и их жилище, беседа «Где живут животные»,  игры-перевоплощения в животных.

Дидактические игры «Кто, где живет?», «Помоги детёнышу найти его маму».

Чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят».

Загадки о животных, чтение рассказов Л. Толстого, К. Ушинского, Н. Калининой, В. Сутеева, Б. Житкова, Е. Чарушина.

ХОД НОД.

1.Организационный момент (проводится в кругу).

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

 Крепко за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся.

2. Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о животных. Кто из вас знает каких-либо животных и где они живут?

Воспитатель: На какие группы можно разделить животных?

Дети размышляют и отвечают.

Воспитатель: Животные, которые заботятся о себе сами, называются дикими.

(Показывает картинки диких животных, дети называют их).

Воспитатель: Животные, о которых заботится человек, называются домашними. (Показывает картинки домашних животных).

Воспитатель:  давайте послушаем загадки  и определим: животные, о которых говорится в загадках  дикие или домашние?

- Загадка:

Голодна - мычит,
Сыта - жует,
Малым ребятушкам
Молочко дает. (Корова)

Тело у коровы широкое, с округлыми раздутыми боками, ноги короткие, длинный и сильный хвост, напоминающий метелку, которым она отгоняет надоедливых мух и слепней. У коровы крупная голова с загнутыми вверх рогами, стоячие уши, которыми она хорошо слышит, и большие темно-карие бархатистые глаза. Имея прекрасное обоняние, они легко отличают съедобные травы от несъедобных. Коровы медлительны и спокойны.

Вопрос:  "Что дают нам коровы?". (Молоко, мясо).

Воспитатель: " Народ сложил немало пословиц и поговорок, посвящённых корове, в которых он любовно называет корову "кормилицей", "матушкой-коровушкой". А какие вы пословицы знаете о коровушке?

"Была бы коровушка, будет и молочко".

"Корова во дворе - так и еда на столе".

"Если есть на дворе корова - будешь и сыт, и одет".

"Черна Буренушка, да бело молочко".

-Загадка:

Очень любит спорт  и скачки,

Превосходная циркачка,

На селе помощница -

Пахарь и извозчица. (Лошадь)

Рассказ о лошади.

Лошадь - прекрасное, благородное животное. У нее крупное тело, сильные стройные ноги, оканчивающиеся копытами, густые, пышные грива и хвост, стоячие уши и большие умные глаза. Лошадь - верный слуга и спутник человека.

Долгими летними днями трудятся деревенские лошади, а по ночам пасутся на зеленых лугах.

Вопрос: "Чем питаются лошади? (Летом - травой, зимой - сеном и овсом.)

- Тренинг " Лошадки".

Замелькали наши ножки,
Мы поскачем по дорожкам.
Но внимательнее будьте,
Что вам делать не забудьте.

(упражнение для языка - "Цок,цок,цок.)

Воспитатель: Кто знает этого животного и где они живут?

- Физминутка: "Пятачок".

Поросёнок Пятачок.
Отлежал себе бочок.
Встал на ножки, потянулся,
А потом присел, нагнулся
И немножко поскакал
И на месте пошагал.
А потом опять прилёг,
Но уже на левый бок.

-Загадка:

Шерсти маленький клубок,

Глазки, носик, коготок.

И на что ОНО похоже?

«Мяу! Мяу!» Это кто же? ( Котенок).

-Загадка:

Кто во дворе так заливисто лает?

Тонущих,  кто из беды выручает?

Трудную службу несет на границе?

С врагом, если надо, не дрогнув, сразится?

Дом охраняет всю ночь напролет-

Чужой без хозяина в дом не войдет.

В трудный поход её брать с собой можно,

Друга вернее найти невозможно.

 (Собака).

- Загадка:

Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит:
А потом молочка приносит. (Коза)

- Рассказ о козе.

Коза - одно из первых диких животных, которое приручил человек. Коза - небольшое животное, тело ее покрыто густой шерстью. Ноги у козы высокие, стройные, хвост - короткий. У козы большие серо-зеленые глаза, стоячие уши, а голова украшена острыми рожками. Эти животные обладают хорошим зрением, слухом и обонянием, они грациозны и ловки, быстро бегают, отлично прыгают, могут лазать по крутым склонам гор.

Они щиплют травку на лугах и полях, объедают листья и молодые побеги деревьев и кустарников.

Воспитатель:

Очень полезно и вкусно козье молоко, по составу очень близко к женскому молоку, люди выкармливали грудных младенцев козьим молоком. А что готовят из козьего молока? ( Из него готовят сыр, брынзу, творог и сметану.)

-Загадка:

Косолапый и большой

Спит в берлоге он зимой.

Летом по лесу гуляет,

В рот малину собирает.

Любит рыбу, муравьев,

Отгадайте, кто таков?

 (Медведь).

- А по поведению медведя можно узнать, какое время года?

-Загадка:

Когда я голодный-

Меня не встречай:

Я щелкну зубами

И съем невзначай. (Волк).

-Загадка:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса,

А зовут ее -… ( Лиса).

-Загадка:

Белый, ушастый,

По лесу шастал,

Путал следы

От рыжей беды.

 (Заяц ).

-Загадка:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. ( Белка).

-Белки живут в дуплах, могут строить гнезда на деревьях подобно птицам.

Дети делают вывод: на снегу белого зайца труднее заметить хищнику, и  серебристую белочку на дереве, занесенном снегом тоже труднее заметить, причем и хищнику и охотнику.

- Так животные приспосабливаются к условиям жизни в дикой природе. Такая окраска называется покровительственной.

ОПЫТ: - Где легче взять нитку, там, где нитка совпадает с фоном или там где не совпадает? Почему?

- Можно ли по цвету шубки определить какое сейчас время года?

-Загадка:

Это кто в траве шуршит

И забавно так фырчит,

Весь в иголках, не возьмешь?

Кто же это, дети? ( Еж).

Воспитатель: - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди домик животному». У меня на столике дикие и домашние животные. Вам нужно подойти взять любое животное и поставить там, где оно живет. Когда все фигуры животных будут расставлены,  можно попросить детей  назвать, каких животных они отнесли к диким, а каких к домашним.

 Воспитатель обращает внимание детей на мягкую игрушку Котенка, который лежит в уголке.

Воспитатель, взяв котенка на руки: Детки, посмотрите, кажется, этот малыш потерялся! Где же его мама…

Появляется Мама-Кошка: Ой, вот ты где, я повсюду тебя ищу уже битый час, если не два, а то и три! (Забирает котенка).

Воспитатель: А вы кем, простите, приходитесь этому малышу?

Мама-Кошка: Как кто? Я его мама. Разве вам неизвестно, что мама у котенка – кошка, а папа … (обращается к детям).

Дети отвечают: «Кот».

Воспитатель: Я, конечно, это знаю, но что-то все позабыла. А хотя нет – папа щенка — кот, а мама ягненка – лосиха, верно же?

Дети и Мама-Кошка поправляют воспитателя.

Мама-Кошка: Мы сейчас освежим твою память, а дети мне в это помогут, вы согласны, ребята?

Дети отвечают.

Мама-Кошка читает стихотворение А.Шибаевой «Кто кем становится», дети заканчивают предложения в стихотворении:

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок,

Взрослая … (собака).

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал … (конем).

Бык, могучий великан,

В детстве был … (теленком).

Толстый увалень баран –

Толстеньким … (ягненком).

Этот важный кот Пушок –

Маленьким … (котенком).

А отважный петушок –

Кро-о-хотным … (цыпленком).

Мама-Кошка: Ну что, мы помогли тебе вспомнить?

Воспитатель: Помогли, спасибо! Ребята, о каких животных рассказала стихотворение Мама-Кошка?

Воспитатель: - Молодцы! А сейчас я предлагаю вам выполнить одно интересное упражнение.

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные».

Это зайчонок. Это бельчонок.

Это лисенок. Это волчонок.

(Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца)

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

(Вращают большим пальцем)

Воспитатель: дети, о детенышах каких животных эта пальчиковая гимнастика?

 3. Воспитатель: - Вам понравились наши игры? И мне очень понравилось с вами играть. Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию знаний о диких и домашних животных "Где живут животные"

Цель:Формирование знаний детей о диких и домашних животных.Задачи:- уточнить и обобщить знания детей о животных.- закреплять знание о диких и домашних животных и их детенышей, чем питаются;-...

Конспект занятия по экологии «Дикие и домашние животные» (младшая группа) Тема: «Дикие и домашние животные

Цель: формирование у детей представлений о диких и домашних животных. Задачи: - образовательные: Закреплять умение детей различать и называть домашних и диких животных, их детенышей; Продолжать у...

Кроссворды о сообществах диких и домашних животных, их детёнышах, жилищах; о сообществах животных, птиц и насекомых (для воспитанников старшей группы).

Цель: активизация познавательной деятельности воспитанников посредством тесного знакомства с темой; обучение анализу выполняемой работы: по какому признаку слова объединены в кроссворде, что у них общ...

Нод: Ознакомлению с окружающим миром Тема: «Дикие и домашние животные» Форма проведения: Путешествие. Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.

Нод: Ознакомлению с окружающим миромТема: «Дикие и домашние животные»Форма проведения: Путешествие.Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных....