«Деревья и кустарники»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Меняйлова Анна Викторовна

Цель: Систематизировать знания детей о различных деревьях и кустарниках.

Задачи:  Учить детей различать деревья и кустарники, опираясь на схему. Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много). Развивать речь детей, умение слышать воспитателя.  Уточнить знания о деревьях. Воспитывать познавательный  интерес к  миру растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_okruzh._mirom.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 Чертковский детский сад №4

Ознакомление с окружающим миром

в средней группе.

Подготовила: воспитатель

Меняйлова А.В.

                                               П. Чертково 2022г.

Тема: «Деревья и кустарники»

Цель: Систематизировать знания детей о различных деревьях и кустарниках.

образовательные задачи:  Учить детей различать деревья и кустарники, опираясь на схему. Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).

Развивательные : Развивать речь детей, умение слышать воспитателя.                            Уточнить знания о деревьях.

воспитательные задачи: Воспитывать познавательный  интерес к  миру растений.

 Оборудование: Схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников.

Ход занятия:

  1. Вводная часть:

Проводиться беседа с детьми «Какие деревья и кустарники им знакомы».

Какие деревья или кустарники есть у них дома».

  1. Основная часть

Воспитатель читает детям рассказ К. Д. Ушинского «Спор деревьев»:

«Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит: «Я всем деревам царь! Корень мой глубоко в землю ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою».

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила: «Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает».

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает. «Погодите, — говорит, — похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья людям не было бы; я им печки топлю и избы строю».

Ребята, а как вы думаете, какое дерево самое нужное?

.Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации с изображениями разных деревьев (дуба, сосны, липы, березы, осины, ели, сосны, рябины, клена, ивы, каштана).

Ребята, чем похожи деревья, чем отличаются? Где можно увидеть деревья? (В лесу, в городе, в парке, в сквере, на картинках, на участке детского сада и т. д.)

Воспитатель обращает внимание на схематическое изображение дерева и кустарника.

- Сколько стволов у дерева? (один). Сколько стволов у кустарника(много). Что общего у дерева и кустарника?(ветки, листья)

Игра «Разложи правильно» (дети берут картинки деревьев и кустарников и раскладывают их по схемам)

Физкультминутка

Дети выполняют соответствующие движения.

Мы ямку раскопаем, Семечко посадим. Дождичек польет, Оно подрастет.

Сначала листок, потом стебелек. Наши красивые деревья Расправляют листики, Ветерок чуть дышит, Листики колышет.

Игра «С какого дерева листок»

Воспитатель раздает детям картинки с изображением листьев разных деревьев. Дети должны угадать, с какого дерева листок и правильно назвать его (С березы листок — березовый, с осины — осиновый, с дуба — дубовый, с клена — кленовый, с рябины — рябиновый и т.д.)

.Путешествие деревьев  по  «Волшебной дорожке» времен года

Воспитатель предлагает детям рассказать об изменениях, которые происходят с деревьями в разные времена года, задает детям вопросы:

У каких деревьев не опадают листья на зиму? (У сосны, ели.) Как называется явление, когда опадают листья? (Листопад.) Назовите дерево, на котором позже всех появляются листья? (У дуба.)

Воспитатель читает детям стихотворение: Кусты и деревья, Листочки на ветках. Лиственный лес, это помните, детки. Дуб в нем, березки, липы, рябинки, Лещина, шиповник, ясень, осинки. Если иголочки вместо листвы, Хвойным тогда этот лес назови. Если же есть и листва и хвоинки, Рядом и ели растут и осинки. Смешанным лес тот зовется, друзья - Тут все деревья от А и до Я.

7.Игра с мячам «Что умеет делать дерево?»

Воспитатель задает детям вопрос:

—Что умеет делать дерево? (Расти, шуметь, питаться, качаться, гнуться, падать, стоять, скрипеть, шелестеть, ломаться, гореть и т. д.)

Во что могло превратиться дерево? (В мебель, посуду, бумагу, дрова, дом, игрушки, поделки, сундук и т. д.)

  1. Заключительная часть: Отметить старательность ребят, внимательность, сообразительность. Побеседовать о новых знаниях, что больше понравилось.

Конспект НОД по познанию «Птицы весной» в средней группе

Цель: Уточнение и расширение представлений у детей о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

Образовательная:

Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. Расширять представления о перелетных птицах. Развитие кругозора, словарного запаса, наблюдательности. Формировать представление о птицах с характерными особенностями внешнего вида, образа жизни.

Развивающая:

Развивать речь детей обогащать новыми словами (скворечник, перелётная птица),

Развивать логическое мышление, внимание, коммуникативные качества.

Воспитательная:

Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Оборудование: иллюстрации на ноутбуке птиц и их гнезд (грача, скворца, ласточки, маленькие картинки с перелетными и зимующими птицами, картинки для игры «Хорошо– плохо», разрезные картинки).

Ход 

Вводная часть:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними

поздороваемся. Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными, активными.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе какой-то конверт, как вы думаете, что в нем может быть? (предположения детей) Да это какие-то картинки разрезные,  что здесь нарисовано? (Собирают картинку). Что это изображено на картинке, весна птицы прилетели. Наверно, вы уже догадались, о чём мы с вами будем сегодня разговаривать на занятии. Скажите пожалуйста, а от куда мы с вами узнаем нового о птицах? (предположения)

Основная часть:

Воспитатель:  Да, ребята, у нас наступила красавица Весна. А какие признаки весны вы

знаете?

- Солнце весной светит ярче, дольше и теплее греет.

- Тает снег.

- Проявляются первые проталины.

- Бегут ручьи.

- Начинается весёлая, звонкая капель.

- Прилетают птицы из тёплых краёв.

Воспитатель:  Всё правильно, молодцы.

Воспитатель: Весной прилетают птицы. А вы знаете, где они были зимой?

Почему птицы улетают на зиму в теплые края? (ответы детей, потому что становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений).

Воспитатель: А как называют птиц, которые прилетают к нам весной из тёплых краёв? (Ответ детей, перелётные птицы.)

Воспитатель: А почему птицы так называют «перелетные»? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно на родину весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными. Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края.

Для того чтобы весной снова вернуться на родину.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете какая первая перелетная птица прилетает к нам из теплых краев … - грач. (картинка). Давайте опишем, какой он.

Дети: Грач крупная птица. Черного цвета. У него есть хвост, крылья и клюв. Его тело покрыто перьями. У них сильные крылья. Клюв и лапы у грачей светлые.

Воспитатель: У грачей была трудная дорога. Когда они прилетают из теплых стран,

начинают строить гнезда (картинка), чтобы вывести и выкормить своих птенцов.

Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно выложено из крупных веток.

Воспитатель: Ребята, а здесь в конверте ещё что лежит.

Игра «Собери картинку» деление на 3 команды (цифра с обратной стороны)

Воспитатель: Ребят, какая следующая птица к нам прилетает, как вы думаете – скворец (картинка). Они прилетаю позже, чем грачи.

Воспитатель. Ребята, давайте опишем скворца, какой он.

Дети. Скворцы небольшие птицы. Они серо-коричневые, пестренькие. У них есть хвост, крылья, тоненькие клювы. Лапы и клюв светлые.

Воспитатель: Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в

скворечнике. (картинка)

Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы в скворечник несут тоненькие веточки, травинки, перышки. Скворцы небольшие и гнезда у них небольшие. Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево.

Физкультминутка «Скворечник».

Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик.

Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук.

Прилетайте птицы в гости –к нам, -к нам, -к нам, -к нам.

Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там.

Воспитатель. А еще с юга кто прилетают к нам… - ласточки. (картинка) Ребята, опишите ласточку, какая она?

Дети: Ласточка небольшая. Спинка у них черная, а грудка белая. У них хвостик похож на вилочку, у них острые крылышки. И покрыты они перьями.

Воспитатель. Они тоже строит гнезда, но под крышей дома. Ласточка лепит его из

комочков глины. Выстилает изнутри листиками, перышками, пухом.

Ребята, а как вы думаете для чего птицам гнёзда? (ответы детей выводить птенцов).

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, как вы думаете, для чего нужны птицы?

(Ответы детей, уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.)

А как вы думаете, надо ли охранять и беречь птиц? Ребята, у меня подобраны картинки, а вы должны решить хорошо или плохо поступают люди по отношению к птицам?

Игра «Хорошо – плохо»

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, что запомнилось вам с занятия? Что было интересным? Что узнали новое?

Воспитатель: Ребята кому вы сегодня расскажите о том, что узнали на занятии? А о

каких птицах вы хотели бы узнать на другом занятии? Какие вы молодцы.

КОНСПЕКТ НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Тема «Мир комнатных растений» .

 Цель :Продолжать систематизировать знание детей о комнатных растениях.

Задачи:

· расширять представления детей о целебных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании с использованием схем-таблиц.

· Продолжать формировать у детей интерес к растительному миру;

· Подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые организмы, требующие определенного ухода;

· Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;

·  Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать и заботиться о них.

 

Предварительная работа:

·  наблюдение за ростом и развитием растений в группе;

·  уход за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление, протирание листьев) 

 

Ход занятия

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь ее отгадать.

Без рук, без ног, а двигается. Дышит, но не говорит. Питается, а рта нет. (Ответы детей).

Правильно - это растение. Мы побеседуем сегодня о комнатных растениях. А вы знаете, что все растения живые?

Основная часть:

Воспитатель: Подскажите, пожалуйста, как называются растения, которые растут в комнате? Правильно, комнатные.

А давайте сравним комнатные растения и те растения, что растут на улице. Что у них общего? (Ответы детей). Правильно. У всех растений есть корень, стебель.

А чем отличаются комнатные растения от уличных? (Ответы детей). Правильно. Дети на дворе весна, но еще очень холодно. Поэтому растения на улице пока еще не распустили свои зеленые листочки. У комнатных растений не желтеют и не опадает осенью листочки, как у уличных. А сейчас я предлагаю немного поиграть. 

Игра «Один-много»

Фикус – фикусов, Фиалка – фиалок, Герань – герани, Кактус – кактусов,Бальзамин – бальзаминов

Игра с мячом "Назови ласково"

Стебель – стебелек, лист – листочек, цветок – цветочек, корень – корешочек, вода – водичка,горшок – горшочек, лопата – лопатка,

 Cтук в дверь. Входит заяц.

Воспитатель: Зайчонок, что у тебя случилось? Почему ты плачешь? И что это ты нам принес?

Зайчонок: Я хотел маме подарить красивый цветок, но он почему-то засох.

Воспитатель: Ребята, вы не знаете почему засох цветок? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, я тоже так думаю, ты, наверно, плохо за ним ухаживал, забывал поливать свой цветок, вот он и погиб. Мы знаем, что без воды не могут жить ни люди, ни животные, ни растения.

Зайчонок: Нет! Я очень хорошо за ним ухаживал. Я его кормил и поил: супом, компотом, а еще я очень люблю кефир, ведь он такой вкусный и полезный, и чтоб моему цветочку было так же вкусно, я поливал его кефиром.

Воспитатель: Все понятно, ты совсем не умеешь ухаживать за цветами.

Воспитатель: Ребята давайте поможем зайчонку!

 Физкультминутка

Я прошу тебя, цветок:

Подними-ка свой листок,

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

Наконец готовы все

День встречать во всей красе! (дети выполняют действия согласно тексту

 А сейчас давайте рассмотрим вот этот рисунок-схему и вспомним, что он обозначает. /ответы детей/

Давайте выберем из этих рисунков-схем только то, что нужно для жизни наших растений.

Игра «Что растениям нужно для роста?»

Правильно! Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужна наша забота и любовь!

Воспитатель: Давайте закрепим какие условия необходимы всем растениям чтобы они хорошо росли? (Вода,свет,тепло,воздух,почва)

Воспитатель: Правильно, если за ними будет хороший уход, то они будут красивыми, здоровыми. А для этого нужно растения поливать? (Чтобы оно не засохло.)

Воспитатель: Правильно, что еще надо делать, чтоб растение хорошо росло? (Рыхлить почву и протирать листочки от пыли, поливать).

Воспитатель: Молодцы. Зайчонк, теперь ты понял, что нужно делать? И что поливать растение компотом и кефиром нельзя. Ребята, дайте подарим зайчонку один из наших цветов?

Зайченок: Спасибо, ребята, я буду хорошо за ним ухаживать.

Воспитатель:А сейчас мы ребята с вами с помощью схемы-таблицы рассмотрим и расскажем о целебном растении и использовании человеком (Алоэ)

 Воспитатель: - Молодцы ребята!! Мы с вами будем продолжать ухаживать за нашими зелеными друзьями, чтобы им хорошо жилось в нашей группе.

                    Чтение стихотворения Е. Благининой.

«Прыгают синицы

Под окном моим.

Радуются птицы –

Ведь приятно им

Посмотреть на это

Милое окно

Где зимою-лето,

Где цветов полно».

Воспитатель: - Вы молодцы

 Игра «Что изменилось»

Воспитатель: Мы много сегодня говорили о комнатных растениях. Давайте вспомним какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли? (Вода, свет, тепло, питательная почва.)

Воспитатель: Правильно, если за ними будет хороший уход, то они будут красивыми, здоровыми. А для этого нужно растения поливать? (Чтобы оно не засохло.)

Воспитатель: Правильно, что еще надо делать, чтоб растение хорошо росло? (Рыхлить почву и протирать листочки от пыли).

Воспитатель: Молодцы.  Зайчонок, теперь ты понял, что нужно делать? И что поливать растение компотом и кефиром нельзя. Ребята, давайте подарим зайчонку один наш цветок?

Зайчонок: Спасибо, ребята, я буду хорошо за ним ухаживать.

Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему "Деревья и кустарники"

Данное занятие знакомит детей с природой (деревьями и кустарниками), позволяет научить детей правильно рисовать деревья и кустарники. В занятии использованы методы:игровой, словесный, практическ...

Лексическая тема Деревья и кустарники.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ TEMЫДети должны знать:названия основных (в данной местности) деревьев, их клас­сификацию (лиственные, хвойные, смешанные, фрукто­вые, лес — бор — чаща — сад);внешнее...

Содержание тематического планирования по теме "Золотая осень. Деревья и кустарники" в средней группе.

Тематическое планирование по теме " Золотая осень Деревья и кустарники" Воспитатели Цыганова Т.И.  Плакса Т.Н....

Лексическая тема "«Деревья и кустарники»" 2-ое занятие – «Кустарники»

Представлены изображения  на тему "Кустарники", загадки, корневая система сходства и различия...