Экспериментируя, дети познают окружающий мир.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Чигирёнкова Лариса Юрьевна

 Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем детскую любознательность и желание заниматься поисковой деятельностью, а именно – экспериментированием. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Значит, чем активнее ребенок трогает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, рассуждает, анализирует, сравнивает, следовательно, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentiruya_deti_poznayut_okruzhayushchiy_mir.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

 

Экспериментируя, дети познают окружающий мир.

Расскажи мне — и я забуду,
Покажи мне — и, может быть, я запомню,
Но вовлеки меня, и я пойму.

[5‚ с.3]

 Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем детскую любознательность и желание заниматься поисковой деятельностью, а именно – экспериментированием. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Значит, чем активнее ребенок трогает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, рассуждает, анализирует, сравнивает, следовательно, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

 Содержание и методы экспериментирования направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, наблюдениям, опытам.

Так ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в группе является организация развивающей среды. Поэтому я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников.   Для этого в группе оформила уголок экспериментирования для выполнения образовательных, развивающих, воспитывающих задач. Ребенок в уголке экспериментирования чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность. 

В уголке созданы картотеки опытов и экспериментов:

  1. Простые опыты с бумагой.
  2. Опыты с воздухом.
  3. Опыты с водой.
  4. Опыты с песком и глиной.
  5. Опыты с растениями.
  6. Опыты с магнитами.

В уголке экспериментирования есть: различные природные материалы (песок, глина, соль, коллекция камней, ракушек, крупы);

наборы для опытов с инструкциями-картинками; измерительные приборы; инструменты (лейки, пипетки, мерные ложечки, колбочки, деревянные палочки), дидактические игры.

         Дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования. Проведение опытов, наблюдений помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Все виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, соли, воды, воздуха, микроорганизмов.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятие, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью – дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям со временем не угас.

Неотъемлемой частью работы по развитию познавательной активности детей считаю тесное взаимодействие с родителями, вовлечение их в совместную деятельность. В родительском уголке  оформили постоянную действующую рубрику  «Поэкспериментируем!», в которой  предлагаем родителям консультации, рекомендации, различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов.

Разработали рекомендации, буклеты и памятки для родителей: «Экспериментируем дома», «Познаем, играем, экспериментируем», «Занимательные опыты на кухне»,  «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Путешествие в живую природу».

 Несложные эксперименты  можно провести во время любой деятельности дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, кухня, за столом, когда рисует и играет. Во время купания или на кухне ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, соли, о растворимости веществ. Пусть дети сами пытаются отвечать на свои вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если у него ничего не получиться, подскажите. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. «Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам!» Ральф У. Эмерсон.

Итогом работы по этой теме были исследовательские проекты: «Соль – друг, соль – враг», «Поиграем с водой», «Волшебное электричество», «Фрукт чудо - лимон».

И воспитатель, и родители хотят видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельными. Конечно, это во многом зависит от нас взрослых. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

 Экспериментирование – это  способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить. Очень важно, как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.                                                             

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Список литературы.

  1. Бабина Н. В. 500 как и почему для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
  2. Дыбина О. В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с.
  3. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
  4. Картотека опытов и экспериментов. [Электронный ресурс]: https://r1.nubex.ru/s4358-b32/f728_ (Дата обращения:29.09.2021)
  5. Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. – М.: ООО ИД РИПОЛ КЛАССИК, ООО издательство Дом. XXI век, 2010. – 189 с.
  6. Китайские пословицы и поговорки [Электронный ресурс]: https://socratify.net/quotes/kitaiskie-poslovitsy-i-pogovorki (Дата обращения:07.09.2023)
  7. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО издательство Детство – пресс, 2013. – 128 с.
  8. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  9. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО издательство Детство – пресс, 2012. – 80 с.
  10. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Экспериментируя - познаем окружающий мир"

Наверное, каждый воспитатель за свою педагогическую практику не раз слышал от детей интересующие вопросы: «А откуда появляются сосульки? Откуда появилась лужа? «Почему качаются  деревья?»  Д...

Мастер класс "Экспериментируем, размышляем, познаем"

Данный мастер класс связан с экспериментальной деятельностью детей старшего дошкольного возраста.Цель мастер класса - продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, ль...

Презентация мастер-класса "Экспериментируя - познаем окружающий мир"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15602937","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"319","width":"480"}}]]https://yadi.sk/i/aV3EGyxwKHCIrQ...

Презентация мастер-класса "Экспериментируя - познаем окружающий мир"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15602985","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"319","width":"480"}}]]https://yadi.sk/i/aV3EGyxwKHCIrQ...

Пальчиковый театр — это волшебный мир, играя в него, дети познают окружающий мир.

Пальчиковый театр — это волшебный мир, играя в него, дети познают окружающий мир....