Конспект занятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «В поисках сокровищ».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Безсонова Анна Михайловна

Цель: создать условия для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Задачи:

  1. Стимулировать познавательную активность детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
  2. Способствовать сохранению интереса в процессе решения проблемных задач и нахождения вариативных способов их решения.
  3. Стимулировать проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижении результата, осуществление контроля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_11.12.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «В поисках сокровищ».

Цель: создать условия для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Задачи:

  1. Стимулировать познавательную активность детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
  2. Способствовать сохранению интереса в процессе решения проблемных задач и нахождения вариативных способов их решения.
  3. Стимулировать проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижении результата, осуществление контроля.

Материалы и оборудование: комок снега, прибор для таяния снега (фен), варежки, шарф, яйцо от киндер-сюрприза, емкости для воды, емкости с водой, лента, линейка, цветы из цветной бумаги, куриное яйцо, соль, ложки, фишки с подсказками, знаки, указывающие на этап занятия.

Ход занятия.

Воспитатель (в роли пирата): Здравствуйте детишки! А знаете ли вы кто я? Я самый сильный, самый смелый, самый умный, я люблю сокровища, а вы любите? Дело в том, что я потерял карту, в которой указан путь к сокровищам, а вы мечтаете найти сокровища? Я думаю, что вы сможете мне помочь.

Дело в том, что карту кто-то спрятал от нас и я даже не представляю, как можно ее найти. Но у меня есть одно письмецо, которое и укажет нам правильное направление. Справимся?

Пират открывает конверт, в котором написано, что нужно подойти к первому этапу.

Задание 1 Таяние снега при нагревании. Для проведения опыта потребуется комок снега, фен, варежки, шарф.

Пират: ребята, в письме написано, что нужно достать подсказку, которая спрятана в комочке снега, не ломая и не разбивая снежок. Что же делать?

Варианты ответов детей. Детям предлагается согреть снежок варежками, шарфом, потом нагреть его феном.

Дети вместе с пиратом согревают снежок феном.

Пират: молодцы ребята, мы добыли подсказку, а почему снег исчез? (он растаял при нагревании, потому, что снег, это замерзшая вода и в тепле она снова превращается в воду).

Добытая подсказка указывает на следующий этап.

Задание 2 Научи яйцо плавать. Для проведения опыта понадобятся: яйцо от киндер-сюрприза, емкости с водой, кувшин, лента с петлей, линейка.

На столе лежит конверт, в котором написано задание.

Пират (читая письмо): ребята, нам нужно достать яйцо, именно в нем находиться подсказка, но опускать руку в кувшин запрещено. Что же нам делать?

Варианты ответов детей. Детям предлагается попробовать достать яйцо лентой и линейкой, затем налить воду.

Дети выполняют задание, яйцо всплывает.

Пират: вот и следующая подсказка, у нас отлично получается. А расскажите, почему яйцо очутилось у самого горлышка (потому что яйцо легкое, внутри него воздух, который легче воды, поэтому вода, заполняя кувшин, вытолкнула яйцо наружу).

Все вместе отправляются к следующему заданию.

Задание 3. Цветы лотоса. Для проведения опыта потребуется емкость с водой, цветы из цветной бумаги с закрученными лепестками.

Пират (читая очередное письмо): ребята, нам нужно найти подсказку и цветы нам помогут, только раскрывать лепестки нельзя, они очень нежные. Что же нам делать теперь?

Варианты ответов детей.

Дети опускают аккуратно цветы в емкость с водой, лепестки раскрываются и появляется очередная подсказка.

Пират: дети, у нас снова получилось найти подсказку, вы просто умницы. А вы знаете, почему лепестки сами открылись? Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. У меня в руках еще одна подсказка, скорее бежим, нам нужно решить еще одну задачу.

Задание 4.  Научи яйцо плавать. Для проведения опыта понадобятся: сырое яйцо, емкость с водой, емкость для яйца, соль.

Пират: ребята, в письме написано, что подсказка находится на яйце, но опускать руку в емкость нельзя. Что же делать, ведь куриное яйцо очень тяжелое, у меня как раз в кармане одно завалялось, посмотрите какое оно тяжелое. (каждый ребенок может подержать его в руках). Как же быть? Я вспомнил! У нас на море все всплывает со дна, это же потому что она соленая, вода более плотная и чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. Вот и соль как раз есть. (все вместе смешивают воду с солью, потом заливают ею яйцо, яйцо поднимается к горлышку емкости).

Пират: наконец и эта подсказка у нас в руках! В ней написано, что клад спрятан в сундуке, так вот же он!

Все вместе открывают сундук с сокровищем, и дети получают угощения.

Рефлексия: ребята, что вы узнали о воде? (что она тяжелее воздуха, что она замерзает при низкой температуре, превращаясь с снег, что в соленой воде сложно утонуть)

А вам было трудно выполнять задания?

Какое задание было самое трудное?

Но вы справились и получили за это награду!

Список используемой литературы:

  1. Деркунская В.А. Игры-эксперименты с дошкольниками/ В.А. Деркунская, А.А. Ошкона. Издательство: Педагог – 2015г.
  2. Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ /методическое пособие/ Л.И. Одинцова. Издательство: Сфера – 2012г.

Занятие по экспериментированию рассчитано на детей старшего дошкольного возраста.

Цель моего занятия: создать условия для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Задачи:

1.        Стимулировать познавательную активность детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

2.        Сохранить активность внимания и стремление выполнить разнообразные, особенно сложные, задания.

3.        Стимулировать проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижении результата, осуществление контроля.

В своем занятии я использовала методы и приемы технологии проблемного обучения. Для детей была создана проблемная ситуация – помочь пирату найти сокровища, в следствие решения которой необходимо было решить проблемные задачи, следуя определенному алгоритму:

  1. Постановка проблемной задачи
  2. Выдвижение гипотезы.
  3. Доказательство или опровержение выдвинутой гипотезы путем проведения эксперимента.

В ходе занятия дети с интересом выполняли задания, самостоятельно старались найти пути решения задач. Роль воспитателя была наставническая.

При проблемном обучении деятельность состояла в том, что я, давая в необходимых случаях объяснения содержания наиболее сложных понятий, систематически создавала проблемные ситуации, сообщая учащимся факты и организуя их учебно-познавательную деятельность. Новую информацию учащиеся получили в ходе решения практических задач.

Дети сами добывали новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

Проблемное построение занятий требует их особой организации, отражается на выборе методов и приемов обучения, а также влияет на структуру и в определенной мере на само содержание излагаемого учебного материала. Поэтому есть все основания трактовать проблемное обучение как современную дидактическую систему, имеющую свою особую технологию.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.

Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями, так как в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.

Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом -путем самостоятельного исследования мира.

Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический физкультурный праздник для детей старшего дошкольного возраста «В поисках сокровищ»

Данный план-конспект позволяет в интересной и увлекательной форме провести тематический физкультурный праздник, упражнять детей в беге, лазании, расширить представления детей о правилах здорового обра...

Конспект квест-игры для детей старшего дошкольного возраста "В поисках сокровищ"

Конспект квест-игры разработан на основе компьтерных игр-путешествий....

Коррекционо-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста "В поисках сокровищ"

Цель: коррекция эмоционально-волевой сферы и развитие творческого потенциала ребёнка.Задачи:коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения ребёнка;помощь ребенку в осознании св...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "В поисках сокровищ"

Данный конспект можно использовать как итоговое занятие по математике в детском саду....

Конспект занятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста

Самостоятельные несложные опыты с использованием подручных средств и предметов...

Конспект спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста « В поисках сокровищ»

Летнее спортивное развлечение «В поисках сокровищ» для детей старшего дошкольного возраста.Цель. Развитие у детей интереса к физическим упражнениям и элементам спортивных игр, через о...