Исследовательская деятельность на тему: «Круговорот воды в природе» для детей старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
В результате наблюдений и опытов на метеоплощадке выяснили, что дети мало знают о том, что происходит с водой в природе; какие у нее свойства; сможет ли человек и все живое прожить без воды; сколько воды на земле; как сберечь воду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность на тему:
«Круговорот воды в природе»
для детей старшего дошкольного возраста
(образовательная область: «Познание»)
Проблема | -Что такое вода, её место в природе и жизни человека -Свойства воды -От чего зависит качество воды -Как сохранить чистую воду на Земле |
Гипотеза | Если б не было воды, то не было бы жизни на Земле |
Актуальность темы | В результате наблюдений и опытов на метеоплощадке выяснили, что дети мало знают о том, что происходит с водой в природе; какие у нее свойства; сможет ли человек и все живое прожить без воды; сколько воды на земле; как сберечь воду. |
Цель | . Обратить внимание на значение воды в нашей жизни, показать её место в окружающей среде и в жизни человека. Воспитание экологического сознания. |
Тип проекта (НОД) Познавательно-исследовательский. | -Наблюдения и их анализ -Информационные исследования -Опыты и эксперименты с водой -Продуктивные виды деятельности |
Реализация проекта | -Ежедневное наблюдение за свойствами воды в природе по сезонам (Дождь, снег, иней, изморозь, туманы) -Выставление показаний в «Дневник наблюдений» - Работа на метеоплощадке -Беседы о пользе воды. Опыты, игры с водой -Создание картин,поделок,в нетрадиционной технике |
По характеру содержания | -Включение ребёнка в природу, - погружение в исследовательскую деятельность, -развитие эмоционально -эстетической сферы |
По характеру контактов | -Осуществление работы внутри ДОУ -Осуществление работы внутри группы -Совместная работа с родителями (экскурсии,беседы) |
По продолжительности | -Долгосрочный – в течение года |
Участники проекта | -Воспитатели Бекетова Е.Ф., Привалова Л.Ю -дети подготовительной группы -родители подготовительной группы |
Продуктивность | -Создание научного постулата о сохранение чистых водоёмов -Создание простого прибора для очистки воды в природе и дома -Создание лэпбука-памятки «Береги воду Земли» -Создание картин, поделок, используя свойства воды |
Задачи | -Организация работы на метеоплощадке для наблюдения круговорота воды в природе по временам года -Знакомство детей с приборами-помощниками -Анализ и обобщение полученных наблюдений -Создание лэпбука и других интерактивных материалов по теме «Значение воды в жизнедеятельности человека» -Создание художественной выставке картин «Волшебница вода» |
Задачи обучения | -Знакомить детей со свойствами воды -Дать элементарные знания о круговороте воды в природе, используя метеоплощадку -Знакомить с техникой рисования монотипии,рисование по мокрому |
Развивающая | -Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности -Развивать творческое воображение |
Воспитательный | -Воспитывать бережное отношение к воде, к водным богатствам страны, Земли -Воспитывать умение работать в коллективе - «учить быть человеком планеты Земля» -Творить прекрасное |
Предполагаемый результат | У детей сформируются начальные представления о воде, как источники жизни. Дети приобретут экологический опыт поведения и деятельности в природе. У детей появятся исследовательские умения, соответствующий возрасту. Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании детей. |
Методы: наблюдение обучение | -Работа с предметными картинками, слайдами, схемами |
Словесный метод | -Беседа, рассказ, беседа-обсуждение |
Игровой метод | -Игра «Капелька-волшебница» -Дидактическая игра «Вода нужна всем» |
Практический метод | -Наблюдение, опыт-знакомство с физическими свойствами воды, работа на метеоплощадке с приборами, изучающими количество осадков в течении года -Изучение методов и приёмов нетрадиционных техник изо |
Материалы и оборудование | -Глобус -Картины с изображением воды в природе (море, озеро, река, ручеек) -Работы художников акварелистов. -Схема круговорота воды в природе -шапочки для игры «Солнце, тучи, Капелька, ветер, снежинка» -Стаканчики с водой, соломинки, соком, молоком -Песок, ватные диски, галька -Слайды -Музыкальное сопровождение -бумага А-3ф;стаканчики с водой; акварельные краски; кисти; губка. |
Предварительная работа | -Наблюдение за природными явлениями (дождь, снег) на метеоплощадке, на прогулке -Лепка снеговика -Чтение стихов, загадок, пословиц -Рассматривание картин художников акварелистов. |
Проведение опытов | -«Испарение воды» -«Изменения вкуса» -«Очистка воды» - «Изменения цвета,состояния воды» |
Словарь | -Обогащение словаря по теме «Вода» (чистая-прозрачная, горячая-холодная, жидкая-твёрдая, безвкусная-со вкусом, текучая (жидкое состояние), твёрдая (снег, лёд) -Введение в словарь слов(монотипия,техника по мокрому,рисование солью) |
Алгоритм занятия
Вводная часть:
-организационный момент
-чтение стихов о воде
Основная часть:
Проведение опытов и наблюдений | -На метеоплощадке (определение погоды с участием воды) -В группе проведения опытов: -Вкус воды, -Запах воды, -Цвет воды, -Температура воды разные состояния воды, -Текучесть -Как очистить и сохранить воду -Дидактическая игра «Вода нужна всем» -Работа по схеме «Круговорот воды в природе» -Игра «Капелька-волшебница» |
Ход занятия №1 «Вода нужна всем»
1.Воспитатель обращает внимание на картины, где изображены море, озёра, реки, ручейки. Дети кратко отвечают на вопросы о том, что изображено на картинах (вода, водоёмы, море, реки и т.д.). Воспитатель подводит детей к выводу, что всё это вода, водные запасы Земли, всемирные богатства. Чтение стихов о воде.
Вы слыхали о воде
Говорят она везде!
Влуже море, океане
И в водопроводной кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит
Без неё нам не умыться
Смею вам я доложить
Без неё нам не прожить
Воспитатель: Ребята,как вы думаете кому нужна вода?
( задание № 1 «Кому нужна вода»)
Воспитатель: нам предстоит узнать много интересного о воде, её пользе и назначении, её роли в жизни человека и планеты Земля. Только за правильные ответы вы сможете получить фишки - капельки. Приглашаю всех в нашу мини -лабораторию.
На столах расположены предметы: стаканчики, соломинки, бутылки с водой, соком, молоком, лейка, мерный стакан, различные фильтры, бросовый материал: камешки, листья, песок, веточки.
Рассказ ребёнка из своего опыта (задание № 2)
-Опыт по очистке воды в природе
(Описание опыта № 1)
-Опыт по очистке воды в лаборатории. (опыт № 2)
Ребенок: А как можно сберечь воду чистой,что бы потом её не очищать?
Дети: -не сорить на берегу водоемов,
-не разрушать берег любых водоемов,
-укреплять береговую полосу (сажать влаголюбивые кустарники и деревья)
-не загрязнять сточными водами,
-прочищать водные родники.
(Задание на Лепбуке памятки «Берегите воду», дети выбирают нужные значки).
Занятие №2 по нетрадиционной технике рисования «Волшебница вода»
Содержание:
1.Звучит музыка, дети рассматривают картины художников – акварелистов
В;Вам понравились картины художников?
Д;Да.
В. А чем? В чем необычность этих картин?
Катя Т; Мне очень нравится то, что они как в тумане, в дымке, как будто идёт дождь. А мы можем нарисовать такие картины?Я люблю рисовать,но как нарисовать такую картину не знаю.
Мне кажется, что там больше воды,чем краски. Может поэтому рисунок не четкий?
В;Да,вода волшебница. И эта техника вам знакома.
Показывает два рисунка прошлого года.
Реб; Да, это называется – Монотипия и рисование по мокрому.
В. Правильно. Напоминает технику рисования.
А рисовать и экспериментировать с водой и краской вы будете сами.
В: Хотите попробовать?
(- дети подходят, выбирают изо-материалы по желанию.
-Идёт работа…, дети пробуют различные материалы и техники рисования.
(Звучит фоновая музыка)
-Дети любуются картинами, размещая их рядом с картинами художников)
Содержание проекта
Введение
1.Теоретическая часть. Актуальность проекта.
1.1. История возникновения проекта. Цель, задачи, гипотеза.
1.2. Необычные технические исследования.
2.Экспериментальная часть работы
2.1. Создание лэпбука
Заключение
Источники
Приложение
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/12/10/meteostantsiya.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/11/picture-558698-1420982701.jpg)
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений о природе для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Там, на неведомых дорожках».
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность, интеграция образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художестве...
научно - исследовательская работа на тему:"Фольклорный кружок как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к этнокультурному воспитанию "
В современных условиях изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной культуры (праздники, игры, обычаи, обряды, трад...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/21/picture-1429646-1666373118.jpg)
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с природой) для детей старшего дошкольного возраста: «Земля- наш дом»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с природой) для детей старшего дошкольного возраста: «Земля- наш дом»Возраст воспитанников: старший до...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-845241-1478959538.jpg)
Самоанализ итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир и безопасность) на тему: «Путешествие в мир природы» для детей старшего дошкольного возраста
Самоанализитоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию (природный мир и безопасность) на тему: «Путешествие в мир природы»дл...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-845241-1478959538.jpg)
Конспект итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир и безопасность) на тему: «Путешествие в мир природы» для детей старшего дошкольного возраста
Конспектитоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию (природный мир и безопасность) на тему: «Путешествие в мир природы»для детей старше...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/11/picture-1068597-1539283323.jpg)
«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста».
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/11/picture-1068597-1539283323.jpg)
«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста».
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...