Конспект ОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "Весна красна цветами".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Горожанцева Наталия Валерьевна

Конспект ОД  по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "Весна красна цветами".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

                   

Конспект ОД

по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

 «Весна красна цветами»

                                                                                                                                         Воспитатель              

                                                                                                                                      Горожанцева Н.В.

                                                                                                                                         

Цель: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе через народное творчество.

Задачи:

1. Расширять и уточнять представления детей о природе.

2. Помогать устанавливать простейшие связи.  

4.Продолжать давать представление, что растения живые существа.

5. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

6. Развивать умение чувствовать и воспроизводить образность языка в малых фольклорных формах.

7. Продолжать развивать речь как средство общения (диалогической и монологической форм).

 Оборудование: костюм Петрушки, пчелы, сарафан и платок – костюм Бабушки-Забавушки, указка, картинки с изображениями: мать-и-мачихи, одуванчика, подснежника, карточки-отгадки, дидактическая игра «Собери правильно», магнитофон, кассета с русской народной мелодией, холщевая сумка, рисунки для подарков, веревка.

 Предварительная работа: чтение художественной литературы: «Весна красна, Н. Усов «Лепестки тайных цветов», А. Снегирев «Первый цветок», М. Соколов-Микитов «Весна красна», беседа о подснежнике, прослушивание русской народной музыки, заучивание закличек, потешек, пословиц, стихотворений о весне.

 Словарная работа: закличка, пословицы и поговорки, протальник, снегогон, травень, милости прошу.

Ход ОД

Дети стоят полукругом.

 Рано-рано по утру,

 Когда все дети крепко спали

 Прямо под моим окном

Две пташки щебетали

 И они мне рассказали,

 Чтобы все ребята знали,

 Что сегодня в гости к нам,

 Спешит сама Бабушка,

 Бабушка-Забавушка.

Бабушка-Забавушка:

 Слышу, слышу про меня разговор ведёте.

 Здравствуйте дети!

 Здравствуйте гости дорогие!

Ребята, как вы считаете, зачем народ придумывает загадки? (они развивают ум, смекалку, передаются из поколения в поколение, народ собирает загадки в копилку народной мудрости). – Я пришла к вам с новыми загадками.

 1. На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)

 2. Растёт она вниз головою, не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт, заплачет она и умрёт. (Сосулька)

 3. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

 4. Весь мир обогревает и усталости не знает, улыбается в оконце, а зовут его все? (солнце)

 5. Я распускаю почки в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

 Движением полна, а зовут меня… (Весна)

Бабушка-Забавушка:

 – Да, к нам пришла весна. Русские люди весну с нетерпением ждали, закличками закликали. О чём они кликали, просили? Давайте все вместе закликать весну.

Дети встают в круг

 Весна-красна на чём пришла?

 На берёзе, на сосне,

 На шёлковой траве,

 На ржаном снопочке

 На золотом колосочке.

Весна, весна красная

Приди весна с радостью

 С великой милостью,

 С льном высоким

 С корнем глубоким.

Бабушка-Забавушка:

 Идёт матушка-весна

 Отворяй-ка ворота.

 А как в народе называется март? (Протальник)

Почему?

 Первым март пришёл

 Белый снег сошёл.

 А кто мне назовёт второй месяц весны? (Апрель-снегогон)

 А за ним и апрель

 Отворил окно и дверь.

 Дети, а как называется последний месяц весны? (Май-травень)

 А уж пришёл май –

 Солнце в терем приглашай!

Бабушка-Забавушка:

 Весна – это праздник пробуждения. Всё живое население лесов, лугов, полей тянется к теплу, к солнечному свету и ждёт от весны радости и милости.

 Много про весну в народе сложено пословиц и поговорок давайте, вспомним.

Дети:

 Апрель с водою – май с травою.

 Февраль снегом богат, апрель – травою.

 В апреле вода клокочет, ручьи землю щекочут.

 Апрель – всех напоит.

Бабушка-Забавушка:

 А теперь поиграем в русскую народную игру «Ручеёк».

 (Все дети встают в колонну, руки кладут на пояс впереди стоящему, сбоку на небольшом расстоянии от колонны кладут верёвку. В ходе игры на слог «ух» – надо всем перепрыгнуть через верёвку, тот кто не перепрыгнет, выбывает из игры).

Дети:

 Разлился ручеёк, золотой рожок – «ух».

 Разлился водой, холодной, снеговой – «ух».

 По мхам по болотам, по лесным – колодам – «ух!»

Бабушка-Забавушка:

Мы с вами поиграли, а ручеёк побежал дальше. Под лучами солнца тает снег, появились проталины, травка, а что ещё пробуждается в природе весной? (Первоцветы)

Бабушка-Забавушка

        

Какие первоцветы вы знаете?

Первый «разведчик» весны – какой это цветок?

Показ картинки подснежника

Бабушка-Забавушка:

 Дети, а вы знаете стихотворение про подснежник?

 Читает ребёнок:

 Под ногой трещит валежник,

 Лес весну встречать готов

 Распускается подснежник

 Самый первый из цветов.

Бабушка-Забавушка:

Ребята, отгадайте загадку:

Смотрит солнышко – росток.

 Не травинка, не листок:

 Появился самый первый.

 Желтый маленький цветок

Показ картинки мать-и-мачехи

Бабушка-Забавушка:

 Из каких частей состоит растение?

 (Ответы детей – корень, стебель, листья, цветы)

 А для чего необходим корень растению?

(Ответы детей: корни удерживают растение в земле, помогают расти, питаться, всасывать воду)

Бабушка-Забавушка:

 Дети, а какой стебель у мать-и-мачехи?

(Ответы детей: длинный, тонкий с чешуйками)

Бабушка-Забавушка:

 Своё необычное название этот цветок получил за листья.

Какие листья  у мать-и-мачехи?

 (Ответы детей: одна сторона листа мягкая, тёплая, пушистая, ласковая, как руки мамы, а другая – холодная)

Бабушка-Забавушка:

Ребята, отгадайте еще одну загадку:

В детстве-с жёлтой головой,

 В юности-совсем седой,

 А вот старым-не бывает,

 Пухом белым-улетает!

Выставляет картинку с изображением одуванчика

Бабушка-Забавушка:

 Давайте сравним одуванчик и мать-и-мачеху, чем они похожи?

 (Ответы детей: есть цветы, стебли, листья, корни, цветы похожи на шарики, солнышки)

Бабушка-Забавушка:

 Посмотрим, чем отличаются растения друг от друга? Какие стебельки у одуванчика? У мать-и-мачехи? Чем отличаются листья?

 (Ответы детей: по форме у одуванчика листья узкие, по краю с большими зубчиками, зелёные)

 Скажите дети подснежник, одуванчик и мать-и-мачеха живые существа?

 (Ответы детей: они зелёные они растут, у них бывают цветы, им необходимы свет, тепло и вода)

Бабушка-Забавушка:

Поиграем. (Физкультминутка)

 Наши жёлтые цветочки

 Распускают лепесточки,

 Ветерок чуть дышит,

 Лепестки колышет.

Наши жёлтые цветочки

 Закрывают лепесточки

 Тихо засыпают,

 Головой качают.

Бабушка-Забавушка:

Ребята, а вы знаете, для чего цветы имеют такие яркие краски и аромат?

(Цветы привлекают насекомых окраской лепестков и ароматом.)

Давайте нарисуем целый луг весенних цветов.

Рефлексия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект летнего развлечения по познавательному развитию для детей старшей группы "Лето красное пришло"

Программное содержание : закрепить знания детей о лете ,о правилах поведения в лесу. Развивать двигательные умения детей в условиях эмоционального общения со сверстниками. Воспитывать в детях любовь к...

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Кто следит за порядком на дороге?»

Цель: становление доброжелательного, уважительного отношения к людям разных профессий....

Лэпбук по познавательно - речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Красная книга России».

Цель: ознакомление детей с Красной книгой как государственным документом, формирование  первичных представления детей о значении Красной книги для сохранения редких видов животных и растений....

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста:«Смешение цветов»

Цель:Формировать познавательный интерес детей через экспериментальную деятельность.Задачи:Обучающие:-  закрепить знания об осени, ее дарах (фруктах, овощах);-  учить смешивать краски для пол...